Материалы к уроку по литературе (11 класс)
тест по литературе (11 класс) на тему

Хворова Ольга Владимировна

 Вашему вниманию представлены тесты по литературе по творчеству С.Есенина, А. Ахматовой, В. Маяковского и.т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.:__________________

Прочитайте приведенные ниже стихотворение М. И. Цветаевой и выполните задания А1-А5, В1-В4, С1.

Откуда такая нежность?                                       Всходили и гасли звезды

Не первые – эти кудри                                          (Откуда такая нежность?),

Разглаживаю, и губы                                             Всходили и гасли очи

Знавала – темней твоих.                                       У самых моих очей.

Еще не такие песни                                               Откуда такая нежность?

Я слушала ночью темной                                     И что с нею делать, отрок

(Откуда такая нежность?)                                   Лукавый, певец захожий,

На самой груди певца.                                         С ресницами – нет длинней?

А1.  К какому типу лирики относится стихотворение М. И. Цветаевой «Откуда такая нежность?»

  1. пейзажная  2) патриотическая       3) любовная             4) гражданская

А2. Ведущей темой в стихотворении является тема:

  1. любви  2) родины  3) природы  4) свободы

А3. Как называется синтаксический прием, использованный поэтом в строке: «Откуда такая нежность?»

  1. риторический вопрос  2) повтор  3) антитеза  4) синтаксический параллелизм

А4. Какая строфа стихотворения состоит только из  риторических вопросов?

  1. первая 2) вторая  3) третья  4) четвертая

А5. Лирическая героиня стихотворения:

  1. равнодушна к любви      2) не понимает причины нежности возлюбленного
  2. боится потерять возлюбленного     4) мечтает о новой любви

В1. В строке «Всходили и гасли очи/ У самых моих очей…» использовано нарушение традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот синтаксический прием.

Ответ:________________________

В2. Назовите поэтическую строку, которая повторяется в каждой строфе и раскрывает особенности восприятия лирической героини.

Ответ:__________________

В3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «ночью темной», « отрок лукавый», «певец захожий».

Ответ:___________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:_____________________

С1. Как в стихотворении М. И. Цветаевой «Откуда такая нежность?» раскрывается любовное чувство лирической героини?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-



Предварительный просмотр:

                                                               

Ф. И. :________________

                                                                      Тест

                                                          В. В. Маяковский

1. К какому литературному течению начала 20 века относил себя В. Маяковский:

 1. Символизму  2. Акмеизму  3. Кубофутуризму    4. Эгофутуризму

2. В чем, по Маяковскому,  заключается сила лирики:

   1. В заряженности большим чувством, большой идеей.

   2. В описательности, в отражении жизненной действительности.

   3. В философском содержании, в «исследовании души».

3. Какое из утверждений более соответствует задачам искусства по Маяковскому:

   1. «Искусство для искусства».

   2. «Искусство и политика несовместимы».

   3. «Надо разбить вдребезги сказку об аполитичности искусства».

   4. «Искусство идет на несколько шагов впереди своего времени».

4. О какой из своих поэм В. В. Маяковский  сказал:  «Четыре крика четырех частей».

1. «Облако в штанах».   2. «Левый марш»  3. «В. И. Ленин»        4 «Хорошо!»

5. В. В. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:

 1.Хдожественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

 2. Один из тропов, художественное преувеличение.

 3.  Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

6. Стихотворением, громко заявившим о рождении поэзии революции, явилось стихотворение В. Маяковского:

  1  «Левый марш»

  2. «Прозаседавшиеся»

  3. «Юбилейное».

7. Что стало для В. Маяковского наиболее ярким  предметом обличения:

 1. Мещанство и бюрократизм.

 2.Политические враги революции.

 3.Внешниев враги Советской республики.

4.Религия и церковь.

8. О назначении поэта и поэзии В. Маяковский сказал:

 1. В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой».

2. Во вступлении к поэме «Во весь голос».

3. В стихотворении «Прозаседавшиеся».

4.В стихотворении  «Товарищу Нетте – пароходу и человеку».



