МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ "Человек - это звучит гордо"
методическая разработка по литературе на тему

Татьяна Ивановна Тимошенко

Материал по биографии М.Горького. Занятие проводится при помощи презентации. В ходе занятия использована игровая технология - деловой театр

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Занятие по биографии М.Горького2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«ПЕТУХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА

 занятия по предмету

«ЛИТЕРАТУРА»

ТЕМА:  «ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО»

Выполнил: преподаватель

Тимошенко Т.И.
                                                                                                       

 

 

Петухово 2009 г.

Пояснительная записка

Самой главной задачей учителя-словесника, как мне кажется, является повышение мотивации к изучению литературы, ведь литература несёт в себе сколь обучающую функцию, столь и воспитательную.  

В наши дни приходится во многом пересматривать арсенал воздействия на умы, волю, эмоции обучаемых с целью их введения в богатый мир филологии, поскольку в связи с компьютеризацией среди молодёжи появляется некоторая отчуждённость, стремление к одиночеству за ПК, а не к общению. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями,  игровых технологий.

     Среди множества методик игровой технологии на занятиях литературы меня более всего привлекает деловая игра, деловой театр. Обучающийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного  лица, понять  его действия, оценить  обстановку и найти правильную  линию поведения. С использованием этой методики в ПТМЭСХ был проведено библиотечное  занятие к юбилею М.Горького (совместная подготовка преподавателя литературы Тимошенко Т.И. и зав.библиотекой Л.В.Макаренко).

Во время проведения занятия при объяснении нового материала незаменимым помощником преподавателя является презентация, созданная  в программе Power Point, входящей в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет студентам самостоятельно подготовить записи к занятию с минимальными временными затратами.

     Занятие поделено на две основных части: творческая, игровая, и знаниевая, когда умозаключения первой части доказываются самими студентами на практике при кратком анализе рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

     Творческая часть проводится полностью силами студентов. В ней участвуют 9 человек: двое ведущих, чтец, Писатель, Макар Чудра, участник инсценировки по рассказу «Макар Чудра», а также участники инсценировки пьесы «На дне»: Сатин, Настя, Барон, Клещ. Сменой слайдов презентации по ходу занятия руководит преподаватель (приложение №2). Музыкальное сопровождение прилагается (приложение №3).

     Знаниевая часть предполагает самостоятельную работу с текстом и на её основе беседу со студентами. Рефлексия – тоже небольшая письменная работа – сдаётся на проверку по желанию студентов, поэтому оценки, не устраивающие их, в журнал после проверки не выставляются. По количеству сданных работ преподаватель уже может судить о том, насколько хорошо усвоена тема студентами.

     Занятие по данной разработке проведено в техникуме лишь единожды – к юбилею Максима Горького, но проведение его доставило достаточное количество удовольствия как студентам, так и преподавателю, что было решено занятие по теме: «Человек – это звучит гордо» - проводить ежегодно.

План занятия

Предмет: «Литература»

Курс 1

Занятие №29

Раздел 3 программы: «Литература первой половины XX века»

Тема № 3 раздела: «Максим Горький»

Тип занятия: Изучение нового материала

Тема занятия: «Человек – это звучит гордо»

Цели занятия

Учебная рассказать о Горьком как о крупнейшем деятеле русской культуры; решить вопрос о том, что такое подвиг в горьковском понимании.

Развивающая развивать умение анализировать эпическое произведение малой формы 

Воспитательная воспитывать отрицание эгоизма, индивидуализма; решить вопрос о том, какого человека можно назвать действительно красивым.

Форма занятия: фронтальная.

Виды занятия: лекция с элементами артпедагогики.

Методы занятия: вербальный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактическое обеспечение занятия: презентация, макет костра, декорации моря, музыкальное оформление (фрагменты прелюдии Ф.Шопена и «Аппассионаты» Л. ван Бетховена), костюм для Писателя (лучше чёрное пальто и шляпа), реквизит к инсценировке сцен из пьесы «На дне», книги с текстом рассказа «Старуха Изергиль», ноутбук, проектор, экран.

Продолжительность занятия: 90 минут

№ п/п

Этапы занятия

Продолжительность

1.

