Тесты по литературе, 10 класс
тест по литературе (10 класс) на тему

Бушина Любовь Сергеевна

Содержание тестов опирается на государственные стандарты среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и нормативно-методические материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_10.doc35 КБ
Microsoft Office document icon 1chet.doc73 КБ
Microsoft Office document icon 2_chet.doc88.5 КБ
Microsoft Office document icon 3_chet.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

Цели создания КИМ:

- проверить знание основных теоретических понятий, предусмотренных программой;

- выяснить уровень усвоения содержания художественных произведений и  основных историко-литературных сведений.

- проверить сформированность умения применять полученные знания при анализе и оценке литературного произведения, навыка составлять письменные высказывания.

Учебники, материалы, документы, использованные при разработке КИМ:

- Демонстрационный вариант КИМ 2009 г. Единый государственный экзамен по литературе. Подготовлен ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

- ЕГЭ – 2009: Литература: реальные задания/ С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н.А. Попова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – (Федеральный институт педагогических измерений)

- Русская литература ХIХ века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.

- Миронова, Н.А. Тесты по литературе: 10 класс: к учебнику «Русская литература ХIХ века. В 2-х частях. 10 класс. – М.: Экзамен, 2008.

- Примерные программы по литературе основного и среднего (полного) общего образования (сайт Минобрнауки России http://www/mon.gov.ru)

- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень), 10 – 11 (профильный уровень)/ Под. Ред. В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2007.

- Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.

- Тимофеев, Л.И., Тураев, С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.

Проверяемые разделы федерального образовательного стандарта:

- русская литература XIX века;

Число заданий в каждом варианте КИМ:

Проверочная работа состоит из 3 частей и имеет следующую структуру:

- часть 1: 10 заданий с выбором ответа (А), требующих выбора одного из предложенных ответов.

- часть 2: 4 задания с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов. Задания выполняются на основе работы с отрывком из конкретного произведения;

- часть 3: 1 задание с развернутым ответом (С), требующее написание ответа в объеме 5 – 10 предложений.

Время выполнения КИМ: 45 минут

Критерии оценки:

За каждый правильный ответ на задания А1 – А10, В1 – В4 дается 1 балл, за задание С максимально обучающийся получает 3 балла в соответствии с нижеприведенными критериями: развернутый ответ в размере 5 – 10 предложений.

Точность и полнота ответа

Баллы

а) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и \или допускает одну фактическую ошибку

2

в) обучающийся упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и \или допускает 2 – 3 фактические ошибки

1

г) обучающийся неверно отвечает на вопрос, и \или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

Максимальный балл

3

Полученные баллы суммируются. Таким образом, максимальный балл за выполнение всей работы – 17.

Перевод в пятибалльную систему оценивания осуществляется следующим образом:

Отметка «5» - 17 – 15 баллов;

Отметка «4» - 14 – 12 баллов;

Отметка «3» - 11 – 9 баллов.



Предварительный просмотр:

10 класс, 1-я четверть

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Стихотворения «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану…» написал:

  1. М.Ю.Лермонтов;                                       3) В.А.Жуковский;
  2. А.С.Пушкин;                                              4) Г.Р.Державин.

А2. Стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…» написал:

  1. М.Ю.Лермонтов;                                          3) В.А.Жуковский;
  2. А.С.Пушкин;                                                 4) Г.Р.Державин.

А3. Михайловское – это родовое имение:

  1. М.Ю.Лермонтова;                                         3) А.С.Пушкина;
  2. Н.В.Гоголя;                                                     4) В.А.Жуковского.

А4. Повести «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» входят в цикл:

  1. «Петербургские повести»;             3) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
  2. «Повести Белкина»;                        4) «Миргород».

А5. Течение в искусстве, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные  им сюжеты:

  1. реализм;                                                               3) романтизм;
  2. классицизм;                                                         4) сентиментализм.

 

А6. К какому типу лирики относится стихотворение А.С.Пушкина «Погасло дневное светило…» (см. текст в части 2 ):

  1. пейзажная;                                                          3) любовная;
  2. философская;                                                      4) гражданская.

 

А7. Ведущей в стихотворении «Погасло дневное светило…» является тема:

  1. бескорыстной любви;                                         3) верности друзьям;
  2. воспоминаний о былом;                                     4) свободного выбора.