Предварительный просмотр:

Вариант 2

Прочитайте приведенное ниже  стихотворение В. Я. Брюсова и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.

Поэту

                                               Ты должен  быть гордым, как знамя;

                                               Ты должен быть острым, как меч;

                                               Как Данту, подземное пламя

                                               Должно тебе щеки обжечь.

                                               Всего будь холодный свидетель,

                                               На все устремляя свой взор.

                                               Да будет твоя добродетель –

                                               Готовность взойти на костер.

                                              Быть может, всё в жизни лишь средство

                                              Для ярко-певучих стихов,

                                              И ты с беспечального детства

                                              Ищи сочетания слов.

                                             В минуты любовных объятий

                                             К бесстрастью себя приневоль,

                                             И в час беспощадных распятий

                                             Прославь исступленную боль.

                                            В снах  утра и в бездне вечерней

                                            Лови, что шепнет тебе Рок,

                                            И помни: от века из терний

                                            Поэта заветный венок!

                                           

А 1. В стиле какого литературного направления написано стихотворение В. Я.Брюсова «Поэту»?

1) футуризм       2) акмеизм       3) символизм       4) имажинизм

А 2. Ведущей в стихотворении является тема:

 1) любви и дружбы;  2) родины и природы;  3) науки и искусства; 4) поэта и поэзии.

А 3. Как называется синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении и использованный в строке:  «И ты с беспечального детства / Ищи сочетание слов»?

1) антитеза  2) инверсия  3) синтаксический параллелизм   4) повтор

А. 4  Автором какого произведения является Данте?

  1) «Божественная комедия»; 2) «Моцарт и Сальери»  3) «Оптимистическая трагедия»

  4) «Ромео и Джульетта».

А 5. Лирический герой стихотворения

  1) поэт, который стремится быть всегда в стороне;

  2)  поэт, который ничего не боится;

  3) простой созерцатель;

  4) мечтатель –романтик.

В1. В строке  «И  в час беспощадных распятий/ Прославь исступленную боль…» использовано выражение, употребленное в переносном  смысле, вместо другого слова, потому что между обозначенными предметами есть сходство. Назовите это художественно-выразительное средство.

Ответ:_____________________________________

В 2. Назовите слово, использованное поэтом в стихотворении и являющееся синонимом к слову судьба.

Ответ:_______________

В3.Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «Быть гордым, как знамя», «быть острым, как меч».

Ответ:_______________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:________________

С1. Каким, по мнению В. Я. Брюсова, должен быть поэт?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. :__________________      Оценка:___________



Предварительный просмотр:

Вариант 3

Прочитайте приведенное ниже  стихотворение  К. Д. Бальмонта  и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.

                                                                       ***

                                            Я мечтою ловил уходящие тени,

                                            Уходящие тени погасавшего дня,

                                            Я на башню всходил, и дрожали ступени,

                                            И дрожали ступени под ногой у меня.

                                            И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

                                            Тем ясней рисовались очертанья вдали,

                                            И какие-то звуки вдали раздавались,

                                           Вдруг меня раздавались от Небес и Земли.

                                          Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

                                          Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

                                          И сияньем прощальным как будто ласкали,

                                          Словно нежно ласкали отуманенный взор.

                                           И внизу подо мною уж ночь наступала,

                                           Уже ночь наступала для уснувшей Земли,

                                           Для меня же блистало дневное светило,

                                           Огневое светило догорало вдали.

                                           Я узнал, как ловить уходящие тени,

                                           Уходящие тени потускневшего дня,

                                           И всё выше я шел, и дрожали ступени,

                                           И дрожали ступени под ногой у меня.

А 1. В стиле какого литературного направления написано стихотворение К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»?

1) футуризм       2) акмеизм       3) символизм       4) имажинизм

А 2. Ведущей в стихотворении является тема:

 1) любви и дружбы;  2) родины и природы;  3) уходящего времени; 4) свободы и неволи

А 3. Какой синтаксический прием использован в строке:  «И все выше я шел, и дрожали ступени…»?

1) повтор  2) антитеза   3) синтаксический параллелизм   4) риторический вопрос

А. 4  Что в стихотворении поэт подразумевает под словом «дневное светило»?

