Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся и осуществление обратной связи на уроке литературы
статья по русскому языку по теме

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_aktivizatsii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы активизации мыслительной

деятельности учащихся и осуществление обратной связи на уроке литературы.

Опыт работы Устиновой Ольги Вадимовны,

учителя русского языка и литературы


Я принадлежу к тем учителям, для которых непреложен культ урока. Путей повышения интереса школьника к твоему предмету множество: спектакли, салоны, литературные вечера, походы, паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков, но эти расширяющие кругозор и знания так называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным — уроком, на котором, собственно, и начинается любой литературный маршрут, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. Настоящий, в моем понимании, урок — это 45 минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя «технологией» урока, в основу которой положены — во-первых, востребованность учеником предмета разговора-исследования и, во-вторых, сотворчество учителя и класса. Не боясь высокой фразы, скажу: чем больше работаешь в школе, тем ответственнее относишься к такой малости, как 45 минут, «выжимая» из них все, что возможно, почти священнодействуя и боясь неудачи. Урок литературы особенно труден, потому что в нем, как ни в каком другом, учитель должен предстать как исследователь, художник и воспитатель.

Самым первым и главным приемом активизации урока является его не частная, вытекающая из темы данного произведения, а оощепедагогическая и общенаучная идеи. Общепедагогическая идея — это сопряжение отдельной, частной судьбы сидящего передо мной подростка, проживающего свою жизнь в единстве настоящего, будущего и прошлого и овладевающего через свой опыт понятиями: «соборность», «отечество»,, «долг», «любовь», «счастье», со второй действительностью — художественной литературой, с исканиями Татьяны Лариной и Пьера Безухова, Расколышкова и Дмитрия Ионыча Старцева, ибо всегда, ставя себя на место героев, мы проживаем их жизнь. Но я говорю о другом — об умении учителя освободить внутренний голос ученика и рассказать, как он видит ту или иную ситуацию литературного произведения в реальной жизни. Культурологическая глубина и широта исследования на уроке обеспечивают свободное «плавание» в огромном литературном океане. Преодоление временных, географических, национальных границ — это тоже важнейший прием активизации деятельности класса на уроке.

Что может быть интереснее, как развернуть перед классом сквозные сюжеты русской классической литературы! Их множество: это и тема «маленького человека» (а русскую литературу обвиняли в том, что она не создала своих Макбетов, Отелло, Гамлетов и отдала свои симпатии простому герою), и тема бесовства, которую в недавние времена именовали «темой революции», и тему семьи и дома, и тему «живой» и «мертвой» души...

Важнейшим приемом активизации урока литературы для меня является разнообразие жанров уроков: урок-исследование («Хотела бы я знать, какие вы, мужчины?» — вопрос задала Наташа Ростова Николеньке; «Кто вы, Николай Степанович?» — урок посвящен Николаю Гумилеву); лабораторная работа «Вл. Маяковский и культура футуристов». (Анализ отрывков из стихотворений поэта, позволяющий понять, что такое «рассечение» слов, фраз, строк, именуемое «лесенкой»; почему стих Маяковского называют декламационной тоникой, зачем поэт изобретает неологизмы - эти вопросы помогут увидеть справедливость слов В Шкловского, что поэтика Маяковского стала «геологическим сдвигом» в области стиха)

К интересным для ребят жанрам можно отнести урок-диспут («Где был бы Павел Корчагин в 1937 году — в числе расстреливающих или расстреливаемых?») и «круглый стол» (например, урок по теме «Мировое значение русской классики» проведен в форме «круглого стола». Вопрос, предложенный учителем для обсуждения, звучал так: «Какие страницы русской классики ты прочтешь своему сыну или дочери и почему?» Другая тема урока: «Перестаньте драться, господа литераторы!» - о литературных спорах в 60-е годы XIX века. За «круглым столом» Боткин, Дружинин, А-Толстой, Майков, Фет, Некрасов, Достоевский). Не менее интересен урок (как правило., обобщающий по теме) «вопросов и ответов». Вопросы к «господину учителю», автору и одноклассникам обычно пишут заранее по прохождении монографической темы. Дифференцирую эти вопросы: культурологические, литературоведческие, общечеловеческие и прочие... На часть вопросов отвечает учитель, на большую — сами ученики. Например, на вопрос Марины Зубовой отвечает Аркадий Замосковный. Такая форма работы вызывает неподдельный интерес у ребят.

Смена жанра устраняет однообразие стиля уроков. Но каков бы ни был жанр, урок строится как новелла, у которой проблемное и броское название: «Зачем и почему лежит Илья Ильич на диване?», «История одного класса» (пушкинский лицей); «Из пламя и света рожденное слово» (лирика Лермонтова), «Мальчик с Божедомки» (судьба Ф.М.Достоевского), «Кто красивее — Наташа или Элен?» («Война и мир»), «Звездный час Ивана Александровича Хлестакова», «Катерина — значит «вечно чистая», «Куда и зачем бежит Мцыри» и т.п.

