Человек искусства в понимании И. С. Тургенева (Интегрированная система на уроках литературы и МХК)
статья по литературе на тему

Жукова Ирина Владимировна

Любимым детищем И.С Тургенева был скульптор Шубин, герой романа «Накануне» /1859/.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shubin.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕЛОВЕК ИСКУССТВА В ПОНИМАНИИ И.С.ТУРГЕНЕВА

(Интегрированная система на уроках литературы и МХК)

И. В. Жукова

Несмотря на многообразие людей искусства, любимым детищем И.С Тургенева был скульптор Шубин, герой романа «Накануне» /1859/.

Сразу же в портрете Шубина можно уловить некое барство, принадлежность его в дворянской среде. Перед нами барич с «беленькими ручками» и «красивыми губками» и такими характеризующими дворян чертами, как «самонадеянность и избалованность». Так уже с первой страницы романа намечается линия его противопоставления Инсарову. Но в портрете Шубина бросается в глаза артистизм, и мы видим человека с «кудрявой белокурой головой», замечаем, что «было…что-то привлекательно-изящное в мелких чертах его свежего, круглого лица…» [т.VIII, с.7]. Портретная характеристика Шубина позволяет уловить скрытые причины поведения героя, даёт ключ к пониманию его образа во всей сложности, противоречивости, но и цельности.

Образ Шубина был задуман писателем как противопоставление главному герою романа – разночинцу Инсарову, чтобы подчеркнуть, что и лучшие из дворянства люди проявляют неспособность к общественному делу, теряя своё прогрессивное значение в передовом движении эпохи. Автор утверждает, что на арену общественного движения должен выйти новый тип героя – тип разночинца. В очень характерном эпизоде противодействия подвыпившим немцам Инсаров противопоставлен Шубину, который, несмотря на излишне многословную тираду, не смог на деле защитить женщин, защитить, в сущности, и своё достоинство, поставив на место зарвавшихся иноземцев. Поэтому как бы между прочим в диалоге с Берсеневым появляется такое замечание автора: «Шубин произнёс всю эту речь в нос, полулениво, полушутливо…» [т.VIII с.8]. Вот почему Елена с её стремлением к делу, к свободе не останавливает долго своего внимания на Шубине, отмечая в его характере такие непривлекательные черты, как многословие, пустословие, легкомыслие, стремление к внешнему эффекту, неспособность к делу, наполненному гражданскими целями, поэтому она так метко оценила его характер: «Нет, кажется, самое ваше раскаяние вас забавляет, да и слёзы тоже» [т.VIII, с.47].

Но в такой характеристике Шубина ощущается явная узость, образ гораздо шире этой оценки, поэтому и сами герои романа  в своих суждениях о Шубине идут гораздо дольше этой однолинейности. Тургенев даёт нам Шубина как художника на первом этапе – этапе его формирования как человека искусства. Многие литературоведы совершенно справедливо отмечают автобиографичность в чертах Шубина и Берсенева. Тургенев как бы вспоминает свою молодость, оценивает её, подводит итог, осознавая, что этот период кончится, и эти черты впоследствии исчезнут и не помешают ему стать настоящим художником, понимающим всю серьёзность и ответственность своего назначения.

В самом начале сороковых годов Тургеневу сопутствует репутация светского молодого человека. В это время молодой Тургенев – усердный посетитель модных гостиных и салонов, таких, например, как известный тогда, литературный салон А.П.Елагиной. Интересные воспоминания, рисующие облик Тургенева сороковых годов, оставил В.А.Панаев: «Помню, как теперь, что увидал Тургенева у И.И.Панаева, первый раз приехавшим после светских визитов и одетым в синий фрак с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы; в светских клетчатых панталонах, в белом жилете и в цветном галстуке».

 И Шубин тоже является посетителем столичных салонов – ездит к князю Чикурасову – меценату из казанских татар, хотя и ведёт себя там в общем-то не по-светски: «Шубин действительно поехал к князю Чикурасову, которому наговорил, самым любезным видом, самых колких дерзостей» [т.VIII, с.48-49].

Но даже сам мемуарист Тургенева – Анненков в своих замечательных воспоминаниях «Молодость Тургенева» пишет: «Самым позорным состоянием, в какое может попасть смертный, считал он в то время состояние, когда человек походит на других…» . Отсюда и у Шубина тоже моменты, как он их сам назвал, «завирания», сам понимая всю неистинность этих слов, моменты, когда он может эффектно бросить: «Мне нужно света и простора!», совершить нечто совершенно непоследовательное: «Шубин подумал, - и яростно заспорил с Курнатовским о юридическом вопросе, в котором ничего не смыслил» [т.VIII, с.116]. Но именно благодаря этим «несообразностям» поведения, которые можно объяснить противоречие между его артистической натурой и барством, так близок и дорог этот герой Тургеневу. И такая прекрасная, поэтическая, художественная фантазия проявляется в его импровизациях! Как она связана с жизнью, мыслями и думами человека: «Меня больше всего поражает в муравьях, жуках и других господах насекомых их удивительная серьёзность! Помилуйте, человек, царь созданья, существо высшее, на них взирает, а им и дела до него нет…» [т.VIII, с.8]. Это выявляет в Шубине – человека думающего, наблюдательного, даже философа.