А8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в словосочетаниях: «угрюмый океан», «к брегам печальным», «туманной родины»?

  1. метафора;                                                              3) сравнение;
  2. метонимия;                                                            4) эпитет.

 

А9. Как называется лексическое средство, использованное в строке: «Подруги тайные моей весны златыя…»?

  1. диалектное слово;                                            3) фразеологизм;
  2. устаревшее слово;                                            4) неологизм.

А10. Лирический герой стихотворения «Погасло дневное светило»:

  1. прощается с отрочеством, с юностью;           3) боится будущего;
  2. не чувствует своей внутренней связи;           4) мечтает о забвении.

      с прошлым    

ЧАСТЬ 2

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный…

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И  всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой  и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые,

Подруги тайные моей весны златыя,

И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило…

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

                                                                                  (А.С.Пушкин.)

В1. В строке : «Шуми, шуми, послушное ветрило…» использовано художественно-выразительное средство, основанное на очеловечивании и одушевлении явлений природы. Назовите это средство.

Ответ:  ___________________________________________________

В2. Определите жанр данного лирического произведения.

Ответ: ___________________________________________________

В3. Укажите, что используется в стихотворении А.С.Пушкина, чтобы передать умолчание.

Ответ: ____________________________________________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение?

Ответ: ____________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Какие проблемы затрагиваются А.С.Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило…»? вы понимаете основную мысль стихотворения М.Цветаевой?

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»  написал:

  1.  М.Ю.Лермонтов;                                        3) В.А.Жуковский;
  2. А.С.Пушкин;                                                4) Г.Р.Державин.

А2. Стихотворения «Валерик» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» написал:

  1. М.Ю.Лермонтов;                                          3) В.А.Жуковский;
  2. А.С.Пушкин;                                                 4) Г.Р.Державин.

А3. Тарханы  – это родовое имение:

  1. М.Ю.Лермонтова;                                         3) А.С.Пушкина;
  2. Н.В.Гоголя;                                                    4) В.А.Жуковского.

А4. Укажите произведение, в котором не затрагивается  тема «маленького человека»:

  1. А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»;
  2. А.С.Пушкин. «Медный всадник»;
  3. А.С.Пушкин. «Полтава»;
  4. Н.В.Гоголь. «Шинель».

А5.  Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации – это:

  1. реализм;                                                               3) романтизм;
  2. классицизм;                                                         4) сентиментализм.

 

А6. К какому типу лирики относится стихотворение М.Ю.Лермонтова «Поэт» (см. текст в части 2 ):

  1. пейзажная;                                                           3) любовная;
  2. философская;                                                       4) гражданская;

 

А7. Ведущей в стихотворении «Поэт»  является тема:

  1. любви и дружбы;                                         3) поэта и поэзии;
  2. родины и природы;                                      4) свободы и неволи.

А8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в словосочетаниях: «таинственный закал», «мыслей благородных», «ветхий мир»?

  1. метафора;                                                              3) сравнение;
  2. метонимия;                                                            4) эпитет.

 

А9. Что представляет собой строфа стихотворения М.Ю.Лермонтова?

  1. дистих;                                             3) пятистишие;
  2. катрен;                                              4) октаву.

А10. Лирический герой стихотворения «Поэт»:

  1. верит в то, что его голос необходим людям;
  2. сопоставлен с кинжалом, который в настоящий момент служит дорогой игрушкой;
  3. по-прежнему воспламеняет бойца для битвы;
  4. презирает людей.

ЧАСТЬ 2

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал –

Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком

На  хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом

В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене –

Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык, -

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

                                                                                  (М.Ю.Лермонтов.)

В1. В строке : «Никто привычною, заботливой рукой…/ Никто с усердьем не читает…» использован фонетический прием, основанный на одинаковом начале каждого последующего предложения. Назовите этот прием.

Ответ:  ___________________________________________________

В2. Назовите словосочетание, с помощью которого М.Ю.Лермонтов называет поэта в финальной строфе стихотворения.

Ответ: ___________________________________________________

В3. Укажите название художественно-выразительного средства, основанного на одушевлении и очеловечивании явлений природы и использованного в строке: «Забавы он делил послушнее раба./ Звенел в ответ речам обидным…».

Ответ: ____________________________________________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение?

