Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Любовь Владимировна Мамонтова

Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" состоит из: презентации, мастер-класса, текста сказки. Цель: показать, как путём применения приёма "Чтение с остановками" можно развивать самостоятельное мышление школьников, соотносить собственный жизненный опыт с опытом героев художественного произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок» Автор: учитель русского языка и литературы Мамонтова Л.В. МКОУ Стрелицкая СОШ Семилукского района Воронежской области участник конкурса-тренинга учителей-словесников

Слайд 2

Цели урока: познакомить обучающихся со сказкой-былью А.Платонова «Неизвестный цветок»; развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли; учиться соотносить собственный опыт с опытом героев произведения.

Слайд 3

Этапы урока Приемы ТРКМЧП 1.ВЫЗОВ 1.Опора на личный опыт обучающихся 2.Прогнозирование.Прием «Корзина идей» 2.ОСМЫСЛЕНИЕ 1.Чтение текста . Основной прием «Чтение с остановками» 2.Работа с текстом после чтения 3.РЕФЛЕКСИЯ 1.Создание синквейна

Слайд 4

Жанр произведения Сказка вымысел занимательность поучительность Быль было былина быличка быть

Слайд 5

Какой была жизнь цветка на пустыре? Одиночество Страдание Борьба за жизнь Жизнь цветка на пустыре.

Слайд 6

Почему Даша поцеловала цветок? Она оценила трудолюбие цветка и проявила свою любовь к нему Встреча Даши с цветком.

Слайд 7

Какие качества проявили дети? Сострадание, милосердие, трудолюбие, любовь к родной природе Дети на пустыре.

Слайд 8

Как изменилась жизнь на пустыре? Пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. Пустырь преобразился.

Слайд 9

Жизнь – это труд Труд – основа жизни

Слайд 10

Составьте синквейн по теме «Неизвестный цветок»

Слайд 11

Домашнее задание: 1гр. Подготовьте пересказ от лица цветка. 2гр. Подберите пословицы о труде. 3гр. Ответьте на вопрос письменно: «Что может сделать каждый из нас для тех, кому нужна помощь?»

Слайд 12

Материал подготовила : Мамонтова Л.В., учитель русского языка и литературы МКОУ Стрелицкой СОШ Семилукского района Воронежской области,



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование приема «Чтение с остановками» технологии РКМЧП

на уроках литературы»

Учитель Мамонтова Л.В.

Структура мастер-класса

1.Краткая характеристика технологии РКМЧП.

2.Методические рекомендации к применению приема «Чтение с остановками».

3.Демонстрация приема«Чтение с остановками» на материале урока по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок» (6 класс).

4.Рефлексия.

Цель данной работы: показать, как путем применения приема «Чтение с остановками» можно развивать самостоятельное мышление школьников, соотносить  собственный жизненный опыт с опытом героев художественного произведения.

Задачи:

- познакомить с  приемом «Чтение с остановками»;

- дать методические рекомендации к  применению данного приема;

- на примере урока  попытаться раскрыть преимущество данного приема при изучении художественного произведения.

1. Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии  обучения, которые давали бы  стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной  и творческой активности. Я применяю на  уроках литературы приемы технологии «Развитие критического мышления через письмо и чтение. Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Технология развивает умения обучающихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,  формирует информационные и коммуникативные компетенции учащихся. В основе технологии – творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

В основе технологии РКМЧП лежит трехступенчатая базовая модель получения, восприятия и передачи информации. Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует  трем фазам  урока: фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Приемы данной технологии очень разнообразны, их можно использовать на различных этапах урока, комбинировать друг с другом.

2.Прием «Чтение с остановками» повторяет 3 стадии технологии  развития критического мышления и имеет следующий алгоритм работы:

 1 стадия - вызов. На данной стадии на основе  заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. Обучающиеся обсуждают название произведения, прогнозируют его содержание и проблематику.

 2 стадия - осмысление. Текст   читается небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.

3 стадия - рефлексия. Проводится заключительная беседа. На этой стадии формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. 

   Можно предложить следующие рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

- текст должен быть повествовательный;

- желателен небольшой текст, так как чтение с остановками занимает много времени;

- текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности;

- при чтении важно найти оптимальный момент для остановки;

- после каждой остановки необходимо задавать вопросы.