Организационный момент

5 мин.

2.

Этап подготовки обучающихся к восприятию учебного материала

5 мин.

3.

Этап усвоения новых знаний

35 мин.

4.

Этап первичного закрепления учебного материала обучающимися

20 мин.

5.

Этап осмысления нового материала обучающимися

10 мин.

6.

Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

7.

Этап подведения итогов занятия

3 мин.

8.

Этап рефлексии

10 мин.

Информационная карта 

Этапы
занятия

Деятельность
педагога

Деятельность
обучающихся

Результат

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка
наличия обучающихся, их готовности к занятию. Раздает литературу.

Дежурный докладывает об отсутствующих. Обучающиеся готовятся к занятию.

Обучающиеся готовы приступить к занятию.

2.Этап подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала

Называет тему занятия, цель и задачи, стоящие перед обучающимися. Указывает на актуальность темы. Объявляет критерии оценки знаний.

Обучающиеся внимательно слушают.

Обучающиеся понимают тему, цель и задачи. Активизация работы обучающихся.

3. Этап усвоения новых знаний.

Меняет слайды. Следит за соблюдением правил игры, порядка и дисциплины.  

Внимательно слушают, конспектируют, участвующие в творческой части проводят занятие.

Активное участие  части группы. Записан конспект остальными.

4. Этап первичного закрепления учебного материала обучающимися

Самостоятельная работа с текстом с включением всей группы в работу.

Ищут в тексте необходимый материал для ответов на вопросы.

Активное участие  всей группы. Из текста выписаны ответы на заданные вопросы.

 5.Этап закрепления новых знаний

 Дополнительно объясняет отдельные моменты темы.

 Отвечают на вопросы преподавателя, проверяют верность своих находок в тексте, делают выводы.

 Новый материал разобран полностью.
Обучающиеся
полностью усвоили тему.

6.Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задает домашнее задание, объясняет, как нужно его выполнить.

Записывают домашнее задание.

Все учащиеся знают домашнее задание и как его выполнить.

7.Этап подведения итогов.

Определяет работу всей группы. Выставляет оценки творческой части группы, удачно выполнившим самостоятельную работу оценки выставляются на следующем занятии.

Участвуют в подведении итогов.

Оценки.

8.Этап рефлексии.

Задаёт вопрос для самостоятельной работы

Письменно отвечают на поставленный вопрос.

Проявление аналитических качеств учащихся. Информация для педагога о занятии с точки зрения обучающихся.

Конспект занятия

  1. Организационный момент

  1. Этап подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала 

28 марта 2008 года исполняется 140 лет со дня рождения Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова), поэтому сегодня не совсем обычный занятие: первая его часть будет более творческой, но для вас работа будет обычной: слушать, записывать и запоминать. Все материалы презентации, которые будут проецироваться на экран, должны быть записаны в тетрадь, они вам обязательно пригодятся. На второй части занятия вы будете работать с текстом, проверяя мысль о том, что «человек – это звучит гордо». Это слова Максима Горького. Кто в конце занятия сможет решить вопрос о том, какого человека можно назвать действительно красивым, кто сможет сказать, что такое подвиг в горьковском понимании, получит хорошие оценки.

3.Этап усвоения новых знаний

На сцену выходят Ведущие (1) и (2).

ВЕДУЩИЙ (1): Жизнь Максима Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался современниками как крупнейший деятель русской культуры, как достойный преемник традиций великой русской литературы.

ВЕДУЩИЙ (2): Алексей Максимович Горький родился 28 мар та 1868 года в Нижнем Новгороде. Он рано потерял родителей. Детские годы будущего писателя прошли в семье его деда — Василия Каширина, владельца красильной мастерской. Единственным светлым явлением в раннем детстве Горького была его бабушка Акулина Ивановна, человек редкой душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Она познакомила Алешу с чудесными творениями народной поэзии.

(На сцену выходит Писатель. Он в длинном черном пальто. В руках книга. На него направлен боковой свет.)

