Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе.
статья по мхк (8 класс) по теме

Жарова Ирина Николаевна

Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_iskusstva_v_metodicheskoy_literature.doc24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе.

Существующая на сегодняшний день классно-урочная система была создана еще в XVIII веке Яном Амосом Каменским. Современный школьный урок – определенный вид занятия в числе форм организации обучения: лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и так далее.

Наиболее распространенной в современной школе формой обучения является классно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относиться ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца. Особенно эти плюсы и минусы классно-урочной системы заметны на уроках мировой художественной культуры.

Урок искусства – школьная дисциплина, на котором осуществляется обучение детей. Обучение может происходить систематически и планомерно (в школе, в вузе, на курсах или в кружках), а может быть и случайным, стихийным. “Обучающую” роль в жизни человека играет его окружение: природа, люди, книги, театр, кино, выставки, праздники, традиции, весь социальный уклад общества. Обучение имеет универсальное общечеловеческое значение, оно необходимо человеку так же, как дыхание, питание, продолжение рода. Дидактика исследует прежде всего процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно. Воплощает следующие принципы, изложенные в программе Л.М.Предтеченской:

- принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

- принцип историзма;

- принцип опоры на творческий метод (стиль);

- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством “изнутри” его, с опорой на его законы;

- принцип художественно-педагогической драматургии урока, темы, курса мировой художественной культуры в целом.

В научно-методической литературе, посвященной уроку искусства таких авторов, как Предчестенская Л.М., Маранцман В.Г., Себар Т.В., Копылова А.В., Кохтева Н.Н., Никитина А.Б., Хуторский А.В., Ивлев С.А. утверждается необходимость подготовки и проведения урока искусства средствами искусства. Представленные этими авторами разработки по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках мировой художественной культуры, сценарии и конспекты уроков, как примеров различных типов и форм, разработаны на основе метода художественно- педагогической драматургии.

Современный урок представляется как законченная в смысловом, дидактическом, временном и организационном отношении, часть учебного процесса. Существуют требования, которым должен отвечать современный качественный урок:

  1. использование новейших достижений науки;
  2. реализация на уроке в оптимальном отношении дидактических принципов и правил (сколько времени на иллюстрации, словесные методы, опросы...);
  3. обеспечение надлежащих условий для продуктивно-познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
  4. установление учащимися межпредметных связей;
  5. связь с ранее изученными знаниями и умениями;
  6. мотивация и активизация личности;
  7. логика построения урока;
  8. эффективное использование дидактических средств;
  9. связь с жизнью или личным опытом учащихся;

10.формирование практических знаний, умений, навыков;

11.формирование умения учиться (помимо программы, больше);

12.диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование.

Таким образом из классической, традиционной дидактики для урока мировой художественной культуры эффективны следующие принципы: наглядности, доступности, сознательности, активности, систематичности и последовательности, прочности знаний, умений, навыков, научности, связи теории с практикой. Безусловно, что урок искусства связан с общей дидактикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Риторизация образовательной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе – преодоление «фонового» восприятия искусства и жизни.

Вниманию пользователей предлагается текст выступления Пархоменко А.В. на XII Международной научной конференции по риторике (Москва 2008 г.)...

Проблемы, концепция и технологии обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Наблюдение из личного педагогического опыта. Рассуждения на тему проблем в преподавании изобразительного искусства. Онализ наиболее применяемых образовательных программ. некоторые концепции и методики...

«Формирование личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»

      Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы,  так и детской школы искусств. И это законо...

Методическая разработка "Особенности преподавания хореографии в общеобразовательной школе "

Данная методическая разработка позволяет использовать курс хореографии как дополнительную возможность физического, эстетического, эмоционального, художественного развития ребёнка независи...

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения....