Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

 

Формирование представления  о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами  жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре  баллады и ее  жанровых признаках; познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой и жанровыми особенностями  баллады Стивенсона «Вересковый мёд».

Развитие навыков выразительного чтения баллады; умения характеризовать  героев и их поступки,  выявлять жанровые особенности произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока знания – «открытие» новых знаний

 Класс

Тема урока

Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед»

Цель

 Формирование представления  о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами  жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре  баллады и ее  жанровых признаках; познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой и жанровыми особенностями  баллады Стивенсона «Вересковый мёд».

Развитие навыков выразительного чтения баллады; умения характеризовать  героев и их поступки,  выявлять жанровые особенности произведения.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:  Л1 - осмысление нравственных и этических ценностей; Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные УУД: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности;  Р2 - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: К1 – приобретают  опыт  работы в группе; К2- готовность слушать собеседника и вести диалог; К3 - овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; К4- осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; К6 – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

Познавательные УУД: П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста;  П2 - формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, оборудование, наименование

  1. мультимедийный проектор;
  2. компьютер;
  3. мультимедийная презентация к уроку. 
  4. СD-диск   с музыкальным отрывком               

                                                                                                                                           

Организационная структура урока

Этапы урока

Длитель ность этапа

Задачи

Методы и приемы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации

2 мин

Настроить   на учебную деятельность (внутренняя и внешняя мотивация)

Словесный

Фронтальная

Приветствует обучающихся и читает четверостишье:

Дорогу осилит идущий,

А знания – помощь в пути.

Упорство, к успеху ведущее,

Мечты ваши в жизнь воплотит.

- Как вы понимаете эти слова?

-Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге  познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.

- Вы готовы сегодня трудиться?

Объясняют смысл приветствия (определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение;   осознанно строят речевое высказывание в устной форме):  

- Успех приходит к тому, кто упорно трудится.

Л2

Р3

П2

К6

Этап актуализации знаний

3 мин

Организовать   ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Словесный, наглядный

Фронтальная

- Я не случайно начала урок со слов «дорога», «путь». Ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Куда? А вот послушайте…

(звучит музыка: шотландская волынка).

-Что вы представляли, слушая музыку?

- Какой инструмент звучал?

- Символом какой страны является волынка?

- Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня?

 Слайд 1  (Карта Шотландии, виды страны, люди, играющие на волынках)

- Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, точнее на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л.Стивенсона, автора  замечательной баллады «Вересковый мед», чтобы познакомиться …

Слушают музыку, отвечают на вопросы (развитие мотивов учебной деятельности; планируют свою деятельность; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; строят логические рассуждения)

Л2

Р1

Р3

П2

П4

К2

К4

Этап выявления затруднений

2 мин

Целеполагание

Словесный метод (беседа); наглядный

Фронтальная

-Кто продолжит: с чем и с кем нам предстоит знакомство?

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

* Давайте сформулируем тему и цели урока.

- Тема урока: «Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед»

Слайд 2 (Тема урока)

- Сегодня мы  познакомимся с биографией поэта, его творчеством и в частности с балладой «Вересковый мед».

Слайд 3 (Цели урока)

А помогут нам в этом наши консультанты: географ, историк, биолог и биограф поэта.

Путешествие начинается.

В добрый путь!

Формулируют тему и цели урока (целеполагание и планирование своей деятельности, строят логические рассуждения):

Предстоит познакомиться с биографией Р.Л.Стивенсона, его балладой «Вересковый мед».

Р1

П2

П4

Этап объяснения (добывания) новых знаний

17 мин

Открытие новых знаний:

 работа с текстом в учебнике

Работа с источником. Приём ТРКМ: чтение с остановками (со стопами), «Древо предсказаний».

Визуализация.

Метод продуктивного чтения, проблемный метод

Словесное рисование

Словесное рисование

Прием «Дерево предсказаний»

Прием «Дерево предсказаний»

Проблемно-диалогический метод

Индивидуальная, фронтальная

- Предоставим слово нашим проводникам-консультантам. (Приложение 1)

Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщения учащихся

- Мы коротко узнали, что собой представляет Шотландия и почему ее называют страной верескового меда. Эта страна славится еще и талантливыми людьми, среди которых замечательные писатели и поэты: Адам Смит, Вальтер Скотт, Роберт Бернс, Артур Конан Дойл и, конечно же, Роберт Льюис Стивенсон.