ПИСАТЕЛЬ: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

ВЕДУЩИЙ (1): Когда мальчику исполнилось десять лет, дед сказал ему: «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...» С этого времени началась жизнь Горького «в людях» . Кем только не был Алексей в последующие годы: и учеником в иконописной мастерской, и статистом в театре, и пекарем, и грузчиком, и садовником, и хористом! Обилие горестных впечатлений, с одной стороны, а с другой — влияние хороших русских людей и знакомство с произведениями великих писателей — вот, что определяло настроения мальчика и подростка Алеши Пешкова.

ВЕДУЩИЙ (2): Именно отсюда рождается у него и ненависть к «свинцовым мерзостям» жизни, и чувство протеста против невыносимой действительности, и мечта о другой — прекрасной и счастливой жизни.

ПИСАТЕЛЬ: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами себя спрашиваю: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе — стоит... Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, свободное, творческое, растет доброе, человечье, возбуждая несокрушимую надежду   на возрождение наше к жизни светлой, человеческой» .

ВЕДУЩИЙ (1): Алексей страстно хотел учиться. В 1884 году он приезжает в Казань,   надеясь поступить в университет, но университетом для юноши стала сама жизнь. Ему пришлось работать грузчиком на пристани, пекарем, разносчиком булок. И все же будущий писатель осуществил свою мечту — стать высокообразованным человеком. Много и беспрестанно читая, Горький впоследствии поражал окружающих своими энциклопедическими знаниями. На удивленные вопросы: «Откуда вы все это знаете?» Горький шутливо отвечал: «Как же не знать! А гордость на что! Сколько на свете за     мечательного, и вдруг я, Алексей Максимов, ничего знать не буду. Нельзя же так!»

ВЕДУЩИЙ (2): Желание лучше узнать жизнь людей заставило Горького отправиться в странствия. В конце 1880-х годов он исходил пешком Нижнее Поволжье, Украину, побывал в Бесарабии и Крыму, на Кубани и Кавказе. Поддерживая себя случайными скудными заработками батрака, грузчика, нередко жестоко страдая от голода, Горький исходил тысячи верст. Странствия дали писателю богатейшие запасы жизненных впечатлений, которые позднее отразились в его творчестве.

(Далее следует сцена из рассказа «Макар Чудра».

На переднем плане — костер. На заднем плане декорации море. Слышится шум набегающих волн. Писатель и Макар Чудра сидят на землеу костра, одеты в старую бедную одежду.)

ЧТЕЦ: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивые мелодии плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море и прямо против меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана — он сторожил коней своего табора, раскинутого в шагах пятидесяти от нас» .

МАКАР ЧУДРА: Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, .сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!..

Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут, что есть, которые поглупее — те ничего не получают, и всякий сам учится...

Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько. (Широко повел рукой на степи.) И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает...

Что ж, — он родился затем, чтобы, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть... Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!..

Кто скажет, зачем он живет? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и все тут! И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда...

(Писатель, Макар  Чудра и Чтец уходят.)

ВЕДУЩИЙ (l): Первое печатное произведение Горького — рассказ «Макар Чудра» — появилось на Кавказе в тифлисской газете «Кавказ». Оно было подписано псевдонимом — Максим Горький. Рассказ этот появился благодаря поддержке рабочего железнодорожных мастерских Алексея Калюжного. Позднее Горький писал Калюжному.

(Выходит Писатель.)

ПИСАТЕЛЬ: «Вы первый... взглянули на меня не только как на парня странной биографии, бесцельного бродягу, как на что-то забавное, но —сомнительное... Вы первый... заставили меня взглянуть на себя серьезно». (Уходит.)

ВЕДУЩИЙ (2): Первый литературный опыт заставил писателя поверить в свое призвание. На страницах столичных газет и журналов один за другим появляются рассказы Горького: «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В 1898—1899 годах выходят три тома «Очерков и рассказов», сделавших Горького знаменитым. «Имя Максима Горького переходит в России из уст в уста, — писала в то время демократическая немецкая печать. — С неожиданностью кометы появилось это новое светило на литературном горизонте... и взоры всех сразу устремились на него с выражением жгучего любопытства и радостной надежды».

