Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Тема: Любовная лирика Ф.И. Тютчева    (урок литературы, 10 кл.)

 Урок разработан для учащихся 10 классов, рассчитан на 2 урока или  на 1 урок. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий - технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность в ходе урока, так как практически весь урок каждый ученик отвечает на проблемные вопросы, определяет ответы на вопросы, обращенные ко всем и лично к нему.

Цели урока: после урока учащиеся смогут

1. назвать не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева;

2. продолжить формирование навыка выразительного чтения поэтического текста, умения анализировать стихотворение.

3. задуматься и высказать свое отношение к проблемам нравственности, любви к прекрасному, возвышенному в лирике Ф. И. Тютчева

Оформление урока: у каждого ученика – распечатка  стихотворений Ф.И. Тютчева: «Она сидела на полу…», «О, как убийственно мы любим…»;портреты адресатов любовной лирики Ф.И. Тютчева - Амалии Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дёрнберг и Елены Денисьевой; выставка книг о жизни и творчестве Тютчева; аудиозапись мелодий  М. Леграна «Шербургские зонтики» и Р. Клайдермана «К Элизе»

Ход урока.

I этап. Мотивация. Учащиеся слушают стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…» на фоне фрагмента записи мелодии

Вопрос уч-ся:

1. Какие общие чувства переданы в мелодии и стихотворении ?

2. Вам известно, кто является автором этих строк? (Примерный ответ : Это лирическая мелодия и отрывок из стихотворения говорят о каких-то личных переживаниях человека, о его искренних чувствах, о любви. А автором стихотворения является Ф.И. Тютчев.

II этап. Сообщение темы урока. 

Тема – «Любовная лирика Ф.И. Тютчева».

План урока

-Вступление

1. Ф.Тютчев и Амалия Лерхенфельд.

2. Поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.

3. Творчество поэта, посвященное Эрнестине Дёрнберг.

4. Поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.

            Любовная лирика Ф.И. Тютчева... Это тема, о которой мы сегодня будем говорить. Тема, на мой взгляд, интересная, непростая. Сегодняшний урок хотя бы на какое-то мгновение приблизит вас к постижению интимной лирики проникновенного поэта-философа.

            Жизнь сердца у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что несёт в своей крови «это ужасное свойство, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...»

            Я не случайно для эпиграфа к уроку взяла строки из стихотворения Тютчева: «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. «Жизни блаженство в одной лишь любви...»

(Обращение к портретам) Перед Вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной поэзии. Это Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева.

1.Ф.Тютчев и Амалия Лерхенфельд.

     Ранняя любовная лирика поэта – это стихотворения, написанные в период с 1823 г. по 1828 г. и посвященные Амалии Лерхенфельд. Как же произошла встреча Тютчева с Амалией Лерхенфельд?

          1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомились 20-й летний дипломат Фёдор Тютчев и графиня Амалия Лерхенфельд. 15-летняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого молодого человека. За год знакомства молодая графиня так очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюднеру.

К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1828 годов «Друг, откройся предо мною...», «Твой милый взор, невинной страсти полный...», «К Нисе» и др. Лирика ранней поры представляет интерес потому, что её образы, идеи получат законченное воплощение в позднем творчестве поэта.

Любовная лирика раннего творчества поэта окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию героя не нарушают житейские невзгоды.

Вопрос классу: Прослушайте информацию и подготовьте ответ на вопрос: Что дало повод говорить о появлении трагизма в лирике поэта?

- Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами. И следующая страница нашего урока - это стихотворения, посвященные первой жене поэта Элеоноре Петерсон. (Сообщение учащегося о Э. Петерсон с использованием Интернет ресурсов, может быть презентация)

2. Поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон.

До нас, к сожалению, мало дошло стихотворений, адресованных Элеоноре Петерсон, но даже те, которые были написаны после её смерти, свидетельствуют о том, насколько было сильно чувство любви к Элеоноре.

Стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний» (читает учащийся).

Группа учащихся подготовила анализ стихотворения .(Вывод: Это не просто стихотворение, это своеобразное моление, обращенное к тени Элеоноры; оно продиктовано вовсе не какими-то укорами совести, а «тоской желаний», живой, неутихающей любовью, великой сохранностью некогда вспыхнувшего чувства. А спустя 30 лет поэт будет сравнивать любовь к нему его жены с солнечным лучом, озарившим стены комнаты:

                                    Так мило-благодатна,

                                    Воздушна и светла,

                                    Душе моей стократно

                                    Любовь твоя была.