Интригой начинается урок. Стихи., афоризм, письмо, высказывание, афишка, страница газеты - все может стать интересной интригой Но самое, пожалуй, интересное для меня — использовать в качестве интриги урока интервью, взятое у родителей по поводу их отношения, например, к творчеству Н.А.Некрасова или роману И.А. Тончарова «Обломов». Ребята сами составляют вопросник и записывают ответы мамы. Другое поколение — другое и видение.

Придумывая урок, учитель следит за сменой умственных действий и их сочетаемостью. Их довольно много в арсенале каждого учителя, но мы иногда ленимся их применять, потому что легче строить урок по схеме: вопрос — ответ. Какие же умственные действия посильны ученику и будут разнообразить и делать более эффективным, развивающим обучение на уроках литературы?

Лингвоанализ — это, по выражению К.М. Шанского «лингвистический микроскоп», направленный на единицу художественного текста. Он помогает сравнивать и черновые редакции с окончательными. Цель та же — проследить импульс, напряженность авторских поисков. Знакомые нам строки «Памятника» Пушкина имели совершенно другой вид в черновых вариантах:

И долго буду тем любезен я народу,

Что в русском языке я музыку обрел.

Что звуки новые для песен я обрел,

Что вслед Радищеву восславил я свободу

И милосердие воспел.

На уроках, группировку — особый,

Лабораторная работа — это несколько иное действие, посвященных «Асе» Тургенева, мы открыли и искусную эпитетов для создания портретов, и «формулы сердца» неповторимый психологический язык писателя. Работая над лирикой Тютчева, обнаруживаем самое «тютчевское» слово: рок и производное от него: «минуты роковые» («Цицерон»), «в минуту роковую» («Ты волна моя морская...»), «поединок роковой» («Предопределение»), «как страданье роковое», «при встрече роковой». Именно с легкой руки Тютчева эти слова: «роковой», «роковые», то есть трагические и судьбоносные, хлынули в поэзию. Момент лабораторной работы на уроке, пожалуй, самый интересный, потому что мы погружаемся в стиль писателя, в его поэтическую мастерскую-Исследование слова в его художественной специфике не исключает серьезной словарной работы над незнакомыми, новыми словами, их значением, происхождением.

Работа над выразительным чтением, казалось быт удел младших классов. Отнюдь нет. На каждом уроке необходимо уделять этому внимание. Как прочитать строку «Люблю отчизну я, но странною любовью»? Логическое ударение так и хочется поставить на последнем словосочетании, В результате опыта (я предлагаю прочитать строку пяти — семи ребятам) устанавливаем, что в строке двойное ударение: на слове «люблю» (это утверждается поэтом в полемике с теми, кто отказывал его гневным, обличительным стихам в патриотизме) и на конце фразы, на словосочетании «странною любовью», бросающей вызов формуле официального патриотизма.

Выразительный пересказ отрывка из текста («Первый бал Наташи», «Пляска у дядюшки», «Прощание отца и сына Болконских» и других) на уроке, во-первых, позволяет охватить большое пространство текста в сжатом виде, а во-вторых, тренирует школьника в умении включать в свою миниатюру специфический «строительный материал» — толстовский, гончаровский,  тургеневский, дабы не утратить эстетическую уникальность их стиля.

Работа над датами — интереснейшее умственное действие, позволяющее объяснить, почему изменилась стилистическая манера поэта при одинаковости темы («Жалобы турка», 1829, и «Родина», 1841, М.Ю.Лермонтова), каким был лирический герой -двойник поэта — в эти годы. Размышляя над датами жизни писателя, ничего вроде бы не зная о нем (к примеру, о N1 Е.Салтыкове-Щедрине)., мы можем сказать, с кем из современников он мог дружить, в каких журналах печататься, в каких событиях общественной жизни участвовать, наконец, какие проблемы времени поднять в своем творчестве.

Включение в урок критического материала (Добролюбов, Дружинин, Анненков о романе Гончарова «Обломов»), отражающего полярные точки зрения, сделает разговор острее, аргументированнее Литературоведческая статья или отрывки из нее раскроют глубины эстетической мысли об искусстве слова

Отношу к особым умственным действиям на уроке и запланированный момент диспута, и «свободный микрофон» (говори, что хочешь, разреши себе свободный полет мысли и чувства), и рецензирование, и постановку проблемы, и обобщение, и момент повторения, и момент творчества.

Мне бы хотелось поподробнее рассказать о приемах обратной связи, а некоторые просто назвать.

Интервью после уроков. «Коля! Тебе было интересно сегодня на уроке, ведь тема была «немужская»?», «Карина! У меня смутное чувство неудовлетворенности, а у тебя?», «Какую бы ты поставил оценку нашей работе?»

Викторина в начале урока, проверяющая домашнее чтение. Шесть ситуаций текста, отвечающих на вопросы: «Кто? Где? Когда? Зачем?» Дети пишут ответы одним словом или словосочетанием. Быстро и заинтересованно работает класс. Например, «Кто, где, когда видит сон о моровой язве?» Ответ такой: «Родион Раскольников на каторге после объявления приговора».

Продолжи чтение отрывка из произведения. Эта работа проверяет внимательность и осмысленность чтения, умение прогнозировать особо важные моменты.

