Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Малькова Наталья Михайловна

Урок-игра "Поле чудес" по сказкам А. С. Пушкина. 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_igra_po_skazkam_a._s._pushkina._5_klass.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра "Поле чудес". 5 класс.

Тема: "Что за прелесть эти сказки!".

Цель: обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.

Личностные УУД.

  • Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к изучению литературы.
  • Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Высказывание своих предположений.
  • Формирование умения оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные УУД.

  • Систематизировать и обобщать полученные знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Коммуникативные УУД.

  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Адекватно воспринимать другое мнение и позицию, уметь “слушать” коллектив.

Формы обучения: коллективная и самостоятельная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный.

Оборудование: "колесо -барабан", табло с заданиями, музыкальное оформление.

Ход урока.

Звучит музыка.

        Ведущий. Ребята, если спросить у вас, какие произведения вам больше всего нравится читать, то думаю, что большая часть из вас ответит: "Сказки". Конечно, сказки мы любим все. В каком возрасте мы бы ни были.

        Ведущая. Сказки бывают разные: народные, современные, авторские. А среди авторов есть те, которых мы очень любим. Один из них - Александр Сергеевич Пушкин.

        Ведущий. А. С. Пушкин - кто это? Наверно каждый скажет: "Великий русский поэт". Да, Пушкин - великий поэт. Не так уж часто именем поэта называют города, площади и улицы, воздвигают ему памятники. Но все это право слово пустяки в сравнении с той памятью, какую оставил о себе Пушкин своими произведениями. Они пришли к нам издалека и теперь живут рядом с нами.

Ведущая.          

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Даже если мы уже не дети.

В двадцать, тридцать лет и в сорок пять

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

        

        Ведущий. Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда. Кто из вас не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот сон нам поможет игра "Поле чудес", посвященная творчеству великого писателя.

Разминка, отбор игроков. 9 человек.

Ведущая. Для начала проведем разминку: за правильный ответ вы получаете жетон на право участия в игре.

- В каком году родился А. С. Пушкин? (6 июня 1799 года).

- В каком городе родился А. С. Пушкин? (В Москве).

- Сколько сказок написал Пушкин? (6, пятую и первую не закончил).

- Сколько раз старик закидывал невод в море? (3 раза).

- Как звали царя в "Сказке о золотом петушке"? (Дадон).

- Под каким деревом белка грызла орешки? (Под елью).

- На каком острове, в златоглавом городе правил царь Гвидон? (На острове Буяне).

- Какое было последнее желание вредной старухи? (Стать владычицей морскою).

- Из чего состояли орешки, которые грызла белка? (Скорлупки золотые, ядра чистый изумруд).

- Как звали пса, который сторожил терем, в котором жили семь богатырей? (Соколко).

- Кто был верным стражем Дадона? (Петушок).

- От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (От Чародея).

- Каким фруктом отравилась царевна? (Яблоко).

- В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана. (В комара, муху, шмеля).

Ведущая. Итак, игроки у нас определились. Участвуют три тройки игроков. В последнем туре участвуют победители первых троек.

Ведущий. Прежде чем начать игру, давайте поговорим об А. С. Пушкине. Он погиб 37 лет от роду. Сейчас, конечно, не просто представить его маленьким мальчиком Сашей или подростком, вашим ровесником,- каким он был в самом начале 19 века. Но нам в этом помогут воспоминания современников.

Ученица. До семилетнего возраста Пушкин не предвещал ничего особенного, напротив, своей неповоротливостью, своею тучностью, робостью и отвращением к движению он приводил мать в отчаяние...Надежда Осиповна заставляла его бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая и леность, и молчаливость...когда настойчивые требования быть поживее превосходили меру терпения ребенка, он убегал к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал, залезал в ее корзину и долго смотрел на ее работу... Она была первой наставницей Пушкина в русском языке.

П. В. Анненков.

Ученик. ...Раз Надежда Осиповна взяла его с собой гулять. Он не поспевал за нею, отстал и уселся отдыхать среди улицы; но заметив, что из окошка на него смотрят и смеются, поднялся и сказал: "Ну, нечего скалить зубы!". На седьмом году Пушкин сделался развязнее, и прежняя неповоротливость перешла даже в резвость и шаловливость.

