Конспект урока по литературе. 11 класс. М.Горький
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

А.М.Горький. Пьеса «На дне».  Один день среди обитателей ночлежки. «Погружение» в текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.М.Горький. Пьеса «На дне» (1902 г.)

Один день среди обитателей ночлежки.

«Погружение» в текст.

Цели урока:

  1. Проанализировать содержание пьесы.
  2. Отметить в ней особенности социально-философской драмы.
  3. Выявить ее современное звучание.

 Эпиграфы:

 «Братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…» (Костылев)

«А все – люди!» (Лука)

…русский босяк – явление более страшное, чем удалось сказать, страшен человек этот прежде всего отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни.    ( М.Горький)

                                         ПЛАН

Слово учителя.

Представьте, что вы оказались на сцене театра, где разыгрывается эта пьеса, или в том времени и месте, которые выведены в пьесе.

Проявите свое знание текста, его понимание и осмысление.

Работаем в группах: 4 акта – 4 группы.

ПЛАН ОТВЕТА

 

1.Время года, дня

2.Место действия

3.Действующие лица

4.Возвращение в прошлое

5.Происходящие события

6.Монологи и диалоги: темы, интонация, лексика, афоризмы (выразительное чтении текста)

7.Общее настроение

8.Вынесенное вами впечатление о ночлежке и ее обитателях

- Работа по содержанию пьесы

  Выводы, комментарии

- Слово учителя:

Посмотрев пьесу на сцене театра, писатель Л.Андреев (1902 г.) заметил:

      «Берёт Горький всё тех же своих босяков  и бывших людей, но есть нечто совершенно новое в сильно изменившемся, … просветлённом взгляде автора. Он из романтика… словно превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысла бытия. Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц – и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости»

(Л.Андреев, 1902)

- Сделаем вывод:

Какие признаки социально-философской драмы вы увидели (отметили) в пьесе?

Ответ:

- Автор поднимает в пьесе социальные вопросы:

 взаимоотношение классов,

 несправедливое устройство общества,

унижение и бесправие человеческой личности,

человек оказывается лишним в сообществе людей

- Ставятся философские вопросы:

о смысле жизни,

о добре и зле,

о назначении человека,

 о смерти

- Теперь нетрудно ответить на последний вопрос:

Что привлекает современных режиссеров разных театров во многих странах мира в этой драме М.Горького?

- Конечно, желание понять человека, его сущность, тайну его бытия. В чем сила и слабость человека? Можно ли постичь истину? Нужна ли человеку правда? Во что верить? Как повлиять на свою судьбу?

На следующем уроке разговор будет продолжен уже по конкретной теме, которая постоянно звучит в репликах героев пьесы: спор о человек, об истине и сострадании, о правде и лжи. Что думают и говорят герои пьесы? Каково ваше мнение?

 

Домашнее задание:

Спор о человеке (заполнить таблицу).

КТО ГОВОРИТ

ТЕМА ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ЦИТАТА

ВЫВОД

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока в 8 классе по теме "Максим Горький и Самара. Начало литературного пути".

Профессиональная литературная деятельность А.М.Горького началась в Самаре. Именно здесь, работая в редакции "Самарской газеты", молодой литератор приучался к кропотливому труду. Именно здесь был...

Конспект урока по теме "Романтизм М. Горького в рассказе «Макар Чудра»

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра»...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...