Историко-литературно-музыкальная композиция "Дети войны"
проект по литературе (8 класс) на тему

Ищенко Ирина Владимировна

Данная разработка посвящена детям войны. Она демонстрирует учащимся тесную взаимосвязь исторических судеб и поколений прошлого, настоящего и будущего; формирует духовно-нравственные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriko-literaturno_-_muzykalnaya_kompozitsiya.odt29.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Историко-литературно – музыкальная композиция

«Дети войны»

Цель мероприятия:

 -более глубокое изучение фактического материала, отражение данной темы в художественно- эстетических произведениях;

 -демонстрация детям тесной взаимосвязи исторических судеб и поколений прошлого, настоящего и будущего;

 -формирование духовно – нравственных ценностей, развитие творческих способностей учеников.

Обороудование:

 -выставка фотодокументов из школьного музея;

 -записи песен о Великой Отечественной войне;

 -запись голоса Юрия Левитана;

 -запись минуты молчания;

 -презентация «Польша. Освенцим. Концентрационный лагерь»;

 -презентация «Хатынь: история трагедии белорусской деревни».

Учитель:

 С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна.

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой душевной безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа .Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». Человеческая память. Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе. Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон . Для нас война – это история.

 Звучит песня Тамары Гвердцители «Дети войны»

   Ведущий 1:

  Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

 Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей,

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

  Ведущий 2:

  Такою всё дышало тишиной,

  Что вся земля ещё спала, казалось.

  Кто знал, что между миром и войной

  Всего каких-то пять минут осталось.

  Свет гаснет.

Презентация «Речь Левитана о начале войны». (Демонстрируются кадры кинохроники «Начало войны»)

                             Звучит песня «Вставай страна огромная»

(Один за одним вставая со своих мест, учащиеся подхватывают слова песни).

Девочка

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

Мальчик

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Ведущий 2:

 Фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.

Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

 Девочка

Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось.

  Юноша:

Сколько их – исковерканных войной детских судеб?

Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…

Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!

Девочка

Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть».

  Чтец

 Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней,– молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Ведущий 1:

 1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит «новый немецкий порядок».

Ведущий 2 :

 5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди - них учитель, Януш Корчак.

По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».

Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!».

Ведущий 1:

Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.

Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

Ведущий 2:

А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо, они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

   Учитель истории рассказывает об Освенциме— городе, ставшем символом беспощадности фашистского режима; городе, где развернулась одна из самых бессмысленных драм в истории человечества; городе, где были жестоко умерщвлены сотни тысяч человек.

   Презентация «Польша. Освенцим. Концентрационный лагерь Аушвиц-I».

 Чтец

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.

 Ведущий 1:

  Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у Земли дороже детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? Война стала общей трагической биографией целого поколения детей. Детей Войны.

 Ведущий 2:

  Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд фашистских карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Семьдесят пять детей Хатыни приняли мученическую смерть в огне…

 

  Презентация «Хатынь: история трагедии».

  Девочка:

  Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.


  Ведущий 1:

  Будто бы вставшие из пепла хатынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим.

  Чтец:

Отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского

 Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Ведущий 2:

  Наша страна мирно живет уже 70 лет. И хотелось бы сказать,что уже выросло поколение, не знающее, что такое война. Однако каждый день мы слышим о новом конфликте между народами, о новой детской беде. И поэтому о событиях тех страшных лет мы не имеем права забывать. Такое не должно повторяться.

  Чтец:

И.Тобольский

Я бы тоже отмолчаться мог

И о чем-нибудь

Трезвонить браво.

Но в такое время, видит бог,

Я на это не имею права!

Это право совесть отняла.

Вот опять тревожная газета.

Снова неотложные дела

Требуют вмешательства поэта.

Где-то вновь предвестником беды

Багровеет сумрачное небо.

Где-то людям не хватает хлеба.

Где-то умирают без воды.

Где-то кровью залиты поля,

Где-то кровли рушатся...

 И дети

Гибнут

На захваленной планете,

Окрещенной именем

Земля!

  Чтец:

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

  Ведущий

В память обо всех детях, погибших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время, мы объявляем минуту молчания.

Запись минуты молчания (звук метронома).

Звучит песня В. Высоцкого в исполнении учащихся «На братских могилах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

Историко-литературно-музыкальная композиция «Память, которой не будет конца» Посвящённая дню защитника отечества+презентация

Историко-литературно-музыкальная композиция «Память, которой не будет конца» Посвящённая дню защитника отечества+презентация...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...