Наш консультант-биограф расскажет о поэте. (Приложение 1)

Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщение учащегося: портрет Стивенсона и карта его путешествий

- Вот такая непростая судьба у Р.Л.Стивенсона. Но это не помешало ему стать писателем. Он написал множество прекрасных произведений (более 30 томов). Самые известные из них – романы «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный». Среди малых жанров особую популярность имеет баллада «Вересковый мед».

Работа с понятием «баллада».

-Давайте вспомним, что нам известно о балладе как литературном жанре.

Опрос:

?Что такое баллада?

?Какими бывают баллады?

*Назовите черты, характерные для жанра баллады. 

? С какими балладами вы познакомились в этом учебном году?

- Обратимся к балладе Стивенсона «Вересковый мед», которую впервые на русский язык перевел в 1936 г. Н.Чуковский, а позже в 1942 г. – С.Я.Маршак. В переводе Маршака мы и будем ее читать.

Работа с текстом – анализ баллады: чтение с остановками  (со стопами).

1. Заголовок.

-Заголовок в произведении – сильная позиция, т.е. очень важный элемент.

? Как вы думаете, что скрывается в таком простом названии?

?Что приходит на мысль при чтении заголовка баллады?

2. Подзаголовок.

? О чем говорит подзаголовок баллады?

3.     1-4 строфы.

? Каким настроением проникнут зачин баллады?

?Какими  вы представляете себе пиктов?

? Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена?

? Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?

4.   5-8 строфы.

? Чем был вереск для пиктов?

? Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом.

? Что чувствует король? Почему? Зачем ему вересковый мед?

5.      9-14 строфы.

? Как вы представляете себе встречу короля и последних пиктов?

Слайд  11, 12 (Кадры из мультфильма по балладе Стивенсона)

?Чем грозит король последним  пиктам?

? Чем ответили ему пикты?

? Как к пиктам относится автор? Как это отражено в тексте баллады? Зачитайте.

? Каково отношение автора к шотландскому королю? Почему?

? Что будет дальше, как вы думаете? Назовите возможные версии дальнейшего развития событий. (2-3 варианта продолжения сюжета).

6.   15-21 строфы.

?Что мог сказать старик?

?Каков финал баллады? Выскажите свои версии.

7.   22-23 строфы.

? Почему старик решил обмануть шотландцев?

? О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»?

?Почему пикты не выдали секрета верескового меда?

- Сделаем выводы из прочитанного.

Выводы:

1.

?Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет.

?Как вы относитесь к выбору старика? Правильно ли он поступил?

? Можно ли назвать поступок старика подвигом?

? А что такое подвиг? И кого мы называем героем?

? Почему у героя нет имени?

2.

? Какова основная мысль  (идея) баллады?

Сообщения учащихся (готовность выступать перед сверстниками с сообщениями, осознанно строят речевые высказывания в устной форме):

Географа Слайд 4

Историка Слайд 5

Биолога  Слайд 6, 7, 8 

        

Класс слушает сообщения выступающих (готовность слушать выступающих)

Сообщение консультанта: Биография Стивенсона (готовность выступать перед сверстниками с сообщения-ми, осознанно строят речевые высказывания в устной форме).  Слайд 9, 10

Отвечают на вопросы (формулируют ответы на вопросы учителя):

- Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

- Баллады бывают народные и литературные. Делятся на исторические, героические, любовные, комические, волшебные.

- Черты баллады: напряжённый сюжет диалог, тайна, неожиданный финал;

специальные зачин и концовка;  ярко описаны чувства автора, чувства героев.

Фронтальное чтение текста баллады подготовленными учениками и попутный анализ смысловых частей (Овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебой задачей, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

-Этот мед - что-то очень важное, если о нем сообщается в самом заглавии, или с ним связано какое очень значительное событие, м.б. из-за него что-то произошло.

