Рабочая программа учебного курса «Литература» в 6 классе
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Рабочая программа учебного курса"Литература" в 6 классе написана по учебнику Курдюмовой.В программе прдставлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, Есть перечень методической литературы и указаны номера уроков с темами бесед по профориентационной работе с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_6kl.kurdyumova.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Утверждаю                                Согласовано                             Рассмотрено

Директор школы: ______        Председатель НМС: ______    Рук. ШМО: Суходолина Т.В.

Приказ №__от____2014 г.      Протокол заседания НМС              Протокол №__от___2014 г.

                                                   №__от________2014 г.

Рабочая программа

учебного курса

«Литература»

в 6 классе

                                                            Программа рассчитана на 70 часов

                                                            Учитель: Эмер М.В.

                                                            Высшая квалификационная категория

                                                                 

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая рабочая программа литературе для  6 класса основной общеобразовательной школы  разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандартов основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандартов, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями литературы. (Приказ МО № 1089 от 05.03.2004 г.).

        При реализация программы используется:

 Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова.,  - М: «Дрофа», 2012 год

        На  изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 6  классе отводится  70  часов в связи с 35 недельной сеткой (из расчета 2 учебных часа в неделю).

       Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

       Рабочая  программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы рабочей  программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая  программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом,  детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

        Теоретико-литературные понятия предложены в рабочей программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

        Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.  В 6 классе учащиеся должны написать не менее 3 сочинений (из них 2 аудиторных сочинения).

       В 6 классе на передний план выдвигаются задачи

  • развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,
  • совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

        Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Литература»

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

  Главные цели ступени основного общего образования

Навыки, необходимые для продолжения образования:

  • усвоение  обязательного минимума содержания основного общего образования на уровне федеральных государственных образовательных стандартов (Целостная научная картина мира);
  • сделать осознанный выбор профиля  для обучения на старшей ступени образования или в учреждении начального профессионального образования (профессиональное самоопределение);
  • овладение общеучебными умениями и навыками, мыслительными операциями, способами познавательной деятельности, необходимыми для продолжения образования на уровне государственных образовательных стандартов (критическое, логическое, креативное мышление) (внимание, память, воображение);
  • овладение простейшими  навыками планирования, проектирования, исследовательской, творческой деятельности, личной и предметной рефлексии (начальные навыки исследовательской деятельности);
  • формирование  положительной  мотивации на продолжение обучения и личностный рост (развитая мотивационная сфера, саморазвивающаяся личность);
  • овладение основами компьютерной грамотности на уровне пользователя ПК (использование компьютера в качестве универсального инструмента для решения задач интеллектуальной деятельности);
  • ознакомление с основными информационными технологиями и разнообразными формами, методами самостоятельной познавательной деятельности для приобретения знаний из различных источников информации.(самообразование);
  • овладение иностранным языком на уровне функциональной грамотности  (на уровне минимальной коммуникативной достаточности);

 Навыки, необходимые для адаптации  к жизни в  обществе:

  • овладение умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения, принятия другой точки зрения, погашения конфликтов;
  • овладение знаниями, умениями и навыками общения: основами устного и письменного общения, умения вести диалог, монолог, полилог, знание и соблюдение традиций, этикета;
  • овладение способами эмоционально-волевой регуляции и социального взаимодействия с семьей, друзьями, партнерами, коллективом, обществом (развитая эмоциональная сфера, волевое регулирование);
  • овладение основами мобильности, социальной активности (активная гражданская позиция и способность к социальному творчеству);
  •  овладение знаниями норм и правил поведения в социуме (законопослушание и ответственность перед собственной совестью);
  • осознание своего гражданского долга, чувство патриотизма к своей Родине, гордости за символы государства;
  • осознание собственной индивидуальности и своей ответственности за свои поступки (положительная  концепция, адекватная самооценка)
  • формирование  убеждения и жизненных принципах, основанных на общечеловеческих ценностях.

Навыки,  формирующие культуру  личности человека.

  • Освоение культуры внешнего вида, одежды, оформления жилища, рабочего места;
  • Освоение   экологической  культуры;
  • Восприятие ценность живописи, литературы, искусства, музыки, народного творчества;
  • Знание  истории цивилизаций, собственной страны, религий в объеме школьной программы;
  • интеллигентность;
  • активное неприятие зла, хамства, пошлости и фальши.