  1) время 2) солнце  3) Земля       4) великий ученый

 

А 5. Лирический герой стихотворения

  1) разочарован в мечте;

  2)  боится мечтать;

  3)  мечтает узнать непознаваемое;

  4)  чувствует свою связь с Землей.

В1. В строке  « И сияньем прощальным как будто ласкали, / Словно нежно ласкали отуманенный взор…» использовано выражение, основанное на сопоставлении. Назовите это художественно-выразительное средство.

Ответ:_____________________________________

В 2. Выпишите слово-символ из первой строфы, которое объясняет, куда направляется лирический герой.

Ответ:_______________

В3.Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «потускневшего дня», «сияньем прощальным».

Ответ:_______________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:________________

С1. Какие черты символизма раскрываются в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. :__________________      Оценка:___________



Предварительный просмотр:

Ф. И.:________________

Лирика А. А. Ахматовой

Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой «Песня последней встречи…» и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.

А1. В какой сборник вошло стихотворение А. А. Ахматовой «Песня последней встречи…»?

  1. «Вечер»   2) «Четки»    3) «Белая стая»   4) «Подорожник»

А2. Ведущей в стихотворении является тема:

  1. любви    2) родины  3) природы  4) свободы

А3. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в сочетаниях: «шепот осенний», «равнодушно-желтым огнем»?

  1. метафора    2) метонимия  3) сравнение   4) эпитет

А4. Какое чувство, владеющее лирической героиней, передано в строке: «Я на правую руку надела/ Перчатку с левой рук…»?

  1. радость  2) грусть 3) переживание   4) непонимание

А5. Лирическая героиня стихотворения:

  1. верит, что возлюбленный вернется;
  2. переживает уход возлюбленного;
  3. равнодушна к жизни;
  4. верит в бессмертие души.

В1. В строке «Только в спальне горели свечи/ Равнодушно-желтым огнем…» использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием. Ответ:__________________________________

В2. Назовите слово в первой строфе стихотворения, которое характеризует состояние лирической героини. Ответ:_______________

В3. Укажите название фонетического приема, основанного на повторении однородных согласных звуков и использованного в строке: «Это песня последней встречи./ Я взглянул на темный дом./ Только в спальне горели свечи…».

Ответ:__________________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.        Ответ:__________________

С1. Как в стихотворении А. А. Ахматовой «Песня последней встречи…»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И.:________________

Лирика А. А. Ахматовой

Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой «Родная земля…» и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.

А1. В какой сборник вошло стихотворение А. А. Ахматовой «Родная земля…»?

  1. «Вечер»   2) «Четки»    3) «Белая стая»   4) «Подорожник»

А2. Ведущей в стихотворении является тема:

  1. любви    2) родины  3) природы  4) свободы

А3. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках: «Да, для нас это грязь на калошах, / Да, для нас это хруст на зубах…»?

  1. ассонанс    2) анафора  3)  эпифора   4) аллитерация

А4. В какой строке стихотворения А. Ахматовой « Родная земля» выражена его основанная идея?

  1. Но ложимся в нее и становимся ею…
  2. О ней не вспоминаем даже…
  3. Да, для нас это грязь на калошах…
  4. Да, для нас это хруст на зубах…

А5. Лирическая героиня стихотворения:

  1. Понимает, что родину покинуть необходимо
  2. Боится страшного суда, поэтому решает не покидать родину
  3. Не связывает себя с родиной
  4. Ассоциирует себя с родной землей.

В1. В строке «И мы мелем., и месим, и крошим…» использован художественный прием, основанный на воспроизведении одних и тех же слов.. Назовите этот прием. Ответ:__________________________________

В2. Выпишите слово из второй строфы стихотворения,  которое является синонимом слова земля и отражает восприятие лирической героини. Ответ:_______________

В3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «стихи навзрыд не сочиняем», «делаем ее в душе своей/ Предметом купли  и продажи».  Ответ:__________________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.        Ответ:__________________

С1. Как  лирическая героиня в стихотворении  А. А. Ахматовой  воспринимает родную землю? Как вы думаете, почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И.:________________

Лирика А. А. Ахматовой

Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой «Уединение…» и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.

