Пути активизации мыслительной деятельности учащихся 9-11 классов при изучении кубанской литературы в школах Краснодарского края (на примере программы Ю.Г.Любимцева)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Филь Валентина Николаевна

В наши дни в центр педагогической науки и практики выдвигаются тесно связанные между собой проблемы школьного самообразования и региональной направленности обучения. Актуальность обеих проблем очевидна. Школьный этап имеет определенное значение в решении проблем как непрерывного, так и регионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_reg.komp_.9-11_klass.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути активизации мыслительной деятельности учащихся 9-11 классов при изучении кубанской литературы  в школах Краснодарского края (на примере программы Ю.Г.Любимцева)

Из опыта работы учителя МБОУ СОШ №14 посёлка Советского Тимашевского района Краснодарского края        

                       Филь Валентины Николаевны

-1-

        В наши дни в центр педагогической науки и практики выдвигаются тесно связанные между собой проблемы школьного самообразования и региональной направленности обучения. Актуальность обеих проблем очевидна. Школьный этап имеет определенное значение в решении проблем как непрерывного, так и регионального образования.

        Ныне действуют две основные программы «Региональный компонент программы по литературе в школах Краснодарского края» авторов Ю.Г.Любимцева и О.Г.Панаэтова, а также программа факультативного курса З.Ф.Бруяка «Кубанские писатели и поэты – участники Великой Отечественной войны».

        Важность изучения кубанской литературы очевидна. В основе её освоения формируются и самосовершенствуются до самообразовательного уровня умения и навыки, необходимые для самостоятельного и творческого чтения произведений художественной литературы: техники чтения (овладение разными по цели видами чтения), приемы записывания (выписки, рабочие материалы , опорный схемы, планы, конспекты, тезисы), библиотечно-библиографические и мыслительно-речевые умения, навыки семантико-стилистического анализа и другие приемы, необходимые для самостоятельной оценки произведения литературы как вида искусства.

        Успешное сочетание действующих ныне программ по литературе с изучением кубанской литературы достигается на путях активного приобщения учащихся к самообразованию и активного включения их в самообразовательную деятельность.

        Кубанская литература призвана помогать молодому человеку, ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь народов края; она является источником сил для духовного становления личности; способствует выработке мировоззренческих позиций, нравственных и эстетических норм, формирует культуру чувств читателя.

        Почти 10 лет я работаю по региональной программе Ю.Г. Любимцева, состоящей из трех частей:

  1. Кубань литературная – дореволюционный период.
  2. Кубань литературная – 20-70-е г. ХХ века.
  3. Кубань литературная – современный период.

Она базируется на принципе историко-хронологической последовательности. На мой взгляд, она формирует у учащихся достаточно полное представление о литературе родного края.

        Особенно интересен подбор литературного материала в 9-11 классах. Он облегчает обращение к литературно-краеведческому материалу во время изучения творчества писателей и поэтов и к отдельным произведениям по ныне действующим программам.

        Я работаю по программе А.Г. Кутузова и считаю более целесообразным данное распределение материала :

9 класс

Программа А.Г. Кутузова

 Программа Ю.Г. Любимцева

1.А.С. Пушкин- «начало всех начал»

1.Произведения и литературные замыслы А.С. Пушкина, навеянные Кавказом.

2.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2. «Тамань»- жемчужина русской прозы.

3.М.Ю. Лермонтов «Парус», «Молитва». Особая эмоциональная емкость художественного образа. Образ и символ. Романтизм Лермонтова.

3. «Герой нашего времени» (по творчеству А.Бестужева – Марлинского)

4.М.А. Шолохов «Судьба человека»

4.Г.Василенко «Мальчишки сорок первого»

5.Современная русская проза.

5.Ю.Абдашев «Неоконченная акварель» (или «Сын Посейдона) В. Лихоносов «Хождение к литературным святыням» Повествование о жизни Кубанского предгорья И.Бойко.

6.С.А. Есенин

6. «Кто Кубань мою песней прославит» (по творчеству И.Вараввы)

10 класс

1.Л.Н. Толстой. Своеобразие творческой манеры.

1. «Казаки» - лучший из лирических романов Л.Н. Толстого.

2. Н.А. Некрасов

2. Г.Успенский о нашем крае в период наступления капитала.

3. После изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» или «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

3. Поиски правды, путь к истине (роман-хроника  А.Знаменского «Красные дни»).

4. После изучения творчества Ф.И. Тютчева, А. Фета

4. «Предчувствия» (творчество  С.Хохлова)

5. Творчество Ф.М. Достоевского в восприятии читателей разных эпох

5. Великая надежда Ф.М. Достоевского (по Ю.Селезневу)

6. Заключительный урок.

