Баллада. История жанра.
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Ионова Ольга Владимировна

Презентация для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ballady.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Баллада. История жанра. «Поэт имеет законное право на все, что создано его предками и современниками». Гёте

Слайд 2

Что такое баллада? Это литературное произведение, написанное в виде стихов или прозы, которое всегда имеет ярко выраженный сюжет. Первоначально баллада возникла как лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. Но к XIV – XV вв. она, утратив музыкальные элементы, становится сюжетным стихотворением драматического содержания преимущественно на исторические темы. Интерес к народной балладе в эпоху предромантизма и романтизма породил жанр литературной баллады. Это объясняется тем, что стремление романтиков создать «универсальную поэзию» сочеталось с исконным тяготением баллады к синтезу эпических, лирических и драматических элементов. Баллада (от прованс . ballade «плясать») – литературный жанр, родившийся в Средние века. Так, средневековые европейские баллады обнаруживают связь с весенними хороводными песнями любовного содержания. Слово balada означает «плясовая песнь». Музыка, пение и танец с самого начала выступали в балладе как самостоятельные искусства, придавая данному типу баллады особую художественную завершенность. Вместе с тем у многих народов Европы баллада уже на ранних стадиях утратила связи с танцем или даже не имела их изначально.

Слайд 3

У жанра баллад интересная судьба. Он бытует уже восемь столетий, постепенно изменяясь. «Все цветет! Вокруг весна!..» (неизвестный автор) Все цветет! Вокруг весна! - Эйя - Королева влюблена. - Эйя - И,лишив ревнивца сна, - Эйя - К нам пришла сюда она, Как сам апрель сияя. А ревнивцам даем мы приказ: Прочь от нас, прочь от нас! Мы резвый затеяли пляс. Ею грамота дана, - Эйя - Чтобы, в круг вовлечена, - Эйя - Заплясала вся страна - Эйя - До границы, где волна О берег бьет морская. А ревнивцам даем мы приказ: Прочь от нас, прочь от нас! Мы резвый затеяли пляс! В 12 веке баллада связана с весенними обрядами — с выборами в качестве «королевы весны» самой красивой из девушек и с плясками вокруг майского (апрельского в Провансе) деревца. Королева – весна. Она приходит вместе с апрелем. Король-ревнивец – зима.

Слайд 4

Баллада, как литературный жанр имеет следующие особенности: -Наличие композиции: вступление, основная часть, кульминация, развязка. -Наличие сюжетной линии. -Передано отношение автора к героям. -Показаны эмоции и чувства персонажей. -Гармоничное сочетание реальных и фантастических моментов сюжета. -Описание пейзажей. -Наличие тайны, загадки в сюжете. -Наличие диалогов персонажей. -Гармоничное сочетание лирики и эпоса.

Слайд 5

В самом конце Средневековья, в 15 веке, один из известнейших поэтов Европы Франсуа Вийон (1431- после 1463) пишет «Балладу поэтического состязания в Блуа » От жажды умираю над ручьем. Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя. Куда бы ни пошел, везде мой дом, Чужбина мне – страна моя родная. Я знаю все, я ничего не знаю. Мне из людей всего понятней тот, Кто лебедицу вороном зовет. Я сомневаюсь в явном, верю чуду. Нагой, как червь, пышнее всех господ, Я всеми принят, изгнан отовсюду. Я скуп и расточителен во всем. Я жду и ничего но ожидаю. Я нищ, и я кичусь своим добром. Трещит мороз – я вижу розы мая. Долина слез мне радостнее рая. Зажгут костер – и дрожь меня берет, Мне сердце отогреет только лед. Запомню шутку я и вдруг забуду, И для меня презрение – почет. Я всеми принят, изгнан отовсюду. Не вижу я, кто бродит под окном, Но звезды в небе ясно различаю. Я ночью бодр и засыпаю днем. Я по земле с опаскою ступаю, Не вехам, а туману доверяю. Глухой меня услышит и поймет, И для меня полыни горше мед. Но как понять, где правда, где причуда? И сколько истин? Потерял им счет, Я всеми принят, изгнан отовсюду Не знаю, что длиннее – час иль год, Ручей иль море переходят вброд? Из рая я уйду, в аду побуду. Отчаянье мне веру придает. Я всеми принят, изгнан отовсюду. (Пер. И.Эренбурга) Ко времени Франсуа Вийона баллада уже перестала быть обрядовой песней и приобрела сложную лирическую форму, отражающую очень непростое душевное состояние. Складывалась она из трех строф с последним более коротким посланием, в строфах обязательный рефрен и строгая рифма.