Навыки, формирующие ответственное отношение к своему здоровью.

  • Знание  и соблюдение норм  здорового образа жизни и личной гигиены;
  • знание опасности вредных привычек;
  • знание особенности физического, физиологического развития своего организма, типа нервной системы, темперамента;
  • знание  и владение основами физической культуры, простейшими приемами доврачебной помощи;
  • физическое и психическое здоровье.   

Для достижения главных целей основного общего образования работают цели предмета.

Цели изучения предмета «Литература»

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования к уровню усвоения учебного предмета «Литература» в 6 классе

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; С.А. Есенина, А.П.Чехова и др.
  • изученные теоретико-литературные понятия:
  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

  уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Особенности организации учебного процесса по предмету

        Отбор педагогических методов и приёмов основан на  интеллектуальных возможностей данного 6 класса: ученический коллектив обучался по традиционной  технологии.  Наряду с репродуктивным и иллюстративным  используется проблемно-поисковый метод обучения, где привлекаются сведения из различных источников, появляется необходимость планирования и организации собственной учебной деятельности,  осмысления результатов, выявления закономерностей, соотношений, связей. Формы работы направляются на организацию самостоятельной деятельности учащихся и развитие познавательного интереса к предмету. Ученику  предоставляется возможность выбора заданий, используется материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью. Зачастую проводятся нестандартные литературы: урок-путешествие, урок-консилиум, урок-театр, урок-проба пера, которые  стимулируют  творчество учащихся, делают их активными участниками процесса обучения.  Применяя эвристический метод  ставлю перед обучаемыми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться  самостоятельно доказать или обосновать их правильность и основательность, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперёд в усвоении новых знаний. На уроках применяются эвристические беседы и эвристические задачи, которые способствуют развитию мыслительной деятельности, творческого воображения, самостоятельности в поиске путей решения задач, одновременно формируя несколько языковых компетенций учащихся. Эвристические задания – частый элемент  урока литературы, потому что так изучение предмета происходит глубже, доступнее представляются литературные процессы. Такие задания направлены на широкое поле деятельности: анализ информации, наблюдение, прогнозирование, поиск. Сама структура эвристического задания привлекает учеников, интригует и побуждает к действию.

Многие современные олимпиады по литературе  стали включать поисковые и эвристические задания, которые формируются именно по принципу  интерес – побуждение – действие-результат.

Одна из составляющих литературного образования – это литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В связи с этим стали обязательными уроки творчества, которые способствуют раскрытию способностей. Учащиеся пробуют себя в роли поэтов, писателей, драматургов, сценаристов. Результаты участия ребят  в речетворческих конкурсах различного уровня позволяют говорить о  продуктивности уроков данной направленности.

                                                 

                                                      Учебно-тематический план

«Литература» 6 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Уроки

Развитие речи  

К/р,

зачеты

Проекты исследования

1

2

3

4

5

6

История человечества в произведениях литературы

Литература ХIХ века

Мир путешествий и приключений

Литература ХХ века

Родная природа в стихах русских поэтов

Великая Отечественная война в литературе

7

27

15

11

4

6

6

23

12

11

2

5

1

2

2

1

1

2

1

1

Итого

70

59

6

1

4

                   

Содержание учебного предмета «Литература» 6 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Знания, умения, компетенции

1

2

3

4

5

6

История человечества в произведениях литературы

Былина «Три поездки

Ильи Муромца»

А.Н. Островский «Снегурочка»

                             

Литература ХIХ века

В.А. Жуковский

С.А. Аксаков

И.А. Крылов

В.Ф. Одоевский

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

И.С. Тургенев

Н.А. Некрасов

Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский

А.П. Чехов

Н.Г. Гарин-Михайловский

Мир путешествий и приключений

Т.Х. Уайт

Марк Твен

Жюль Верн

Оскар Уаильд

Литература ХХ века

А.Т. Аверченко

А.И. Куприн

Максим Горький

А.С. Грин

К.Г. Паустовский

Ф.А. Искандер

Родная природа в стихах русских поэтов

И.А. Бунин

А.А. Блок

К.Д. Бальмонт

С.А. Есенин

Б.Л. Пастернак

Н.А. Заболоцкий

Великая Отечественная война в литературе

К.М. Симонов

Песни о Великой Отечественной войне

8

30

12

11

5

4

Знать литературоведческие термины; содержание произведения; некоторые факты из жизни писателей и поэтов.

