Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кок-Кат Саида Ооржаковна

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с.Барлык Барун-Хемчикского кожууна РТ»

Урок-завещание

по сказке-были  А.Платонова «Неизвестный цветок»

учитель русского языка и литературы

Кок-Кат Саида Ооржаковна

                                Цели и задачи:

  1. Создать условия для понимания глубокой  философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел;  способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы.
  2. Развивать  навыки  выразительного чтения, связную речь, творческие способности учащихся.
  3. Помочь  учащимся почувствовать главное в произведении: силу любви к жизни; способствовать  формированию таких нравственных качеств, как сострадание, терпение, стойкость, трудолюбие ; на примере художественного образа, цветка,  воспитывать в детях силу воли и умение преодолевать трудности.

      4.   Формировать УУД:

      а) Регулятивные:

  • способствовать самостоятельному формулированию темы и целей урока,
  • организовать работу учащихся в малых группах

    б) Познавательные:

  • организовать работу по осмысленному чтению,
  • развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения,
  • расширять и активизировать словарный запас учащихся

      в) Коммуникативные:

  • побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения

               учить слушать и слышать других, договариваться и      

              приходить к общему решению в совместной деятельности

      г) Личностные:

  • формировать у учащихся деятельное отношения к жизни, убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
  • совершенствовать умение отвечать на проблемный вопрос
  • выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Технологии: технология  проблемно-диалогического обучения, ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, презентация.

Этапы урока:

I. Этап знакомства и мотивации. Определение темы урока.

II. Создание проблемной ситуации.

III. Постановка проблемы.

IV.Поиски  путей решения проблемы.

V. Отдых /рисование под музыку/

VI. Выводы.

VII.Рефлексия.

VIII.Оценки.

XIX. Домашняя работа.

Ход урока:

I. Этап  знакомства  и  мотивации.  Определение темы урока.

                 1. Знакомство.

                            Загадка:

                                            И у мамы есть,

                                            И у папы есть,

                                            И у дочки есть,

                                            И у внучки есть.

                                            Чтобы его узнавать,

                                            Надо вслух назвать. (имя)

                                               -  Меня зовут Саида  Ооржаковна. Я  работаю

                                                  в Барлыкской школе учителем русского языка и литературы.

                                                  Мои ученики – такие же, как и вы, учащиеся 7 класса:

                                                  озорные, умные  и красивые. Я  люблю своих учеников.

                                                  А что вы любите?

      2.  Показ эмблемы акции «День добрых дел».

             - Где вы видели такую  картину? (Да, это эмблема акции 5-го канала

               «День добрых дел»)

             - Что изображено на эмблеме?  (цветок)

             - Догадались ли вы, о чем  и о каком произведении мы сегодня говорить?

                Кто автор? /показать портрет А.Платонова/

             - Сегодня  мы побеседуем о неизвестном цветке, и наша тема звучит так:

                     Урок-завещание  по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»

                              /Запись в тетрадях даты и темы урока/

             - Что такое завещание?

                        *Словарная работа: завещание – наказ на будущее

              - И какова цель нашего урока? /Мы должны выяснить, какое завещание

               оставил нам Платонов своим произведением. /

II. Создание проблемной ситуации.

  1. Беседа с учащимися.

        - Кого бы вы назвали главным героем сказки-были «Неизвестный цветок»?

        - Расскажите  об этом цветке. Где и как он рос? (он рос на пустыре)

                       *Словарная работа: пустырь –  незастроенное, запущенное место

                                                          восхищение – высшее удовлетворение, восторг.

        - Какие чувства вызывает цветок? (восхищение, жалость, печаль…)

        - Почему этот неизвестный цветок вызывает восхищение? Чем удивил он вас?

        - И, следовательно, на какой вопрос мы должны найти ответ на этом уроке?