-Что автор переработал народное произведение (легенду, предание) и создал на его основе свое.

Это позволяет читателям верить тому, о чем рассказал поэт, ведь он поведал о том, что было в реальной жизни.

- Настроением грусти, сожаления о трагической судьбе пиктов.

- Маленькие, тихие. Очень трудолюбивые и мирные люди.

-Война была жестокой. кровопролитной.

                                                   

-Мы видим последствия битвы (4-я строфа).

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ.

- Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены.

- Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик маленькие, робкие. Они слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя

-Пытками и смертью.

- Молчанием.

- Автор  сочувствует  пиктам, это выражено через эпитеты  ("малютки-медовары", "бедные пикты", "маленькие люди")

 - Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

Озвучивают версии.

1) Пикты не раскроют секрета и погибнут.

2) Не выдержат пыток и откроют секрет меда.

3) Пикты не раскроют секрет,  и король их отпустит.

Озвучивают версии.

1)Старик останется жив, раскрыв секрет меда.

2) Враги все равно убьют старика-пикта, раскрывшего секрет меда.

3).Старик не раскроет врагам тайну и погибнет.

Отвечают на вопросы учителя.

- Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре.

- Тайна – это рецепт верескового меда. «Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь.

- Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.

Отвечают на вопросы (осмысливают нравственные и этические ценности, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей)

 

- Во имя сохранения памяти предков, во имя верности Родине.

- Так поступил бы каждый из пиктов.

- Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина.  Родина -  самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины.

Л1

Л2

Л3

Р3

П1

П2

П4

К2

К3

К4

К5

Физминутка – 2мин

Закрепление

4 мин

Организовать деятельность  для отработки навыков определения жанровых признаков произведения

Практический, наглядный.

Работа с эталоном

Индивидуальная, групповая

1. Предлагаю поработать в группах по 4 человека.

Определение черт баллады в произведении Стивенсона «Вересковый мед».

- Предлагаю выполнить следующее задание №1: составить кластер «Вересковый мед» как баллада». (См. маршрутный лист) – (Приложение 2)

 2. Демонстрация образца кластера учителя и предложение внести необходимые коррективы, если это необходимо. (Приложение 3)

Слайд  13 (Кластер)

Групповая работа: договариваются о правилах работы в группах, группы составляют кластер и представляют его классу. Обсуждают полученные кластеры и проводят коррекцию после сличение с образцом (эталоном) учителя. (Приобретают  опыт  работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем))

Л3

Р2

Р3

Р4

П3

П5

К1

Самостоя тельная работа с взаимопроверкой

5 мин

Контроль планируемых результатов усвоения новых знаний

Практический; письменный взаимоопрос

Индивидуальная, в парах

Задание №2  (См. маршрутный лист ):

Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста.

Вопросы должны начинаться со слов:

- Почему…

- Зачем…

- С какой целью…

- По какой причине…

- Как, по вашему мнению, …

Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно,  проведите взаимопроверку,  оцените ответы по следующим критериям:

2 балла за правильный и полный ответ;

1 балл – за неполный ответ или неточный;

0 баллов – за неверный ответ.

Выполняют  задание. (Осмысливают нравственные и этические ценности; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; приобретают  опыт  работы в группе)

Взаимопроверка.

Л1

П4

К1

Рефлексия. Включение нового в систему знаний

3 мин

Обобщить  ценностное отношение к деятельности, к совместной деятельности, её оценка

Словесный

Фронтальная

Предлагается ответить на вопросы:

- какова тема урока?

- какую задачу ставили?

- достигли ли цели?

- что было интересно на уроке?

- что  было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку. Работа с оценочным листом. (Приложение 4)

- Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. (Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; - формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.)

Л2

Р4

П2

К6

Домашнее задание

2 мин

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Словесный; наглядный

Предлагаю выполнить

  1. по выбору:

Написать синквейн к балладе «Вересковый мед»   (Правила написания  синквейна прилагается к маршрутному листу)  (Приложение 5) ИЛИ

  1. Продолжить предложение:

«Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…»

- Вот и подошло к концу наше литературное путешествие. Я думаю, оно было увлекательным и полезным. Мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, надеюсь, вам захочется читать его произведения.