Уметь воспроизводить и анализировать произведение; выразительно читать по ролям; отвечать на проблемные вопросы.

Овладеть общеучебными умениями и навыками устного общения; уметь вести диалог.

Знать литературоведческие термины; содержание произведения; некоторые факты из жизни писателей и поэтов.

Уметь воспроизводить и анализировать произведение; выразительно читать; отвечать на проблемные вопросы; выполнять творческие задания.

Сформировать убеждения и жизненные принципы, основанные на общечеловеческих ценностях.

Знать литературоведческие термины; содержание произведения; некоторые факты из жизни писателей.

Уметь воспроизводить и анализировать произведение; создавать словарь по произведениям.

Воспринимать, понимать литературу.

Овладеть навыками творческой деятельности.

Знать литературоведческие термины; содержание произведения; некоторые факты из жизни писателей.

Уметь воспроизводить и анализировать произведение;

выполнять творческие задания.

Знать содержание стихотворения.

Уметь воспроизводить и анализировать стихотворение; выразительно читать.

Знать о событиях двадцатого столетия; содержание стихотворения.

Уметь воспринимать и анализировать прочитанное; отвечать на проблемный вопрос; выразительное чтение.

Сформировать положительную мотивацию на продолжение обучения и личностный рост.

Профессиональная составляющая предмета

№ урока

(из КТП)

Тема урока

Профессиональная составляющая

Форма работы

Кол-во времени от урока

2

История человечества в произведениях

Знакомство с профессиями археолога и скульптора. Беседа

5 мин

5

А.Н. Островский. «Снегурочка». Народные мотивы в произведении

Знакомство с профессией драматурга.

5 мин

14

Пейзаж. Мир природы вокруг нас.

Профессия художника. Работа с репродукциями

5 мин

22

М. Ю. Лермонтов

Профессия военного офицера. Жизнь и судьба. Обсуждение.

5 мин

30

Л. Н. Толстой. Автобиографическая трилогия «Отрочество»

Трудности писательской профессии

5 мин

35

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова «Хамелеон»

Полицейский-защитник правопорядка (беседа)

5 мин

52

А.Т.Аверченко «смерть африканского охотника»

Романтика и сложность профессии путешественника

( Беседа с классом)

5 мин

54

А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Благородная профессия доктора.

(Сообщение учащихся)

5 мин

57

А.С. Грин «Гнев отца»

Опасности в профессии моряка.

(Беседа)

5 мин

60

Ф.А.Искандер «Детство Чика»

Трудность актерской профессии

5 мин

65

Пейзажная лирика А. Есенина и Н. Заболоцкого

Художник-пейзажист.

5 мин

67

К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Профессия разведчика-постоянный риск.(Беседа)

5 мин

Итого (общее время)

Учебно-методическое обеспечение

Учебник:

  • Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова.,  - М: «Дрофа», 2012 год

Дополнительная литература

  • Поурочные разработки по литературе 6 класс. Курдюмова .   Хрестоматия 1и 2часть. Коровина
  • И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: «Веко», 2006г.
  • Г.И.Беленький. Литература. 6 класс. М.: «Просвещение», 2007г.
  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.

Перечень медиаресурсов

 

  • Пушкин в зеркале двух столетий: мультимедиа энциклопедия. - М. : "1С", 2007.
  • Лермонтов М.Ю.
       Стихотворения: аудиокнига / М. Ю. Лермонтов ; читает А. Казаков. - М. : "1С", 2007

  • Островский А.Н., Чайковский, П.И.
       Снегурочка: музыкальная сказка / Островский А.Н., Чайковский, П.И. - М. : "1С", 2006.
  • Уроки литературы 5-6 класс. - М. : "Кирилл и Мефодий", 2004. - М.:"Кирилл и Мефодий", 2004.

  • ХХ век - глазами российских поэтов [Электронный ресурс] / О. Парамонов.

Парамонов, Сергей Есенин на 2-х дисках [Электронный ресурс] / О. Парамонов. - : ООО "Медиаресурсы для образования и просвещения", 2003.