               /Что помогло расти неизвестному цветку в трудных условиях?/

III. Постановка проблемы.

      - В этой сказке-были говорит  только о цветке  или о чем-то другом? / о чел-ке/

      - Еще раз уточним, что нам предстоит выяснить на этом уроке, и  сформулируем  данную проблему более  широко, обобщенно, ближе к нам, к людям,   и напишем  в тетрадь. /Проблема  урока:  Как выжить в трудных жизненных ситуациях?/

IV. Поиски  путей решения проблемы.

    1. Работа  по группам. Результаты своей работы  группы  вписывают  

        на таблицу. После  оформления работ  группы могут задавать друг другу

        вопросы.

                                                               I группа:  

              1. Прочитать эпизод от начала сказки до слов «… и уже не хватало у него

                 силы жить и расти».

              2.Озаглавить отрывок / Трудная жизнь  цветка/

              3. Определить главную мысль эпизода.

                  /он нуждался в жизни, т.е. хотел жить, поэтому трудился и превозмогал 

                   терпением свою боль от голода  и усталости/

              4. Выписать из отрывка слова и сочетания слов  о трудностях жизни

                  цветка. /томилось, выпустило из себя тонкие волоски, нечем было ему

                   питаться, капли дождя не проникали до его корня, поднимал листья против  

                                 ветра, всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям, трудился день и ночь,  

                                 превозмогал свою боль от голода и усталости/

                                                Вопросы группе: 1. Как вы понимаете слова «он нуждался в жизни»?

                                                                                      /любил жизнь/

                                                              II группа:

  1. Прочитать эпизод , начиная от слов «Цветок, однако…» и до слов «…а когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».
  2. Озаглавить отрывок /Светился живым огнем/
  3. Определить  главную мысль эпизода / несмотря на трудности, он не хотел жить печально и к концу лета стал настоящим цветком, который как звезда, светился живым мерцающим огнем, чтобы  светить другим и радовать их/
  4. Выписать глаголы с зависимыми словами, которые характеризуют цветка / не хотел жить печально, т.е. хотел быть счастливым, старался расти, распустил венчик, он светился живым мерцающим огнем, его видно было даже в темную ночь/

   Вопросы  группе: 1. Благодаря чему цветок светился живым огнем?

                                    / любви к жизни, своему трудолюбию, стойкости/

                                  2. Как вы понимаете слова «не хотел жить печально»?

                                      /цветок хотел быть счастливым/

                                                   

                                                             III группа:

  1. Прочитать отрывок от слов: «И вот шла…» до слов «…и они уехали».
  2. Озаглавить отрывок /Доброе сердце/
  3. Определить  главную мысль отрывка / Даша сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни, не осталась равнодушной,  проявила сострадание, помогла цветку преодолеть трудности/
  4. Ролевое чтение: начиная «…Она села на землю»  и до  « - Не знаю, - ответил цветок».

     Вопросы группе: 1. А вы можете ответить на вопрос Даши:

                                        «Как же цветок, выросший из глины и не

                                         умер?»  /потому что он напряженно

                                                                    и мучительно трудился/

  Примерное  заполнение таблицы:

Заглавие отрывка

Главная мысль

Завещание писателя

I группа

Трудная жизнь

Цветок нуждался в жизни /любовь к жизни/

Любите жизнь

II группа

Светился живым огнем

Не хотел жить печально /поиск счастья/

Боритесь за счастье

III группа

Герой

Сострадание  

Проявляйте сострадание к другим

2. Коллективная работа.

        1. - Вы считаете, что помогло цветку выжить в трудных условиях его трудолюбие.

           А как вы думаете, кроме  физического труда, что еще нужно, чтобы преодолеть все трудности?  /сила духа, выносливость/

          – А теперь вернемся к нашей проблеме: Благодаря чему можно выжить в трудных жизненных ситуациях? Как вы думаете, выяснили ли мы, что помогает выжить в трудных жизненных ситуациях?