Ответ: ____________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Как в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Поэт» раскрывается тема поэта и поэзии?

Таблица правильных ответов

(10 класс, 1 четверть)

Ответы к заданиям А1 – А10

№ задания

№ варианта

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1 вариант

2

1

3

1

3

2

2

4

2

1

2 вариант

2

1

1

3

1

2

3

4

2

2

Ответы к заданиям В1 – В4

№ задания

№ варианта

В1

В2

В3

В4

1 вариант

Олицетворение

Элегия

Многоточия/ многоточие

Ямб

2 вариант

Анафора

Осмеянный пророк

Олицетворение

Анапест



Предварительный просмотр:

10 класс, 2-я четверть

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» является ярким образцом литературы:

  1. романтической;                                           3) классицистической;
  2. реалистической;                                          4) модернистской.

А2. Одним из значительных художественных открытий Тургенева-прозаика стал принцип::

  1. сатирического преувеличения;            3) прямого обличения порока;
  2. тайного психологизма;                         4) бессюжетности повествования;

А3. Действие романа И.С.Тургенева разворачивается:

  1. накануне реформы 1861 года;                    3) после реформы 1861 года;
  2. в период военной кампании 1812 года;     4) на рубеже 19 – 20 веков.

А4. Главной темой отрывка из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» «Есть небольшое сельское кладбище…»  является:

  1. любовь родителей к сыну;
  2. примирение поколений;
  3. образ жизни родителей после смерти Базарова;
  4. красота природы сельского кладбища.

                     

А5.  Какими причинами вызвано «лежание» Ильи Ильича Обломова из романа И.Гончарова «Обломов»:

  1. бездуховностью и цинизмом;                   3) мечтательной ленью;
  2. полным разочарованием в любви;           4) телесным недугом.

А6. Какое выражение было господствующим на лице Ильи Ильича Обломова:

  1. простота;                                                      3) мягкость;
  2. строгость;                                                     4) злость.

А7. Что считал Обломов синонимом слова «труд»::

  1. уважение;                                                    3) покой;
  2. скука;                                                           4) работа.

А8. Вставьте пропущенное слово: «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано: вышло…»

  1. Ольга;                                                          3) справедливость;
  2. обломовщина;                                            4) нет правильного ответа.

А9. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А.Н.Островского «Гроза»:

  1. помещичье-дворянской;                           3) аристократической;    
  2. купеческой;                                                4) народной.

А10. Какому персонажу из пьесы А.Н.Островского «Гроза» принадлежат эти слова: «Мне только проститься с ним, а там… а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестие – ему вечный покор!» :

  1. Варваре;                                                  3) Кабанихе;
  2. Катерине;                                                 4) Феклуше.

ЧАСТЬ 2

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

-  Дай же отряхнуться, папаша, - говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, - я тебя всего запачкаю.

- Ничего, ничего, - твердил, умильно улыбаясь , Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, - прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

        Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

- Папаша, - сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

        Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

         Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас; …надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?

- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильев, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.

        Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

- Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

- Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.

- Сейчас, сейчас, - подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

        Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

                                                                         И.С.Тургенев. «Отцы и дети»

В1. Какая форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами, использована И.С.Тургеневым в данном фрагменте.

Ответ:  ___________________________________________________

В2. Назовите фамилию Николая Петровича и Аркадия, которая будет ассоциироваться в романе с идеями либерального дворянства.

Ответ: ___________________________________________________

В3. Укажите название изобразительной подробности, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», «высокий лоб»).

Ответ: ____________________________________________________

В4. Как называлась система взглядов «новых людей», носителем которых является в «Отцах и детях» Евгений Базаров, основанная на отрицании принципов и традиций дворянской культуры?

Ответ: ____________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Какова роль данного фрагмента в развитии конфликта «отцов» и «детей» в романе?

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети» является :

  1. сатирическим рассказом;                         3) философской притчей;              
  2. социально-философским романом;        4) бытовым очерком.                                

А2. Говоря о том, что роман «Отцы и дети»» «направлен против дворянства как передового класса», Тургенев подчеркнул:

  1. революционность;                                     3) стремление к объективной

своих взглядов                                                   оценке современности;

  1. консерватизм своих                                  4) отстраненность от

убеждений;                                                          проблематики эпохи.

