Урок литературы в 7 классе по рассказу А. П. Платонова "Юшка".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Учебное занятие в 7 классе по рассказам "Юшка" и " В прекрасном и яростном мире"  А. П. Платонова отражают нравственное воздействие литературных произведений, позволяет донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов нравственного порядка. К уроку  "Нам жизнь дана, чтобы любить" подготовлена презентация. Данная методическая разработка может быть реализована при желании учителя и контакте с учащимися. Совместная работа педагога и ученика обеспечивает сотрудничество в образовательном пространстве урока, что способствует созданию атмосферы сотворчества, внимательного отношения к мысли друг друга, совместной поисковой и исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация.

     Данная методическая разработка посвящена проблеме нравственного  воспитания учащихся на уроках литературы. В работе указана специфика нравственного воздействия уроков литературы, рассмотрены возможные виды работы по изучению  художественных произведений, формирующих нравственные качества, предлагаются активные формы обучения.

     Представленный материал – уроки литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова:  «Нам жизнь дана, чтобы любить…» ( по рассказу «Юшка») и «Формула жизни А. Платонова» ( по рассказу «В прекрасном и яростном мире»).

     Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы общеобразовательных школ при подготовке и проведении уроков.

   

 

Введение.

     Пред нами, филологами, проблема нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на  его место».
     Жизнь молодого поколения должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями.

     Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.

     Специфика нравственного воздействия литературы и заключается в том, что читатель - ребёнок имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя, осмысляя его подход к миру и человеку.    

      Новизна методической разработки – в попытке построить воспитывающий урок литературы, опираясь  на концепцию «присвоения мира», выдвинутую Н. Е. Щурковой. Присвоить мир – значит включить в структуру личности  все его проявления как личностно значимые, видеть себя в контексте протекания событий жизни, понимать связь своего существования  и существования окружающих, брать на себя ответственность за характер протекания жизненных явлений.
       Цель методической разработки – представить разработки учебных занятий по рассказам А. Платонова: «Юшка» и «В прекрасном  и яростном мире». Эти занятия отражают нравственное воздействие литературных произведений, позволяют донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка.

     Условия применения: общеобразовательная, малокомплектная школа, так как дети близки к природе, осуществляется индивидуальный подход  к каждому ученику. Одним из главных условий нравственного развития учащихся  является учебный диалог. Диалог – это естественный информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия.  

     Использование следующих форм проведения уроков также помогает в решении поставленных задач: урок-диалог, урок-исследование, урок творческая мастерская, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия.

     Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

     Работая над проблемой «Нравственное воспитание на уроках литературы», я убедилась, что дети по-разному  воспринимают произведение, поэтому нужно очень осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными.

     На уроках литературы обращаюсь к художественным произведениям, рекомендованным программой общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. В соответствии с программой на уроках литературы  идёт выработка у учащихся умений:

  1. полноценно воспринимать художественные произведения;
  2. работать с книгой (критикой, научно-популярной, публицистической, справочной);
  3. владеть монологической и диалогической речью, создавать устные и  письменные сочинения, участвовать в обсуждении проблемы.

  Данная методическая разработка может быть реализована  при желании учителя и контакте с учащимися. Совместная работа педагога и ученика обеспечивает сотрудничество в образовательном пространстве урока, что способствует созданию атмосферы сотворчества, внимательного отношения к мысли друг друга, совместной поисковой  и исследовательской работы.            
   






Основная часть. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы при изучении рассказов А. П. Платонова.

Раздел 1. «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
(урок в 7 классе по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Целеполагание, мотивация. Вступительное слово учителя.

- С произведениями какого автора мы познакомились? (А.Платонов – удивительный писатель. Вы уже заметили, когда читали его рассказы, что они необычны, своеобразны, философские; они учат нас мудрости, любви и уважению к человеку. Сегодня у нас заключительный урок по рассказу «Юшка» Платонова. Для темы нашего урока я взяла слова Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

-Цели нашего урока… (На слайде).