        2.  - Проблема урока разрешена, но цель урока еще не достигнута. Мы не выяснили, какое завещание оставил нам Платонов своим произведением. Для этого  вернемся к нашей таблице. И в третьем  пустом  столбике  напишем  завещания писателя. /1. Как бы ни трудна была жизнь, любите  ее.

                                      2.Боритесь за свое счастье.

                                      3.Проявляйте сострадание  к  тем, кто в этом нуждается/

       3. – А в конце  сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь  зря? Почему? /Цветок нашел свое продолжение в потомстве, живом и терпеливом  сыне, как  его отец, и еще сильнее отца/

           - Почему цветок-сын был сильнее отца? /потому что рос в камне.   Трудности,

                                                                               испытания закаляют, делают еще сильнее/

       4. Письменное  продолжение фразы: Неизвестный цветок – символ (чего?) …

                                  /любви к жизни, силы воли, стойкости, трудолюбия, терпения/

      V. Отдых /рисование под музыку/.

             1.    – А сейчас давайте отдохнем. Отдых – это прежде всего смена деятельности. Поэтому под  песню «Волшебный цветок»  рисуем  неизвестный цветок, олицетворяющий любовь к жизни, стремление к счастью, стойкость и трудолюбие.

                         *Звучит песня «Волшебный цветок»

           2. Просмотр рисунков.

                - Поднимите, пожалуйста, свои рисунки.

                - Молодцы! Все  нарисовали.

                - Скажите, пожалуйста, как вы  думаете, помимо того, что неизвестный  цветок  учит  любить жизнь,  быть стойкими, чему еще учит? /учит преодолевать трудности на своем пути.

          3. Напишите  на  рисунках понравившееся вам завещание писателя, подпишитесь и поменяйтесь рисунками. Даже можете  подарить  своим одноклассникам  ко Дню защитника Отечества.

     VI. Выводы.

            1.   - Нередко человек, подобно неизвестному цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того, чтобы не сломаться  и пройти через все испытания, требуется немало сил и мужества. Таких людей в нашей жизни немало. Даже есть такие, которые способны устоять нечеловеческим испытаниям, и при этом  не  теряют такие человеческие качества, как  любовь, прощение. И  некоторых из них знает весь мир, вся наша планета Земля.

                 - Ребята, а вы знаете таких людей? Слышали о них?

       2. Рассказ учителя о Нике Вуйчиче  и Александре  Соломеннике.

                  *Слайд «Фотография Ника Вуйчича»

               - О Нике Вуйчиче говорят как несломленном жизненными испытаниями человеке.  Его биография трогает до глубины души. На свет родился  без конечностей. Несмотря ни на что, родители полюбили сына. У него  только одна ступня вместо левой ноги, но благодаря этому он научился ходить. Это была его первая победа. В 8 лет Ник, устав от постоянных насмешек в школе,  хотел покончить с собой. Но его остановила мысль о родителях и о том, что они его любят. От считает себя абсолютно счастливым человеком. Своим примером, своей жизнью Ник Вуйчич напоминает, что в жизни всякое может случиться,  но необходимо найти силы, чтобы  подняться, даже когда их нет.  Фантастическая сила духа, огромная любовь к жизни Ника Вуйчича – это подвиг, который учит нас ценить каждое мгновение жизни, ценить и любить жизнь. Как и неизвестный цветок, Ник помогает преодолевать трудности, вселяет многим надежде. Надежду на то, что  все трудности преодолимы. Он учит, что нужно поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.

     По его примеру следуют и в нашей стране, в России. В Ставропольском крае живет Александр Соломенник.

                     * Слайд «Фотография Александра»

      От него отказались родители, потому что он тоже как Ник, не имеет конечностей. Но он  тоже не сдается, в свободное время занимается спортом – отжимается и плавает, делает из макарон картины с помощью рта, может починить неисправную технику. Ему даже разрешили открыть мастерскую в котельной. Он ждет встречи в апреле с Ником Вуйчичем. Алексей говорит: «Он (Ник Вуйчич) и я – мы умеем побеждать в себе все, мы с ним не упали духом. Я в него верю…» 

       Его жизненный путь и путь Ника озаряют такие чувства, как Вера, Надежда, Любовь.

