Интегративный урок "Что за прелесть эти сказки!" (по сказкам А.С.Пушкина)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Калинина Лариса Николаевна

Урок «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А.С.Пушкина) целесообразно проводить в 5 классе после изучения на уроках литературы творчества А.С.Пушкина. Перед проведением урока учитель ставил следующие цели:
    развитие познавательных интересов учащихся;
    развитие выразительной речи;
    закрепление знаний по литературе, музыке, мировой художественной культуре;
    развитие воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_za_prelestw_eti_skazki.doc2.21 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Организация учебно-воспитательного процесса в современной школе требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых технологий и новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется интегративный урок, который играет очень важную роль в педагогическом процессе.

   Интегративный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

   Идея интеграции в обучении имеет глубокие корни. Впервые об этом заговорил классик мировой педагогики Я.А.Коменский: «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи».

   В основе интегративного обучения лежат следующие принципы:

  • учебный материал разбит на тесно связанные между собой фрагменты;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого.

   Благодаря этим принципам в интегративном обучении появляется систематическая, постоянная обратная связь между учителем и учениками, на основании которой они самосовершенствуются.

   Интегративные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся, способствуют всестороннему развитию личности, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждать их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, ведь урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, «кусок истории личностной судьбы ребенка».

   В нашей школе интегративные уроки начали проводиться с 2004 года. За это время накоплен большой опыт. Проведено много уроков, которые смогли увидеть и оценить не только учителя нашей школы, но и родители. С 2008 года мы ввели в практику проведение открытых выездных интегративных уроков, когда представляется элемент урока для сотрудников музея (например, в музее-мастерской скульптора А.С.Голубкиной). Очень хорошо такие уроки воспринимают ученики.

   Предлагаемый урок «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А.С.Пушкина) – интегративный урок литературы – музыки – мировой художественной культуры – изобразительного искусства. Этот урок целесообразно проводить в 5 классе после изучения на уроках литературы творчества А.С.Пушкина. Перед проведением урока учитель ставил следующие цели:

  • развитие познавательных интересов учащихся;
  • развитие выразительной речи;
  • закрепление знаний по литературе, музыке, мировой художественной культуре;
  • привитие любви к предметам;
  • развитие воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

   Учитель предполагал решить следующие задачи:

  • повторить имеющиеся у учащихся сведения об А.С.Пушкине;
  • расширять круг знаний о художниках, композиторах;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • побуждать к самостоятельной работе с текстами произведений;
  • воспитывать любовь к русской литературе, музыке, интерес к языку, любовь к родному слову.

   Поставленные цели были достигнуты, задачи решены. Это отчетливо проявилось на уроке, когда проводилась рефлексия.

   Во время проведения урока «Что за прелесть эти сказки?» использовались технические средства:

  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • видеокассеты с записью мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина; фильма А.Птушко  «Руслан и Людмила» (1972 год);
  • диапроектор для просмотра слайдов;
  • экран для просмотра слайдов;
  • магнитофон с записью: 1) увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»; 2) балет Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
  • фортепиано

- это было необходимо для более полного усвоения материала, развития познавательного интереса учащихся. После проведения этого урока ребятам была предложена анкета со следующими вопросами:

  1. Понравился ли вам урок?
  2. Одобряете ли вы идею проведения уроков в такой форме?
  3. С какими еще предметами вы хотели бы видеть интегративные уроки литературы?
  4. Какими вы были на уроке?

   Всем ребятам очень понравился урок. Только 3 человека ответили, что они были не слишком активны, все остальные подтвердили обратное, что можно было увидеть по результатам проведения урока. А результаты впечатляющие! Литературу ребята хотели бы видеть в интеграции с историей и информатикой.

   Первые три вопроса были также заданы родителям, которые высоко оценили работу учителя и своих детей. Чувствовалась заинтересованность.

   Работники музея-мастерской скульптора А.С.Голубкиной, а также посетители музея отметили, что подобное мероприятие проводится у них впервые (в музее был показан только урок-концерт). Идея им понравилась, поэтому когда возникла мысль провести там же урок по творчеству М.Ю.Лермонтова (6 класс), администрация сразу же согласилась.

   Что же дают интегративные уроки? Во-первых, это ликвидация дублирования тем и снятие излишней перегрузки учащихся; во-вторых, знания (даже если они и предлагаются в форме концерта и игры) даются на более высоком уровне обобщения и в то же время концентрируются; в-третьих, подобные мероприятия развивают речь и интеллект учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

викторина "Что за прелесть эти сказки!" (Мир героев А. С. Пушкина)

внеклассное мероприятие по литературе для 5 - 6 классов...

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....

Конкурс "Что за прелесть эти сказки."( по сказкам А.С. Пушкина)

Основной целью мероприятия является обобщение и систематизрование знанияй учащихся о сказках А.С.Пушкина. Воспитание интереса к чтению....

Урок внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина.

Цели:1. Образовательные:закрепить знания сказок А.С. Пушкина;совершенствовать навык беглого, выразительного, осознанного чтения;обогащать словарный запас. 2. Коррекционно - развивающие:коррекция ...