А3. Основные события, связанные с противостоянием «отцов» и «детей», происходят:

  1. в имении Одинцовой;                                 3) в имении Кирсановых;
  2. в Петербурге;                                              4) в губернском городе ***.

А4. Что определяет поведение родителей Евгения Базарова в отрывке из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» «Есть небольшое сельское кладбище…»:

  1. беззаботность;                                       3) любовь к сыну;
  2. злость;                                                    4) забота о собственном будущем.

         

А5.  Какую черту Ильи Ильича Обломова (героя романа  «Обломов»), подчеркивает И. Гончаров, окружая героя «красивыми ширмами с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами»:

  1. отсутствием эстетического вкуса;         3) стремление к роскоши;
  2. романтическую мечтательность;           4) боязнь отстать от моды;

А6. Каково происхождение Обломова:

  1. дворянин;                                       3) купец;                                            
  2. мещанин;                                                     4) крестьянин.                                  

                                                       

А7. С какой целью в романе «Обломов» приводится описание халата Обломова:

  1. выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
  2. показать через предмет образ жизни, особенности поведения героя;
  3. охарактеризовать психологическое состояние героя;
  4. объяснить исключительность состояния героя.

А8. Вставьте пропущенное слово: «Он (Штольц) не предвидел, что он вносит … (в жизнь Обломова)»

  1. свет;                                                          3) фейерверк;
  2. лампу;                                                       4) свечку.

А9. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом:

  1. непросвещенные;                             3) жестокие;    
  2. дикие;                                                4) ужасные.

А10. Какому персонажу из пьесы А.Н.Островского «Гроза» принадлежат эти слова: «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше  насущного  хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать» :

  1. Борису;                                                  3) Дикому;
  2. Тихону;                                                  4) Кулигину;

ЧАСТЬ 2

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

-  Дай же отряхнуться, папаша, - говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, - я тебя всего запачкаю.

- Ничего, ничего, - твердил, умильно улыбаясь , Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, - прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

        Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

- Папаша, - сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

        Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

         Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас; …надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?

- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильев, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.

        Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

- Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

- Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.

- Сейчас, сейчас, - подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

        Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

                                                                         И.С.Тургенев. «Отцы и дети»

В1. Укажите название поместья, куда едут герои и где развернутся события, связанные с противостоянием «отцов» и «детей».

Ответ:  ___________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Ответ: ___________________________________________________

В3. В основе сюжета «Отцов и детей» лежит противоречие взглядов и идейных позиций представителей разных поколений. Укажите термин, которым в литературоведении называют такое противоречие.

Ответ: ____________________________________________________

В4. Назовите средство художественной изобразительности, позволяющее автору образно описать предмет или явление: «…говорил сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий»; «отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом».

Ответ: ____________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Зачем Евгений Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнес свое имя на простонародный лад и как это связано с его дальнейшей линией поведения в романе?

Таблица правильных ответов

(10 класс, 2 четверть)

Ответы к заданиям А1 – А10

№ задания

№ варианта

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1 вариант

2

2

1

2

3

3

2

2

2

2

2 вариант

2

3

3

3

2

1

2

3

3

4

Ответы к заданиям В1 – В4

№ задания

№ варианта

В1

В2

В3

В4

1 вариант

Диалог

Кирсановы

Деталь/ художественная деталь

Нигилизм

2 вариант

Марьино

Портрет

Конфликт

Эпитет



Предварительный просмотр:

10 класс, 3-я четверть

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1.         Я не люблю иронии твоей.

                Оставь ее отжившим и нежившим,

                А нам с тобой, так горячо любившим,

                Еще остаток чувства сохранившим, -

                Нам рано предаваться с ей!

                

                Пока еще застенчиво и нежно

                Свидание продлить желаешь ты,

                Пока еще кипят во мне мятежно

                Ревнивые тревоги и мечты, -

                Не торопи развязки неизбежной!

                И без того она не далека:

                Кипим сильней, последней жаждой полны,

                Но в сердце тайный холод и тоска…

                Так осенью бурливее река,

                Но холодней бушующие волны…

                                                      Н.А.Некрасов

Что определяет основную тему стихотворения?

  1. зарождающееся любовное                 3) борьба с окружающим миром;

чувство;

  1. борьба за свободу                               4) взлет любовного чувства

любовного выбора;                                   на грани расставания.

