"Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака
материал по литературе (11 класс) на тему

Медведева Людмила Григорьевна

Литературно-музыкальная композиция для 9-11 кл. "Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка Мартыновского района Ростовской области

Литературно-музыкальная композиция

«Свеча горела на столе, свеча горела…»

(по творчеству Бориса Пастернака)

Составила

учитель русского языка и литературы

Шевцова Людмила Григорьевна

2014-2015уч.г.

Методические рекомендации

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» рассчитана на обучающихся 9-11 классов, которые уже знакомы с творчеством Б.Пастернака.

Цель литературно-музыкальной композиции – расширить познания обучающихся о жизни Пастернака и заинтересовать творчеством поэта, Нобелевского лауреата 1958 года.

На сцене в углу стоит стол с оформленным стендом о жизни Пастернака, лежит томик стихов поэта, стоит подсвечник с горящей свечой.

Литературно-музыкальная композиция открывается песней на стихи Б.Пастернака «Зимняя ночь» и иллюстрацией презентации с портретами Пастернака в разные годы жизни. В это время на сцену выходят 2 ученицы с зажженными в руках свечами. После окончания песни девушки уходят со цены, а 4-ро ведущих начинают рассказывать о жизни поэта. Рассказ сопровождается презентацией, выступлением чтецов и прослушиванием аудиозаписи песни  “Никого не будет дома”. Композиция заканчивается выходом на сцену всех выступающих с зажженными свечами и звучанием песни «Зимняя ночь».

АНОТАЦИЯ

Литературно-музыкальная композиция «Свеча горела на столе, свеча горела…» представляет собой историю жизни и творчества Бориса Пастернака, одного из крупнейших русских поэтов XX века ,отраженную в его стихах, прозе и письмах. Приведены отрывки из воспоминаний современников. Материалы подобраны с тем, чтобы показать творческий процесс создания произведений поэта на основе событий его жизни, как и из чего «растут стихи». В них отразились его мысли и состояние души, которые одновременно были закреплены в воспоминаниях о Пастернаке разными людьми.

Представляя  эту композицию о  Борисе Пастернаке, хотелось обратить внимание зрителя на единый, органический характер основного содержания его многолетнего труда (1910—1960). На его глазах менялся мир, образ которого рисовал Пастернак, но сохраняя цельность своего дарования и верность ему, он зорко следил за тем, что происходило вокруг, не обманываясь владычеством «трескучей фразы» и лжи злободневности, всеохватно царившим в его зрелые годы.

Звучит запись песни “Зимняя ночь”, 2 девушки зажигают свечи.

Во время исполнения песни идёт показ презентации фотографий поэта.

Ведущий 1  -Свеча горела на столе, свеча горела…

Почему так часто писатели обращаются к образу свечи?

Ведущий 2 -Потому что это символ надежды, творчества, поиска…

Ведущий 3  -Мы сегодня снова зажгли свечу, чтобы поговорить о Борисе Пастернаке, чтобы

Ронять слова 
Как сад – янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.

Ведущий 4  -Имя Пастернака оставалось под запретом много лет и вот вернулось, заговорило, засверкало!

Ведущий 1 -“Нить судьбы” назовём мы наше исследование, чтобы понять зачем, почему, как, когда, где, кем забылось это имя и теперь снова вернулось к нам.

Ведущий 2  -Перед вами прошли портреты поэта разных лет. А вот что говорили о нём:

( читают по очереди 4 человека)

  1. “Он был поразительно красив: с выдающимися скулами и тёмными глазами, и в меховой шапке он выглядел как какой-то персонаж русской сказки”. (О. Карлайл)
  2. “Пастернак похож одновременно на араба и его лошадь”. (М. Цветаева).
  3. “Первое впечатление: лицо давнего друга”. (З. Масленникова).

      4)  “На улицах прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был   очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, звучный голос”. (Ю. Анненков).

Ведущий 3  -Творческий путь поэта – это “судеб скрещенье”, много человеческих судеб переплелись с этой, да и судьба России не отделима от неё. Поэт и эпоха неразделимы.