ВЕДУЩИЙ (1): «Безумство храбрых — вот мудрость жизни» — этот лейтмотив «Песни о Соколе» мог бы послужить эпиграфом ко всему романтическому циклу Горького. Это была активная, мужественная, дерзновенная, устремленная в будущее героическая поэзия.

(Звучит аудиозапись фрагмента прелюдии Ф. Шопена. Выходит Чтец с книгой М. Горького, читает отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» —легенда о Данко.)

     ЧТЕЦ: «Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

  • Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
  • Вы сказали: "Веди!"   — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! А вы? Что сделали вы? Вы только шли, шли. Как стадо овец!
    Но эти слова разъярили их ещё более.
  • Ты умрёшь! Ты умрёшь! -  ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спастиих, вывести на легки и путь, и тогда в его очах засверкапи лучи того могучего огня...

—        Что сделаю я для людей?! —сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал себе руками грудь и вырвал из нeё свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали, как камни.

—        Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!»

ВЕДУЩИЙ (2): Образ Данко, отдавшего свое пылающее сердце людям, стал символом беззаветной любви к людям, героического самопожертвования во имя счастья народа.

В ранний период творчества у Горького еще не было отчетливого представления о реальных силах, способных осуществить преобразование на земле и свой идеал прекрасного, идеал народного героя он выражал в аллегорической форме романтической легенды и песни.

     ВЕДУЩИЙ (1): В начале 1900-х годов Горький пишет знаменитую «Песню о Буревестнике», которую прогрессивно настроенные чита тели восприняли как призыв к революционной буре. В крике Буревестника можно было услышать силу гнева, пламя страсти, уверенность в победе. Мечта о сильном, могучем и прекрасном человеке облеклась плотью, наполнилась реалистическим содержанием в романе «Мать», написанном в 1906 году. Образы Павла Власова и его матери Пелагеи Ниловны воплотили в себе представления Горького о прекрасном человеке, готовом па подвиг во имя высокой цели.

ВЕДУЩИЙ (2): Одна из самых ярких страниц творческой биографии Горького — это сотрудничество с Московским Художественным театром. В то время Московский Художественный театр, открывший новаторскими постановками пьес Чехова новую страницу в истории русского театрального искусства, пользовался огромной популярностью. Для Горького МХАТ всегда был лучшим театром. Он считал, что этот театр не любить невозможно, «не работать для него — преступление».

ВЕДУЩИЙ (1): Увлечение Московским Художественным театром было одной из причин обращения Горького к драматургии. На сцене театра были поставлены такие пьесы Горького, как«Мещане», «Дети солнца», «На дне» и другие.

ВЕДУЩИЙ (2): Одно из самых ярких и сильных драматических произведений Горького начала 1900-х годов — пьеса «На дне». Вспоминая первую постановку пьесы, режиссер театра Константин Сергеевич Станиславский [1] писал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца всех режиссеров, всех артистов... и, наконец, самого Горького».

ВЕДУЩИЙ (1): Действие пьесы «На дне» разворачивается в ночлежке Костылева. В этом подвале, похожем на пещеру, оказались люди самого различного характера и социального положения. Но их объединяет одно — все они выброшены из жизни «на дно» в силу условий, царящих в обществе. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если ее сопоставить с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, силе и красоте.

(Далее следует сцена из четвертого действия пьесы М. Горькой «На дне». На сцене — полумрак, по стенам — нары, прикрытые лохмотьями, стол с остатками еды, вокруг него скамейки. За столом Сатин, Барон и Настя. Перед ними бутылка водки, большой ломоть черного хлеба. Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе ветер. В углу комнаты сидит за столом Клещ.)

КЛЕЩ: Д-да... он во время суматохи этой и пропал...

БАРОН: Исчез от полиции... яко дым от лица огня...

САТИН: Тако исчезают грешники от лица праведных!

НАСТЯ: Хороший был старичок!.. А вы... нелюди... вы — ржавчина!

БАРОН (пьет): За ваше здоровье, леди!

САТИН: Любопытный старикан... да! Вон Настёнка — влюбилась в него...

НАСТЯ: И влюбилась... и полюбила! Верно! Он все видел... все понимал...

САТИН (смеясь): И вообще... для многих был... как мякиш для беззубых...