И всё-таки своеобразие любовной лирики Тютчева заключается не в тех немногих стихотворениях раннего периода, в которых любовь описывается как гармоническое, светлое чувство, а в тех, в которых она изображается как «роковая страсть, приносящая боль, душевные муки и даже гибель.)

Учитель: После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды; одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, два ангела, охраняющее его творчество и жизнь. Это Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева

3-4 Сообщение учеников  об Эрнестине Дёрнберг и о Елене Александровне Денисьевой.

Чтение стихотворения «Она сидела на полу...» (читает подготовленный ученик или запись ). Анализ стихотворения «Она сидела на полу...».

Беседа по вопросам

1.Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

2.Какова его композиция?

3.Какие глаголы передают поведение героини? Как они характеризуют героиню?

4.Назовите изобразительно-выразительные средства языка , передающие душевное состояние героини.

5.Какие средства языка отражают отношение лирического героя к письмам?

6.Определите размер , которым написано стихотворение?

7.Что значит  для Тютчева любовь?

Примерный  вариант ответа

(Всё стихотворение пронизано грустью.

 В маленьком стихотворении, состоящем из 4 строф, поэт сумел раскрыть две психологические глубины. Первые две строфы - драматическое действие, вторые - покаянная речь виновника драмы. Важную композиционную роль играет в стихотворении мотив смерти. Он прослеживается во многих образах. Назовите их. (Образ «остывшей золы», «брошенною душой тела», «любви и радости убитой», «милой тени».)

В 1-ой и 2-ой строфах наибольшее внимание уделено героине. Её поза («она сидела на полу») говорит о беззащитности, страдании. Поведение героини изображается с помощью глаголов «сидела», «разбирала», «брала», «бросала», «глядела». Все они прошедшего времени несовершенного вида. Глаголы придают картине длительность, а действиям героев протяжённость во времени. Всё это подчёркивает тягостность воспоминания для лирического героя. Как средство усиления смысла стихотворения автор использует лексические и синтаксические повторы. Обратите внимание на повторяющийся союз и глагол брала.

С помощью какого изобразительно-художественного средства языка передаётся душевное состояние женщины? (С помощью развёрнутого метафорического сравнения: «глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело».) Это сравнение подчёркивает необратимость разрыва, невозможность возвращения к прошлому. А многоточие в конце второй строчки означает некое умолчание, незаконченность мысли. Переход к третьей строфе внезапный, это своеобразный эмоциональный всплеск (зачитать третью строку). Кульминационный характер строфы и её особое значение подчёркивается многоточием. Речь идёт о том, что заключено в той «груде писем»: это целая жизнь, это любовь и радость, которые теперь убиты.

Какие средства языка отражают отношение лирического героя к письмам? (Риторические восклицания, усиленные инверсией «жизни невозвратимо пережитой», «любви и радости убитой».) Усилительную роль играют также анафоры («о, сколько... о сколько...»). Третья строка заканчивается словом «убитой», а в четвёртой появляется лирическое «я». Возникает смысловая связь между переживаниями женщины и лирического героя. Его отстраненность очевидна («молча», «в стороне»), но так же очевидно его сопереживание: «пасть готов был на колени», «Страшно грустно стало». Кстати, не случайно использует торжественную лексику «пасть на колени». Наверное, это было вызвано желанием передать в языке эту грустную торжественность, которая обычно сопровождает умирание, связывается со смертью. Лирический герой, возможно, чувствует свою вину и раскаивается, но не в силах ничего изменить.

Стихотворение написано  четырехстопным ямбом, в основном ритм ровный, спокойный, даже монотонный, пиррихии в 3-ей стопе лишь слегка ускоряют течение стиха, а горестная интонация усиливается повтором модальной частицы «О»,  использована перекрестная рифма  АВАВ

У Тютчева любовь- это любовь, смирившаяся с отчаянием, с безнадежностью, это горечь слез и разлук, это невозможность счастья, и надо с этим смириться.      На это указывают удивительно точные эпитеты: любовь «горестные», жизнь невозвратимо пережитая». Письма в стихотворении Тютчева не горят, они «как остывшая зола», как «мертвое», «брошенное» тело.

В своем стихотворении автор  показывает красоту и трагедию любви,  страдания как героини, так и лирического героя.