Именно молодостью наполнена до краёв вся душа Шубина, который не может сидеть на одном месте, во время разговора вскакивает, ходит взад и вперёд, восклицает: «Ах, Андрей, Андрей, прекрасно это солнце, это небо, всё, всё вокруг вас прекрасно, а ты грустишь» [т.VIII, с.13].

В этих словах героя мы ощущаем самоуверенность молодости, стремление завоевать жизнь, насладиться всеми радостями жизни, неплохо и то, что в жизни он хочет быть «номером первым». Этот диалог с Барсеневым происходит в самом начале романа, когда воплощение образа не захватило ещё писателя, поэтому он лишает своего героя гражданских порывов, поэтому не интересуют его слова: родина, свобода, справедливость, о чём он задумывается лишь в конце романа. Но главным является то, что все эти противоречивые черты являются нам сплавленными в живое единство неповторимой личности. В образе же Инсарова всё-таки заметен некоторый схематизм воплощения, поэтому герой, как человек, далёк от нас.

Мы чувствуем и то, что отмеченные недостатки Шубина являются чем-то внешним, напускным, не отражающим его внутреннего мира. Это понимает и Елена, отмечая его ум: именно его проницательности боится она, когда скрывает свою связь с Инсаровым, именно его печальное дружелюбное лицо встречает она как поддержку в тяжёлые минуты жизни, именно от него получает помощь при объяснении с отцом. Поэтому можно говорить в романе не только о событийных сдвигах по отношению к образу Шубина, но и о психологической динамике образа. С последних страниц романа герой смотрит на нас глазами зрелого художника.

В общем-то, герой, свободный от недостатков, не имел бы и своих достоинств. Тургенев воплотил в этом образе положительный идеал художника. О настолько увлекается своим детищем, что качества художника постепенно начинают заслонять замысел писателя, заключавшийся в разоблачении Шубина, как представителя дворянства. Шубин предстаёт перед нами , как истинный художник, поэтому в момент веселья, чудачества, писатель вдруг с помощью отдельных замечаний приоткрывает нам внутренний настрой героя, позволяет прикоснуться к тайне человеческой индивидуальности. После одного из разговоров с Еленой Шубин появится перед Берсеневым совсем в необычном для себя виде – бледным, «с растрёпанными волосами», как бы доказывая, что было нечто серьёзное и в его чувстве к Елене.

Глубокое чувствование природы, умение помолчать при встрече с её красотой тоже является для Тургенева показателем богатого внутреннего мира человека. В романе мы уверены, что природа даётся в восприятии Шубина: «Высокие стебельки стояли неподвижно, как очарованные; как мёртвые висели маленькие гроздья жёлтых цветов на нижних ветках липы» [т.VIII, с.11].

Чем дальше идёт повествование, чем больше мы узнаём Шубина, тем сложнее, духовно богаче предстаёт он перед нами. И мы обнаруживаем соединение в его натуре лёгкого, оптимистического взгляда на вещи, объясняющегося молодостью, с серьёзным взглядом художника.

Уже в предыстории героя сам автор отмечает: «Талантом он обладал положительным, - его начали знать в Москве», [т.VIII, с.21], а потом показывает талант Шубина в его конкретном проявлении, в его творчестве – бюсте Инсарова. «Черты лица были схвачены Шубиным верно до малейшей подробности, и выражение он им придал славное: честное, благородное и смелое» [т.VIII, с.99].

В конечном итоге художника ценят и любят за созданные им творения, закрывая глаза на некоторые недостатки его личности. То, что Шубин – скульптор, что он мастер своего дела, а не просто бездарь, «дилетантишко», мы чувствуем по его особенным художническим качествам – наблюдательности, умении проникнуть и понять внутренний мир другого человека. В Елене он видит незаурядную личность: «От этого лица можно в отчаяние придти. Посмотришь, линии чистые, строгие, прямые; кажется, нетрудно схватить сходство. Не тут-то было…». Неслучайно к Шубину, как к тонкому и умному ценителю людей, ситуаций, к его проникновенному взгляду художника возвращается Тургенев в самых сложных ситуациях.

Но самое главное то, что действительно для Шубина слились воедино жизнь и искусство, собственно искусство и есть его жизнь, это его высокая цель, его призвание. Этой высокой целью и отличается он от дворян, окружающих его, цель жизни которых заключается в житейском преуспеянии, основа побуждений – эгоизм, а вся жизнь лишена духовного содержания. Цель жизни Шубина в стремлении к идеалу, каковым является для него искусство, дающее нравственный идеал.