БАРОН (смеясь): Как пластырь для нарывов...

КЛЕЩ: Он... жалостливый был... у вас вот... жалости нет...

САТИН: Какая польза тебе, если я тебя пожалею?

     КЛЕЩ: Ты — можешь... не то, что пожалеть можешь... ты умеешь не обижать... Правды он не любил, старик-то... Очень против правды восставал... так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем... Вон князь... руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда!

     САТИН (ударил кулаком по столу): Молчать! Вы — все — скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы нет! Вы тупы, как кирпичи... Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я знаю! Я — читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!

БАРОН: Браво! Прекрасно сказано! Я — согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!

САТИН: Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но — еше кое-что знаю! Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...

(Настя наливает стакан и подает Сатину.)

Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! Зачем люди живут?» ... (Стараясь говорить голосом Луки.) «А — для лучшего люди живут-то, милачок!»

(Небольшая пауза.)

БАРОН (задумчиво): Мм-да... для лучшего? Это... напоминает мне наше семейство... Старая фамилия... времен Екатерины... дворяне... вояки!., выходцы из Франции... Служили, поднимались все выше... При Николае Первом дед мой, Густав Дебиль... занимал высокий пост... богатство... сотни крепостных... лошади... повара...

НАСТЯ: Врешь! Не было этого!

БАРОН (вскакивая): Что-о? Н-ну... дальше!

НАСТЯ: Не было этого!

БАРОН (кричит): Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты... кареты с гербами!

НАСТЯ: Не было!

БАРОН: Цыц! Я говорю... десятки лакеев!..

НАСТЯ (с наслаждением): Н-не было!

БАРОН (бросается к Насте): Убью!

НАСТЯ (отбегает): Не было карет!

САТИН: Брось, Настёнка, не зли его...

БАРОН: Подожди... ты, дрянь! Дед мой...

НАСТЯ: Не было деда! Ничего не было!

(Сатин хохочет.)

БАРОН (устало): Я... не могу позволить издеваться надо мной! У меня доказательство есть... документы, дьявол!

САТИН: Брось их! И забудь о каретах дедушки... в карете прошлого — никуда не уедешь...

БАРОН: Как она смеет, однако!

НАСТЯ: Ска-ажите! Как смею!..

САТИН: Видишь — смеет! Чем она хуже тебя? Хотя у нее в прошлом, уж, наверное, не было не только карет и — дедушки, а даже отца с матерью...

БАРОН (успокаиваясь): Черт •тебя возьми... ты... умеешь рассуждать спокойно... А у меня... кажется, нет характера...

САТИН: Заведи. Вещь — полезная...

(Пауза.)

Я сегодня — добрый... черт знает почему!..

      БАРОН: Ты всегда добрый, когда выпьешь... И умный...   САТИН: Когда я пьян... мне все нравится. Он молится? (Указывает на Татарина, стоящего в полутьме на коврике.) Прекрасно! "'"Человек может верить и не верить - это его дело! Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы... Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!..

(Участники сцены уходят.)

ВЕДУЩИЙ (2): В 1906 году в связи с ухудшением здоровья Горький едет в Италию, где прожил семь лет. В Италии он много и плодотворно работал. Закончил повесть «Мать», написал автобиографическую повесть «Детство», «Сказки об Италии», пьесы «Васса Железнова», «Чудаки», «Последние», роман «Дело Артамоновых». Из России на Капри к Горькому приезжали известные писатели, художники, актеры.

ВЕДУЩИЙ (1): В 1991-1912 годах Горьким были написаны «Сказки об Италии». Эпиграф, взятый из Андерсена, поясняет смысл названия: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». Написанные для взрослых и детей, эти сказки утверждали светлое восприятие жизни. «Дети будут жить лучше нас, и жить им будет лучше!» — говорит старый и мудрый итальянец Пасквалино.

ВЕДУЩИЙ (2): Творчество Горького после Октябрьской революции носит особенно глубокий и многосторонний характер. В советское время Горький продолжал выступать как прозаик, драматург и публицист.

(Выходит Писатель.)