6. «Коль воевать, так всем народом, коль строить дом, так всем селом» (творчество В.Неподобы).

11 класс

1. Читательская конференция. Тема «Хождения по Руси» в русской литературе.

1. Кубань в жизни и творчестве писателей (М. Горький)

2. Соц. реализм и советская литература.

2. Кубань в жизни и творчестве А. Серафимовича

3. А.А. Блок

3. Розы Матери Марии (Е.Ю. Караваева – Кузьмина)

4. Соц. реализм и советская литература.

4.Жизнь – подвиг (Н.Островский)

5. М. Шолохов

5. Летописец судеб народных.

6. А. Солженицын

6. «С болью и тревогой переживаю за Россию» (В.Максимов)

7. Современная литература.

7. «Я зову в собеседники время» (творчество Ю.Кузнецова)    «Сколько в человеке памяти, столько в нем человека» (В.Лихоносов «Наш маленький Париж»)  Похищение России (по материалам современной публицистики, поэзии, прозы)

        Успешное сочетание программы А.Г. Кутузова и региональной программы

Ю.Г. Любимцева, включение ее в учебный процесс в многообразных формах позволяет учителю повысить читательский интерес учащихся, приобщить их к самообразованию.

        Трудности при изучении кубанской литературы несомненны.

Во-первых, при большом объеме ныне действующих программ (особенно 11 класс) трудно изыскать время на изучение произведений кубанской литературы.

Во-вторых, учащиеся , особенно в школе  Ш ступени, мало читают, практически не посещают библиотеки.

В-третьих, недостаточная оснащенность библиотек текстами кубанской литературы.

В-четвертых, отсутствует методическая база. Хотя Ю.Г. Любимцев к каждой теме предлагает список литературы, но, вряд ли, ее можно найти в библиотеках. Даже хрестоматия, которую планировалось издать в трех частях, существует только в одной книге (Ш часть), не говоря уже о серии учебно-наглядных пособий, сборнике текстов с методическими указаниями «Развитие на литературно-краеведческом материале».

        Все это, конечно, не снимает ответственности учителя за уровень знаний учащимся литературы Кубани.

        Каждый учитель русского языка и литературы, разумеется, ищет наиболее эффективные пути изучения литературы Кубани. Это и проведение тематических уроков, и подготовка интегрированных уроков, уроков внеклассного чтения, читательских конференций и праздников читателей, и включение литературно-краеведческих сведений в обычные уроки, и грамматико-стилистические упражнения на уроках русского языка.

        Не вызывает сомнения тот факт: чтобы привлечь внимание учащихся к литературе родного края, сделать ее спутницей кубанского школьника, учителю необходимо обращаться к наиболее активным методам, формам, приемам обучения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Учителю нужно стремиться сегодня уйти от жестоких, безжизненных схем проведения урока. Урок не должен быть сухим и однообразным, он должен будить творческую мысль учащихся, вызывать у них желание высказывать и отстаивать свои мысли и  суждения.

        А для этого просто необходимо использовать нестандартные формы работы, требующие активного участия школьников в процессе обучения. На помощь приходит так называемый нестандартный урок: урок - семинар, диспут, экскурсия , портрет, ярмарка, обзор, представление, визитная карточка, праздник, рекомендация…

        Вот  какие типы нестандартных уроков можно использовать при изучении кубанской литературы в 9 классе (программа Ю.Г. Любимцев).

Тема урока

Тип урока

1. «Слово о полку Игореве» - величайшее произведение древнерусской литературы и наш край.

Урок-презентация

2. Произведения и литературные замыслы А.С. Пушкина, навеянные Кавказом.

Урок-презентация

3. «Тамань» - жемчужина русской прозы.

Урок-исследование

4. «Герой своего времени» - по творчеству А.Бестужева-Марлинского

Урок-представление

5. Друг двух великих русских поэтов (А.И.Одоевский)

Урок-портрет

6.Два века кубанской литературы

Урок-лекция

7. Кто Кубань – мою песней прославит (по творчеству И.Ф.Вараввы)

Урок-концерт

8. Хождение к литературным святыням (В.Лихоносов)

Урок-путешествие

9. «Не клялся он в любви Отчизне, он просто умер за нее» (Г.Василенко «Мальчишки сорок первого»)

Урок-размышление

10. Повествование о жизни кубанского предгорья (И.Бойко)

Урок-композиция

11. Любовь человеческая, судьбы людские (И. Зубенко).

