Урок-игра по поэме Н.В.Гогля "Мертвые души"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Рачковская Татьяна Федоровна

Урок по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" проводится в форме игры. каждый обучающийся сам формирует свое количество баллов за счет возможности ответа на вопрос предыдущего игрока, не давшего верный ответ. Правильный ответ оценивается одним баллом. Игру  сопровождает презентация к отдельным этапам проведения: "Конкурс на внимательного читателя" и "Подсказка для игрока".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_mertvye_dushi.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

 ИГРА ПО ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Игра состоит из семи туров.

I тур — отборочный. В нем принимают участие все ученики класса. В финал выходят пять победителей, набравших наибольшее количество баллов.

Финалисты занимают места за компьютерами, при помощи которых будут проводиться II, III, IV и V туры'.

I. Отборочный тур

1.        Объясните значение понятия «ревизские сказки». (Именные списки крепостных крестьян, представляемые помещиками во время ревизии, переписи крестьян)

2.        Кто из героев имел привычку наступать на ноги? (Собакевич)

3.        Кого из помещиков Чичиков назвал «дубиноголовой»? (Коробочку)

4.        Кто из героев всех осуждал: председателя, губернатора, полицмейстера? (Собакевич)

5.        Кого автор называет «прорехой на человечестве»? (Плюшкина)

     6.        Кто передал Чичикову мертвых душ безвозмездно и купчую взял на себя? (Манилов)

7.        Кто из героев, по его собственному утверждению, выпил 17 бутылок шампанского за обедом? (Ноздрёв)

8.        Кого крестьяне называли «заплатанным»? (Плюшкина)

9.        Кто предлагал продать мертвые души «по 100 рублей за штуку»? (Собакевич)

10.        Как называлась деревня, в которой жил Манилов? (Маниловка)

II.        Конкурс на наблюдательность

Кому принадлежал дом?

1.        «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно». (Плюшкину)

2.        «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам...». (Манилову)

3.        «Фронтон... никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонку сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, а только три». (Собакевичу)

4.        «...Окно глядело едва ли не в курятник; по край ней мере, находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью». (Коробочке)

5.        «Посредине столовой стояли деревянные козлы...» (Ноздрёву)

III.        Конкурс на образное мышление

Перед участниками игры известные акварели художников Кукрыниксов без названий:

1.        Чичиков у Коробочки

2.        Ноздрев

3.Плюшкин

4.«Собакевич».

5.        Чичиков и Захар

Задание: назвать рисунки в соответствии с собственными представлениями об изображенных на них героях.

IV.        Конкурс на внимательного читателя

1.        За кого вначале принял Чичиков Плюшкина? (За ключницу)

2.        Кто из героев очень долго проходил в дверь, уступая друг другу дорогу? (Манилов и Чичиков)

3.        Кому из героев Чичиков подал бы медный грош, если бы «встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей...»? (Плюшкину)

4.        Кто из героев «был в некотором отношении исторический человек»? (Ноздрёв)

5.        У кого в комнате «...за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода» (У Коробочки)

6.        Кто был любителем менять ружья, собак, лошадей? (Ноздрёв)

7.        Кто из героев мечтал о том, чтобы государь присвоил генеральский чин за дружбу? (Манилов)

8.        Кто из помещиков предположил, что умерших крестьян будут откапывать? (Коробочка)

9.        Кто предлагал Чичикову купить серого коня, потом каурую кобылу, потом собак, потом шарманку? (Ноздрёв)

10.        Кто построил «Храм уединенного размышления»? (Манилов)

1 1. Кто из героев похож на «средней величины медведя»? (Собакевич)

12.        У кого в кабинете вместо книг висели ружья, сабли, турецкие кинжалы? (У Ноздрёва)

13.        Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова? (Сухарем)

14.        Как данный ряд слов связан с одним из героев: стреляй, обручай, порхай, пожар, допекай, припекай... (Это клички собак Ноздрёва)

15.        Кто из героев носил имена Фемистоклюс и Алкид? (Сыновья Манилова)

V.        Конкурс «Подсказка»

Перед участниками игры разложены разные веши. Необходимо определить, кому из героев произведения они принадлежали:

1.        Связка ключей. (Плюшкину)

2.        Портреты греческих полководцев. (Собакевичу)

3.        Шкатулка с многочисленными отделениями. (Коробочке)

4.        Карты игральные. (Ноздрёву)

5.        Книжка с закладкой на 14-й странице. (Манилову)

VI.        Конкурс на красноречие

Сымпровизировать диалог Чичикова с героями поэмы, убедив в необходимости продажи мертвых душ Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина. (На подготовку дается 5 минут.)

VII.        Конкурс болельщиков

Пока участники турнира готовятся к конкурсу ни красноречие, болельщики могут заработать дополнительные баллы для конкурсантов, ответив на вопросы.

1.        Кому из героев принадлежат слова: «Да чего вы скупитесь?.. Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик». (Собакевичу)

2.        Чей сад описывается так: «...покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины». (Манилова)

3.        Описание чьего халата здесь приводится: «...рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага»? (Плюшкина)

4.        У кого в доме Чичикова чуть не побили? (У Ноздрёва)

5.        «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Кто этот господин? (Чичиков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К/Р по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (сочинение-рассуждение)Варианты 1-9...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

урок - игра в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича.."

Урок - игра представляет собой версию телеигры "Кто хочет стать миллионером", в занимательной форме закрепляющий материал по поэме, урок учит толерантности друг к другу....

Урок - игра по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

На уроке систематизации и обобщения изученного учащиеся вновь перелистают страницы поэмы, наслаждаясь великолепным стихом поэта....

Синтаксические особенности поэмы Н.Гоголя "Мёртвые души"

И этом языковом исследовании анализируется структура предложений....

Урок - игра для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Урок проходит в игровой форме.Его можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках предметных недель и как урок внеклассного чтения. Он полезен учителям чтения и развития речи коррекционных шко...

Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс

Интегрированный урок позволяет объединить две дисциплины «Литература» и «История России». Данная разработка поможет обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Л...