...Первые стихи Пушкин написал на французском языке, еще будучи 8 лет.

П. И. Бартенев.

_____________________________________________________________________________

1 ТУР. Задание. Когда старуха из сказки "Сказка о рыбаке и рыбке" стала столбовой дворянкой, она надела головной убор. Этот убор в старину носили замужние женщины. Он представлял собой шапочку с двумя выдающимися вперед остриями. Как она называлась? (Кичка).

Ведущий. Сейчас послушайте фрагмент одного музыкального произведения. Вспомните, в какой опере по произведениям А. С. Пушкина оно звучит?

(Звучит "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане").

        Ведущая. Страсть поэзии проявилась в Саше с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей... Библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой. Пушкин был одарен памятью неимоверною и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу.

        Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет девяти или десяти, со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались. Иногда мы приедем, а он сидит в зале в углу, огорожен кругом стульями: что-нибудь накуролесил и за то оштрафован, а иногда он с другими пустится в плясы, да так как очень он был неловок, то над ним кто-нибудь посмеется, вот он весь покраснеет, губу надует, уйдет в свой угол и весь вечер его со стула никто тогда не стащит: значит, его за живое задели, и он обиделся, сидит одинёшенек.

Музыка. Крутится барабан.

2 ТУР. Представитель животного мира, на которых охотились 7 богатырей, в имении которых оказалась царевна? (Утка).

Ведущий. Игра "Животный мир". Связать представителя животного мира с персонажем из сказки Пушкина.

1. Червяк на крючке?

"Кому страшен червячок, что посажен на крючок?". "Персонаж из "Золотой рыбки").

2. Петух. "Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу". (Персонаж из "Золотого петушка").

3. Заяц. "Много бед таят леса:

волк, медведь, там и лиса.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды спасают ноги".

(Персонаж из сказки "Сказка о попе и работнике его Балде").

Отрывок из "Сказки о попе и работнике его Балде". (Читает ученик).

Музыка. Крутится барабан.

3 ТУР. Во многих русских народных сказках, а также в сказочной поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" встречается на одеждах и украшениях героев сверкающие как жар рубины и сапфиры. Как эти драгоценные камни назывались в древности?

(Яхонты).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

Вопрос: "Какое прозвище было у Пушкина в Лицее?". (Француз).

Вопрос: "Фамилия няни поэта?". (Арина Родионовна Яковлева).

Вопрос: "Как назывался во времена Пушкина личный слуга?". (Камердинер).

Музыка. Крутится барабан.

СУПЕРИГРА. Задание. В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" злая царица этим предметом грозила Чернавке, которая преподнесла яблочко царевне". (Рогатка. Железный ошейник для заключенных с длинными остриями внутри).

Музыка звучит. Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий. Наша игра закончилась. Мы рады были встрече с вами.

Это Пушкин, это чудо,

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их немного и не мало.

Но все пушкинские - это

Наше вечное начало.

Звучит "Полет шмеля".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса

Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пуш...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

Урок-игра "Знаете ли вы А.С.Пушкина?"

Урок в виде игры по биографии и творчеству поэта А.С.Пушкина. Проводятся конкурсы между командами по текстам автора....

Урок-игра по литературе в 5 классе по теме «Сказки Пушкина»

Тема урока: «Сказки Пушкина»Предмет: литература. Класс: 5Тип урока: урок-игра.Цель урока: (формулировка для учителя) развивать интерес обучающихся к чтению, навык внимательного чтения, выразительного ...

Урок-игра по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина

Урок организован в форме игры, состоящей из нескольких раундов. Урок проводится как заключительный в системе уроков, посвященных теме "Повести Белкина" в 6 классе...

Урок игра.Физика в сказке.

Учитель. Ребята! Мы завершили изучение разделов физики, посвященных строению вещества и механическому движению. Начав изучать  новый предмет,  мы обнаружили, что физические явления окружают ...

Конспект урока-игры "Наши любимые сказки" 2-3 класс

Закрепление и обобщение знаний учащихся о русских народных и литературных сказках...