Видеокассеты ( из фонда 405 каб)

  • м/ф "Снегурочка"
  • м/ф "Илья Муромец"
  • м/ф "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
  • м/ф "Добрыня Никитич"
  • Песни о Великой Отечественной войне: "Журавли"  ,"Тёмная ночь" и др.
  • Плоды просвещения XX века" , "После грозы"  Б.Пастернак


№ п/п

Тема урока

          Дата

ЗУН, ОУУН

Форма контроля

История человечества  в произведениях литературы

1

Введение. Герой в мире художественного слова.

Знакомство с учебником литературы, дать представление о художественной литературе, как особой форме познания действительности.

Беседа, викторина, работа с учебником, защита читательских дневников

2

История человечества в произведениях литературы.

Знать произведения на историческую тематику. Уметь анализировать и отвечать на поставленный вопрос.

Вопросы к лекции.

Работа в тетрадях, составление словарика.

3

Былины – богатырский эпос русского народа.

Знать понятие былина, особенности отличия былины от сказки. Знать содержание произведения, художественные особенности были Уметь находить близость со сказками. н. Уметь давать комментарий прочитанному

Чтение, обсуждение.

      4

Былина «Три поездки

Ильи Муромца»

Знать жанровые особенности, содержание произведения, историю жизни любимого народом богатыря. Уметь выразительно читать, воспроизводить прочитанное.

Индивидуальные сообщения.

Выразительное чтение.

5

А.Н. Островский «Снегурочка». Народные мотивы в произведении.

Знать выборочные биографические сведения о писателе, истории создания произведения.

Знать содержание произведения. Уметь определить авторский замысел

Выборочное чтение.

Анализ эпизодов

6

Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы.

Знать особенности драматического произведения, содержание произведения. Уметь воспроизводить и комментировать прочитанное, анализировать отдельные эпизоды.

Чтение по ролям.

 Анализ сцен. Характеристика героев

7

 Мир вещей далекого прошлого

Знать особенности литературного сказочного начала в произведении. Уметь работать со статьей учебника

Конспект

8

Рр. Сочинение-рассуждение.

« Почему весенняя сказка», хотя трагичный финал?

Знать сюжет произведения. Уметь выражать свои мысли, высказывать собственное мнение

Творческая работа.

Литература ХIХ века

9

В.А .Жуковский. Сюжет и герои баллады « Кубок»

Знать творчество жуковского-переводчика, знать понятие баллада; понятие романтизм

Уметь выразительно читать, анализировать стихотворное произведение

Комментированное чтение. Анализ текста.

Рассказ по картине

Характеристика героя.

10

Баллады Жуковского «Лесной царь»

Знать понятие баллада; понятие романтизм

Уметь выразительно читать.

Роль пейзажа в концепции произведения.

11

Повесть С.А. Аксакова «Детские годы

Багрова - внука».

Знать произведения о детстве и отрочестве писателей 19 века. Уметь комментировать и анализировать текст.

Комментированное чтение.

Анализ текста.

12

Главы из повести Аксёнова, посвященные учению детей

Знать, как происходило обучение детей в 19 веке. Уметь комментировать и анализировать текст.

Пересказ отдельных эпизодов.

Беседа по вопросам

13

Чтение и обсуждение очерк

 С. А. Аксакова «Буран».

Знать понятие пейзаж; роль пейзажа в литературном произведении.

Уметь воспроизводить и анализировать прочитанное.

Выразительное и комментированное чтение

14

 Пейзаж. Мир природы вокруг нас

Знать содержание произведения. Уметь находить описание пейзажа, давать характеристику художественным средствам выразительности

Выразительное и комментированное чтение

15

И.А. Крылов – баснописец. Басня

«Два мальчика»

Знать понятие басня.

Уметь выразительно читать; анализировать прочитанное; выполнять творческое задание.

Мораль басни.

Выразительное чтение

16

Басня Крылова «Волк и Ягненок»

Знать понятие басня.

Уметь выразительно читать; анализировать прочитанное; выполнять творческое задание.

Мораль басни.

Выразительное чтение

17

В.Ф. Одоевский

«Отрывки из журнала Маши»

 Представление о героине

Знать о жанре дневника.

Уметь анализировать изменения, происходящие с героиней.

Портрет героя художественного произведения.

