Научная публикация "Детская литература как самостоятельная область искусства"
статья по литературе по теме

Являясь органической частью культуры, детская литература, как и любая область искусства, развивается в спорах и столкновении мнений, в поисках новых путей. Она воздействует на этот мир через воспитательно-образовательное влияние на молодое поколение, готовит это поколение к жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научная статья

«Детская литература как самостоятельная область искусства»

Иванишкина Виктория Владиславовна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ школа №568 Санкт-Петербурга

Являясь органической частью культуры, детская литература, как и любая область искусства, развивается в спорах и столкновении мнений, в поисках новых путей. Она воздействует на этот мир через воспитательно-образовательное влияние на молодое поколение, готовит это поколение к жизни.

Будучи тесно связанной с конкретными историческими, социально-экономическими условиями эпохи, детская литература, являясь самостоятельной областью искусства, развивается в тесной связи, во взаимодействии и под влиянием других видов искусства и духовной культуры, каковыми являются устно-поэтическое творчество народа, письменная литература, просвещение, педагогика, наука и искусство, в том числе театр, живопись и музыка.

Исходя из актуальных задач, стоящих перед обществом, каждая эпоха предъявляет к ней свои требования, которые диктуют ей не только темы, идейную направленность, но и вытекающие из них композиционные, стилевые особенности, героев эпохи с их языком, образом мышления и нормами поведения.

Так, в Древней Руси господствующее положение в идеологии занимала религия, с помощью которой готовились исполнители великокняжеской воли. Этой же цели служило и просвещение, начиная с первых его шагов, в недрах которого и в угоду ему возникли первые произведения для детей. Царицей всех наук того времени и, следовательно, главным обучением детей считалась грамматика, которая включала в себя не только элементарные сведения о языке, но и умение читать, писать, понимать и толковать прочитанное.

Во второй половине XV века возникла потребность в большом количестве грамотных людей, необходимых для управления освободившимся из-под иноземного ига Московским государством, объединившим вокруг себя другие княжества и земли, заселённые русскими людьми, и заставила искать ускоренные способы обучения. Процесс чтения необходимо было сделать более доступным и привлекательным, поэтому зачатки детской литературы возникли из потребностей просвещения и отвечали практическим нуждам эпохи.

Одновременно с этим, для того чтобы заинтересовать детей чтением, оригинальные воинские и бытовые повести, переводные романы и приключенческие произведения стали перерабатываться для детского чтения и включаться в рукописные книги учебного характера. Таким образом, под влиянием просвещения возникла и стала развиваться детская литература.

В начале XVII века под влиянием Петровских реформ меняются содержание и целевая ориентация детских книг. Для осуществления грандиозных планов царю-преобразователю необходимы были не столько дотошные знатоки и толкователи священного писания, сколько европейски образованные люди, способные применять на практике свои знания в области строительства зданий, фабрик и заводов, технологии производства, в создании нового оружия и т.п. Поэтому на первый план выдвигаются книги по механике, геодезии, математике и другим прикладным наукам не только для взрослых, но и для юношества и детей.

Не забывалась и грамматика. Но она потеряла бывшую корону царицы науки и заняла более скромное место. Грамматике придали служебную роль: она была нужна для того, чтобы молодые люди  с её помощью могли толково излагать (устно и письменно) недавно приобретённые новые научные и технические знания. Таковы некоторые конкретные примеры, свидетельствующие о тесной связи детской литературы с эпохой.

Ещё теснее эти связи с литературой для взрослых. Ранее других видов и жанров появляются в учебных книгах такие произведения, которые можно считать самыми отдалёнными предками современной поэзии для детей. Первыми в этом ряду были так называемые  акростихидные азбуки (азбуки-границы или акростихиды), представляющие собой досиллабические вирши.

Под воздействием акростихид появляются силлабические вирши, специально создаваемые для детей, с учетом их интересов и познавательных возможностей.

Специальные переработки для детей популярных произведений взрослой литературы начали создаваться не ранее середины XVIII века, а оригинальные прозаические жанры в русской детской литературе появились в последнюю треть того же века. То были единичные рукописные рассказы и печатные повести назидательного характера.

С давних пор в средневековых учебных заведениях Западной Европы, в том числе и на Руси, бытовала так называемая школьная драма, которая представляла собой инсценировку библейских сюжетов. Школьной она называлась по месту исполнения, а не по адресации. Зрителями и исполнителями были учащиеся.