Ведущий 4  -Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. Он родился 10 февраля в Москве, когда “грохочущая слякоть весною чёрною горит”. Мир здесь представлен очень образно: чернила, слякоть, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Всё говорит о приближении весны, хотя используются чёрные краски. Думаю, что такое внимание к предметам у поэта от отца. Его отец – Леонид Осипович – преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В семье частыми гостями были художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто рисовал Л.Толстого, первым иллюстрировал его произведения.

Ведущий 1  -Мать – Розалия Исидоровна Кауфман – пианистка европейской известности. Она прекрасно играла. Музыка для Пастернака была культом. Вне музыки себя не представлял. Больше всего любил Скрябина. Собирался стать музыкантом, но случайность, вера в предопределение всё изменила. Музыкантом не стал, но сколько стихов навеяно музыкой, в скольких упомянуты её творцы!

Ведущий 2- Живопись, музыка – это ещё не Пастернак. Его всегда отличало глубокое мышление, поиск сути. Наши писатели, почти все, играли в шахматы. Пастернак не стал исключением. Мало того, фигуры шахмат ожили в его строчках. В 1912 году он поехал в Марбург изучать философию. И вдруг – удивительная встреча, которая заставила его писать стихи. Пастернак впервые влюбился и - получил отказ, но появилось стихотворение, которое многим близко.

Ведущий 3 -В отчем доме сложились все предпосылки для будущего писателя: музыка – живопись – философия. Это ещё раз доказывает: все мы родом из детства, семья – основополагающее начало каждого из нас. Дорожите ею!

Ведущий 4-Первый период становления Пастернака можно считать завершённым: выбор сделан, путь в поэзию открыт.

Ведущий 1-Становление Б.Пастернака происходило под влиянием окружения. 10-е годы появление разных течений. Сначала поэт увлёкся символизмом, но не столько им, сколько видением мира А.Блока, А.Белого. Позже его привлекает футуризм, но самое умеренное его ответвление “Центрифуга”.

Ведущий 2- Поэзия Пастернака ориентирована на вечные законы бытия, природы, а не на переделку мира и отказ от прошлого. Ни к одному из течений не примкнул, выбрал свой путь, и уже в 1922 году вышел сборник “Сестра моя - жизнь”. Здесь много света, лёгкости, по-пастернаковски звучит тема любви: в этом году он женится на художнице Евгении Владимировне Лурье.

Чтение стихотворения

“Любимая – жуть…” 1922 год.

Исполнение песни

“Никого не будет дома” 1931 год

Ведущий 3-И любовь, и искусство, и жизнь! Звучит авторская позиция, утверждающая: не я, а мир; не я, а жизнь; не я, а любимая!

Всё это войдёт в сборник “Второе рождение”, 1932 год. Но период 30-ых годов станет для поэта нелёгким и займет особое место.

Ведущий 4 - 30-е годы для России – трудное время. Началось время нелепых подозрений, необоснованных репрессий. Пастернак делает всё возможное, чтобы обезопасить близких людей: поддерживает Ахматову, Мандельштама. Он не молчит: выступает на 1 съезде писателей в 1934 году, но изменить ничего не может. Зато может остаться самим собой. По-новому начинает звучать тема поэта и поэзии.

Чтение стихотворения

“О знал бы я, что так бывает…” 1931 год.

Ведущий 1- Репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное. Сам Сталин сказал о нём, как о юродивом: “Оставьте в покое этого небожителя”. А позже станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для “десяти лет без права переписки”. Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошёл. Это станет кризисом.

Ведущий 2-Его творчество переместилось в прозу и в область перевода. Он переводит с английского Шекспира, с немецкого Гёте, с венгерского Петефи, с польского Словацкого, с грузинского Бараташвили.

Добавляется запись на доске: 1946-1960.Слайд: “Быть живым. Живым и только…” (фотография Пастернака)

Ведущий 3- 1946-1960 годы – “третье рождение”. Согласны ли с такой формулировкой? Среди наших ещё не говорящих предметов – роман “Доктор Живаго”, который стал

 особым детищем Пастернака.

