"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". С-Щедрин
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Коровина Галина Андреевна

Урок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" построен в "Проблемной технологиии", целью которой является обучение самомтоятельному решению проблем, открытию новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по проблемной технологии

Тема урока: А.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цель: обучить самостоятельному решению проблем,  открытию новых знаний

Этапы урока

Учитель

Ученики

Доска и оборудование

Создание проблемной ситуации.

На основе какого произведения поставлен мультфильм?

А в какой сборник писателя входит она?

Какое вы заметили противоречие?

«Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил»

«Сказки для детей изрядного возраста»

И повесть, и сказка одновременно

Показываем фрагменты мультфильма

Формулирование проблемы

Какой у вас возникает вопрос? Что предстоит выяснить?

Повесть это или сказка?

Нужно выяснить, что это такое?( могут разные предложения)

На слайде:

ПОВЕСТЬ или СКАЗКА?

И на доске

Версии

Какие у вас есть версии решения проблемы?

Все версии детей принимаются

Цель: анализировать текст, выявлять признаки повести и сказки, определить их роль в тексте

Планирование деятельности

Что нужно узнать для решения проблемы?

Вспомнить, что такое повесть, сказка. Найти признаки повести и сказки в тексте

Актуализация знаний

Дайте однокоренные слова –глаголы к слову повесть

А так и было в первоначальном варианте писатель построил так, что ему рассказчик пересказывает эту историю, но он потом убрал его из текста

А что такое сказка?

Выполите следующее задание: Заполните таблицу: Реальное и сказочное  в тексте

Повествовать, рассказать о реальном, о действительной жизни

Фантастическое, нереальное, превращения, перемещения в пространстве, сказочные обороты, зачин и концовка

Заполняют таблицу примерами из текста. Делают выводы, каких элементов больше- реальное или сказочное

ПОВЕСТЬ( на одной доске)дополняются записи по мере работы:

Повествовать, рассказать, реальные картины

СКАЗКА

Фантастическое

Сказочные обороты

Зачин, концовка

Смешно, комично

Сатирическое, критикует

На слайде аналогия таблицы показывается после работы ребят

Поиск решения( открытие нового знания).

Ребята, вам было весело читать текст? А от чего весело, какие смешные эпизоды вы можете привести в пример?

А теперь знакомьтесь, пожалуйста, схемой «Речевые средства комического»

Какими средствами создается комическое, смешное?

Какие из них есть в тексте Щедрина?

А на какие 2 вида делится комическое?

А наш текст относится к сатире или юмору?

Кого высмеивает автор?

Одинаков ли смех автора над героями?

Выполните Задание № 3

В ночных рубашках оказались на необитаемом острове; не знали, где восток, где запад; не могут яблоко сорвать, рыбу ловить; с голоду орден откусил один у другого; что бы они не читали- все было о еде; мужик свил веревку, с которой генералы привязали его к дереву, чтобы он не убежал;

Самостоятельно изучают схему и готовятся комментировать. Выступают кратко. Перечисляют те средства, с помощью которых создается комическое.

Называют те средства, которые есть в данном тексте.

Сатира и юмор. Читают определение.

К сатире. Могут ответить к юмору- тогда корректировать.

Генералов за то, что они ничего не умеют делать, не приспособлены к жизни.

Мужика за то что он свел веревку себе, взял кислое яблоко себе, то есть он не любит себя, он так привык всегда угождать хозяевам, а себе ничего. Это плохо, что он себя не ценит, нет в нем человеческого достоинства

Смех над генералами: злой, горький, побуждает гнев и ненависть.

Смех над мужиком: грустный, сожалеющий,

На столах детей схема.

На слайде схема.

Выражение решения

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

Обобщение: А.Е Салтыков -Щедрин повествует нам интересный случай из жизни генералов, используя форму сказки, обогащая ее разными средствами сатиры, доводит до нас, до читателей, основную идею, основную мысль текста.

Перед нами сказка сатирическая.

Домашнее задание

Попробуйте написать сатирическую сказку

Рефлексия

Подчеркните одно из предложенных слов по оценке урока, своей активности и по материалу, изученному на уроке

Делают рефлексию

Урок

Интересно

Скучно

Безразлично

Я на уроке

Работал

Отдыхал

Помогал

Итог

Понял материал

Узнал больше, чем знал

Не понял

  Урок                      Я на уроке                             Урок                    Я на уроке                               Урок                           Я на уроке                                                      

Интересно                работал                               интересно                работал                                интересно                           работал

Скучно                     отдыхал                               скучно                      отдыхал                              скучно                                  отдыхал

Безразлично             помогал                               безразлично            помогал                             безразлично                          помогал

  Итог                                                                                          Итог                                                                        Итог

Понял материал                                                                   понял материал                                                   понял материал

Узнал больше, чем знал                                                      узнал больше, чем знал                                     узнал больше, чем знал

Не понял                                                                               не понял                                                                    не понял

  Урок                      Я на уроке                         Урок                       Я на уроке                             Урок                        Я на уроке

Интересно                работал                           интересно                работал                                интересно                         работал

Скучно                     отдыхал                          скучно                      отдыхал                               скучно                               отдыхал

Безразлично             помогал                          безразлично             помогал                              безразлично                       помогал

   Итог                                                                                 Итог                                                                         Итог

Понял материал                                                        понял материал                                                          понял материал

Узнал больше, чем знал                                          узнал больше, чем знал                                            узнал больше, чем знал

Не понял                                                                     не понял                                                                       не понял

    Урок                      Я на уроке                           Урок                     Я на уроке                     Урок                           Я на уроке

Интересно                работал                            интересно                работал                            интересно                        работал

Скучно                     отдыхал                           скучно                       отдыхал                         скучно                              отдыхал

Безразлично             помогал                          безразлично               помогал                           безразлично                   помогал

    Итог                                                                                Итог                                                                          Итог

Понял материал                                                              понял материал                                                         понял материал

Узнал больше, чем знал                                              узнал больше, чем знал                                          узнал больше, чем знал

Не понял                                                                           не понял                                                                    не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Презентация "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина

В презентации представлены история создания сказки, композиционное построение текста....