А2.  О, как убийственно мы любим,

                Как в буйной слепоте страстей

                Мы то всего вернее губим,

                Что сердцу нашему милей!

                Давно ль, гордясь своей победой,

                Ты говорил: она моя…

                Год не прошел – спроси и сведай,

                Что уцелело от нея?

                Куда ланит девались розы,

                Улыбка уст и блеск очей?

                Все опалили, выжгли слезы

                Горючей влагою своей.

                Ты помнишь ли, при вашей встрече,

                При первой встрече роковой,

                Ее волшебный взор, и речи,

                И смех младенчески-живой?

                И что теперь? И где все это?

                И долговечен ли был сон?

                Увы, как северное лето,

                Был мимолетным гостем он!

                Судьбы ужасным приговором

                Твоя любовь для ней была,

                И незаслуженным позором

                На жизнь ее она легла!

                Жизнь отреченья, жизнь страданья!

                В ее душевной глубине

                Ей оставались вспоминанья…

                Но изменили и оне.

                И на земле ей дико стало,

                Очарование ушло…

                Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

                То, что в душе ее цвело.

                И что ж от долгого мученья,

                Как пепл, сберечь ей удалось?

                Боль, злую боль ожесточенья,

                Боль без отрады и без слез!

                О, как убийственно мы любим,

                Как в буйной слепоте страстей

                Мы то всего вернее губим,

                Что сердцу нашему милей!

Особенностью композиции этого стихотворения является:

  1. использование диалога;                            3) повторяющаяся строфа;
  2. противопоставление первой                     4) отсутствие движения чувств

и второй части;                                                лирического героя.

А3. Стихотворения «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» написал:

  1. Ф.И.Тютчев;                                                3) Н.А.Некрасов;
  2. А.А.Фет;                                                       4) А.К.Толстой.

А4. Автором стихотворений «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди» является:

  1. Ф.И.Тютчев;                                                3) Н.А.Некрасов;
  2. А.А.Фет;                                                       4) А.К.Толстой.

А5.    Внимая ужасам войны,

        При каждой новой жертве боя

        Мне жаль не друга, не жены,

        Мне жаль не самого героя…

        Увы! Утешится жена,

        И друга лучший друг забудет;

        Но где-то есть душа одна –

        Она до гроба помнить будет!

        Средь лицемерных наших дел

        И всякой пошлости, и прозы

        Одни я в мире подсмотрел

        Святые, искренние слезы –

        То слезы бедных матерей!

        Им не забыть своих детей,

        Погибших на кровавой ниве,

        Как не поднять плакучей иве

        Своих поникнувших ветвей…

        К какому типу лирики относится это стихотворение:

1) пейзажная;                                       3) философская;

2) военная;                                           4) гражданская.

 

А6. Какое значение на пути исканий князя Андрея (Л.Н.Толстой. «Война и мир») имело его ранение на поле Аустерлица:

  1. пришел к пониманию Бога;
  2. понял, что стремление к славе суетно и ничтожно;
  3. пересмотрел свои представления о смысле человеческой жизни;
  4. пережил разочарование в своем кумире.

А7.  Каковы «движущие силы истории» с точки зрения космогонии Толстого?

  1. гениальная личность, способная повести за собой массы;
  2. исторический процесс – движение «роевой истории»;
  3. народ – главная движущая сила истории;
  4. фатум, высшая сила определяет ход истории.

А8. Почему сцена в Филях  («Война и мир») показана через восприятие девочки Малаши?

  1. оригинальный, нетрадиционный взгляд на исторические события;
  2. следование исторической правде;
  3. безыскусность детского взгляда;
  4. Л.Н.Толстой очень любил детей.

А9. Какое место занимает фрагмент романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (см. 2 часть) в произведении:

  1. открывает повествование;
  2. завершает повествование;
  3. является кульминацией сюжета;
  4. является одним из этапов сюжетного действия.

А10. С какой целью в данном ниже фрагменте приводится описание чувств и состояния Тушина во время боя?

  1. выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
  2. показать наивность героя;
  3. выявить черты настоящего патриота;
  4. объяснить трудность взаимоотношения Тушина со своими солдатами.

 

        ЧАСТЬ 2

               Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё вспомнил, всё соображал, всё сделал, что мог делать самый лучший офицер  в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

         Из- за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из- за свиста и ударов снарядов неприятеля, из- за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из- за вида крови людей и лошадей, из- за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), - из- за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.  