                 Цели:

-  раскрыть своеобразие рассказов А. Платонова, особенности его героев;

 - определить, какие нравственные ценности завещает автор в произведении;

 - развивать навыки характеристики героя, умения сопоставлять произведения и героев одного автора.

Оборудование:

– презентация Power Point (Приложение № 1).

3. Актуализация знаний и умений.

 - Посмотрите еще раз на слова темы урока. Понятны ли вам эти слова? Просты  ли они?

- На первый взгляд и слова просты, и сделать это легко. Но оглянитесь вокруг. Можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все и любят тоже не всех.
- Как доказательство этому –
слайды (во время их показа играет  музыка) Посмотрите на них, какое впечатление они произвели на вас? Что чувствовали, глядя на это? Что их различает и объединяет? (Время; страдания, жестокость)
- Вспомните, какие произведения рассказывают о зле, о несправедливостях в жизни, о жестокости? Почему так решили?

Можно ли отнести к нашей жизни эти строки:

Мы живём, всё живое губя,

На ступеньках у ада.

Мы в заложники взяли себя,

Ощетинившись взглядом.

 - Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, чтобы вас всегда любили.

Я думаю, наш урок поможет вам.

Учитесь отдавать любовь легко,

Без жалоб, без стеснений, без упрёка,

Чтобы внутри всё пело и цвело

И чтоб снаружи радовало око.

4. Систематизация и углубление знаний. Анализ произведения.

- Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. У вас на столах распечатки. Выберите из предложенных вариантов тот, который больше подходит к теме урока. Объясните, почему выбрали этот вариант

  1. Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра. ( Б.Пастернак)

  1. Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.  (М.Ю.Лермонтов)

  1. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. (О.Волков)
  2. Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой. (И.Суриков)

  1. А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой. (М. Ю. Лермонтов)

-Почему никто не предложил 5 вариант? (Юшка тихий, безобидный человек, а не бунтарь)

-Какое впечатление на вас произвёл рассказ «Юшка»? Объясните.

5.Самостоятельная работа.

(на слайде)

Окружающие                                                         Юшка

- дразнили                                                - ничего не отвечал

- обижали                                                 - не гонялся

- издевались                                             - не обижался

- смеялись                                                - никого не ругал

- обвиняли в своих несчастьях              - жалел всех

- удивлялись                                            - радовался

- не понимали                                          - «верил, что его любят, но не понимают»                                                                  

- считали лишним                                   - «…без меня тоже нельзя…»

- «хоть бы ты помер…»                          - «…мы все равны…»

- Почему же и дети, и взрослые так относились к нему?

- А как поступили бы вы на месте героя? Почему?

- Кто был бы тогда прав: вы или Юшка? Почему? (Если бы повели себя жестоко, стали бы похожи на них, не были бы ничем их лучше)

                                                                         

-По своему отношению к людям, п        оведению Юшка был непохож на других. Как иначе называют таких людей? (Странный)

6. Словарная работа.

- Как вы понимаете это слово? (Необычный, непохожий на других)

- Как ещё называют таких людей?

-Прочитайте слова на слайде. Как вы их понимаете? (Блаженный, сокровенный)

- Прочитайте объяснения словам из словаря, запишите их в тетрадь.

Блаженный - осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый.

Сокровенный - нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное.

- Объединяет ли что-то эти слова? (Скрытое, тайное, необычное)

- Как можно назвать такие слова? (Синонимы)

- Скажите, только ли Юшка был одиноким, непонятым человеком среди других героев Платонова?

7. Работа с текстом. Сопоставление героев Платонова из его произведений: «Неизвестный цветок», «В прекрасном и яростном мире», «Юшка» (результаты работы на слайдах)

- В чём герои похожи? Докажите примерами из текста.