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  упорно трудился и помог сделать успешным наш урок!

Оценки за урок.

Записывают домашнее задание в дневники

Приложение 1

Сообщения учащихся

ГЕОГРАФ:

- Посмотрите на карту (показывает на карту). На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Большую часть её  занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.

ИСТОРИК:

- «Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними.

Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.

БИОЛОГ:

- Вереск - вечнозелёное растение. Высота 30-50 сантиметров, листочки мелкие, свёрнутые, темно-зелёного цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена.

 Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли – порой до снегов.

 Поэтическая красота цветущих зарослей вереска с древности вдохновляла творческих людей, и они воспевали её в своих произведениях.

Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными.

БИОГРАФ:

- Роберт Льюис Стивенсон родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии.

Жизнь писателя была не простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели.

 Стивенсон вспоминал:

 «Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага»

 

По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных, он стал-таки писателем.

Стивенсону  приходилось постоянно сражаться с судьбой не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».

Итак, ему противопоказаны волнения, а он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение, а он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане.

 Стивенсон писал:

 «В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и, мне кажется, я … одержал победу в битве с жизнью».

 

 Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа.

Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было  присуще Стивенсону: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства.

Приложение 2

Маршрутный лист  

Задания

Задание № 1 

Составить кластер «Вересковый мед» как баллада» и обсудить в группе. Затем представить окончательный вариант классу. Сличить по ключу.

Задание № 2

Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста.

Вопросы должны начинаться со слов:

- Почему…

- Зачем…

- С какой целью…

- По какой причине…

- Как, по вашему мнению, …

Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно,  проведите взаимопроверку,  оцените ответы по следующим критериям:

2 балла за правильный и полный ответ;

1 балл – за неполный ответ или неточный;

0 баллов – за неверный ответ.

Домашнее задание        

по выбору:

  1. Написать синквейн к балладе «Вересковый мед»                                      

            ИЛИ

2) Продолжить предложение:

«Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…»

                                     Приложение 3

Приложение 4

Лист индивидуальных достижений: _________________________________________________________________ 5 а класс

Тема «Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед»

                             

   

Отметка о выполнении

             

Оценка за урок

цель достигнута -            

справляюсь, но есть ошибки -      

ещё нужно над этим поработать –

1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока

2. Умею отвечать на вопросы  учителя и товарищей

3. Умею  составлять схему, кластер, таблицу

4. Умею применять теоретические знания  при выполнении заданий

5. Умею задавать вопросы по содержанию прочитанного текста

6. Умею выступать с сообщением на заданную тему перед товарищами

7.  Умею составлять «Синквейн»  

8. Умею быть внимательным

9. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать  и

уважать мнение   других, не подводить группу

10. Умею  оценивать свою деятельность

11. САМООЦЕНКА    ЗА   УРОК

 Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

 Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

 Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

Приложение 5

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Использованная литература:

  1. Ахин М.Б.  Сайфулина Н.Ш. Историческая основа и   культурологический аспект в произведении Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мёд», ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока словесности в 6 классе по балладе Роберта Льюиса Стивенсона "Вересковый мёд"

В разработке представлены географические, исторические сведения о Шотландии, подробное описание растения вереск, рассказ о жизни и творчестве писателя, анализ баллады. К уроку прилагается презентация....

Урок литературы 5 класс "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)...

Урок по балладе Стивенсона "Вересковый мёд".

В презентации рассматривается вопрос личности поэта, присутствует работа с литературными терминами, работа с текстом (на знание сюжета и понимание идеи произведения). В конце даётся творческое задание...

сочинение «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой» /по балладе Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»/

метапредметное сочинение «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой» /по балладе Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»/...

Конспект урока по ФГОС "Художественный мир баллады Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед""

Конспект урока, целью которого является познакомить учащихся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона и его балладой «Вересковый мед», рассмотреть ее жанровые особенности. Коррекци...

открытый урок по теме "Баллада Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»"

открытый урок по теме "Баллада Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»"...

Литература, 7 класс - Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)

План-конспект урока литературы 7 класса на тему "Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)"...