ПИСАТЕЛЬ: «Моя радость и гордость — новый русский человек, строитель нового государства... Товарищ! Знай и верь, что ты самый необходимый человек на земле. Делая твое маленькое дело, ты начал создавать действительно новый мир».

ВЕДУЩИЙ (1): Многие статьи Горького тех времен были посвящены вопросам литературы. Он писал: «Дело наших литераторов — трудное, сложное дело». Особое внимание Горький уделял русской классике и написал великолепные воспоминания о Л. Н. Толстом [2], В. Г. Короленко [3], А. П. Чехове [4] и других русских писателях.

ПИСАТЕЛЬ: Я вспоминаю о своих встречах с Антоном Павловичем Чеховым в Крыму. «Однажды он позвал меня к себе в деревню Кучук-Кой, где у него был маленький клочок земли и белый двухэтажный домик. Там, показывая мне свое "имение", он оживленно заговорил: —        

—        Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для больных сельских учителей. Знаете, я выстроил бы этакое светлое здание — очень светлое, с большими окнами и высокими потолками. У меня была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад; можно бы читать лекции по агрономии, метеорологии, учителю нужно все знать, батенька, все!

Он вдруг замолчал, кашлянул, посмотрел на меня сбоку и улыбнулся своей мягкой, милой улыбкой, которая всегда так неотразимо влекла к нему и возбуждала особенное, острое внимание к его словам.

—        Вам скучно слушать мои фантазии? А я люблю говорить об этом. Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича! Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело...»

«О Чехове можно написать много, но необходимо писать о нем очень мелко и четко, чего я не умею. Хорошо бы написать о нем так, как сам он написал "Степь", рассказ ароматный, легкий и такой, по-русски, задумчиво грустный, Рассказ — для себя.

Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл.

Человек — ось мира.

А — скажут — пороки, а недостатки его?

Все мы голодны любовью к человеку, а при голоде и плохо выпеченный хлеб — сладко питает».

(Звучит аудиозапись фрагмента из «Аппассионаты» Л. ван Бетховена.)

Еще я хотел бы поделиться своими впечатлениями о встречахс Львом Николаевичем Толстым в Крыму.

«Он много раз и подолгу беседовал со мною; когда жил в Крыму, в Гаспре, я часто бывал у него, он тоже охотно навещал меня, я внимательно и любовно читал его книги, — мне кажется, я имею право говорить о нем то, что думаю, пусть это будет дерзко и далеко разойдется с общим отношением к нему. Не хуже других известно мне, что нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного, да, да, во всем. Прекрасного в каком-то особом смысле, широком, неуловимом словами; в нем есть нечто, всегда возбуждавшее у меня желание кричать всем и каждому: смотрите, какой удивительный человек живет на земле! Ибо он, так сказать, всеобъемлюще и прежде всего человек, — человек человечества».

     ВЕДУЩИЙ (2): 1В последние годы жизни Максим Горький много сил отдавал редакционно-издательской работе. По его инициативе основывается издание таких серий книг, как «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», «Наши достижения». Поч ти все писатели, начинавшие свой творческий путь в 1930-е годы, были воспитанниками Горького. Александр Фадеев [5] писал: «Среди писателей моего поколения нет ни одного, кто, входя в литературу, не был бы им благословлен».

ВЕДУЩИЙ (1): Горький был организатором и первым руководителем Союза советских писателей. В августе 1934 года Горький открыл Первый съезд советских писателей. Он выступал как организатор советской многонациональной литературы. Работоспособность Горького изумляла всех, кто его знал. Горький сам любил труд и воспевал в своем творчестве человека труд, понявшего, как велика его роль на земле.

ПИСАТЕЛЬ (обращаясь к залу): «Если бы я был критиком и писал книгу о Максиме Горьком, я бы сказал в ней, что сила, которая сделала Горького тем, что он есть... заключается в том... что он первый в русской литературе и, может быть, первый в жизни вот так, лично, понял величайшее значение труда, — труда, образующего все ценнейшее, все прекрасное, все великое в этом мире».