18

Один день девочки Маши

Знать содержание произведения. Уметь вести монологическую речь с представлением Маши как автора дневника.

Устное сочинение.

Портрет героя художественного произведения.

19

Рр. Творческая работа по созданию дневника

Знать форму дневника. Уметь выражать свои мысли, высказывать собственное мнение.

Проектная творческая работа

20

А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта.

Знать понятие послание, гимн; основные факты  жизни и творчества А.С. Пушкина.

Уметь воспроизводить прочитанное; выразительно читать; отвечать на проблемный вопрос; выполнять творческое задание.

Чтение и обсуждение.

Выразительное чтение.

Художественные средства

21

Тема юношеской дружбы в ранней лирике А.С. Пушкина

Знать «адресатов» дружеских посланий А.С. Пушкина.

Уметь воспроизводить прочитанное; выразительно читать; отвечать на проблемный вопрос; выполнять творческое задание.

Чтение и обсуждение.

Выразительное чтение.

Художественные средства

22

М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике поэта.

Знать понятие эпиграмма; основные факты  жизни и творчества  М.Ю. Лермонтова.

Уметь воспроизводить и комментировать

содержание стихотворения.

Уметь выразительно читать.

Чтение и обсуждение.

Выразительное чтение.

23

М. Ю. Лермонтов.

«Панорама Москвы»

Знать о юношеских сочинениях поэта, о лирических чувствах автора. Уметь анализировать и комментировать текст

Комментированное чтение

24

Р.р .Анализ лирического произведения

Знать художественные средства. Уметь  выразительно читать.

Выразительное чтение.

Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова.

25

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Характеристика героев рассказа

Знать содержание произведения; основные факты  жизни и творчества И.С. Тургенева.

Уметь анализировать прочитанное; отвечать на проблемный вопрос; выразительно читать диалог.

Составление плана.

Характеристика литературных героев.

26

Рассказы героев «Бежина луга».

Знать содержание произведения. Уметь пересказывать близко к тексту.

Подробный пересказ отдельных эпизодов

27

Проектная работа. Речевая характеристика литературного героя

Уметь составлять таблицу  характеристики героев.

Характеристика героя.

Герой и сюжет.

28

Н.А. Некрасов.

«Крестьянские дети», «Школьник». Образы детей.

Знать основные  факты  жизни и творчества

Н.А. Некрасова. Уметь воспроизводить и комментировать прочитанное.

Художественные средства

29

Герой художественного произведения и его имя

Знать содержание произведения. Уметь анализировать отдельные эпизоды.

Характеристика героя.

30

Л.Н. Толстой. Автобиографическая трилогия. «Отрочество»

Знать основные факты жизни и творчества

Л.Н. Толстого; понятие автобиография; содержание произведения.

Уметь анализировать прочитанное; отвечать на проблемный вопрос.

Комментированное чтение.

Элементы сопоставительного анализа

31

Пейзаж в повести Л. Н. Толстого

«Отрочество»

Знать о мастерстве Толстого в описании пейзажа. Уметь анализировать текст

Роль пейзажа в повести.

Отрывок наизусть.

Пересказ близко к тексту

32

Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева

Знать понятие диалектика души. Уметь анализировать прочитанное, отвечать на проблемный вопрос, найти сопоставление между героем-подростком и учениками-подростками.

Характеристика героев.

Рассуждение: «В чем «счастье» и « горе» детства?»

33

Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Фрагмент романа «Братья Карамазовы»

Знать основные факты  жизни  и творчества

Ф.М. Достоевского; содержание произведения.

Уметь воспроизводить и комментировать прочитанное, анализировать отдельные эпизоды

Герой и сюжет.

Характеристика литературных героев.

34

Образы мальчиков в романе Достоевского

Знать содержание произведения, внутреннюю жизнь героев. Уметь анализировать прочитанное, отвечать на проблемный вопрос, найти сопоставление между героем-подростком и учениками-подростками.

Портрет героя. Сравнить с героями Тургенева.

35

Юмористический и сатирический талант  А.П. Чехова

«Хамелеон»

Знать основные факты  жизни и творчества

А.П. Чехова, содержание произведения.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на проблемный вопрос.

Герой и сюжет.

Характеристика литературных героев.

36

Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Герой и сюжет

Знать содержание произведения. Уметь анализировать прочитанное, давать характеристику героям.

