Литература, 7 класс - Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

План-конспект урока литературы 7 класса на тему "Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_7v_lit_-_ballada_vereskovyy_med_smyslovoe_chtenie.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

11.05.19

7б класс

Тема: Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)

Цель:

Формировать условия для развития навыка осмысленного чтения через стратегию послетекстовой деятельности

Выявить уровень понимания текста «Вересковый мед», используя прием «Таксономии Блума»

Образовательные:

  1. Закрепить знания по прочитанному произведению
  2. Объяснить авторский смысл  понимания текста
  3. Развить умения осмысленного чтения

Развивающие:

  1. уметь работать с текстом художественного произведения;
  2. развивать умения и навыки анализа поэтического текста,
  3. развивать самостоятельную деятельность учащихся,
  4. понимать различные точки зрения,
  5. уметь отстаивать свою точку зрения,

Воспитательные:

  1. формировать у детей коммуникативные умения через сотрудничество на уроке.

Ход урока:

Этапы урока

1

Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. А именно с балладой «Вересковый мед».

Здравствуйте

2

Актуализация знаний

(ЗНАНИЕ)

(ПОНИМАНИЕ)

Какой жанр называется балладой?

Признаки баллады?

Текст вам уже знаком. Давайте вспомним сюжет и распишем сложный план текста баллады в вашу таблицу.

Баллада -  сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие.

  • Стихотворение
  • В основе – предание, легенда
  • Рассказ о каком-либо героическом или таинственном событии 
  1. Пикты и их обычаи
  2. Войной напали на пиктов шотландцы
  3. Пикты нашли приют в скалах
  4. Король ищет пиктов
  5. Король находит старика и мальчика
  6. У скалы
  7. Смерть мальчика
  8. Стойкость и храбрость старика-пикта

Произведение можно разделить на пять частей. Начало баллады (экспозиция) дает характеристики героям, описывает уклад их жизни, воспевает вкус и силу верескового напитка. Затем автор повествует о захвате территории пиктов (завязка повествования) и их гибли, в живых остаются лишь два главных героя. Шотландский король пытается узнать секрет эликсира, он угрожает отцу и сыну пытками, уговаривает их (развитие сюжета баллады). Основной частью (кульминацией) баллады является просьба отца умертвить сына. Король бросает мальчика в воду. Окончание произведения (развязка событий) - так никто и не смог отгадать секрет изготовления напитка из вереска. Старик не открыл тайну его приготовления.

3

Мотивация

(ПРИМЕНЕНИЕ)

Какой вопрос возникает при прочтении баллады?

К какому моменту из текста автор придает большее внимание? Почему?

Определите тему произведения.

В чем заключается поступок отца?

Прав ли он или нет?

В этом моменте раскрывается тема текста.

Тема – сохранение традиций пиктов, самопожертвование ради тайны предков.

Легенда о пиктах;

Основная тема баллады - лучше честная смерть, чем жизнь, спасенная предательством.

4

Применение знаний

(АНАЛИЗ) – работа с текстом в парах

На партах у вас лежат таблицы, с которыми мы сейчас будем работать. Даю вам 5-7 минут.

Итак, проверим ваши работы.

5

Закрепление знаний

(СИНТЕЗ)

Давайте вспомним, какой вопрос был у нас в начале урока.

Таким образом, с какой целью автор пишет это произведение? Что он хочет передать?

В чем заключается поступок отца?

Прав ли он или нет?

Основная мысль в том, что в нем нет выбора между жизнью и смертью. Отец, умудренный жизнью, понимает, что их в любом случае убьют, и выбирает для сына смерть. Тот стойко принимает ее. Отец тоже умирает, но не выдает священной тайны. Завоеватели могут отнять у старика жизнь, но не любовь к родной земле и не его волю.

В маленьком эпизоде автор утверждает независимость народа и провозглашает право каждого народа на свободу, на традиции, на свою землю. Несколько раз в произведении звучит словосочетание «секрет напитка». Но это не просто рецепт верескового меда. Это секрет стойкости маленьких медоваров, который заключается в стремлении обрести свободу и в любви к родной земле.

6

Рефлексия

(ОЦЕНКА)

На основе своего анализа (с помощью таблицы) напишите мини-сочинение из 5-7 предложений. Раскройте поступок старика-пикта с различных точек зрения. Был он прав, поступая таким образом? Или нет? Почему?  Приведите 2-3 аргумента.

Пишут мини-сочинение.

7

Домашнее задание

Докончить, ответить на вопрос «Почему С.Я. Маршак перевел эту балладу именно в 1942»?


Микротемы

Цитата

Идея микротемы

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.
Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый — на живом.
Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.
Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»
Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, —
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.
К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.
Гневно король промолвил:
— Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море — катились валы.
И вдруг голосок раздался:
— Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну! —
Карлик сказал королю.
Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
— Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод,
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!
Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик…
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик.
— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока словесности в 6 классе по балладе Роберта Льюиса Стивенсона "Вересковый мёд"

В разработке представлены географические, исторические сведения о Шотландии, подробное описание растения вереск, рассказ о жизни и творчестве писателя, анализ баллады. К уроку прилагается презентация....

Урок литературы 5 класс "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)...

Урок по балладе Стивенсона "Вересковый мёд".

В презентации рассматривается вопрос личности поэта, присутствует работа с литературными терминами, работа с текстом (на знание сюжета и понимание идеи произведения). В конце даётся творческое задание...

сочинение «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой» /по балладе Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»/

метапредметное сочинение «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой» /по балладе Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»/...

Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед

Формирование представления  о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами  жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре  баллады и ее  жанровых признаках...

Конспект урока по ФГОС "Художественный мир баллады Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед""

Конспект урока, целью которого является познакомить учащихся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона и его балладой «Вересковый мед», рассмотреть ее жанровые особенности. Коррекци...

открытый урок по теме "Баллада Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»"

открытый урок по теме "Баллада Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»"...