А1. В какой сборник вошло стихотворение А. А. Ахматовой «Уединение…»?

  1. «Вечер»   2) «Четки»    3) «Тростник»   4) «Подорожник»

А2. Ведущей в стихотворении является тема:

  1. любви   и дружбы   2) родины и природы  3)  города и деревни  4) поэта и  поэзии

А3. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках: «Влетают ветры северных морей…»?

  1. метафора    2) метонимия  3) сравнение   4) эпитет

А4. О ком идет речь в строке:  «Божественно спокойна и легка, / Допишет Музы смуглая рука»?

  1. А. С. Пушкин  2) Данте  3) М. Ю. Лермонтов   4) Овидий

А5. Лирическая героиня стихотворения:

  1. Хочет пообщаться с подругой, которую зовут муза;
  2. Ощущает себя отшельницей
  3. Всегда находится в центре событий
  4. Мечтает о славе

В1. В строке «Что ни один их них уже не страшен, /  И стройной башней стала западня…» использовано  повторение однородных согласных звуков, передающее тихое звучание шагов.  художественный прием, основанный на воспроизведении одних и тех же слов. Назовите это  фонетическое средство. Ответ:__________________________________

В2. Какой эпитет, использованный в финальных строках стихотворения, характеризует отношение поэтессы к поэзии? Ответ:_______________

В3. Укажите название художественно-выразительного средства, основанного на одушевлении и очеловечивании явлений природы: «Здесь солнца луч последний торжествует…».  Ответ:__________________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.        Ответ:__________________

С1. Как   в  стихотворении  А. А. Ахматовой «Уединение»  раскрывается тема поэта и поэзии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Ф. И.:_________________________________

Тест

С. А. Есенин

1.Соотнесите литературное течение начала  XX века с «ключевым» словом:

      1. Символ

      2. Образ

      3. Высшая степень чего-либо, цветущая сила.

      4. Будущее

   ________акмеизм             _____________футуризм      ______________имажинизм

______________символизм

2. Какому литературному течению был близок С. Есенин:

1. Символизму   2.Акмеизму  3.Имажинизму   4.Футуризму

3. Наиболее важную в художественном мире С. Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все го восприятие мира:

1. Образ луны и солнца.

2. Пространственный образ земли.

3. Образ движущегося времени.

4. Образ (пути) дороги.

4. Определите художественные средства выразительности, с помощью которых С. Есенин создает образ природы:

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром».

1.Эпитеты    2. Метафора      3.Сравнение.             4. Метафоричное сравнение.

5. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом, для создания образа:

1. «Рассвет рукой прохлады росно                       2. «Синь то дремлет, то вздыхает».

Сшибает яблоки зари».

3. «Как варежки, звенит девичий смех».             4. «… В водах лонных звенящая борозда».

5. «…Звонко чахнут тополя».

______олицетворение   _______звукопись  _________эпитеты  _______метафоры

____________метафорические сравнения

6. С. Есенин использует художественный прием  антитезы в своем обращении к теме Родины.

         Антитеза – это:

1. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

2. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и.т.п., создающее эффект резкого контраста.

3. Прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых  или близких по звучанию согласных звуков.

7. поэзия С. Есенина имеет не только первый, лексический смысл, но с помощью художественных средств поэт создает и второй, образно-метафорический, и третий философско-символический, уровень поэтического мира. Можно ли выделить главный из них:

1.Да.                2.Нет

8. Лирический герой – это:

1.Условный образ в лирических и лироэпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.

2. Эмоциональное восприятие автором описываемого, выраженное в литературном произведении художественными средствами.

3. Главный персонаж или главное действующее лицо художественного произведения, вызывающее сочувствие автора (положительный герой).

9. Лирическое «Я» есенинских стихотворений -  это сам поэт:

1. Да       2.Нет

10.Какую тему раскрывает С.Есенин с помощью образа собаки, ее щенят в стихотворении «Песнь о собаке»:

1.Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.