ВЕДУЩИЙ (2): 18 июня 1936 года оборвалась жизнь гениального писателя, величайшего художника слова XX века, оказавшего громадное влияние на развитие всей мировой литературы. О всемирном значении творчества Горького хорошо сказал выдающийся немецкий писатель Генрих Манн [6]: «Горький остался всем сердцем связанным с судьбой угнетенных и борющихся за освобождение. Это сохранило ему творческие силы и обеспечило бессмертие его произведениям».

ВЕДУЩИЙ (1): Творчество Горького близко и дорого нам, живущим в XXI веке, так как проникнуто страстной любовью к человеку. Всю свою жизнь писатель отдал борьбе за пробуждение в людях человеческого, сознательного начала. Поэтому жизнь и творчество Горького — волнующий гимн красоте созидающего труда, пламенное утверждение величия жизни на земле.

  1. Этап первичного закрепления учебного материала обучающимися

     Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» продолжает тему нашего разговора. А сегодня мы решаем серьёзные общечеловеческие вопросы: о каком человеке мы можем сказать, что он «настоящий», с какими людьми нам хотелось бы общаться, а каких отвергаем. Человек с большой буквы. Какой он? Действительно ли гордо звучит слово «человек»?

Чтобы решить эти вопросы, перед вами стоит следующая задача: выписать из текста рассказа строки:

1.а) глаза Ларры;

   б) что он сделал;

   в) причины поступка.

2.а) глаза Данко;

   б) что он сделал;

   в) причины поступка.

3.а) глаза старухи Изергиль;

   б)2 предложения, в которых она говорит о том, чем занималась всю свою жизнь.

5. Этап осмысления нового материала обучающимися

У вас в тетрадях должна появиться следующая запись:

Ларра.

А) Глаза: «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», "В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира"

Б) «он ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу».

В) «я убил её потому, что она оттолкнула меня… а мне нужно её... он хочет сохранить себя целым… он считает себя первым на земле»

Данко.

А) «в очах его светилось много силы и живого огня», «в его лучах засверкали лучи того могучего огня», «ярко разгорелись очи».

Б) «он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой», «освещая им путь людям».

В) «он любил людей и думал, что, может быть, они без него погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их».

Старуха Изергиль.

А) «чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились», «её чёрные глаза были всё-таки тусклы, их не оживило воспоминание», «глаза без огня».

Б) «А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!»

     Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами -- о Ларре и Данко.         Перед нами несколько человеческих судеб -- выбирайте! Судите сами о смысле жизни!

     Ларра заявлял, что «хочет сохранить себя целым». Что это значит?

- Делать то, что хочется, что вздумается, идти, куда угодно, не считаться ни с кем.

     Встречались ли вам люди, которые «считали себя первыми на земле»? Может, из вас кто-то о себе такого мнения?

     Как вы относитесь к людям, которые считают себя лучше всех?

     Конечно, отрицательно, так как "за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью". Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.

     Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: "похищал скот, девушек -- все, что хотел", и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и "в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?" По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто "кроме себя не видит ничего", трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь. Такие люди обрекают себя на одиночество.

Итак, согласно Горькому, является ли смысл жизни в том, чтоб прожить её только для себя?

- Нет.

     А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь, как прожила старуха Изергиль? Ради чего или кого прожила свою жизнь она?

- Только ради себя.
    Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь действительно только для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. С годами она становится мудрее: именно она произносит фразу: «В жизни всегда есть место подвигу». Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Но подвиг ради себя самого разве это подвиг?
    Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, такого, как Ларра.

Знаете ли вы, что значит слово «альтруизм»?

     Альтруизм — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага. Термин «альтруизм» введён в противоположность эгоизму. Он — в точности как любовь, которая не потому-то и не за что-то. Он есть и все тут, без всяких видимых причин, и люди время от времени загораются этим светом.

     Только говоря о Данко, Горький упоминает слово «свет» и не единожды.

     Если говорить о портрете, то глаза в рассказе особо значимы. У турка «глаза смотрят прямо в душу», у гуцула «холодные, голубые глаза, которые на всё смотрели сосредоточенно и твёрдо». У рыбака «потускнели весёлые глаза». Одним из признаков обаяния считаются живые горящие глаза.  Сравните глаза Ларры, старухи Изергиль и Данко. Только в глазах Данко из всех героев Горький указал на могучий огонь. Это символ человека, олицетворяющего самоотверженную, героическую любовь к людям.