Толчком для развития детской драматургии послужил первый русский театр, открытый в последнюю треть XVII века, ещё при Алексее Михайловиче.

На зарождение детской драматургии влияли также и диалоги в стихах, широко распространявшиеся в середине XVII века и сохранившиеся в средних учебных заведениях до наших дней. На рубеже XVII-XVIII веков на Руси появились школьные драмы об исторических событиях того времени, но широкого распространения они не получили.

И ещё один аспект взаимосвязи литературы для взрослых и для детей – это миграция произведений из одной области в другую. Большинство писателей, создавая произведения, независимо от своих намерений угадывали интересы и возможности юных читателей. Чаще всего это происходило в повестях о детстве и детях. Рисуя образы детей, вспоминая свои ранние впечатления, автор невольно становился ближе юному читателю, смотрел на мир его глазами. Так получилось и в трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

Интерес писателей к образам детей чаще всего зависит от интереса общества к детству и вопросам просвещения. Иногда он возникает в истории народа в переломные эпохи, связанные с размышлениями о будущем, о судьбах Родины. Зависит это и от состояния самой литературы, от широты охвата писателями жизненного материала. Так, например, в русской литературе  30-40-х годов, в творчестве самых выдающихся её представителей – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя – нет развёрнутых детских образов, играющих важную роль в реализации идейно-художественных замыслов. В то же время писатели следующего поколения, чья творческая зрелость протекала в эпоху, когда вопросы просвещения находились в центре внимания общественной жизни, когда происходили реформы и обновления во многих областях, свои произведения густо населяли маленькими героями. Так было в творчестве Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого и следующих за ними писателей вплоть до А.М.Горького.

Литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также прочно вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и из литературы для взрослых, составляют в совокупности детскую литературу. Будучи органической частью духовной культуры, она является искусством слова, и, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе.

Главной особенностью детской литературы, дающей ей право считаться самостоятельной областью словесного искусства, является органическое слияние законов искусства и педагогических требований. При этом под педагогическими требованиями понимается учёт возрастных особенностей, интересов и познавательных возможностей детей.

Воспитательно-образовательные функции детской литературы неотделимы друг от друга и реализуются в единстве. Каждая книга воспитывает и образовывает. Исходя из этого детские книги делятся на два больших вида – художественные и познавательные (научно-познавательные).

В произведениях художественной литературы рисуется жизнь отдельных людей, а через них – целых классов, создаются яркие, зримые образы, которые зарождают в читателе сочувствие или негодование и тем самым побуждают его к действиям. Этим литература помогает осваивать, познавать мир, оказывая воспитательное воздействие. И чем глубже идейное содержание произведения и выше талант писателя, тем большим воспитательным потенциалом обладают его книги.

Но художественная литература имеет и чисто познавательное значение: она знакомит с жизнью разных стран, с историей, человеческими характерами и духовным богатством народов.

Для детей создаются и такие произведения, в которых на первом плане стоят образовательные цели. Научно-познавательной литературой называют литературу, предназначенную для расширения и обогащения знаний. Она, в свою очередь, делится на научно-популярную и научно-художественную. Автор научно-популярной книги стремится сделать достижения науки доступными детям определённого возраста. Он оперирует логическими понятиями, разъясняет их, доказывает, убеждает, приводит широко известные примеры и факты, незнакомое сравнивает с давно известным и т.п.

Те же цели преследует и автор научно-художественного произведения, но методы изложения у него другие, заимствованные из художественной литературы. Он строит занимательный сюжет, искусную композицию, увлекает читателя ярким повествованием, создаёт художественные образы, в результате чего читатель может и не заметить, что имеет дело с познавательной книгой.

Образцом научно-популярной литературы для детей являются «Для чего ветер!» Л.Н.Толстого, а научно-художественной – некоторые рассказы из «Азбуки» Л.Н.Толстого («Магнит», «Удельный вес» и др.).

Библиография

  1. Бегак Б. Классики в стране детства. – М.,1983.
  2. Мотешов И. Самое дорогое, духовное//Детская литература. – 1987. - №2.
  3. Поповкин А. Л.Н.Толстой. – М.,1964.
  4. Сетин Ф.И. История детской литературы. – М ., 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе.

Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе....

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств "Декоративно-прикладное искусство"

Структура программы:1. Пояснительная записка. 2. Учебно-тематическое планирование.3.Содержание программы. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся. 5. Формы и методы контроля. 6. Список литератур...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство»  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО   6-7классы p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widow...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство»  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО   6-7классы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0)...