Разработка урока по литературе в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Тема: Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Скачать:


Предварительный просмотр:

            МБОУ «Старо- Матакская СОШ»

           

 

Разработка урока по литературе в 10 классе

Тема: Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

 

                                                                           

                                                       

                                                   

                                                                   .

Учителя первой квалификационной категории русского языка и литературы

Потаповой Е.Е.

2016 год


Тема: Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Цели урока:

1. Обучающие. Расширить и углубить представления учащихся о личности Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского подтекста; помочь понять особенности чеховского стиля, обучить приемам исследования художественного текста.

2. Развивающие. Совершенствовать читательские умения, в том числе умения анализировать произведение на трех уровнях – фактуальном, подтекстовом, концептуальном, интерпретировать художественные детали, развивать творческое воображение и логическое мышление учащихся.

 

3. Воспитывающие. Вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том числе проблемы нравственного выбора.

Ход урока.

I. Установление связи с изученным. Подумаем вместе…

На предыдущем уроке мы вспоминали уже изученные ранние рассказы Чехова. Над чем смеется Чехов? Отвечая на этот вопрос, отметили, что смех Чехова очень разный. В рассказе «Лошадиная фамилия» (1885) Чехов продемонстрировал умение видеть смешное в повседневной жизни и смешно об этом рассказывать. Но уже в рассказе «Толстый и тонкий» (1883) звучат сатирические ноты, Чехов не смеется, а высмеивает. Магия генеральского чина заслоняет для героев (тонкого и его семейства) все человеческие чувства. Объект чеховской сатиры станет особенно явственным, если мы поставим рядом еще один рассказ Чехова - «Смерть чиновника» (1883). О каком смехе может идти речь, если герой в конце рассказа ложится на диван и … умирает?! Обратим внимание всего на две детали.

Червяков отправился к генералу объясняться по поводу чихания на генеральскую лысину, надев новый вицмундир. Выгнанный генералом, он пришел домой, лег на диван, не снимая вицмундира, и умер. Соотнесите эти детали с названием рассказа и объясните, почему смерть героя не вызывает сострадания у автора и читателей.

Обобщение учителя.

Умер чиновник… Мундир – это своего рода футляр, заглянув в который Чехов не увидел человека. Пожалеть, в сущности, некого. Теперь мы уже подготовлены к вроде бы безжалостной фразе из более позднего рассказа, входящего в «маленькую трилогию»: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие». Рассказ называется «Человек в футляре». Как видим, тема «футлярной жизни» начинается еще в раннем творчестве писателя и получает законченное воплощение в «маленькой трилогии», где ключевое слово вынесено в название первого рассказа.

II. Сообщение темы и цели урока. Запись темы. Постановка проблемы.

Сам Чехов утверждал: «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» (записать).

И в литературе доктор Чехов остается врачом, стремящимся облегчить страдания людей. Что же происходит с человеком, по мнению писателя, и как ему помочь?

Перечитывая рассказы Чехова, будем руководствоваться указаниями самого писателя. Чехов заявлял: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя» (записать). О каком свойстве чеховской прозы надо помнить читателю?

Чеховский подтекст требует пристального внимания к художественным деталям. Исходя из поставленной проблемы, найдем и постараемся осмыслить детали, позволяющие постигнуть глубинный смысл «маленькой трилогии».

III. Сообщение учащегося о создании «маленькой трилогии» (время создания – 1898 год, замысел - создание серии рассказов о «футлярных людях», но другие рассказы серии так и не появились; прототипы чеховских героев, автобиографические элементы в рассказах).

Учащиеся делают попутную опорную запись.

IV. Анализ художественных деталей в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре».

Сам Чехов не объединил рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» общим названием (как Пушкин в «Повестях Белкина»), хотя и задумал их как произведения одной серии. Почему же среди исследователей творчества Чехова прижилось неофициальное название «маленькая трилогия»? Что объединяет данные произведения в единое целое?

Обобщение учителя.

Итак, Чехов использует форму «рассказ в рассказе»: учитель Буркин и ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский встретились на охоте, и каждый рассказывает свою историю, причем Иван Иванович рассказывает о своем брате, когда охотники нашли убежище от дождя у помещика Алехина, и тот тоже рассказывает свою историю. Все рассказы связаны темой «футлярной жизни».

1) Почему важно, что герои встретились на охоте? Об этом мы уже говорили, когда читали «Записки охотника» Тургенева.

Охота объединяет людей, делает их «своими» (в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики ведут себя вполне свободно в присутствии незнакомца, потому что он охотник, значит, свой человек). Можно рассказать о личном, о сокровенном.

2) Но ведь Беликов, прямо названный в рассказе человеком в футляре, не был близким другом Буркина, они просто товарищи по работе. Что же такое лично значимое волнует рассказчика в истории человека в футляре? Попытаемся разобраться.

Что имеет в виду автор, говоря о футляре, которым старался окружить себя Беликов? Выпишите в три группы детали, показывающие, как расширяются границы этого «футляра».

1 группа: зонтик и часы в чехле, перочинный ножик в чехольчике; поднятый воротник, темные очки, калоши ...

2 группа: ночью укрывался с головой одеялом, спальня была маленькая, похожая на ящик, садясь в экипаж извозчика, приказывал поднимать верх коляски, да и греческий язык, который преподавал Беликов, тоже был футляром, позволяющим спрятаться от современной жизни.

3 группа: признавал только запрещающие циркуляры, жизнь должна была существовать в определенных рамках.

Незаметно границы футляра исчезают, и становится ясно, что футляр – это не столько внешняя оболочка, сколько жизненная позиция. Смысл ее выражен фразой: «Как бы чего не вышло!»

3) Но только ли к Беликову относится название рассказа?

Перечитаем строки, где говорится, как последние пятнадцать лет жил город.

Получается, весь город прятался от жизни в футляре, просто он был не столь очевиден, как чехольчики Беликова.

4) Но не будем забывать, что в названии рассказа на первом месте стоит слово «человек». Есть ли что-то человеческое в Беликове? Вспомним историю с его женитьбой. Что он чувствовал, когда распространили карикатуру на него?

«Какие есть нехорошие, злые люди! – проговорил он, и губы у него задрожали».

Обобщение учителя.

Значит, там, в футляре, еще бьется человеческое сердце. Это человеческое поведение сразу же получает ответный отклик – рассказчик говорит, что ему стало жалко Беликова. Но больше человеческое начало не даст о себе знать. Теперь понятна фраза рассказчика, о которой мы уже говорили: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие». Хоронили не человека, хоронили футляр.

5) Беликов умер, но что все еще тревожит, волнует рассказчика? Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах.

Да, все в калошах и с зонтами. И не только внешние признаки футляра сохранились. Беликова нет, а жизнь осталась «футлярной» - «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне». Вот Буркин и ощущает «футлярность» как общее состояние жизни. Чем же опасна для самого человека «жизнь в футляре»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

разработка урока по литературе 5 класс

          Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: ·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...

Разработка урока по литературе 9 класс

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....

Разработка урока по Литературе 6 класс М.Ю. Лермонтов "Парус"

Материал принимал участие в конкурсе "Территория творчества"...