     А почему такая разница в описании глаз Ларры?

- Его глаза меняются, когда он понимает, что стал никому не нужен. Хотя у Ларры было всё, что он хотел, он не был счастлив, так как был одинок. Поэтому и нравятся люди с «горящими» глазам окружающим: они несут добро, не почему-то и ради чего-то, а потому что иначе не могут. Недаром же окружающие "посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня". Такие люди всегда ценимы окружающими и уважаемы в обществе.

6.Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

     На следующем занятии мы продолжим решать серьёзные жизненные при изучении пьесы Максима горького «На дне». Вы должны знать её содержание. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» наизусть, начиная со слов «И вдруг он разорвал руками себе грудь» и заканчивая «и сердце его всё пылало, пылало!»

7.Этап подведения итогов

     Определение работы всей группы. Выставление оценок.

8.Рефлексия


    Итак, в чём же смысл жизни по Горькому? Ради чего мы должны жить, чтобы слово «человек» звучало гордо? Насколько актуальны взгляды на жизнь Горького в наше время? Сделайте вывод в нескольких предложениях письменно, и желающие получить оценку сдайте работу на проверку.

Возможно, вам помогут слова Горького, которыми я хотела бы закончить занятие: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…»

Один из вариантов ответа студентов представлен в приложении №1.

Литература

  1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс:  учеб.пособие для общеобразовательных учебных заведений в 2 ч. / В.В. Агеносов. -  М.: Дрофа, 2000.
  2. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс:  хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений в 2 ч. / В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, А.В. Леденёв. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Чалмаев В.А. Русская литература  XX века.11 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский, А.С.Карпов, З.Я.Холодова, Л.И.Лазарев.- М.: Просвещение, 2005.
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX век. 11 класс:  методическое пособие / Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва. -  М.: ВАКО, 2004. – 326с.
  5. Макарова Б.А. «Человек – это звучит гордо…» / Б.А.Макарова// Читаем, учимся, играем. — 2008. — №1. — С. 15 — 21.

Информационные ресурсы Интернет

  1. palekh.narod.ru
  2. www.gorkymaxim.org
  3. http://www.museum.ru
  4. http://www.troikaplus.ru/articles/6/91
  5. http://www.tatar.museum.ru
  6. http://www.museum.ru
  7. http://www.foto.drugie-vremena.com
  8. http://tbs.asu.ru
  9. http://web.sinn.ru
  10. http://maximgorkiy.narod.ru
  11. http://www.a4format.ru
  12. http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com
  13. http://ru.wikipedia.org
  14. http://www.mxat-teatr.ru
  15. http://www.evening-кazan.ru
  16. http://www.abc-people.com
  17. http://www.abc-people.com
  18. http://korin.webzone.ru/kat/max.htm
  19. http://www.museum.ru/N33547
  20. http://artmus.culture21.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

<Кадет звучит гордо!>

Социальный проектРазработчик проекта Зацепина О.В. воспитатель, классный руководительПродолжительность проекта: всего времени-6 лет Возраст учащихся-12-18 лет Основная концепция: Здоровье-развитие-о...

Волонтер это звучит гордо!

Статья опубликована в школьной газете "Эхо школы"...

Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....

Школьник-звучит гордо

Конкурс "Школьник-2007г",визитная карточка...

Методическая разработка всекубанского урока "Помним, гордимся, наследуем!"

Данная методическая разработка пригодится для классных руководителей и учителей истории/кубановедения при подготовке к проведению классного часа или иного мероприятия, посвящённого годовщине со дня об...

Приложение к Методической разработке интеллектуальной игре «Мы гордо будем помнить…»

Приложение № 3 - Командная работа Блиц - турнир;Приложение № 4 - «Жизнь замечательных людей» Определение объекта по описанию;Приложение № 5 - Брейн – ринг...

Методическая разработка "Мы Помним! Мы Гордимся!"

Планирование проектной деятельности.«Мы Помним! Мы Гордимся!»...