Обсуждение рассказа.

Инсценирование

37

Н.Г. Гарин-Михайловский.

«Детство Темы»

 Поступок героя и характер

 

Знать основные факты  жизни и творчества  

Н.Г. Гарина-Михайловского;

Уметь установить последовательность действия и взаимосвязь описываемых событий.

Характеристика героя.

Рассуждение: « Какие раздумья вызывает у вас поступок Темы?»

38

Мир вещей ХIХ века

Знать содержание статьи учебника. Уметь составлять тезисы

Работа со статьей учебника

Мир путешествий и приключений

39

Т.Х Уайт «Свеча на ветру. Рыцарь, совершивший поступок»

Знать основные факты жизни и творчества  

Т.Х. Уайта; содержание произведения.

Уметь воспроизводить прочитанное, отвечать на проблемный вопрос, составлять план по главам.

Характеристика героя. Составление плана.

40

Герой-подросток в произведении

Т. Уайта.

Знать содержание произведения. Уметь находить границы эпизода, искать ответ на вопрос в тексте

Пересказ содержания по событиям

41

Герой-подросток на страницах произведений Марка Твена.

Знать основные факты  жизни и творчества  

Марка Твена, содержание произведения; понятие юмористическое изображение героя.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на  вопросы, комментировать прочитанное.

Пересказ эпизодов.

Викторина

42

Сюжет романа « Приключение Гекельберри Финна»

Знать сюжетную линию романа. Уметь показать сочувственное отношение автора к своим героям, уметь работать над эпизодом

Пересказ.

Анализ текста.

Беседа по вопросам

43

Рр. Сопоставительная характеристика романов М. Твена

Знать сходства и различия романов М. Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекельберри Финна». Уметь дать сопоставительную характеристику.

Характеристика героя.

Исследование:  чем похожи Том и Гек

44

Жюль Верн. Жизнь и творчество.

Знать основные факты  жизни и творчества  

Ж. Верна, особенность романов автора как «робинзонада»

Сообщения учащихся

45

Знакомство с романом «Таинственный остров» и его героями.

Знать роль дружбы в романе. Уметь анализировать произведение и показать внимание на вере автора в силу и возможности человека.

Работа со словарем.

Пересказ эпизодов.

46

Оскар Уайльд

«Кентервильское привидение»

Знать особенности смешного в рассказе, знать понятия иронии и пародии. Уметь отличать иронию от пародии, отвечать на поставленные вопросы.

Работа со словарем.

Беседа по вопросам

47

Герои в рассказе «Кентервильское привидение»

Знать особенности юмористической характеристики героев. Уметь анализировать текст, выразительно читать.

Комментированное чтение.

Работа с текстом

48

Развитие отношений Вирджинии с привидением

Знать содержание произведения. Уметь анализировать текст

Комментированное чтение.

Работа с текстом

49

Особенности жанра рассказа

 О. Уайльда «Кентервильское привидение»

Знать жанровые особенности рассказа. Уметь определить, чем финал рассказа напоминает сказку.

Сжатый пересказ эпизодов.

Анализ текста

50

Рр.Сочинение «Герой среди героев»

Знать содержание статьи учебника, роль героя в сюжете. Уметь показать взаимоотношения героев литературного произведения, представить героев в виде системы.

Работа со статьей учебника.

 Повторение пройденного. Характеристика литературных героев.

Литература ХХ века

51

Читателям ХХI века. « Бесконечная книга»

Знать о неисчерпаемых возможностях человека как читателя, содержание произведения.

Уметь воспроизводить и комментировать прочитанное, анализировать отдельные эпизоды.

Работа со статьей учебника.

Характеристика героя.

52

А.Т. Аверченко

«Смерть африканского охотника»

Знать основные факты  жизни и творчества

А.Т. Аверченко. Уметь представить творчество автора-юмориста.

Комментированное чтение.

Анализ текста

53

Автор и его герой в рассказе

Знать содержание произведения.

Уметь разобраться в отношениях автора и героя

Рассуждение: почему рассказ носит такое название?

54

А.И. Куприн

«Чудесный доктор»

Знать основные факты  жизни и творчества

А.И. Куприна; содержание произведения.

Уметь воспроизводить и комментировать прочитанное, анализировать отдельные эпизоды.