Вывод. Философский смысл творчества Тютчева - параллели. Параллели в любви - две верности. В поэтических образах - это сила и слабость, духовная красота и искажённый мукой лик земной женщины, возрождение и самоуничтожение. Эти параллели жили в нём, «рвали его на части», лишали покоя.

 Поэзия Тютчева, посвященная Елене Денисьевой.

Слово учителя. Вершиной любовной лирики Тютчева является «Денисьевский цикл», т. е. группа стихотворений, посвященных Е. Денисьевой. В ряде стихотворений «Денисьевского цикла» нашла отражение драма любви. Как известно, Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг и имея троих детей, не считал себя в праве разрывать узы законного брака, и к тому же он по-своему любил Эрнестину благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе.

 Самые тяжёлые испытания выпали на долю Денисьевой, ведь она была подвергнута жесточайшим обвинениям, отторгнута обществом и отцом, перед нею были закрыты двери домов, где ещё недавно она была желанной гостьей. Мукой и болью, тоской и отчаяньем проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим…»

Стихотворение «...О,  как убийственно мы любим»  (читает ученица).

Вопросы учащимся

1. Можно ли назвать это стихотворение романом в стихах?

2. Какой образ впервые появляется в данном стихотворении?

3. Почему любовь становится трагедией для героев?

(Возможные варианты ответов:Это стихотворный роман об ужасном приговоре судьбы, незаслуженном позоре, о страданиях, о гибели души. В нем сосредоточены все основные темы и мотивы, характерные для любовной лирики поэта.

Впервые в стихотворении появляется образ толпы, поправшей самые заветные чувства женщины. Чувства, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества. Мотив бесчувственной толпы очень ярко прослеживается и в стихотворениях «Чему молилась ты с любовью…», «Как ни бесилося злоречье…»

У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим.)

Вывод: Любовь в Денисьевском цикле – любовь роковая, но все дело в том, что у Тютчева грозную роковую силу несут сами герои.

Слово учителя. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи...» - последнее из произведений «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой' передать чувства, вызванные утратой любимой. Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Смерть любимого человека, подарившего ему последнее блаженство любви, убила в нём даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния.

Чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи»

IV этап. Заключительное слово учителя и подведение итогов (рефлексия)

1. Назовите не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева.

2. Какое стихотворение на вас лично произвело наибольшее впечатление, особенно понравилось? Поясните свой выбор.

3. Существуют ли сегодня те проблемы, которые были затронуты в любовной лирике Тютчева? Насколько эти проблемы актуальны для современной молодежи? Поясните свой ответ.

V этап. Домашнее   задание:  

1. Подготовить   анализ   стихотворения «Последняя любовь», или  сравните   стихотворение       Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу…» (1858 г.) и   Н. А. Некрасова «Горящие письма» (1877 г.) .

2. Выучить наизусть одно стихотворение Ф.Тютчева о любви (по выбору учащихся).

Приложение.

План сравнения стихотворений

1.К каким циклам можно отнести эти стихотворения?

2.Что вы можете сказать об истории взаимоотношений поэтов с любимыми женщинами?

3.В чем вы видите сходство двух сравниваемых стихотворений?

4. В чем видите разницу в изображении любовного чувства у Тютчева и Некрасова. Сравните характеры героинь и лирических героев, характер любви ,настроение, отображенное ритмико-интонационными средствами, использование изобразительно-выразительных средств, лексику и синтаксис стихотворений.

5. Что значит  для Тютчева и Некрасова  любовь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс !Урок математики в 10 классе по теме «Решение квадратных уравнений с параметром»

Мастер-класс на региональном семинаре учителей математики  (февраль 2012 г.) «Развитие ключевых образовательных компетенций на примере урока математики в 10 классе по теме «Решение ква...

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)

 Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания ...

Мастер - класс.Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки

Мастер - класс. Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки. Прилагается конспект урока + презентация....

мастер-класс, урок в 7 классе

мастер-класс урока географии в 7 классе "Особенности природы Южной Америки"...

Мастер-класс. Урок творчества в 7-8 классах "Созерцание чуда".

Автор данной разработки не ставила задачу - делать литературоведческий анализ стихов (этому посвящены специальные уроки). Цель даного урока творчества - донести до детей то благоухание, которое...

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Уроки в 10 классе.

В статье описана система работы по изучению любовной лирики Тютчева в 10 классе, даются советы по привлечению музыкальных источников (романсов на стихи Тютчева). В статье указываются адресаты любовной...

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"

Данный урок входит в циклл уроков по УМК  "English" автор В.П. Кузовлев,  6 класс.  Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....