Православные традиции в формировании социальных ценностей обучающихся на уроках литературы
статья по литературе на тему

Труфанова Наталья Константиновна

Статья о роли православных традиций в формировании социальных ценностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trufanova_averinskaya_sosh.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Труфанова Н. К.,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Аверинская СОШ»

г. Губкин

Белгородская область

«Православные традиции в формировании социальных ценностей обучающихся на уроках литературы»

Православная культура была ядром истории России на протяжении последних 10 веков. Понимание культуры народа возможно лишь во взаимосвязи с историей этого народа. Введение христианства в России в его греко-восточной форме наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры, как русского, так и других народов, входивших в состав Российского государства. Таким образом, феномен православной культуры отражает характерные особенности сознания и среды обитания человека, сформированные и организованные на основе православной духовности в контексте истории России и представленные в виде продуктов деятельности человека.

Христианская нравственность всегда являлась компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в художественной литературе.

Описание духовного прозрения литературного героя в русской классике составляет содержание ключевых для понимания целого эпизодов. В семантическом пространстве художественного текста описание посещения храма, участия в церковных обрядах, чтения Евангелия и других значительных произведений православной литературы занимает семантически сильную позицию начала, конца повествования, кульминации, резкого перелома действия. Утверждение главенства духовного, высшего начала над земным - главный итог применения указанного композиционного принципа. Таков, например, эпизод крещения главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина. Выбор из множества имен, называемых по святцам роженице, самого кроткого имени Акакий (греч. незлобливый) определяет сюжет повествования, дальнейшую судьбу литературного персонажа.

Другой пример-приготовления Николая Иртеньева на Страстной неделе к исповеди. Известно, что исповедь сообщает главному герою повести Л.Н. Толстого «Юность» сильнейший импульс к духовному очищению, совершенствованию: к самосознанию, к пониманию своего истинного места в мире, что и составляет содержание всей повести. Столь дорогая Л.Н. Толстому мысль семейная с исчерпывающей полнотой находит образное воплощение в эпизоде венчания Константина Левина и Кити в романе «Анна Каренина», составляя резкий контраст к теме разрушения семьи Карениных. Напомним также, что герой романа Ф.М. Достоевского Родион Раскольников выходит на путь духовного воскрешения после чтения евангельской притчи о воскрешении Лазаря [1].

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них — потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. К формам общественного сознания относят и науку. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры. [2].

Ценности и традиции – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов; важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. [3].

Ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. [4].

Ценности помогают человеку направлять свою жизнь в определенное русло, придавая ей осмысленность. Ценности тесно связаны с нормами, иначе говоря, нормы представляют собой правила поведения, которые отражают или воплощают в себе ценности конкретной культуры

Результаты исследований ученых показали, что в современном обществе изменился набор жизненных ценностей старшеклассников. Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности: любовь, честность, познание, вера в Бога, самореализация, активное участие в жизни общества для достижения позитивных изменений, здоровье, семья. Личные запреты, которые накладывают на себя старшеклассники: наркотики, алкоголь, предательство, преступление [5].

Воспитательный потенциал русской литературы достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям, о традиционных ценностях. Вместе с тем различные направления внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками: эмпирической деятельностью, искусством, наукой, отчасти религией.

В своей деятельности я использую следующие инновационные технологии: ассоциативный ряд, опорный конспект, мозговая атака, групповая дискуссия, синквейн, «Продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, исследование текста, работа с тестами,  нетрадиционные формы домашнего задания.

Необходимым моментом в работе по воспитанию ценностей личности старшеклассника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая старшеклассника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов, постижения смысла жизни. Именно тогда проявляется у обучающихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, старшеклассники учатся правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремятся познать истину – всем тем ценностям, которые из века в век остаются традиционными.

Список используемой литературы:

1. В.В. Красных, А.И. Изотов. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей тов. - М.: «Филология», 1998. – 10 с.

2. Попова, Е. В.   Введение в культурологию. — М., 1995 – 243 с.

3. Соколов, К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. М., 1990 – 150 с.

4. Василенко, В. А. Ценность и оценка, К. 1964 – 273 с.

5. Абалмасова, Е. И. Молодежь XXI века: духовно-нравственные ценности и ориентиры. Курск.: КОНБ им. Н. Н. Асеева, 2009, - 14 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование смысложизненных ценностей обучающихся на уроках литературы (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в 10 классе)»

Проблема личностного развития школьника является приоритетной всовременном европейском образовательном пространстве, так как от еёразрешения во многом зависит не только повышение качества обученияучащ...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы в современной школе

  Проект  «Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы» направлен на решение проблемы, связанной с воспитанием и социально-пе...

Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы

   Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....

Статья "Роль православных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках литературы"

Статья "Роль православных традиций в  духовно-нравственном воспитании школьников на уроках литературы"...

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры...