Литература и театр
статья по литературе на тему

Опыт подсказывает, что через театральную деятельность школьников можно повысить их мотивацию к учению, заинтересовать чтением художественной литературы , воспитать в них интерес  к  слову. Занятия в театральном кружке способствуют развитию речи, образного и вербовального мышления, расширению кругозора, овладению литературой, не вошедшей в образовательный стандарт, закрепление лингвистических данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_literatura_i_teatr.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Забелина Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №40 г. Чита.

Методическая статья «Литература и театр». (Из опыта работы школьного драматического кружка «Экспромт» В МБОУ СОШ №40 г. Чита).

Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы. Театральный кружок в нашей школе еще молодой, ему всего лишь 7 лет. Но несмотря на этот возраст, он активно действует и приносит плоды. Каждый год мы участвуем в городском конкурсе театральных коллективов «Театральное созвездие» и занимаем призовые места. Но это, я думаю, не самая главная цель нашего театра.  Главное - приобщение учеников к культуре через искусство слова и сценического действия. Наблюдая за детьми в течение нескольких лет, убеждаешься в том, что занятия в театральном кружке способствуют развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора, овладению литературой, не вошедшей в образовательный стандарт, закреплению лингвистических данных.

Надо заметить, что при создании театра я привлекала детей ярких, успешных, с хорошей памятью, музыкальными способностями. А когда у меня появился небольшой режиссерский опыт, пришла уверенность. Я стала привлекать детей с дивиантным поведением, тех, которые слабо учатся, у которых занижена самооценка, слабая мотивация к учению. Конечно, сотрудничая с ними первые несколько месяцев, приходилось наблюдать их упорную работу по заучиванию текста, умению сделать его более эмоциональным, выразительным. Переживание друг за друга, совместные репетиции, создание декораций, костюмов, реквизита, афиш сдружило ребят, сделало единым творческим коллективом.

Учащиеся выступали с шоу-программой «В стране Чепухляндии» перед детьми начальной школы, в детских садах. Сколько радости, новых впечатлений! Наш театр работает в тесной связи со школьной библиотекой. Елена Ильинична Кирилюк (библиотекарь) помогает нам в выборе литературы, подбирает теоретический материал по драматургии, проводит с нами занятия по истории театра, обсуждается творчество знаменитых актеров. Елена Ильинична заметила, что дети стали чаще заходить в библиотеку, интересоваться периодикой, делиться прочитанным.

Без сомнения, вовлечение детей в активную творческую деятельность – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Искусство театра – это коллективное искусство. Участие в школьных спектаклях, совместные репетиции формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство «локтя» партнера, помогают в преодолении смущения, застенчивости, скованности. В условиях драматической импровизации ребенок получает возможность улучшить самого себя. Участие в театральных постановках, несомненно, оказывает влияние на формирование вкуса, приобщает школьников к миру прекрасного, находит положительный отклик в их душах. Коллектив развивает способность организовать свою личную деятельность на основе интересов коллектива, видна закономерность в том, что непослушные дети легко подчиняются воле большинства, когда это нужно в интересах коллектива, умение вести себя в соответствии с интересами коллектива. Поэтому любой ребенок имеет шанс стать самодостаточной, конкурентоспособной личностью, способной адаптироваться в любых условиях.

За время существования школьного театра было представлено много постановок: «Алиса в стране чудес», «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать», «Русские женщины», «Сказка о золотой рыбке», «Ванюшка», театрализованные представления «Последнего звонка», другие школьные праздники. При подготовке спектакля идет работа по выявлению позиции автора, интерпретация представленного материала. Много времени уделяется работе со словом: выявляются смысловые акценты, фразы, происходит наблюдение над речью, портретом персонажа, учащимися создается его характеристика, оценка  психологического состояния.

Наш школьный театр «Экспромт» пользуется популярностью. Коллектив являлся лауреатом городского конкурса «Театральное созвездие», занимал II, III места, являлся победителем в номинации «Этюдные зарисовки», о чем свидетельствуют грамоты и награды.

Если говорить о том, нужен ли театр детям, ответ будет однозначным: «Да!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература и театр в древнем Риме

Презентация используется в качестве наглядного материала по теме "Литература и театр в древнем Риме"...

Литература и театр.

Проектно-исследовательская работа на тему "Литература и театр. Произведения школьной программы на сценах Санкт-Петербургских театров", выполненная в формате фестиваля проектов школы с учениками 9 клас...

Уроки литературы и театр

В статье поднимается актуальный вопрос о том, как пробудить у учащихся 10-х классов на уроках литературы интерес к чтению драматического произведения....

Программа элективного курса "Литература и Театр". 10 класс.

В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в Российской Фе­дерации, важную роль играет художественная литература, ее тесная связь с театральным ис...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами литературы и искусства (из опыта работы внеурочной деятельности «Литература и театр» на английском языке

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению«Литература и театр» адресована учащимся 4-6 классов. Программа составлена в соответствии с требования...

Рабочая программа по литературе. Литература и театр, 5 класс (ММОШ).

Предложенная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и развития обучающихся средствами литературы в соответствии с ФГОС и с учётом Страт...

«Российское образование, литература и театр в XVII веке»

Технологическая карта урока в 7 классе на тему: «Российское образование,  литература и театр в XVII веке»...