К.Ф. Рылеев. Дума "Смерть Ермака" и её связь с историей"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Зверева Ольга Алексеевна

Тип урока - традиционный. Данный план -конспект  обобщает и систематизирует пройденный материал о К.Ф. Рылееве. Благодаря данному уроку учащиеся смогут познакомиться с личностью К. Ф. Рылеева.  Вводится понятие о том, что такое дума, описаны отличительные особенности этого жанра. Уделено достаточно много внимания думе Рылеева «Смерть Ермака». Составлены вопросы для учащихся по ее сюжету. 
 Цели урока:
- обобщить и систематизировать пройденный материал;
- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;
- дать понятие о жанре думы;
- развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
- пробудить интерес к произведениям К.Ф. Рылеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.f._ryleev.docx12.79 КБ

Предварительный просмотр:

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака и её связь с русской историей».

Цели урока:

- обобщить и систематизировать пройденный материал;

- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;
- дать понятие о жанре думы;

- развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, высказывания современников о Рылееве, презентация.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

II Проверка домашнего задания.

1) Рассказ о К.Ф. Рылееве.

2) Чтение наизусть учащимися:

- «К временщику» ( отрывок)

- «Гражданин»

- Отрывок из думы «Иван Сусанин».

III  Изучение нового материала.

1. Слово учителя о жанре думы.

2. Чтение думы «Смерть Ермака» учителем .

3. Сообщение ученика на тему: «Из истории присоединения Сибири в XVI веке».

IV Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам.

- О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

- Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

- Как вы понимаете слова и сроки из произведения?

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

 В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

( Вкушать – ощутить, испытать).

- Какова тема этого произведения? (Тема расширения русских земель).

- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

- Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.

- Какое произведение устного народного творчества близко к думе Рылеева?

V Заключительное слово учителя.

VI  Итог урока. Выставление оценок.

VII Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. И. Рыленков

Жизнь и творчество Н.И. Рыленкова...

Презентация "К.Ф.Рылеев"

Данная презентация предлагается в помощь учителям истории при изучении темы "Восстание декабристов", "Культура XIX века" ,а также ее можно использовать при проведении интегрированного урока история -л...

Рылеев

Рылеев...

Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион" (межпредметные связи - литература, история, математика, психология, ОБЖ).

Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион". Автор - Борисова Н.В. Межпредметные связи - история. математика, литература, ОБЖ. Можно использовать и на классных часах (после изучения прои...

Методическая разработка по применению межпредметных связей. Технология + История. 7 кл.

В методической разработке представлен пример по проведению занятия по предмету Технология (Технический труд. 7 кл. Мальчики). Тема: "Устройство и работа токарного станка СТД-120М",  с использован...

Методическая статья «Метапредметные связи математики, истории и культуры СПб, МХК в свете реализации ФГОС»

    Метапредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить ...

Метапредметные связи: физика- история

Метапредметный подход в образовании, и соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг о...