Вопросы должны охватывать все уровни вопросов Блума:

  • простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти;
  • уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я вас поняла, что…»;
  • интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?);
  • оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке;
  • творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»;
  • практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?».

Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» .

 

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст,  выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению, помогает соотносить собственный  опыт  обучающихся с опытом героев художественного произведения.

3. На материале урока литературы по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок» покажу, как  можно  применить в своей работе прием «Чтение с остановками» ТРКМЧП.

Цели урока:  

- познакомить обучающихся со сказкой-былью А.Платонова «Неизвестный цветок»;

- развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;

- учиться соотносить собственный опыт с опытом героев произведения.

Основной прием – «Чтение с остановками».

Ход урока:

I.Вызов

1. Опора на личный опыт обучающихся:

- Какие произведения А.Платонова вы знаете? (работа в парах).

2. Прогнозирование (корзина идей, работа в группах) .

- Почему произведение  так называется?

- Каковы предполагаемые события в нем?

- Почему это сказка-быль?

II.Осмысление

1. Прием «Чтение с остановками».

Чтение текста до слов: «И вот шла однажды…»

1 остановка:

- Каким был неизвестный цветок?

- Почему цветок неизвестный?

- Была ли у цветка цель в жизни?

- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе за жизнь?

- Что произойдет дальше?

Продолжение чтения текста  до слов «…склонилась к нему и поцеловала в светящуюся головку».

2 остановка:

Используя прием  «Тонкие» и  «толстые» вопросы», можно попросить обучающихся задать вопросы ко 2 части или задать вопросы самому:

- Какой момент в жизни цветка можем назвать самым важным?

- Цветок умел говорить. Позвал ли он Дашу?

- Почему девочка вспомнила о маме, рассказывающей ей сказку?

- Почему  Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?

- Какой была Даша?

- Что произойдет дальше и почему?

Читаем текст далее до слов «они уехали».

3 остановка:

- Как вы полагаете, правильно ли поступили дети?

- Какие качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?

- Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?

- Что было дальше?

Слушаем текст до конца.

4 остановка:

- Как изменилась жизнь на пустыре через год?

- Как вы думаете, это конец истории? А как бы закончили ее вы?

- Оправдался ли ваш прогноз? (возвращаемся к работе групп).

2. Работа с текстом после прочтения.

-Так каким был неизвестный цветок? (Трудолюбивый, терпеливый, старательный, целеустремленный, жизнелюбивый).

- Зачем же писатель «вырастил» сына цветка все в тех же трудных условиях? (Звучит мысль о том, что жизнь –это труд).

- Какую мысль А. Платонов хочет донести до нас, читателей? (Труд - основа жизни).

- Считаете ли вы себя трудолюбивым? Почему? (работа в парах).

- Сделали ли вы выводы для себя?

III.Рефлексия

Написать синквейн по теме: «Неизвестный цветок» (по выбору).

Таким образом, прием «Чтение с остановками»  пробуждает интерес к чтению, учит критически мыслить, побуждает к поиску решения проблемы, развивает навыки парной и групповой работы, помогает соотносить собственный опыт  с опытом героев художественных произведений.

4.Рефлексия

Составим синквейн по теме «Технология РКМЧП».

  1. Технология РКМЧП
  2. Интерактивная, развивающая.
  3. Формирует, обучает, создаёт.
  4. Помогает обучающемуся критически мыслить.
  5. Сотрудничество



Предварительный просмотр:

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
      НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК
      (Сказка-быль)
      1.Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
      А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
      Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.
      Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
      Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.
      Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
      В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.
     2. И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.
      На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
      "Может, это цветок скучает там по своей матери, как я", - подумала Даша.
      Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:
      - Отчего ты такой?
      - Не знаю, - ответил цветок.
      - А отчего ты на других непохожий?
      Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
      - Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.
      - А как тебя зовут? - спросила Даша.
      - Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.
      Даша осмотрелась в пустыре.
      - Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
      - Не знаю, - ответил цветок.
      Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
   3.   На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
      - Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.
      Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
      Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
      Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
   4   А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
      Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
      Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
      Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.

Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....

Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".

Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....

Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Урок  русской литературы в 6 классе....

Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Формирование представления об А.П. Платонове как писателе, «опережающем время», авторе сказки-были «Неизвестный цветок», в которой рассматриваются взаимоотношения человека и пр...