Урок-взгляд

12. Ю. Абдашев «Неоконченная акварель» (или «Сын Посейдона»)

Урок-рецензия

        Также нестандартно можно провести и уроки кубанской литературы в 10-11 классах: урок – визитная карточка по творчеству С.Хохлова. Урок – представление поэзии В. Неподобы, урок – практикум по изучению статьи Ю. Селезнева «Великая надежда Достоевского», интегрированный урок (роман-хроника А.Знаменского «Красные дни», «Казаки» Л.Н. Толстого), урок – защита читательского выбора по произведениям современной кубанской литературы, урок-экскурсия по роману В. Лихоносова «Наш маленький Париж»…

        Нестандартный урок- это поиск. Ищет учитель, ищут ученики. Практика показывает, что нестандартный урок значительно повышает интерес учащихся к литературе. Таким образом, как правило, предшествует большая подготовительная работа: ученики получают определенные знания, которые выполняют под руководством учителя, но могут и сами вносить коррективы в ход урока. Именно здесь ярко выражается элемент сотрудничества учителя и ученика, так как каждый заинтересован в осуществлении необычного дела. Нестандартные уроки формируют личность, способную к творчеству.

        Один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении РК – организация групповой исследовательской работы. В своей практике я разрабатываю групповые и индивидуальные занятия, учитывая уровень познавательной активности и самостоятельности школьников. Перед одними ставлю задачи, которые будут способствовать расширению и обогащению знаний учащихся, приучать к поисковой деятельности, другим предлагаю углубленную работу с текстом и с дополнительной литературой. Задания для слабых строю так, чтобы повысить интерес к предмету.

        Групповые задания в сочетании с индивидуальными создают условия для самостоятельных выводов и обобщений: в микрогруппе снимается напряжение, стимулируется учебная деятельность слабоуспевающих, усиливается их внимание, а знания сильных учащихся активизируются.

        Так перед проведением урока – визитной карточки по творчеству С. Хохлова учащиеся были распределены на несколько групп. Одна группа (биографы) готовила биографическую справку поэта, другая (музыковеды)- сообщение о сотрудничестве С. Хохлова с известными композиторами Кубани, третья группа определяла основные темы лирики поэта, а четвертая – ее жанровые особенности. Вторая часть урока также предполагала работу в группах. Одни учащиеся проводили сравнительный анализ стихотворений С.Хохлова «Наивный человек» и «Несемся с визгом по спирали» по предложенному плану. Три остальные группы интерпретировали стихотворения разной тематики («Дай, Бог, любви, иного не хочу», «Вечерний сумрак, гаснут незабудки», «Своя земля»).

        Вообще, при большом объеме произведений поэзии программы Ю.Г.Любимцева организация групповой работы – наиболее целесообразный прием изучения материала. Например, урок по творчеству И.Ф. Вараввы в 9 классе можно провести в форме урока – представления поэтических сборников по предложенному учителем плану. Задание на дом тоже предложено группам – защита проекта сборника И. Вараввы, который им хотелось бы издать.

        Выразительное чтение, инсценировка, отзывы о прочитанном, знакомство с новыми книгами…- все это будет использовано в группах для того, чтобы привлечь внимание к работе всех. В таких условиях трудно остаться в стороне. Урок, которому предшествовала работа в парах, просто обречен на успех.

        Несомненно, что при изучении кубанской литературы должны развиваться творческие способности учащихся. Излюбленным видом работы является, конечно, иллюстрирование произведений кубанских авторов. С большим удовольствием ребята участвуют в выпуске литературных газет, посвященных поэтам и писателям Кубани; составляют коллажи, литературные викторины, пишут сочинения, мини-исследования…

        Малая кубанская проза – хороший материал для обучения написанию сочинений- рецензий. Практика показывает, что рассказы Ю. Абдашева «Неоконченная акварель» или «Сын Посейдона» привлекают внимание учащихся, удачными являются сочинения-рецензии на данные произведения.

        Глубокий след в душах девятиклассниках оставляет рассказ Г.Василенко «Мальчишки сорок первого». С большой ответственностью ребята выполнили задание после изучения рассказа- на основе материалов школьного музея составить рассказ о тех ветеранах Великой Отечественной войны (наших земляках), которые мальчишками ушли на фронт.

        После изучения темы «Произведения и литературные замыслы А.С. Пушкина, навеянные Кавказом», было предложено учащимся обратиться к кубанской поэзии и составить перечень произведений наших поэтов, запечатлевших образ великого поэта России, выучив одно наизусть. Группа сильных учащихся подготовила мини-исследование «Образ Пушкина в творчестве кубанских поэтов».