2.Тему Родины

3.Тему природы

4.Тему материнства

11. Все есенинское творчество подставляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является:

1.Сам поэт

2.Образ поэта

12. Определите размер стихосложения приведенного отрывка:

«Нищету твою видеть больно

 И березам и тополям».

1.Дактиль

2.Анапест

3.Амфибрахий



Предварительный просмотр:

Лирика В. Ф. Ходасевича

Прочитайте приведенное ниже  стихотворение  В. Ф. Ходасевича и выполните А1-А5; В1-В4; С1.

Про себя

Нет, есть во мне прекрасное, но стыдно

                                                   Его назвать перед самим собой,

                                                   Перед людьми  же – подавно: с их обидной

                                                   Душа не примирится похвалой.

                                                    И вот – живу, чудесный образ мой

Скрыв под личной низкой и ехидной…

                                                    Взгляни, мой друг: по травке золотой

Ползет паук с отметкой крестовидной.

Пред ним ребенок спрячется за мать,

                                                     И ты сама спешишь его согнать

Рукой брезгливой с шейки розоватой.

                                                     И он бежит от гнева твоего,

                                                    Стыдясь себя, не ведая того,

                                                    Что значит знак его спины мохнатой.

А 1. Из какого сборника стихотворение В. Ф. Ходасевича «Про себя»?

1) «Тяжелая лира»  2) «Счастливый домик»     3) «Путем зерна»    4) «Египетская ночь».

А 2. Ведущей в стихотворении является тема:

        1) любви   2) собственной судьбы  3) природы   4) свободы

А 3. Как называется  художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строке: «Рукой брезгливой…»?

 1) эпитет  2) метафора  3) сравнение   4) синекдоха

А 4. Что представляет собой форма стихотворения В. Ф. Ходасевича?

     1) дистих    2) песня  3) «онегинская строфа»  4) сонет

А 5.  Лирический герой стихотворения:

1) боится о себе узнать что-то страшное;

2) мечтает о счастливом продолжении любви;

3) не может примириться с обидной похвалой людей;

4) по-прежнему зависит от людской молвы.

В 1.  В строке: «по травке золотой / ползет паук с отметкой крестовидной…»  использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в  предложении. Назовите этот прием.

Ответ: ________________________

В 2.  Назовите непосредственного адресата стихотворения, к которому обращается лирический герой.

Ответ:________________

В3. Укажите  название художественно-выразительного средства, использованного в строке:

« ….чудесный образ мой…».

Ответ:_____________________________

В 4. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:___________________

Как  в стихотворении В. Ф. Ходасевича «Про себя» раскрывается отношение лирического героя к собственной судьбе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Лирика Н. С. Гумилева

Вариант 1

Прочитайте приведенное ниже стихотворение Н.С. Гумилева и выполните задания А1-А; В1-В4; С1.

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

с которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

 Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

 Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И так я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав ...

Ты плачешь? Послушай ...далеко, на озере Чад

 Изысканный бродит жираф.

А . В стиле какого литературного направления: написано стихотворение Н. С. Гумилева «Жираф»?

  1. футуризм;         3) символизм;
  2. акмеизм;         4) имажинизм,

А2. Ведущей в стихотворении является тема:

  1. любви и природы;         3) экзотики;
  2. родины и природы;         4) свободы и воли.

АЗ. Какое художественно-выразительное  средство  используется в строке: «И бег его плавен, как радостный птичий полет…»?

  1. сравнение;         3)аллегория;
  2. метонимия;         4) ирония.

А4. В чем особенности композиции стихотворения Н. С. Гумилева  «Жираф»?

 1) циклическая;

  1. кольцевая;
  2. зеркальная;
  3. нет никаких особенностей,

А6. Лирический герой стихотворения:

  1. сопоставляет себя с жирафом;
  2. тоскует по родине;
  3. чувствует красоту экзотического животного;

         4) мечтает о том, чтобы возлюбленная была счастлива с другим.

Bl. В строке: «Ему грациозная стройность и нега дана, / и шкуру его украшает волшебный узор ... » использовано фонетическое средство, основанное

па повторении  одних  и тех же гласных звуков. Назовите это средство.

