Конспект урока: Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Мусина Зухря Фатиховна

Урок по теме: Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского проводится с целью проверки знания обучающимися содержания прочитанных глав романа. и помочь им разобраться в причинах событий, приведших героев к трагической дуэли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onegin_i_lenskiy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:         Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.

Цели урока:

  1. Проверить и оценить знание обучающимися содержания прочитанных глав романа.
  2. Помочь обучающимся разобраться в причинах событий, приведших героев к трагической дуэли.
  3. Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям.
  4. Формировать у обучающих умения:
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;
  • анализировать текст;
  • создавать устные и письменные монологические высказывания;

Форма урока: урок-размышление

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, декоративные свечи, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, видеофрагменты из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», текст романа, раздаточный материал.

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент. Работа со слайдами 1, 2

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы продолжаем знакомство с героями романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Нам предстоит определить тему урока. В этом нам поможет наш волшебный экран.

Да, дуэльные пистолеты, изображенные на слайде, подсказывают нам содержание нашей беседы: История одной дуэли. Как вы думаете, о каких героях мы поведем нашу речь?

Учитель: Для восстановления предыстории событий, изображенных в 6 главе, нам предстоит ответить на несколько вопросов, которые будут высвечиваться на экране (слайды 3-8). Итак:

– О ком это сказано:

 «Ярем он барщины старинной

 Оброком лёгким заменил…» ?

– Кто «поклонник Канта и поэт»?

– Чья это характеристика:

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро весела…»?

– Чьё имя непривычно для романа?

– Кто любил Ричардсона?

2. Постановка проблемы урока и связанных с нею задач

Учитель: Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, где Ленский, а где Онегин? (слайды 10-11)

Я предлагаю вам подписать эти рисунки прямо на слайде. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и подписывает маркером рисунки.)

По каким признакам вы узнали героев? Сравните Онегина с Ленским на этих слайдах. Насколько они схожи?

Почему же они стали друзьями? О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

Скажите, чем отличается Ленский от Онегина? Предлагаю вам записать эти отличия в нашу виртуальную записную книжку. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и делает маркером записи.)

3. Сопоставительная характеристика героев романа. Работа по таблице. Задание: Какими чертами характера Онегин и Ленский отличались? Прочтите строфы 7–10, 15, 16, 19, 20 и заполните таблицу

4. Анализ эпизода, ставшего предтечей дуэли

Учитель: Почему Ленский вызвал на дуэль своего недавнего друга? Кто, на ваш взгляд, виноват в случившемся? Подтвердите свою мысль цитатами из романа и оцените  поведение героев в создавшемся конфликте (слайд 12).

5. Историко-бытовой комментарий к истории дуэлей в России

Один из обучащихся выступает перед классом с сообщением об особенностях проведения дуэли в России в первой половине 19 века. Выступление сопровождается показом слайдов

6. Обсуждение поведения героев на дуэли.

Чтение наизусть фрагментов главы

Учитель: Итак, нам стали известны некоторые положения дуэльного кодекса. Я прошу вас, исходя из полученных сведений, оценить поведение Онегина на дуэли. Как вы объясните его опоздание на дуэль и выбор секунданта?

Учитель: Как вы думаете, мог ли так и не прозвучать этот роковой выстрел? Какую, на ваш взгляд, роль играет этот эпизод в романе? (слайды 13-16)

7. Анализ фрагмента критической статьи Г.А. Гуковского.

Формулирование главной мысли фрагмента.

Работа на интерактивной доске

Учитель:  У исследователя Гуковского своя точка зрения на значимость центральных героев романа. Нам предстоит выделить главную мысль критика, которая заключена в предложенном фрагменте статьи. Мы можем это сделать на самом слайде. (Несколько учащихся с помощью цветного маркера выделяют на интерактивной доске главную мысль фрагмента.)

Учитель: Несомненно, у каждого из вас есть свое мнение по этому поводу. Вам предоставляется возможность аргументированно высказать его (слайд 17).

Работа с карточками. (Задания 2 и 3)

8. Выявление позиции автора и душевного состояния главного героя.

Учитель: Найдите, пожалуйста, в тексте главы сравнения, употребляемые автором применительно к смерти Ленского. Как эти образы помогают понять отношение Пушкина к гибели молодого поэта?

Перечитайте строфы 42-43. Что нам подсказывает, что Пушкин сочувствует Онегину? Почему и в этой сцене Онегин возбуждает не только осуждение, но и сострадание поэта? (слайды 18-19)

9. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке вы проделали большую работу и, думается, готовы ответить на последний вопрос:

Какую художественную задачу решает Пушкин в своем романе?

Учащиеся формулируют вывод:

Пушкин изображает человека, зависимого от среды, рисует трагедию целого поколения и утверждает идеал общества, которое даёт возможность человеку гармонично развиваться и применять свои силы только  для добрых начинаний.

10. Домашнее задание

Читать оставшиеся главы романа, выполнить задания, указанные на бланке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"

Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...

Конспект урока "Основные характеристики и последствия воздействия цунами"

Данный  урок разработан для учащихся 7-го класса. Урок с использованием ИКТ....

История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.

Урок литературы в 9 классе. А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.Отдельными файлами публикуются презентация для интерактивной доски и аудиофрагменты....

Презентация к уроку "История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского".

Презентация к уроку литературы в 9 классе по роману  А.С. Пушкина "Евгений Онегин". История одной дуэли. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского....

план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"

Урок содержит  элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....

Конспект урока "Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы.

Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы (строение, химические свойства, применение). Ацетатное волокно.        Демонстрация 28. Взаимодействие крахмал...

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....