        3.  Составление  схемы  «Составляющие силы духа»

             -  Я рассказала вам о сильных духом, стойких, несломленных  людях. Как вы думаете, что  формирует  силу духа человека?  /любовь к жизни, надежда на  лучшее, вера в себя и в людей/

VII. Рефлексия.

                   1. Работа над эпиграфами к уроку.

                         а) Чтение эпиграфов:

                                  1. «Высшим отличием человека является упорство в  преодолении

                                     самых жестоких препятствий» /Людвиг ван Бетховен/

                                  2. «Маленькое тело, обусловленное духом и  воодушевленное

                                  неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории» /Махатма Ганди/

                                  3. «Жизнь ничего не  дарует без тяжких трудов и волнений» /Гораций/

                         б) - Из трех эпиграфов к уроку какой из них, по вашему мнению,

                                наиболее  подходит к сегодняшнему уроку? Почему?

                   2. Метод «Продолжи предложение» / Учащиеся выбирают/

  • Сегодня я узнал….
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…

                    VIII. Оценки / учитель раздает  свои нарисованные  цветочки  учащимся:

                                                         1. красный – тому, кто очень хорошо работал;

                                                         2. желтый – тому, кто работал хорошо;

                                                         3.синий  с завещаниями – тому, кто работал удовлетворительно/

                    XIX. Домашняя  работа.

                                 Сочинение «Чему научила меня сказка-быль «Неизвестный цветок?»

                    XX. Чтение стихотворения. / если останется время, можно прочитать одно из

                             стихотворений по выбору учителя/

                                         «Силен не тот, кто штангу поднимает»,
                                          Кто чувствует удар в своих руках,
                                          А тот силен, кто удары жизни принимает.
                                          Но все ж уверенно стоит он на ногах.

                                           Кто не согнулся, когда унижали,
                                           Кто не упал, когда топтали в грязь,
                                           Кто не просил, когда все потеряли,
                                           Кто исполнял, а не бросал пустых ненужных фраз.

                                           Кто улыбался, когда больно было,
                                           Кто не поддался на простой соблазн,
                                          Кто замерзал, но сердце не остыло,
                                          И заживало от глубоких ран.

                                          Кто смело шел навстречу ветру, 
                                          Не прятался за спинами других.
                                          Умел прощать, там, где прощенья нету,
                                          Придерживаясь принципов своих.

                                         Не ждал от жизни просто так подарков,
                                         Все наживал своим трудом,
                                         И часто было уж совсем несладко,
                                         Зато не задолжал он никому ни в чем.

                                         Кто испытал немало - боль утраты,
                                        Предательство, людскую подлость и обман,
                                        Но все же верил, что когда – то,
                                        Получит то, о чем всегда мечтал.

                                        Ведь только вера добавляет силы,
                                        Дает уверенность в грядущем дне.
                                        Чтоб жизни вкус весь ощутили,
                                        И не роптали о своей судьбе.

                         С вами вера, надежда и любовь.

                                Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

                                Хоть каждый час - паденье и подъем,

                                Под этим старым синим небосклоном

                                Мы любим жизнь и жить не устаем.

                                   Порой бывает - жизнь сдается черной,

                                   И не в туманном сне, а наяву,

                                   На дно невзгоды тянут, но упорно

                                   Мы все же остаемся на плоту.

                               Мы ненавидим, если нас жалеют,

                               И в трудной повседневности своей

                               Становимся сильней и здоровее

                               При помощи единства и друзей.

                                  Так не пугай нас, трудная дорога.

                                  Лютуй зима. Грозой гроза греми.