Машинист Мальцев (из рассказа «В прекрасном и яростном мире»):

- трудолюбив

- талантлив

- «…глаза глядели отвлечённо, как пустые…»

- молчалив и одинок

- не понят

- тихий, кроткий, наивный

- сильным духом, терпеливый

Неизвестный цветок (из сказки-были «Неизвестный цветок»)

- «…рос один…»

- упорство и трудолюбие

- молчалив

- терпелив и нетребователен

- «…не хотел жить печально…»

- маленький

- «…он ведь был слепой…»

- необычный, непохожий на другие цветы

Юшка (из рассказа Юшки)

- «…плохо видел глазами…»

- «…был мал ростом…»

- трудолюбив и нетребователен, терпелив

- молчалив

- непохож на других

- радовался людям

8. Анализ рассказа.

-Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь

- Всегда ли Юшка был покорным? (Нет)

- Был бы Юшка счастлив среди людей? А где ему было хорошо и спокойно? (На природе)

- А другие герои Платонова были счастливы? Где и когда?

- Что ещё необычного сделал Юшка в жизни? (Заботился о приёмном ребёнке)

- Каждый ли человек может так поступать?

- Как одним словом можно назвать все поступки Юшки? (Нравственные)

- Как понимаете это слово?

- Легко ли быть человеком? Почему?

- Можно ли сказать, кто из героев оказался сильнее: Юшка или окружающие? (Юшка)

- В чём его сила?

- Только ли рядом с Юшкой был человек, продолжающий делать добро? А другие платоновские герои?

- Дайте характеристику Юшки по плану.

9.Характеристика героя, рецензия на ответ (план на слайде)

  1. Место героя в произведении.
  2. Семейное и общественное положение, где и как живёт.
  3. Внешность, одежда.
  4. Речь.
  5. Цели в жизни.
  6. Поступки, поведение. Отношение к нему окружающих.
  7. Отношение автора к герою, его роль в произведении.

10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- На что похожи все рассказы Платонова? (На притчу)

-Что это за жанр? (В его основе лежит поучение, заповедь) (определение на слайде)

- -Какую же заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека вовремя)
- А что значит любить
? В чем проявляется любовь? (на слайде в виде ромашки):
-милосердие                                                                      -сострадание
-доброта                                                                            -внимание
-забота                                                                               -жалость
-участие                                                                             -сочувствие
- Есть ли сходство в концовке всех рассказов Платонова? В чем оно? (Никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло).

- Сам Платонов писал:

Я не мудрый, а влюблённый,

Не надеюсь, а молю.

Я теперь за всё прощённый,

Я не зная, а люблю.

-О чём вас заставил задуматься рассказ?
 Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.

11. Домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему: «Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку».        

Раздел 2. Формула жизни А.П. Платонова (по рассказу "В прекрасном и яростном мире»)

Цели урока:

– раскрытие нравственной позиции А.Платонова на основе анализа рассказа;

– утверждение необходимости высоких духовных идеалов, таких как любовь к ближнему, милосердие, чувство ответственности, жертвенность;

– формирование навыков работы с текстом, публичного выступления, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

– презентация Power Point (Приложение № 2).

Методы работы: создание проблемной ситуации, аналитическая беседа, работа с текстом.

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности учащихся (на столах учебники, тетради, дневники).

II. Сообщение темы.

Сегодня на уроке мы переходим к изучению следующего раздела: произведения русских писателей XX века. И открывает его Андрей Платонович Платонов. Продолжаем изучать его творчество.

III. Актуализация знаний и умений (тест  по содержанию рассказа).

Посмотрим, насколько внимательны вы были при чтении рассказа «В прекрасном и яростном мире», как хорошо знаете содержание текста. Время -10 мин. (Приложение № 3) (Озвучить результаты тестирования)

  IV. Постановка проблемного вопроса.

А.П.Платонов из тех писателей, о которых говорят: “Писатель будущего: не оцененный по достоинству в свое время, он идет к нам, а мы идем к нему.” (Приложение № 2. Презентация, слайд № 1).

Постигать произведения этого автора не просто, так как необычен и сложен его стиль, философски и нравственно глубока проблематика его творчества. Попытаемся проникнуть в эти глубины. Сегодня на основе анализа рассказа “В прекрасном и яростном мир мы попробуем определить нравственную “Формулу жизни” А.Платонова: что является необходимейшим составляющим человеческой жизни, человеческого счастья по Платонову. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 2,3). Оформление тетрадей: запись темы, оформление таблицы.