Ответ:  ____________________

В2. Назовите сборник, который включает стихотворение Н. С. Гумилева «Жираф».

Ответ:  __________________________

 В 3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «тяжелый туман», «радостный птичий полет», «изысканный ... жираф».

Ответ: _____________________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:________________________

Cl. Какие чувства лирического героя переданы в стихотворении Н. С. Гумилева «Жираф»? Поясните свою мысль.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. :__________________

Оценка:_____________



Предварительный просмотр:

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Вариант 1

Найдите в романе отрывок от слов «Однажды… весною, в час небывалого жаркого заката…» до слов «Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской…»

Выполните задания:

А1Опредлеите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)роман-эпопея    2)повесть  3) быль  4) роман

А2. Из какой части произведения этот фрагмент?

1) реально-исторический  2) мифологический  3) утопический 4) фантастический

А3. Главной темой данного фрагмента является:

1) портрет Бездомного и Берлиоза;

2) описание бытовой жизни в Москве;

3) встреча Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах;

4) судьба литератора в Москве.

А4 Какую странность майского вечера следует отметить прежде всего?

 1) полное отсутствие людей;            2).безумная жара;    3) доброта Берлиоза;

4) необыкновенный холод.

А5. С какой целью в данном фрагменте  приводится описание внешности Бездомного и Берлиоза?

1) очернить герое в глазах читателей;         2) показать, как может быть обманчива внешность;   3)охарактеризовать героев;    40 заинтриговать читателя.

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («приличную», «сверхъестественных», «плечистый, рыжеватый, вихрастый)/

Ответ:__________________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности ( со слов: «Первый из них, одетый…»)

Ответ:________________________________________________________________________

В3. Из абзаца, начинающего со слов:  «Однажды весною…» , выпишите название места в Москве, где происходит действие.

Ответ:______________________________________________________

В4. Из абзаца, начинающего со слов:  «Однажды весною…»,найдите словосочетание, характеризующее время действия данного фрагмента текста романа.

Ответ:____________________________________________________________

С1. Как начинается произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Почему?



Предварительный просмотр:

Лирика А. А. Блока.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение  А. Блока и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.

     Как океан меняет цвет,

     Когда в нагроможденной туче

    Вдруг полыхнет мигнувший свет, -

    Так сердце под грозой певучей

     Меняет строй, боясь вздохнуть,

     И кровь бросается в ланиты,

     И слезы счастья душат грудь

     Перед явленьем Карменситы.

А1. В какой сборник входит стихотворение А. А.Блока  «Как океан меняет цвет … »?

           1) «Кармен»                          3) «Распутья»;

          2) «Родина»         4) «На поле Куликовом».

А2. Ведущей в стихотворении является тема:

  1. любви и искусства;
  2.  родины и природы;
  3. поэта и поэзии;
  4.  города и деревни.

А3. Как называется фонетическое средство, использованное поэтом в строках: «И кровь бросается в ланиты, / и слезы счастья душат грудь…» ?

  1. анафора;         3) сравнение;
  2. эпифора;         4) восклицание.

А4. В какой строке  стихотворения А. А. Блока непосредственно  дан художественный образ, с помощью которого сопоставляются чувства лирического героя?

  1. в первой;                      3) в третьей
  2. во второй;                    4) в четвертой

А5. Лирический герой стихотворения:

  1. полон тайных, недозволенных желаний;
  2. счастлив до слез;
  3. стремится забыться;
  4. раздосадован на окружающих.

В1. В строке «Так сердце под грозой певучей / Меняет строй, боясь вздохнуть…» использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.

        Ответ:         

В2. Назовите архаизм, использованный в стихотворении А. Б. Блока. ________________________

В3. Укажите название средства  иносказательной выразительности, которым воспользовался поэт для передачи состояния лирического героя: «И слезы счастья душат грудь…»

______________________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение. _____________________________

С1. Как в стихотворении А. Блока  « Как океан меняет цвет….» раскрываются чувства и переживания лирического  георя?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Вариант 1   Прочитайте приведенное ниже стихотворение А. А. Блока и выполните задания  А1 – A5; В1- 84; С 1.