                                  Друзья, мы вместе можем сделать много,

                                  Чтобы остаться на земле людьми.

                               Сломать никак несчастья нас не могут,

                               Не стынет на морозе наша кровь,

                               Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

                               Надежда, вера, мудрость и любовь!

                                       

                                          Сергей Ольгин

http://nenuda.ru/nuda/118/117579/117579_html_5fbf9dad.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-завещание по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

Слайд 2

Андрей Платонович Платонов

Слайд 3

Словарная работа Завещание – наказ на будущее Пустырь – незастроенное, запущенное место Восхищение – высшее удовлетворение, восторг

Слайд 4

Проблема Как выжить в трудных жизненных ситуациях?

Слайд 5

Ник Александр Вуйчич Соломенник

Слайд 6

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий» /Людвиг ван Бетховен/ «Маленькое тело , обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории» /Махатма Ганди/ «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений» /Гораций/

Слайд 7

Продолжите предложения Сегодня я узнал…. Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

Слайд 8

Домашняя работа Сочинение «Чему научила меня сказка-быль «Неизвестный цветок?» /эл. почта: kokkat @ bk . ru /



Предварительный просмотр:

А. Платонов Неизвестный цветок» (Сказка-быль)

     Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

    А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда   листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

        Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

  В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

     И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

— Отчего ты такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

— А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.

— А как тебя зовут? — спросила Даша.

— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

4.А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

      Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

    А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда   листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

    Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

     Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

    А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда   листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

     Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

       Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

     В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

     Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

     В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

    Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

     В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

     И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

— Отчего ты такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

— А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.

— А как тебя зовут? — спросила Даша.

— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

       И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

— Отчего ты такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

— А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.

— А как тебя зовут? — спросила Даша.

— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю, — ответил цветок.



Предварительный просмотр:

    Словарная работа: пустырь –   

         незастроенное,

         запущенное место

                                             восхищение –

             высшее  

              удовлетворение,

              восторг.

I группа:

              1. Прочитать эпизод от начала сказки до слов «… и уже не хватало у него  силы жить и расти».

              2.Озаглавить отрывок

              3. Определить главную мысль эпизода.

              4. Выписать из отрывка слова и сочетания слов  о трудностях жизни  цветка

II группа:

  1. Прочитать эпизод , начиная от слов «Цветок, однако…» и до слов «…а когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».
  2. Озаглавить отрывок
  3. Определить  главную мысль эпизода
  4. Выписать глаголы с зависимыми словами, которые характеризуют цветка 

                                                   

                                                 

III группа:

  1. Прочитать отрывок от слов: «И вот шла…» до слов «…и они уехали».
  2. Озаглавить отрывок
  3. Определить главную мысль отрывка
  4. Ролевое чтение: начиная «…Она села на землю»  и до  « - Не знаю, - ответил цветок».

I  ГРУППА

Заглавие отрывка

Главная мысль

Завещание писателя

II  ГРУППА

Заглавие отрывка

Главная мысль

Завещание писателя

III  ГРУППА

Заглавие отрывка

Главная мысль

Завещание писателя



Предварительный просмотр:

Ник Вуйчич фото

Юноша без рук и ног из Ставрополья нашел свою семью спустя 24 года

Неизвестный цветок – это  символ (чего?) …

http://sanktpeterburg.bezformata.ru/content/image116127502.jpg



Предварительный просмотр:

I  ГРУППА

Заглавие отрывка

Главная мысль

Завещание писателя

II  ГРУППА

Заглавие отрывка

Главная мысль

Завещание писателя

III  ГРУППА

Заглавие отрывка

Главная мысль

Завещание писателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.

Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....

Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".

Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....

Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Формирование представления об А.П. Платонове как писателе, «опережающем время», авторе сказки-были «Неизвестный цветок», в которой рассматриваются взаимоотношения человека и пр...

Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" состоит из: презентации, мастер-класса, текста сказки. Цель: показать, как путём применения приёма "Чтение с остановка...