- Вишь, пыхнул опять, - проговорил Тушин шепотом про себя, в то время   как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, - теперь мячик жди – отсылать назад.

    - Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

- Ничего, гранату… - отвечал он.

- «Ну-ка, наша Матвеевна», - говорил он про себя. Матвеевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение.. звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

«Ишь задышала опять, задышала», - говорил он про себя.

  Сам он представлял себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.                

                 Л.Н. Толстой «Война и мир»

        

        Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Назовите стиль речи, для которого характерны следующие слова и выражения: «ну-ка», «ишь задышала», «вишь».

Ответ:  ___________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Ему казалось…»).

Ответ: ___________________________________________________

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Ну-ка…», выпишите название большой, старинного литья пушки.

Ответ: ____________________________________________________

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Вследствие этого…», найдите слова, с помощью которых описывается состояние Тушина во время боя.

Ответ: ____________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Охарактеризуйте поведения капитана Тушина во время боя. Как герой относится к своим обязанностям?

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1.         Я не люблю иронии твоей.

                Оставь ее отжившим и нежившим,

                А нам с тобой, так горячо любившим,

                Еще остаток чувства сохранившим, -

                Нам рано предаваться с ей!

                

                Пока еще застенчиво и нежно

                Свидание продлить желаешь ты,

                Пока еще кипят во мне мятежно

                Ревнивые тревоги и мечты, -

                Не торопи развязки неизбежной!

                И без того она не далека:

                Кипим сильней, последней жаждой полны,

                Но в сердце тайный холод и тоска…

                Так осенью бурливее река,

                Но холодней бушующие волны…

                                                      Н.А.Некрасов

Лирический герой некрасовского стихотворения:

  1. стремится к разрыву, мечтая о душевном освобождении;
  2. желает возродить былые чувства на новом этапе отношений;
  3. пытается перевести отношения в дружественное русло;
  4. призывает уважать отжившие, но все еще сильные чувства.

А2.  О, как убийственно мы любим,

                Как в буйной слепоте страстей

                Мы то всего вернее губим,

                Что сердцу нашему милей!

                Давно ль, гордясь своей победой,

                Ты говорил: она моя…

                Год не прошел – спроси и сведай,

                Что уцелело от нея?

                Куда ланит девались розы,

                Улыбка уст и блеск очей?

                Все опалили, выжгли слезы

                Горючей влагою своей.

                Ты помнишь ли, при вашей встрече,

                При первой встрече роковой,

                Ее волшебный взор, и речи,

                И смех младенчески-живой?

                И что теперь? И где все это?

                И долговечен ли был сон?

                Увы, как северное лето,

                Был мимолетным гостем он!

                Судьбы ужасным приговором

                Твоя любовь для ней была,

                И незаслуженным позором

                На жизнь ее она легла!

                Жизнь отреченья, жизнь страданья!

                В ее душевной глубине

                Ей оставались вспоминанья…

                Но изменили и оне.

                И на земле ей дико стало,

                Очарование ушло…

                Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

                То, что в душе ее цвело.

                И что ж от долгого мученья,

                Как пепл, сберечь ей удалось?

                Боль, злую боль ожесточенья,

                Боль без отрады и без слез!

                О, как убийственно мы любим,

                Как в буйной слепоте страстей

                Мы то всего вернее губим,

                Что сердцу нашему милей!

Центральной в этом стихотворении является тема:

  1. любви и смерти;                              3) человека и общества;
  2. человека и природы;                     4) любви и дружбы.

                                               

А3. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать»:

  1. Ф.И.Тютчев;                                                3) Н.А.Некрасов;
  2. А.А.Фет;                                                       4) А.К.Толстой.

А4. Автором стихотворений «Поэт», «Гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода» является:

  1. Ф.И.Тютчев;                                                3) Н.А.Некрасов;
  2. А.А.Фет;                                                       4) А.К.Толстой.

А5.    Внимая ужасам войны,

        При каждой новой жертве боя

        Мне жаль не друга, не жены,

        Мне жаль не самого героя…

        Увы! Утешится жена,

        И друга лучший друг забудет;

        Но где-то есть душа одна –

        Она до гроба помнить будет!