        Предлагаю учащимся в качестве письменных работ написание сочинений, связанных с творчеством наших поэтов и писателей. Например, «Тема Родины в творчестве И.Вараввы», «О чем говорит память» (по роману В. Лихоносова «Наш маленький Париж), «Гражданские мотивы в лирике В. Неподобы» и др.… Это, безусловно, заставляет активно включаться в самообразовательную деятельность.

         Высказывает интерес у учащихся такой вид работы, как составление карт путешествий по Кубани известных поэтов и писателей. После переработки биографической справки учащиеся наносят на лист ватмана контуры географической карты Краснодарского края, к примеру, и вычерчивают необходимый маршрут. Ребятами изготовлены карты путешествий А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Бестужева-Марлинского, А.И.Одоевского, М.Горького, В.Короленко.

        Хочется сказать еще об одном виде творческого подхода к изучаемому произведению. После изучения романа В.Лихоносова «Наш маленький Париж» учащиеся составляли своеобразный путеводитель для поездки в город Краснодар, чтобы посетить те места города, где происходили события романа В. Лихоносова.

        Инсценирование – один из активных приемов обучения. Мини-инсценировки, несомненно, украшают любой урок. Ребята с удовольствием участвуют в инсценирование страниц произведений А.С. Пушкина («Тазит»), М.Ю. Лермонтова («Тамань»), Ю. Абдашева («Неоконченная акварель»), Л.Н. Толстого («Казаки»), А. Знаменского («Красные дни»)…

        Несомненно, эффективным приемом активизации мыслительной деятельности учащихся является организация внеклассной работы. Основными задачами в этой работе являются:

  1. развитие самостоятельности учащихся, применение ими на практике тех знаний и навыков, которые в той или иной мере были приобретены на уроках;
  2. углубление знаний учащихся, расширение их кругозора путем привлечения нового материала сверх того, который дан в программе;
  3. более широкое, чем на уроках, применение видов искусства при изучении программы;
  4. организация литературно – творческих занятий учащихся.

В своей практике используются следующие виды внеклассной работы:

организацию и подготовку литературных утренников и вечеров; подготовку и выпуск школьных литературных газет и журналов; устройство литературных выставок. Особо следует сказать о таком интересном и полезном мероприятии, как школьный конкурс на лучшего чтеца. Он приобщает учащихся к творческому наследию кубанских поэтов: С. Хохлова, И.Вараввы, В. Неподобы, В.Бакалдина, Т. Голуб…

        К сожалению, утратились в наше время добрая традиция – встречи с писателями и  поэтами Кубани. Безусловно, такие мероприятия оставляют неизгладимое впечатление.        Без сомнения, включение в обычные уроки литературно-краеведческих сведений также активизирует мыслительную деятельность учащихся. Например, проводя уроки по творчеству Н. Гумилева, О. Мандельштама, М.Ю. Лермонтова, уместно предложить учащимся подготовить чтение стихотворений из цикла «Цветы и звезды» Ивана Вараввы. Изучая творчество Блока, говорить не только о его  влиянии на поэзию А. Ахматовой , но и о том , как связаны между собой великий поэт – символист и Е. Ю . Караваева , о её увлечении поэзией А. Блока , общении с ним .

            Говоря о повести М. Ю. Лермонтова « Тамань» , привлечь стихотворение С. Хохлова « Осень в Тамани» .

             Отрабатывая навыки и умения учащихся в работе над изобразительно – выразительными средствами, обращать внимание учащихся на творчество кубанских авторов , учить постигать творческую лабораторию наших мастеров слова .

              Активное использование кубанской поэзии , прозы , материалов публицистики на уроках русского языка тоже один из приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся .

               Думаю , что данная система работы по изучению литературы Кубани в 9-11 классах приведёт учителя к желаемому результату – учащиеся  будут читать и знать нашу литературу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся».

Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитию способствует использование различных форм и методов обучения и, в том ч...

Активизация мыслительной деятельности учащихся 1-2 класса на логопедических занятиях.

В статье изложены способы развития основных мыслительных операций у учащихся на основе системы игровых логопедических упражнений....

Метод театрализации как метод исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в рамках реализации программы ФГООС

Разговор о современном учителе, о технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя  в сфере образования Первостепенная обязанность учителя – организовать и увлечь...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида

В старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках гуманитарного цикла актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активн...

Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием дидактических игр при изучении английского языка в 5-8 классах.

Статья посвящена активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении английского языка....

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики в классах ОВЗ"

Взрослый человек обладает определенными умениями и навыками и может не отдавать себе отчета в том, каким образом он запоминает, что делает для того, чтобы понять материал. Учителю же, для того чтобы о...