 Но главное, что Шубин нравственно высок, высок своей душой, которая может переживать об Анне Васильевне, по-настоящему дружить с Барсеневым, ценить в нём ум, познания, переживать за Елену перед её отъездом. Шубин находится на более высоком уровне взаимоотношений человека и общества. Он «изначально далёк от условного кодекса дворянской морали», его нравственность определяется большой целью. Он понимает и свою обязанность перед обществом, служение искусству получает в его сознании общественный смысл. Он думает о возможности заслуженной славы: «может быть, имя Павла Шубина будет со временем славное имя?» [т.VIII, с.141-142].

Да, он не ставит перед собой цель – переделать всё общество, но он стремится к нравственному совершенствованию человека этого общества.

«Необыкновенность человека искусства» выражается в его поэтическом видении мира: Шубину, например, просто непонятно, как Берсенев может не восхищаться этой ночью, небом, звёздами: «Поверь моим словам, такой ночи в твоей жизни не повторится… Пой, если умеешь, пой ещё громче, если не умеешь – сними шляпу, закинь голову и улыбайся звёздам» [т.VIII, с.30].

Он не просто художник, а художник – человек, который добр, хотя и эгоистичен, непоследователен во многих своих действиях, простодушен, как ребёнок, неудовлетворён собой. «С солнцем в крови», он способен наслаждаться всем, что его окружает, огорчаться, грустить, радоваться, любить. Тургенев создал живой образ, который запоминаешь, чувствуешь, но после знакомства с которым, проникаешь в особый мир – мир искусства.

В Шубине есть и то особое качество, которое так ценил Тургенев в художниках, считал обязательным для того, чтобы стать «гениальным талантом», по терминологии В.Г. Белинского, - это качество заключается в способности к тяжёлому, повседневному труду.

Шубин в целях познания жизни, наблюдения за лицами «скитался по окресностям Москвы, лепил и рисовал портреты крестьянских девок, сходился с разными лицами, молодыми и старыми, «высокого и низкого полёта» [т.VIII, с.20]. Шубину известен сам процесс творчества, то особое состояние души – вдохновение, преображающее человека искусства, делающее его действительно приподнятым над окружающей действительностью, зажигающее огонь в его душе. И Шубин, как деятель искусства, заслуживает очень серьёзного отношения к себе. Тем более, что нам совершенно ясно, что период молодости кончился для героя победой над самим собой. Он обладает и талантом, и необыкновенными душевными качествами, и очень сильной и серьёзной долей самокритики, и овладевает постепенно мастерством. В конечном итоге он становится настоящим художником, понимающим всю ответственность своего призвания, своего значения на этой земле, о чём свидетельствует эпилог, который типизирует Шубина явно не как представителя дворянской среды, а как человека искусства.

Характерно и то, что на протяжении всего романа Тургенев наиболее острые замечания вкладывает в уста своего скульптора. Шубин думает о роли передовых людей в русском обществе: «Нет у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Все – либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная… Нет, кабы были между вами нужные люди, не ушла бы от нас эта девушка, эта чуткая душа…» [т.VIII, с.142].

Шубина Тургенев считает истиннымчеловеком искусства, поэтому в его уста, а не в уста Инсарова он вкладывает свои любимые мысли и о красоте, вносящей в мир гармонию, и об Италии, и об «антиках». Личность автора как бы адекватно отражается в образе героя, что объясняется огромной любовью и увлечённостью Тургенева этим типом – типом художника, поэтому словами Барсенева он оправдывает его: «Художник! Все художники таковы. Надобно вам прощать их капризы. Это их право» [т.VIII, с.25].

И мы уверены, что и образы людей искусства Тургенева сыграли свою роль в создании особого впечатления от его произведений, так великолепно выраженного М.Е. Салтыковым-Щедриным: «Да и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благославляешь и любишь автора?» [1, с.1].

                                                 Литература

1. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений: В 28 томах. – М., 1960. – Т. I.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Технология организации зачетной системы на уроках литературы в условиях вечерней школы

Деятельность педагога в условиях вечерней школы направлена на разработку и внедрение новых технологий, которые позволяют в ситуации лимита времени, запущенности знаний, разной подготовки учащихся и вы...

Интегрированное обучение на уроках литературы ( из опыта работы)

В статье рассматриваются примеры использования приемов интегрированного обучения на уроках литературы в средней и старшей школе....

«Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы»

•Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейш...

интегрированный урок литературы и искусства по повести И.Тургенева "Ася"

Тема урока: "Что есть красота?" Цель урока: формирование представления об истинной красоте; осознание целостности окружающего мира в результате сопоставительного анализа художественного произведе...