Фабрика

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам - по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене - а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу все с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

   Они войдут и разбредутся, Навалят  на  спину кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели

  1. В  какой  сборник входит стихотворение А. А. Блока («Фабрика»
  1. «Кармен»;  3) «Распутья»
  2. «Родина»   4) «На поле Куликовом».
  1. Ведущей в стихотворении является тема:
  1. любви;
  2. родины;
  3. социальных отношений;
  4. свободы.
  1. Как называется художественно-выразительное средство, использованное  поэтом  в словосочетаниях: «измученные спины», « в  жолтых окнах»?
  1. метафора;         3) сравнение;
  2. метонимия;         4) эпитет.
  1. В какой строфе стихотворения непосредственно говорится о позиции поэта - лирического героя?
  1. в первой;         3) в третьей;
  2. во второй;         4) в четвертой.

5. Лирический герой стихотворения:

  1. видит, что молодость еще впереди;
  2. поэт, который видит все со своей позиции;
  3. стремится уйти на войну;
  4. по-прежнему мечтает о нежности и славе

В1. .в строке: «Согнуть измученные спины / Внизу собравшийся народ ...» использовано повторение однородных согласных звуков, передающее шушуканье в толпе. Назовите это  фонетическое средство.

Ответ: __________________________________________

В2. Назовите литературное направление, в стиле которого написано стихотворение А. А. Блока «Фабрика».

        Ответ:         _

Б3. Укажите название синтаксического приема, использованного в следующем словосочетании: (По вечерам - по вечерам .. ».

        Ответ:         _

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:

--------------------

Сl. Какие художественные приемы помогают создать образы, предстающие перед читателями в стихотворении А. А. Блока  «Фабрика»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение А. А. Блока и выполните задания А1 - А5; В1-В6, С1

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются· шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи ...

Россия, нищая Россия:,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу ...

 Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит  и  обманет Не пропадешь, не сгинешь ты  И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты ...

Ну, что ж? Одной заботой боле -

 Одной слезой река шумней, А ты все та же - лес, да поле.,

Да плат узорный до бровей ...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали  дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А1 . В какой сборник входит стихотворение А. Блока «Россия»?

      1)  «Кармен»;  3) «Распутья»

2) «Родина»   4) «На поле Куликовом».

А2 Ведущей в стихотворении является тема:

1)любви и дружбы;

      2) родины и природы;

      3) жизни и человеческих стремлений;

      4)  жизни и смерти.

А3. Как называется синтаксический прием, использованный   поэтом  в  строке: « Кому хочешь чародею/ Отдай разбойную красу!»?

 1) антитеза  2) риторическое восклицание   3) повтор  4)синтаксический параллелизм

А 4. Какая строфа стихотворения не является катреном?

1) первая  2) вторая  3) третья  4) последняя

А5. Лирический герой стихотворения:

  1. мечтает покинуть  «нищую Россию»
  2. бережно несет свое предназначение, свой крест
  3. постоянно борется с судьбой;
  4. боится изменений в жизни.

Вl. В строке: «Твои мне песни ветровые - I Как слезы первые любви!.> использовано художественно-выразительное средство, основанное на сопоставлении. Назовите этот троп.

Ответ:  ____________________________________

В2. Объясните значение слова плат.

Ответ:

ВЗ. Укажите название художественно-выразительного средства, основанного на  соединении несоединимых  свойств и использованного в строке: «И невозможное возможно ... ».

Ответ:  _______________________________

В4. Определите размер,  которым  написано стихотворение  

Ответ:  ___________________

Сl. Как в стихотворении А. А. Блока «Россия» раскрывается образ родины? С какими художественными образами поэт сопоставляет свою родину? Почему'

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Материалы к урокам географии в 6 классе

В данной папке содержатся дидактические материалы ,которые могут быть использованы для уроков географии в 6 классе...

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

Материалы к урокам по литературе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24039262","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ по предмету «Музыкальная литература» 3 класс

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ промежуточной аттестации для 3/5 класса предмет «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»...