V. Основная часть урока. Анализ рассказа.

В автобиографии А.П. Платонов признавался: “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще паровозы, машину, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда, в детстве, понял, что все делается, а не само родится”. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 4).

– Найдите в рассказе строки, которые перекликаются с этими мыслями писателя и зачитайте их.

– А как вы понимаете слова: “…все делается, а не само родится”?

– Один из главных персонажей рассказа – А.В.Мальцев. Что это был за работник?

– Чем для него была работа? (Смыслом жизни, счастьем)

– Сделаем первый вывод: одно из слагаемых “формулы жизни” по Платонову – труд, работа, любимая работа, которая оправдывает жизнь, мастерство в профессии. Труд – это нравственное содержание человеческой жизни. Оформим таблицу. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 5).

– Итак, Мальцев по сюжету рассказа попадает в тюрьму. За что?

– Дело закрыто. Но почему Костя пишет следователю и просит пересмотреть дело?

– В конце четвертой главы рассказчик говорит: “Но я хотел защитить его от горя судьбы. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать”. Когда и в связи с чем герой пришел к такому выводу?

– В рассказе дилемма: быть зрячим, но в тюрьме или слепым, но на свободе. В этом и проявляется ярость мира, как ее понимает Платонов.

– Почему рассказчик чувствует свою вину перед Мальцевым?

– Как характеризует рассказчика его последний поступок по отношению к Мальцеву?(Это человек, в душе которого живет чувство ответственности за тех людей, которые волею судьбы оказались рядом).

– Сделаем второй вывод: следующее слагаемое “формулы жизни” по Платонову – чувство ответственности за других, за все в мире. Оформим таблицу. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 6).

– Как вы думаете, что же помогло Мальцеву восстановить зрение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).

– Дополним еще нашу таблицу: что еще является слагаемым “формулы жизни” по Платонову, что мы услышали в последних ответах одноклассников? (Любовь. Готовность любить, отдавать себя другим. Милосердие). (Приложение № 2. Презентация, слайд № 7).

– Обратим внимание на эпиграф к произведению, посмотрим, как он связан с рассказом. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 8). “Надо относиться к людям по-отцовски”. Что означает это выражение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).

Прочитаем последний абзац рассказа. Как эпиграф связан с рассказом?

– Как называется рассказ?

– Обсудите вопросы с соседом по парте и сформулируйте единый ответ:

*В чем, по мнению Платонова, проявляется “ярость” мира?

*Чем же тогда прекрасен этот мир? (Приложение № 2. Презентация, слайд № 9).

– Да, человек должен быть готов к борьбе с жестоким, “яростным миром” за то, чтобы он стал прекрасным и добрым.

VI. Итог урока.

Сделаем вывод: что составляет нравственную “формулу жизни” Платонова по рассказу “”В прекрасном и яростном мире? По таблице. (Приложение № 2. Презентация, слайд № 10)

VII. Домашнее задание.

(Приложение № 2. Презентация, слайд № 11):

по рассказу А.Платонова “Корова”:

  • нарисовать иллюстрацию к произведению;
  • приготовить сжатый пересказ произведения;
  • написать развернутый ответ на вопрос: “Почему рассказ называется “Корова”?
  • написать отзыв о рассказе (см. стр.21 учебника).

Заключение

     Мы считаем, что предлагаемая методическая разработка демонстрирует уроки литературы, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся. Для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться  знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют учащимся под руководством учителя достигать новых результатов в своём развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.

     Заканчивая работу, хочется обратиться к словам замечательного человека, писателя, ученого С.Л. Соловейчика, который в своей книге «Педагогика для всех» говорит: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, т.е. обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».
    Данная методическая разработка была представлена профессиональному сообществу 10.09.12 на РМО в форме презентации серии уроков.

