Урок литературы в 5-м классе по теме: "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"
классный час по литературе (5 класс) на тему

Васенина Светлана Валерьевна

Урок литературы в 5-м классе по теме:  "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".

Тема  урока – правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

Основная мысль урока заключена в эпиграфе  «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5-м классе по теме:

 "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

 Цели:

  1. Продолжить знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер.
  2. Знать  содержание  и композицию стихотворения “Бородино”.
  3.  формировать представления о том, как исторические события отражаются в искусстве;
  4.  развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  5.  воспитывать гордость за свой народ, уважение к великому прошлому России.

Оборудование:

-  портрет М.Ю.Лермонтова,

 -  карта “Отечественная война 1812 года”,

 - список непонятных слов с иллюстрациями,

 - репродукция картины П.Гесса “Сражение при Бородине, 26 августа”,

-  репродукции фрагментов панорамы Ф.А.Рубо “Бородинское сражение”, репродукция картины В.В.Верещагина “Конец Бородинского сражения”,

 - выставка портретов “Герои Отечественной войны 1812 года”,

  - аудиозапись стихотворения “Бородино” в исполнении В.Зозулина.

- презентация к уроку.

План урока: 

  1. Вступительная беседа.
  2. Слово о поэте.
  3. Историческая справка о Бородинском сражении.
  4. Словарная работа.
  5. Выразительное чтение стихотворения.
  6. Работа с текстом.
  7. Итоги урока.
  8. Домашнее задание.

Эпиграф урока:

“Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!”
 

(М.Ю.Лермонтов)

Ход урока.

  1. Вступительная беседа. (Слайд 1-2)

Слово учителя.

- У нас сегодня необычный урок. Необычен он тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе.

Итак, тема урока – правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”. Посмотрите на тему, попробуйте определить, чем мы будем заниматься на уроке.
(Поговорить о Лермонтове, о его стихотворении, о том, что в стихотворении – правда, а что – вымысел, какую роль они играют в тексте.)

В этом году   мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения.

 Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные?  Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества,  будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).

Основная мысль нашего урока заключена в эпиграфе урока: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!” (слайд 3)

2. Слово о поэте.

- Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда жил? Чем занимался? Что знаете вы о поэте?

(Дети отвечают, и заполняется таблица “Знаю”.)

Цель первого задания – продолжить знакомство с личностью поэта М.Ю.Лермонтова.

Возьмите статью о Лермонтове и отметьте условным знаком (+), что нового вы узнали о поэте.

Самостоятельная работа со статьей.

Текст  статьи для изучения.

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году.

Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.

Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.

М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтов восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и “Бородино”.

Что нового вы узнали о Лермонтове. Заполняется таблица “Узнал”.

Знаю

Узнал

Годы жизни 1814 – 1841

Писал стихи

Служил на Кавказе

Убит на дуэли

И др.

Нерадостное детство

Учился охотно

Увлекался литературой

Интересовала история

Привлекало Бородинское сражение

Вывод: просмотрите, как много нового вы узнали о Лермонтове. Как вы думаете, какая информация понадобится нам сегодня на уроке? Посмотрите на тему и ответьте на вопрос.

(Сведения о том, что Лермонтов интересовался историей и Бородинским сражением)

3. Историческая справка о Бородинском сражении.  

 - Прежде чем говорить о стихотворении «Бородино», давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? (Ответы учащихся)

Ответим на этот вопрос подробнее.

Наполеон  (Слайд 4) вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французским, ни русским планам не суждено было сбыться.

Во главе русской армии становится генерал Кутузов. (Слайд 5)  Его первый приказ был “Отступать!” В 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва - одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен. На картине В. В. Верещагина “ Не замай- дай подойти!” изображена засада партизан, поджидающих отступающую вражескую колонну. Обратите внимание, партизаны - это простые крестьяне, объединившиеся против общего врага. Эти люди были вооружены вилами, топорами. Но не смотря на это, они были настроены очень решительно.

На другой картине этого же художника, которая называется “ На большой дороге. Отступление, бегство...”, мы видим, как жалкие  остатки, отступавшей из России французской армии, подходили к границе. Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками. Наполеон, окруженный гвардейцами, часть дороги шел пешком, но в ночь на 06.12.1812 года бросил свою армию и тайком уехал во Францию.

И еще обратимся к одной картине. Это картина И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.

Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году”  (слайд 6) мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась Французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”. События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.

4. Словарная работа. (Слайд 7)

Сейчас мы будем слушать стихотворение “Бородино”.

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло уже  200 лет с того времени.  

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

5. Выразительное чтение стихотворения.

Теперь все слова нам будут понятны,   будем следить по тексту и слушать стихотворение “Бородино” в исполнении артиста Виктора  Зозулина.

(тексты стихотворения «Бородино» у каждого на столе)

6. Работа с текстом.

1). Первое впечатление от стихотворения.

 -  Каким чувством пронизано все стихотворение?

Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке?  Какой темой они объединены? (Да, есть, тексты объединены одной темой – темой Бородинского сражения)

2). Цель следующей работы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.

Групповая работа.

Соотнесите следующую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.

 

Историческая справка

Строчки стихотворений

1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.*

Мы долго молча отступали…

И вот нашли большое поле…

2 группа

Первое столкновение состоялось 24 августа.* 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.*

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

3 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа.* И русские, и французы сражались до конца.*

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

4 группа

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.* С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. * Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”*

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Когда группы будут готовы,  прочитайте текст и подобранные цитаты.

Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой).

Заполнение таблицы “Правда истории – вымысел”.

В какой столбик таблицы “Правда истории – вымысел” следует занести “Эпизоды Бородинского боя”.

(В столбик “Правда истории”)

 Но мы ведь имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где,  по-вашему, в стихотворении вымысел? Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев  или мог только догадываться?

(Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).

Герои, их чувства, настроения, которое они испытывают, являются в стихотворении вымыслом.

3). Цель следующей работы – найти доказательство, что в тексте есть вымысел.

- Какое настроение было у солдат, когда они “долго молча отступали”?

- Как изменилось настроение воинов, когда “нашли большое поле”?

- С каким настроением бойцы произносят клятву верности?

Молодцы, ваши ответы свидетельствуют о том, что вы полны впечатлений, которые может дать нам только произведение искусства. 

Вывод: Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними. 

- Скажите, к истории или вымыслу относятся данные сведения?  

 Табличка “Настроение героев” заносится в колонку “Вымысел”

4). Цель следующего этапа работы – выяснить является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой.

Стихотворение “Бородино” написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения.

Однако главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат остается безымянным. Как вы думаете, это историческая личность или вымышленный герой?

Почему Лермонтов доверяет повествование солдату?

Простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.

Он там был, он это видел, он это пережил.

Рассказчик дважды говорит “Я” (цитаты), а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит “мы”.

Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.

Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.

5). В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он?

 Характеристика рассказчика.  

Составьте   характеристику рассказчика

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит “я” и “мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей

Сделаем вывод:  рассказчик – какой он?

(Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).

К правде истории или вымыслу мы отнесем его образ? (Табличка).

Правда

Вымысел

Эпизоды Бородинского боя

Настроение, чувства мысли героев

Образ героя-рассказчика

Подводим итог нашей работе.

Обратимся к теме и нашей таблице и сделаем вывод, что использует автор при создании художественного произведения?

(Сочетание правды и вымысла)

7.  Игровой момент.

Вопросы

  1. Кто назвал Бородинское сражение "битвой гигантов”? (Наполеон.) 
  2. Назовите основной цвет русских и французских мундиров? (Зелёный и синий.)
  3.  Чем сражались партизаны, у которых не было оружия? (Орудия труда: вилы, цепы, топоры; дубинки и прочие "ошарашники”.)
  4. . Какова форма редута? (Шестиугольник.)
  5.  Он был учеником Суворова и Потёмкина, главнокомандующим в войне России против Турции и Франции. Кто он? (Кутузов.)

 
 
Пантомима.

  Каждая группа  получает отрывки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Надо изобразить в пантомиме содержание отрывка так, чтобы были задействованы все участники команды.   Задача "зрителей” — правильно процитировать изображённый отрывок

(1)  Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

 2. Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За  родину свою!

 

8. Итог урока

- Закончить  урок мне хочется строчками из стихотворения:

  Народ наш за Россию биться будет.

Душа геройская погибнет не одна…

И этот подвиг ратный не забудет

Великая, непобедимая страна!

- Спасибо, ребята, за урок. Мне очень понравилось с вами работать.  Я думаю, все заслужили сегодня отличные оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....

Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".

Цель урока: формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание гордости за сво...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...