Характеристика героя. Рассуждение: «Почему фамилия Пирогова не  вошла в название?»

55

Максим Горький

«Детство»

Знать основные факты  жизни и творчества

Максима Горького, содержание произведения.

Уметь анализировать произведение, отвечать на проблемный вопрос.

Жизнь героя.

Работа с иллюстрациями.

56

Рр. Жизнь Алеши в Нижнем Новгороде.

Знать содержание произведения. Уметь вести монологическую речь.

Пересказ эпизодов.

57

А.С. Грин

«Гнев отца»

Знать основные  факты  жизни и творчества

А.С. Грина; содержание произведения.

Уметь анализировать произведение; отвечать на проблемный вопрос.

Беседа по вопросам.

Характеристика героя.

58

К.Г. Паустовский

«Повесть о жизни»

Знать основные факты  жизни и творчества

К.Г. Паустовского, содержание произведения.

Уметь воспроизводить и комментировать прочитанное, анализировать отдельные эпизоды.

Беседа по вопросам.

Характеристика героя.

Работа с картой мира.

59

К.Г. Паустовский «Как выглядит рай»

Знать содержание произведения, уметь подробно описать красоту природы, поляну в «зеленом ущелье»

Подробное описание эпизодов.

60

Читатель подросток и мир вокруг. Ф.А. Искандер «Детство Чика»

Знать основные факты жизни и творчества

Ф.А. Искандера, содержание произведения.

Уметь комментировать прочитанное, анализировать отдельные эпизоды произведения, создавать литературный портрет героев.

Портрет литературного героя.

Анализ текста.

61

Брус Таркинтон «Приключения Пенрода»

Знать содержание произведения. Уметь описать костюмы героев.

Рассказать о школьных инсценировках

Родная природа в стихах русских поэтов

62

А.И. Бунин. «Детство», «Помню долгий зимний закат»

Знать содержание стихотворения.

Уметь определить тему и идею лирического произведения, частичный анализ стихотворения.

Анализ  и выразительное чтение, художественные приемы, размер стиха.

63

Поэзия А. Блока  о родной природе

Знать особенности пейзажной лирики Блока. Уметь определить тему и идею лирического произведения, частичный анализ стихотворения.

Анализ  и выразительное чтение, художественные приемы, размер стиха.

64

Образ родной природы в лирике

 К. Бальмонта и Б. Пастернака.

Знать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике авторов.

Уметь сравнивать стихотворные произведения, написанные разными поэтами на одну тему

Анализ  и выразительное чтение, художественные приемы, размер стиха.

65

Пейзажная лирика А. Есенина и Н. Заболоцкого.

Знать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике автора.

Уметь определить тему и идею лирического произведения, частичный анализ стихотворения.

Выразительное чтение наизусть. Работа с  выразительными средствами

66

Рр. Исследование поэтического текста

Знать художественные средства, размер стиха.

Уметь находить художественные приемы в стихотворении; выполнять исследовательскую работу по анализу поэтического текста.

Анализ  и выразительное чтение, художественные приемы, размер стиха.

                                                                                         Великая Отечественная война в литературе

67

К.М. Симонов

«Сын артиллериста»

Знать о событиях двадцатого столетия.

Знать о значении поэзии в годы Вов. Уметь передать высокие патриотические чувства в поэзии этого времени и соединение с глубокими личными переживаниями.

Сообщения учеников.

Анализ  и выразительное чтение

68

Песни о Великой Отечественной войне «Моя Москва»

Знать о значении поэзии в годы Вов.

Знать содержание песни.

Уметь определить основную мысль стихотворения и способы ее выражения.

Сообщения учеников.

Анализ  и выразительное чтение

69

Герой художественного произведения и автор (Тест)

Знание курса литературы.

Умение работать с тестами

Тест

70

«Простите, где здесь природа?»

Работа со статьей учебника.

Умение анализировать текст.

Рекомендации на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Литература 9 класс"

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004)  в соответствии с программой        «Программы общеобразовательных ...

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе...

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 8 классе

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 8 классе...

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 9 классе

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 9 классе...

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса по учебнику А.Г.Кутузова.

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса написана по учебнику А.Г.Кутузова. В программе представлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, ес...

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса по учебнику Т.В.Курдюмовой

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса написана по учебнику Т.В.Курдюмовой. В программе представлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, ...