Список литературы

1. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1997.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

3.Берестовская С. Э. О взаимодействии нравственного и эстетического  в преподавании литературы // Литература в школе – 2004. - №2 – с.38- 39.

4. Галимова Л. М. Без доброты и сострадания нет человека// Литература в школе. – 2003. - №7 – с. 44 – 45.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1991.

6. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все? - М.: Просвещение, 1990.

7. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.: Педагогика, 1986.

8. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М.: Просвещение, 1986.

9.Караковский В.А. Воспитай гражданина. - М.: Московский рабочий, 1987.

10.Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII кл. - М.: Просвещение, 1984.

11. Мурин Д. Н. Гуманитарная культура и учитель литературы// Литература в школе. – 2003. - №4.

12. Нестерова Н.И. Формирование нравственных идеалов старших школьников при изучении русской классической литературы. – М., 1985.

13. Попова Е. В. «Есть ценностей незыблемая скала». Духовные ценности в отечественной философии и литературе// Литература в школе. – 2003. - №7. – с.22 – 25.

14. Селиванова О. Г. Управление качеством образования школьников в условиях становления личностной парадигмы: Учебно-методическое пособие. – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ. – 2004.

15.Сосновская И. В. «Сердце сердцу весть подаёт, сердце сердце чует» // Литература в школе. – 2003. - №7. – с. 42 – 45.

16. Щуркова Н. Е. Нравственное воспитание школьников// Воспитание школьников. – 1990. - №1. – с. 13 – 15.

Оглавление.

1. Аннотация                                                                                                              2

2. Введение                                                                                                                 3

3. Основная часть. Нравственное воспитание учащихся на уроках

литературы при изучении рассказов А. П. Платонова

      3.1 Урок литературы в 7 классе по теме: «Нам жизнь        

дана, чтобы любить» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)                              5

     3.2 Урок  литературы в 7 классе по теме: «Формула жизни

 А. Платонова  (по рассказу «В прекрасном и яростном мире»)                          10                                

4.Заключение                                                                                                             14

5.Список литературы                                                                                                 15

6. Оглавление                                                                                                             16

7. Приложения                                                                                                            17 Приложение 1. Презентация к уроку по рассказу А.П. Платонова «Юшка».    

Приложение 2. Презентация к уроку по рассказу А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Приложение 3. Тест по содержанию рассказа А.П. Платонова «В прекрасном

 и яростном мире»    



Приложение 1.

Презентация к уроку по рассказу А.П. Платонова «Юшка» (см. на диске)

Приложение 2.

Презентация к уроку А.П. Платонова по рассказу «В прекрасном и яростном мире» (см. на диске).

Приложение 3.  

Тест по рассказу А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

1.Сколько лет было машинисту А. В. Мальцеву?

    А) 40 лет

    Б) 30 лет

    В) 50 лет

    Г) 60 лет

2.Квалификацию какого класса имел машинист Мальцев?

    А) 1 класса

    Б) 2 класса

    В) 3 класса

    Г) 4 класса

3.Назовите имя рассказчика, работающего помощником у Мальцева

    А) в рассказе оно не указано

    Б) Игорь

    В) Витя

    Г) Костя

4.Сколько времени проработал герой рассказа помощником у Мальцева?

    А) 2 месяца

    Б) 5 лет

    В) около года

    Г) ушёл на следующий день

5. На сколько часов опаздывал пассажирский поезд, который подцепили к курьерскому поезду Мальцева?

    А) на час

    Б) на 4 часа

    В) на 5 часов

    Г) на 8 часов

6. Трагическая случайность с Мальцевым произошла

    А) зимой 6 декабря

    Б) летом 5июля

    В) дата не указана

    Г) в прошлом году

7. Кто встречал Мальцева у дома после трагических событий?

    А) жена и дети

    Б) дети

    В) жена

    Г) никто не встречал

8. В кабине паровоза герой рассказа посадил слепого Мальцева

    А) на специально оборудованное место

    Б) на место помощника

    В) рядом с собой

    Г) на своё место машиниста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...