Урок с презентацией по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.29 КБ
Файл neizvetsnyy_cvetok.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Урок - открытие. «Жить – значит действовать».

Анализ сказки-были  А.Платонова  «Неизвестный цветок»

Цели и задачи урока:

Дидактические

  1. Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел и особенности жанра произведения;
  2. Формировать у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы; обучать пересказу с изменением лица;

Развивающие

  1. Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера;
  2. Развивать связную речь, внимание и умение мыслить логически.

Воспитывающие

  1. Воспитывать в детях нравственные качества: сострадание, любовь ко всему живому и жизни, силу воли и умение преодолевать трудности;
  2. Прививать уважительное отношение к отвечающим одноклассникам  и интерес  к изучению литературы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока и наглядность:

  1. Оформленная доска.
  2. Два варианта листов для группового задания (кроссворда).
  3. Презентация.
  4. Лепестки для работы в парах.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя с элементами беседы.

На протяжении веков люди сделали множество важных открытий. Континенты, острова, древние цивилизации, звёзды, законы природы, новые виды растений и многое – многое другое – столько всего уже открыто на земле. Любой человек, всматривающийся в окружающий мир, пытающийся разобраться в самом себе, способен что-то открывать.

Приглашаю вас в путешествие. В путешествие по произведению. А каждое путешествие открывает нам что-то новое. Значит и сегодня на уроке нас ждут открытия.

Мы знакомимся с произведениями  писателя, о котором говорили, что он «наделён обнажившимся сердцем».

- Как вы понимаете это выражение?  Страдания героя всегда сливаются со страданиями автора. Это сострадательный писатель.

Андрей Андреевич Платонов (Климентов) - удивительный писатель.

Всю свою жизнь он размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасностей и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей - вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Дома вы  прочитали со сказку - быль А.А.Платонова «Неизвестный цветок». Это произведение было написано незадолго до смерти писателя. Произведение «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова.

2. Аналитическая беседа по вопросам.  Открытие 1

Давайте порассуждаем.

- Что такое быль? (Быль - то, что было в действительности, происходило на самом деле). Можно ли назвать это произведение былью? Докажите, используя текст.

- Что мы называем сказкой? Что сказочного в этом произведении?

- Зачем автору понадобилось включить элементы сказки? (чтобы читатель мог лучше прочувствовать мысли, чувства цветка, его душу.)

- Почему автор объединил несовместимые жанры?

- Как обозначил жанр произведения Платонов? (сказка-быль).

3. Групповое задание. Беседа. Открытие 2

-Какой была жизнь Цветка на пустыре?

- Отгадайте небольшие кроссворды, в них вы найдёте характерные для произведений Платонова слова-глаголы из текста, которые характеризуют цветок.

 У вас два варианта кроссвордов. Капитаны выберут именно тот вариант, который приемлем для его группы. В первом варианте нет слов для справок, поэтому группа, справившаяся с заданием первой и без ошибок, зарабатывает «5 баллов». Во втором варианте есть слова для справок, они помогут выполнить это задание. Но оценка за работу на балл будет ниже.

1  вариант.                    

Цветок (что делал?)

                                   ж  

                                   р

                                   п

                                   с

                                   с

                                   о

                                   т

                                   в        

                                   п

                                   р

                                   с

2  вариант.                    

Цветок (что делал?)

                                  ж  

                                   р

                                   п

                                   с

                                   с

                                   о

                                   т

                                   в      

                                   п

                                   р

                                   с

слова для справок: сторожил, приютилось, трудился, томилось, собирал, радовался, превозмогал, напиталось, жил, старался, нарядился, рос, выпустило, вырастил, поднимал, опускал.

- Какой художественный приём использовал автор и почему? (Автор использовал олицетворение, т.к. неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.) Цветок скучает, плакать он не мог. Цветок дремал, корни его глодали голый камень. Он дышит, зовёт. Цветок умер.

- Каким мы видим Цветок вначале?

- Была ли у Цветка самая главная цель в жизни?

- Что помогало ему выжить?

- Когда и чему радовался Цветок?

- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к Цветку.

(Стебелечек, венчик, жилки-уменьш.-ласкат.суффиксы)

- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию жизни Цветка на пустыре? (Чтобы мы сделали открытие. Лучше узнали о жизни цветка)

4. Беседа. Пересказ с изменением лица. Открытие 3

Вы не забыли о том, что сегодня мы делаем открытие? Какие условия необходимы, чтобы свершилось открытие? (неизвестное, незнакомое)

Разве этого достаточно? Должен быть и тот, кто делает открытие, первооткрыватель. Любой ли человек может быть первооткрывателем? Вернемся к тексту.

- В какой момент мы знакомимся с Дашей?

- Почему именно Даша заметила Цветок?

- Отчего девочка вспоминала сказку  о розе?

- Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание  о маминой сказке?  (Благодаря сказке Даша постаралась разыскать источник благоухания)

Жизнь цветка особенно изменилась, когда в его жизни появилась Даша. Теперь ему не так одиноко. Давайте вспомним первую встречу Цветка и Даши. Послушаем, что  о ней расскажет каждый из персонажей.

- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?   (Хотела отвлечься от грустных мыслей, была любознательной)

- Как вы думаете, цветок помог чем-нибудь Даше?  (Развеял грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение очень любимого человека)

Даша совершила открытие маленькой неизвестной  жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до  нее не замечал.

5. Работа над иллюстрацией к сказке.

(На экран выводится иллюстрация к эпизоду «Приход пионеров на пустырь»).

- Какой фрагмент вы видите на данной иллюстрации?

- Как художник изобразил необыкновенность цветка?

- Сумел ли художник изобразить отношение Даши к цветку и стремление пионеров удобрить землю на пустыре?

6. Работа в парах. Творческое задание.

Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по - разному.

- В чём проявилось сострадание Даши?

Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь (раздаются вырезанные из бумаги лепестки, из которых потом можно составить цветок).

Поддержали маленький и одинокий цветок в трудную минуту именно дети. Платонов связывает особые надежды с детьми. Именно детям автор предоставляет право изменить несовершенство мира.

7. Беседа. Открытие 4

Вернёмся к тексту произведения и сделаем ещё одно открытие.

- Почему через год Даша не смогла отыскать прежний цветок на ухоженном пустыре?

- «Новый цветок, выросший между камнями, был намного лучше … и еще прекраснее». Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель?

(Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни)

8. Работа с высказываниями. Открытие 5

- Какое из данных изречений  можно использовать как вывод к уроку? Почему?

Жить – значит действовать.

А.Франс

Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут.

Суахими

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

Гораций

Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием.

Д. Рескин

- Вспомните, что такое притча? (Притча - это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл). Можем сказку-быль назвать притчей? 

Сказка-быль имеет характер притчи: автор говорит  нам, что самое прекрасное вырастет там, где жизни приходится преодолевать препятствия. 

- И это ещё одно открытие нашего урока.

9. Беседа. Постановка проблемного вопроса. Открытие 5

- Вы помните, что послужило псевдонимом писателю? (псевдонимом писателю послужило имя отца: Платон – Платонов)

- Теперь попробуйте объяснить, как псевдоним писателя связан с этим произведением?

Выбор псевдонима связан с идеей его творчества, с идеей его произведения. Отец, неизвестный цветок, его жизнь трудная, безрадостная, не прошла даром. Он дал новую жизнь. Его сын вобрал лучшее от отца. Каждый в жизни имеет свое предназначение - живет для общего счастья.

10. Выставка рисунков.

- Посмотрите, ребята, какая интересная получилась выставка из ваших рисунков. Вы проявили творчество, фантазию, а многие из вас преодолевали учебные трудности.

11. Объяснение д/з. Подведение итогов.

- Какие открытия вы сегодня на уроке сделали?

1.Написать стихотворение.

2.Написать сочинение-миниатюру «Что общего между героями рассказов А.П.Платонова».

3.Выписать наиболее интересные фразы из сказки-были.

12. Выразительное чтение  стихотворения.

Закончить урок мне хотелось бы стихотворением

Ф.И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…» 

Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать, и насыщать

Увечных слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью.

А  правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

1  вариант.                    

Цветок (что делал?)

   ж  

   р

   п

   с

   с

   о

   т

   в        

   п

   р

   с

2  вариант.                    

Цветок (что делал?)

   ж  

   р

   п

   с

   с

   о

   т

   в      

   п

   р

   с

слова для справок: сторожил, приютилось, трудился, томилось, собирал, радовался, превозмогал, напиталось, жил, старался, нарядился, рос, выпустило, вырастил, поднимал, опускал.

1  вариант.                    

Цветок (что делал?)

   ж  

   р

   п

   с

   с

   о

   т

   в        

   п

   р

   с

2  вариант.                    

Цветок (что делал?)

   ж  

   р

   п

   с

   с

   о

   т

   в      

   п

   р

   с

слова для справок: сторожил, приютилось, трудился, томилось, собирал, радовался, превозмогал, напиталось, жил, старался, нарядился, рос, выпустило, вырастил, поднимал, опускал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… и есть опережающие время, до которых надо еще тянуться… К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов. В. Шемталинский Андрей Платонович Платонов ( 1899 – 1951)

Слайд 2

Андрей Платонович Платонов Сказка-быль «Неизвестный цветок»

Слайд 3

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.

Слайд 4

быль 1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…» 2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать. 3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость. Повествование о Даше и детях. сказка -

Слайд 5

Цветок (что делал ?) жил рос поднимал сторожил собирал опускал трудился вырастил превозмогал р адовался с тарался ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Слайд 7

Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.

Слайд 8

Жить – значит действовать. А.Франс Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием. Д. Рескин

Слайд 10

Домашнее задание 1 . Написать стихотворение. 2 . Написать сочинение-миниатюру «Что общего между героями рассказов А.П.Платонова ». 3 . Выписать наиболее интересные фразы из сказки-были.

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".

Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....

Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Урок  русской литературы в 6 классе....

Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Формирование представления об А.П. Платонове как писателе, «опережающем время», авторе сказки-были «Неизвестный цветок», в которой рассматриваются взаимоотношения человека и пр...

Разработка урока по литературе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

Разработка урока + рабочий лист по сказке-были "Неизвестный цветок"...

Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" состоит из: презентации, мастер-класса, текста сказки. Цель: показать, как путём применения приёма "Чтение с остановка...