Слайд 6

Перенесемся еще на четыре столетия и посмотрим, что стало с этим жанром на рубеже 18-19 веков. В это время к жанру баллады обращались многие европейские поэты. Один из самых знаменитых – немецкий поэт Фридрих Шиллер (1759-1805). Здесь рассказывается о действительном происшествии, имевшем место при дворе французского короля Франциска (1515-1547). В этой истории важны характеры героев, их чувства и поступки. А рассказчик все это оценивает. Следовательно, баллада становится лиро-эпическим жанром. Перед своим зверинцем, С баронами, с наследным принцем, Король Франциск сидел; С высокого балкона он глядел На поприще, сраженья ожидая; За королем, обворожая Цветущей прелестию взгляд, Придворных дам являлся пышный ряд. Король дал знак рукою — Со стуком растворилась дверь, И грозный зверь С огромной головою, Косматый лев Выходит; Кругом глаза угрюмо водит; И вот, все оглядев, Наморщил лоб с осанкой горделивой, Пошевелил густою гривой, И потянулся, и зевнул, И лег. Король опять рукой махнул — Затвор железной двери грянул, И смелый тигр из-за решетки прянул; Но видит льва, робеет и ревет, Себя хвостом по ребрам бьет, И крадется, косяся взглядом, И лижет морду языком, И, обошедши льва кругом, Рычит и с ним ложится рядом. И в третий раз король махнул рукой — Два барса дружною четой В один прыжок над тигром очутились; Но он удар им тяжкой лапой дал, А лев с рыканьем встал… Они смирились, Оскалив зубы, отошли, И зарычали, и легли. … Фридрих Шиллер « Перчатка »

Слайд 7

Итальянская баллада Франческо Петрарка (1304-1374) Данте Алигьери (1266-1321)

Слайд 8

Английская баллада Английская баллада не похожа ни на французскую, ни на итальянскую. Это сюжетная лиро-эпическая поэма строго строфической формы (обычно состоит из четверостиший). Строится английская баллада на фантастическом, легендарно-историческом или бытовом материале. Таковы баллады о народном герое Робине Гуде .

Слайд 9

Авторы английской баллады Р.Бёрнс В.Скотт Р.-Л.Стивенсон Развивается английская литературная баллада в XVIII и особенно в XIX веках.

Слайд 10

Русская баллада В русской поэзии зачинателем баллады как жанра был В.А.Жуковский ( 1783 - 1852 )

Слайд 11

Баллада в других видах искусства Жанр баллады выделился из музыкальных произведений – из хороводных плясовых песен, песен трубадуров и менестрелей. Поэтому баллада близка к музыке и органична в ней. Баллада представлена в романтической музыке Германии и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские баллады связаны с романтической поэзией — «Светлана» А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки («Ночной смотр»). Своеобразное претворение балладный жанр получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Э.Грига и других композиторов

Слайд 12

Баллада стала одним из основных предметов внимания художников , проявляющих собственные чувства, настроения, мысли в своих картинах. Первым стал писать драматические сцены из баллад итальянский художник Сандро Боттичелли ( 1445 -1510 ).

Слайд 13

Старинный и неувядающий, архаичный и вечно юный, тяготеющий к жесткой форме и бесконечно изменчивый, простонародно грубый и артистически утонченный жанр баллады активно развивается и в наше время, творчески перерабатывая традиционные конфликты, оживляя застывшие формы и доказывая немеркнущую красоту вечных тем и сюжетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об истории жанра книги отзывов и предложений

Данный материал посвящен истории развития жанра "Книга отзывов и предложений", данный жанр рассматривается с позиций актуальности его использования данного жанра речи в качестве предмета исследователь...

«Баллада как лироэпический жанр и её особенности».

Цели (для учителя):1. Создать условия для выявления через аналитическое чтение особенностей баллады как лироэпического жанра;2. Учить детей при анализе текста пользоваться метаязыком;3. Продолжить раб...

Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"

Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"...

История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб".

ФГОС.  История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб"...

Конспект урока в 6 классе по теме «Жанр баллады. Баллада «Робин Гуд и золотая стрела».

Много лет работала по учебнику и программе А.Г.Кутузова. Замечательные и учебник и программа. Исключение учебника из федерального перечня, по моему мнению, безобразие. В 6 классе мы изучали тему...

Урок 2 Баллада как литературный жанр.

КОНСПЕКТЫЛитература 6 класс Урок 2 Баллада как литературный жанр.Раздел 1 «Пролетая над снами»Рабочая тема урока: о чём рассказывает баллада? Этапы урокаСодержаниеФормирование УУ...

В.А. Жуковский: Жанр баллады. Чтение и анализ баллады «Кубок»

Разработка урока по литературе 5 класс, программа В.Я.Коровина...