Составь словарь темы дома, пользуясь различными словарями и справочниками: толковым словарем, энциклопедией, иностранных слов, русский костюм и т.д.

Конспекты урока в тетради свидетельствуют о полноценности работы ученика, об умении графически, сохраняя запись, сделанную на доске, отделяя виды работ, указывая авторов (Добролюбов. Шкловский и, допустим, Наташа В. — ученица XI «В»), высказывания, вести опорный конспект.

Сочинения являются главной формой обратной связи.

Особенно люблю сочинения разных жанров — нетрадиционных. Сочинение на тему «Кто подпишет некролог» (например, на смерть Достоевского) требует от ученика знания эпохи, отношений между современниками, личности писателя. Или другое: «Твоя поэтическая композиция по лирике Тютчева (Блока, Есенина) с краткими комментариями»...

Можно предложить и такой вид обратной связи, как проведение на уроке заочной экскурсии по грибоедовской Москве, Пушкинским Горам, блоковскому Петербургу с использованием слайдов.

Поэтическая разминка на уроке — хороший способ создания проникновенной, лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку. Побуждаю к чтению часто шутливо: «Забросайте меня поэтическими строчками о любви в русской литературе» (урок посвящен лирике любви у Тютчева).

Составление плана по теме к уроку, на уроке, обобщающего после урока «Чичиков в поэме «Мертвые души» и в русле русской истории»; «Образ Автора в романе «Евгений Онегин»; «Почему Раскольников совершил убийство?» и другие тренирует инженерную мысль ученика и сигнализирует учителю о глубине понимания темы и текста

Все приемы обратной связи ученик — учитель — ученик не назовешь. Но вышеперечисленные в основном для старших классов, В среднем звене приемы активизации и обратной связи более разнообразны, и они провоцируют не только читательскую активность, но и артистические наклонности.

Можно предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат («Земля — наш дом» — после чтения отрывков из книги В.Астафьева «Царь-рыба»), устроить вернисаж иллюстраций, придумать и нарисовать медаль к столетию М Пришвина

Как одеть героев — Ярославну и князя Игоря? Чтобы выполнить задание, нужно познакомиться с историей костюма.

Написать эпитафию на памятник писателю — непростое дело. Домашнее задание получают девятиклассники, познакомившиеся с человеком, «который не боялся быть странным», — Грибоедовым,

Можно предложить подобрать эпиграфы к данной теме или всему творчеству. Девятиклассники получили задание к экзамену найти подходящие эпиграфы из Библии ко всему изученному в этом году.

Ролевые игры (Ты — актер, какую роль ты хотел бы сыграть в «Ревизоре»? Ты — режиссер. Какую пьесу ты включил бы в репертуар своего театра в этом сезоне: «Грозу» Островского или «Горе от ума» Грибоедова — как наиболее актуальную для современного зрителя? Ты — музыкальный оформитель спектакля. Какую музыку привлечешь для создания музыкального образа?). К этому же типу активизации отношу и следующее задание — посмотреть на героя или ситуацию глазами... психолога, мамы, президента, студента. На маленького Николеньку Иртеньева смотрим глазами гувернера Карла Ивановича, маменьки и обиженною и оскорбленного им Илюшечки Грапа, и эти три взгляда как бы освещают психологическую неповторимость ребенка.

Интересен детям и такой способ активизации интереса к уроку литературы: встреча (воображаемая, конечно) Павла Ивановича Чичикова и Н. В. Гоголя, исколесивших энскую губернию вдоль и поперек, в городе, на балу, где собрались все «отцы города».

Диалоги. которые предстоит придумать и разыграть ученикам, — маленький литературный театр. Инсценировка же маленького рассказа («В наш меркантильный век», «Маска» Чехова, «Чудик» Шукшина), сцены из пьес ведут нас в настоящий театр с костюмами, бутафорией, художественными деталями... И все это займет от трех до десяти минут урока!

Конкурсы на лучший монолог, диалог, сочинение, игру, чтение призваны активизировать творчество всех: учителя и ребят.

Урок литературы должен быть интересным- разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной., эстетической., нравственно-психологической. Для меня урок — это и точный отбор материала, и строгий расчет, и нечеловеческие усилия достичь глубины понимания текста и авторской позиции, и... творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Пути активизации мыслительной деятельности учащихся 9-11 классов при изучении кубанской литературы в школах Краснодарского края (на примере программы Ю.Г.Любимцева)

В наши дни в центр педагогической науки и практики выдвигаются тесно связанные между собой проблемы школьного самообразования и региональной направленности обучения. Актуальность обеих проблем очевидн...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....

Тема «Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Предложенные приемы активизации мыслительной деятельности позволяют:повысить мотивацию учащихся к обучению;активизировать познавательную активность;развивать мышление и креативные способности учащихся...

«Активизация интеллектуальной деятельности учащихся c применением ИКТ-технологий на уроках литературы в 5 классе (на материале сказок А.С. Пушкина)»

В современных  условиях непрерывно растущий объем информации, и ее качественное разнообразие требует как от преподавателя, так и от ученика совершенствования интеллектуальных средств ее прие...