Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

 

 

Цель урока: формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_borodino.doc67 КБ
Office presentation icon lermontov._borodino_2.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема:   Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".

Цель урока: формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.

План урока:

Вступительная беседа.

Разминка.

Слово о поэте.

Историческая справка о Бородинском сражении.

Словарная работа.

Выразительное чтение стихотворения.

Работа с текстом.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Эпиграф урока:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

                                   М.Ю.Лермонтов

Ход урока

  1. Вступление.

Слово учителя. У нас сегодня необычный урок. Необычен о тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе.

Итак, тема урока – правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”. Посмотрите на тему, попробуйте определить, чем мы будем заниматься на уроке.

(Поговорить о Лермонтове, о его стихотворении, о том, что в стихотворении – правда, а что – вымысел, какую роль они играют в тексте.)

Основная мысль нашего урока заключена в эпиграфе урока: “Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!”

  1. Разминка.

Ритм

(Повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.)

Рифма

(Созвучие окончаний стихотворных строк.)

Строфа

(Группа строк, составляющих единство. (Связаны определенным расположением рифм.)

Жанр

(Вид художественного произведения.)

Идея

(Основная мысль художественного произведения.)

 Тема

(Это то, о чем говорится в тексте. Тема текста часто отражается в его заголовке.)

  1. Слово о поэте.

Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда жил? Чем занимался? Что знаете вы о поэте?

Цель первого задания – продолжить знакомство с личностью поэта М.Ю.Лермонтова.

Возьмите статью о Лермонтове и ответьте, что вы узнали о поэте.

Самостоятельная работа со статьей.

Текст статьи для изучения.

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году.

Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.

Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.

М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

Слайд         Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и “Бородино”.

Слайд                       Что нового вы узнали о Лермонтове.

Годы жизни 1814 – 184

Писал стихи

Служил на Кавказе

Убит на дуэли

И др.        Нерадостное детство

Учился охотно

Увлекался литературой

Интересовала история

Привлекало Бородинское сражение

Вывод: просмотрите, как много нового вы узнали о Лермонтове. Как вы думаете, какая информация понадобится нам сегодня на уроке? Посмотрите на тему и ответьте на вопрос.

(Сведения о том, что Лермонтов интересовался историей и Бородинским сражением)

3. Историческая справка о Бородинском сражении.

А что знаете вы о Бородинским сражении?

(Ответы детей).

Слайд         В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием М.Б.Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П.И.Багратиона. Еще южнее 3-я армия А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.

Замысел Наполеона заключался в том, чтобы двинуться основными силами на Москву, взять ее. После этого, выведя Россию из войны, Наполеон намеревался через территорию России нанести удар по Англии, лишив ее Индии.

В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение. Русской армии город удержать не удалось, но и противнику достались лишь обугленные руины. Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь не удалось.

В августе командующим армией был назначен М.И. Кутузов, который принял решение дать генеральное сражение Наполеону в 110 км от Москвы, неподалеку от села Бородино. 26 августа 1812 г. крупнейшее сражение войны началось.

Самые ожесточенные бои развернулись на Багратионовых флешах. Они длились здесь более 6 часов при непрерывном огне артиллерии. Не менее упорное сражение происходило и на батарее генерала Раевского. Вечером Наполеон отвел свою армию на исходные позиции. Кутузов отдал приказ отступать к Москве.

Французы и их союзники потеряли около 60 тыс. человек. Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: “Самое страшное из моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми”.

Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении. Скажите, что вы запомнили из рассказа?

Сейчас мы будем слушать стихотворение “Бородино”.

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло почти 200 лет с того времени.

4. Словарная работа.                          Слайд

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

5. Выразительное чтение стихотворения.

Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение “Бородино” в исполнении артиста Виктор Зозулина

6. Работа с текстом.

1). Первое впечатление от стихотворения.

Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось? Каким чувством пронизано все стихотворение?

Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке? (Да, есть, тексты объединены одной темой – темой Бородинского сражения)

2). Цель следующей работы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.

Слайд                                                     Групповая работа.

Соотнесите следующую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.

1 группа

Историческая справка

Строчки стихотворений

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.*

Мы долго молча отступали…





И вот нашли большое поле…

2 группа

        

Историческая справка

Строчки стихотворений

Первое столкновение состоялось 24 августа.*

25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.*

Два дня мы были в перестрелке…


Прилег вздремнуть я у лафета…

3 группа

Историческая справка

Строчки стихотворений

Бородинская битва состоялась 26 августа.* И русские, и французы сражались до конца.*         

Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

4 группа

Историческая справка

Строчки стихотворений

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.*

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. * Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”*

Изведал враг в тот день немало…


Вот затрещали барабаны…


Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.

Вывод. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой).

Заполнение таблицы “Правда истории – вымысел”.

В какой столбик таблицы “Правда истории – вымысел” следует занести “Эпизоды Бородинского боя”.

(В столбик “Правда истории”)

Но мы ведь имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где по-вашему, в стихотворении вымысел? Мог ли знать Лермонтов о настроении, мысля, чувствах героев, или мог только догадываться?

(Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).

Герои, их чувства, настроения, которое они испытывают, являются в стихотворении вымыслом.

Составим партитуру настроения героев стихотворения.

3). Цель следующей работы – найти доказательство, что в тексте есть вымысел.

Какое настроение было у солдат, когда они “долго молча отступали”?

Дети отвечают, составляется партитура настроения.

Как изменилось настроение воинов, когда “нашли большое поле”?

С каким настроением бойцы произносят клятву верности?

Молодцы, ваши ответы свидетельствуют о том, что вы полны впечатлений, которые может дать нам только произведение искусства.

Вывод: Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними.

Скажите, к истории или вымыслу относятся данные сведения? Объясните, почему. Табличка “Настроение героев” заносится в колонку “Вымысел”

4). Цель следующего этапа работы – выяснить является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой.

Стихотворение “Бородино” написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения.

Однако главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат остается безымянным. Как вы думаете, это историческая личность или вымышленный герой?

Почему Лермонтов доверяет повествование солдату?

Простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.

Он там был, он это видел, он это пережил.

Рассказчик дважды говорит “Я” (цитаты), а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит “мы”.

Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.

Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.

5). В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он?

Слайд            “Характеристика рассказчика”.

Сделаем вывод: рассказчик – какой он?

Обобщите материал.

(Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).

К правде истории или вымыслу мы отнесем его образ? (Табличка).

Слайд

Правда истории

Вымысел

“Эпизоды Бородинского боя”.

Герои, настроение, чувства, мысли героев

Образ героя-рассказчика

7. Итоги урока.

Подводим итог нашей работе.

Обратимся к теме и нашей таблице и сделаем вывод, что использует автор при создании художественного произведения?

(Сочетание правды и вымысла)

Итоговый вопрос: как вы считаете, что важнее для автора предать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?

(Ответы детей).

Слово учителя.

Через 5 лет мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения, Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).

Оценки. Отметки.

Домашнее задание.

Составить характеристику героя-рассказчика (устно или письменно).

Письменная работа “Герои Бородино”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Урок литературы в 5-м классе по теме: "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок литературы в 5-м классе по теме:  "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".Тема  урока – правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”....

Историческая правда и художественный вымысел в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ

Открытый (интегрированный) урок по литературе в 8 «А» классеГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга«Историческая правда и художественный вымыселв романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочка...

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)...