Ведущий 4- Росла потребность высказаться о себе и об эпохе. После войны, когда не оправдались надежды на обновление жизни, он приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие.

Ведущий 1- В течение 10 лет писался роман, наступал 1955 год, роман закончен, разослан в списках друзьям. Отдал в редакцию журнала “Новый мир”. Но некоторые были против публикации. Отдал и опубликовал в Италии в 1957 году. Через два года переведён на 24 языка.

Ведущий2- Анна Ахматова вспоминает: “Борис был счастлив, мы – ждали взрыва”).

Ведущий 3- Роман принёс мировую славу. 23 октября Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе 1958 года. Не каждому присуждается такая премия. В это время у  Пастернака родится стихотворение, совсем не выражающее радость.

Чтение стихотворения

“Нобелевская премия” 1959 год.

.

Ведущий 4- Травля по всей стране, исключён из Союза писателей. Когда узнал, что Ивинская может лишиться работы, принял серьёзное решение: отказаться от премии.

Ведущий 1-А газеты не унимались:

(читают 3 человека)

  1. “Я внимательно, с карандашом в руках, прочитал “Доктор Живаго”. Я почувствовал себя буквально оплёванным. Мы должны сказать Пастернаку: ты нам сегодня здесь не нужен!”,
  2. “Доктор Живаго – плевок в наш народ”,
  3. “Пастернак своим романом и своим поведением поставил себя вне советской литературы и вне советского общества…”

Ведущий 2-Ему предложили покинуть страну, пригрозили высылкой из страны – это когда тебе 68 лет!

Ведущий 3-Посёлок Переделкино. Здесь последние годы провёл Б. Пастернак. Его стали называть затворником. Но он им не был, не был и политиком, он философ. И появляются мудрые стихи, строчки из которых становятся афоризмами.

Чтение стихотворений

“Единственные дни” 1959 год.

“Быть знаменитым некрасиво” 1959 год.

Ведущий 4-Борис Пастернак?!..

Ведущий 1- Нить судьбы Пастернака закончилась, но не прервалась. Мы связаны временем, историей, традициями.

Звучит песня «Зимняя ночь». Все зажигают свечи.

Список литературы:

  1. Борис Пастернак. Стихотворения. – «Эксмо», М., 2005г.
  2. Борис Пастернак. «Сестра моя, жизнь» (сборник) - «Эксмо», М., 2007г. 
  3. Пастернак Борис - «Я понял жизни цель» (проза, стихотворения, поэмы, переводы) - «Эксмо», М., 2008г. 
  4. Дмитрий Быков «Борис Пастернак» - «Молодая гвардия», 2009г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чтобы вовек твоя свеча во мне горела» - литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Б.Л.Пастернака.

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, стал завершающим мероприятием  Года Литературы....

Вопросы для анализа стихов Б.Пастернака "Свеча горела"..., "Когда разгуляется.."

Данная  презентация  содержит вопросы для анализа двух стихотворений Б.Пастернака: "Свеча горела...", "Когда разгуляется...". Вопросы  развивают навыки анализа, помо...

Диалог о любви "Свеча горела на столе..."

Данное мероприятие мы проводили с ребятами на 8 марта. Мам поздравляем всегда на День Матери, поэтому нет смысла, а вот поговорить о любви - в самый раз в начале весны и посвятить стихи о любви всем д...

"Свеча горела на столе" (литературно-музыкальная композиция, посвященная теме любви в лирике Ф.И.Тютчева)

Любовь – часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь...

"Свеча горела на столе" (литературно-музыкальная композиция, посвященная теме любви в лирике Ф.И.Тютчева). Презентация.

Любовь – часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь...

Литературно - музыкальная композиция "Свеча горела на столе..." (тема любви в творчестве А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина)

Любовь – часть жизни каждого из нас.Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь в кам...

"Свеча горела..." (поэтический вечер по поэзии Пастернака)

Поэтический вечерв 11 классе  к 130 со дня рождения Бориса Пастернака....