        Средь лицемерных наших дел

        И всякой пошлости, и прозы

        Одни я в мире подсмотрел

        Святые, искренние слезы –

        То слезы бедных матерей!

        Им не забыть своих детей,

        Погибших на кровавой ниве,

        Как не поднять плакучей иве

        Своих поникнувших ветвей…

        Как называется фонетическое средство, использованное в строках «Мне жаль не друга, не жены,/ Мне жаль не самого героя…»:

1) анафора;                                           3) аллитерация;

2) эпифора;                                           4) ассонанс.

 

А6. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году:

  1. приобрести опыт в боевых действиях;
  2. оставить наскучивший высший свет;
  3. найти «свой Тулон» и прославиться;
  4. продвинуться по службе.

А7.  В чем заключается основной принцип  психологизма Л.Н.Толстого:

  1. изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных условиях;
  2. «диалектика души» - т.е. изображение внутреннего мира человека в развитии;
  3. «принцип айсберга» - тайный психологизм;
  4. изображение детали как отражение внутреннего мира человека.

А8. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера:

  1. Пьер – человек не военный, и его восприятие сражения более объективно;
  2. это необходимо для развития характера Пьера;
  3. для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации.

А9. Какое место занимает фрагмент романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (см. 2 часть) в произведении:

  1. открывает повествование;
  2. играет роль лирического отступления;
  3. является кульминацией любовного сюжета;
  4. является одним из этапов развития любовного сюжетного действия.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание Наташи Ростовой во время приглашения ее на танец Андреем Болконским:

  1. выявить отсутствие в героине  серьезного отношения к жизни;
  2. показать силу русской женщины;
  3. охарактеризовать глупость героини;
  4. показать чувства и состояние героини.

 

        ЧАСТЬ 2

                              

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

   

 Пьер подошёл к князю Андрею и схватил его за руку.

     - Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите её,- сказал он.

     - Где?- спросил Болконский. – Виноват,- сказал он, обращаясь к барону,- этот разговор мы в другом месте доведём до конца, а на бале надо танцевать. Он вышел вперёд, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал её, угадал её чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил её разговор на окне и с весёлым выражением лица подошёл к графине Ростовой.

     - Позвольте вас познакомить с моей дочерью,- сказала графиня краснея.

     - Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня,- сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять её талию ещё прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливою, благодарною, детскою улыбкой.

     «Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из- за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастия. Её оголённые шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами княжны Элен её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо.

     Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошёл танцевать и выбрал Наташу, потому что на нею указал Пьер, и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный стан и она зашевелились так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыхание и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

       

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («счастливой, благодарной, детской», «испуганная», «отчаянное, замирающее»).

Ответ:  ___________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Ее оголенные шея и руки…»).

Ответ: ___________________________________________________

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Давно я ждала…», выпишите слово, которое характеризует состояние Наташи Ростовой во время ее танца с князем Андреем.

Ответ: ____________________________________________________

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Князь Андрей…», найдите эпитеты, с помощью которых характеризуется состояние князя Андрея после танца с Наташей.

Ответ: ____________________________________________________

Часть 3.

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Какие черты характера Наташи Ростовой раскрываются автором в данном фрагменте?

Таблица правильных ответов

(10 класс, 3 четверть)

Ответы к заданиям А1 – А10

№ задания

№ варианта

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1 вариант

4

3

2

3

2

4

3

3

4

3

2 вариант

4

1

1

3

1

3

2

2

4

4

Ответы к заданиям В1 – В4

№ задания

№ варианта

В1

В2

В3

В4

1 вариант

Разговорный/ разговорный стиль

Поступок

Матвеевна

в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

2 вариант

Эпитет

Портрет

Восторг/ восторгом счастья

Ожившим и помолодевшим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.

Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....

Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе "Знак") для 7 класса

       Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) ...

Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Данный  материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте  ведётся работа по отработке сравнительной хар...

Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимировной.

Проверочные тесты по литературе в 5 и 6  классах по УМК Г.С.Меркина,  составлены учителем русского языка и литературы  МБОУ Нижнепоповская ООШ  Лазаревой Валентиной Владимир...

Тест по литературе на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997 в программеАйрен 2002-2009 Сергей Останин вебсайт irenproject.ru

Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост...

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)...

Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса

Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса...