«Формирование личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»
статья по музыке на тему

Афанасьева Наталья Михайловна

        Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы,  так и детской школы искусств. И это закономерно, потому что в жизни  общества всё более возрастает роль нравственных и эстетических начал. Музыка как вид искусства обладает глубоким воспитательным действием на человека, заставляет думать о «высоком», приносит прекрасное в нашу жизнь и делает нас лучше. Наука  накопила огромный опыт влияния музыки на человека. Еще в давние времена люди поняли, что музыка воздействует не только на психику, но и на все системы организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_muzyki_na_lichnost.doc30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование  личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»

       «Музыка подобно дождю,

 каплей за каплей просачивается

 в сердце и оживляет его»

Рамен Роллан

        Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы,  так и детской школы искусств. И это закономерно, потому что в жизни  общества всё более возрастает роль нравственных и эстетических начал. Музыка как вид искусства обладает глубоким воспитательным действием на человека, заставляет думать о «высоком», приносит прекрасное в нашу жизнь и делает нас лучше. Наука  накопила огромный опыт влияния музыки на человека. Еще в давние времена люди поняли, что музыка воздействует не только на психику, но и на все системы организма. Древние философы так же описывали положительное влияние музыки на человека. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человеческого характера. Но, что еще более необыкновенно, так это то, что музыка влияет на духовную сущность личности. Недаром в православных храмах используется хоровое пение, в католических - органная музыка, в мечетях Коран читается нараспев. Любую музыку человек «слушает сердцем». Сидя в концерном зале, человек внимает симфонии, и эта «внешняя» музыка находит отклик в его сердце, тогда у зрителя появляется состояние удовлетворения, даже счастья. Трудно переоценить сегодня значение музыки в эстетическом, нравственно-духовном и патриотическом воспитании людей. При общении с музыкой человек автоматически присваивает себе общечеловеческие ценности, вначале на подсознательном, а затем и на сознательном уровне осуществляется преобразование личности, поскольку музыкальное искусство в силу своей природы позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира в их диалектической взаимосвязи. Музыкальное искусство является неотъемлемым фактором познания истины, добра и красоты. Великие композиторы — И.С.Бах, Л.Бетховен, В.А.Моцарт, Ф.Шопен, М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович и многие другие — в своих лучших произведениях выражали общественное сознание эпохи, в превосходной художественной форме ставили и решали важнейшие вопросы человеческого бытия.

     В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. К сожалению, до последнего времени воспитательная роль музыки в процессе формирования личности испытывает постоянную тенденцию к утере воспитательной ценности. Сегодня многие увлечены музыкой, не имеющей глубокого содержания. Любой школьник назовет исполнителей зарубежной и отечественной поп-музыки. Но не назовет наших, всемирно известных, профессиональных певцов, музыкантов, композиторов и не споет, фактически, ни одной народной песни. Положение резко усугубляется тем, что в старших классах задолго до окончания школы обязательные уроки музыки прекращаются и в сознании подростков господствуют средства массовой информации. Так же в будущем планируется сделать  урок музыки необязательным предметом, изучение его будет по выбору учащихся. В детских школах искусств так же есть проблемы: постоянное повышение стоимости обучения, не желание родителей более углублённо заниматься основами музыки и музыкальной культурой. Все эти причины ведут к потери качества целостного формирования личности ребёнка,  как в общеобразовательных школах,  так и школах искусств.

       Важнейшим результатом приобщения к музыкальным ценностям является сформированность музыкально-эстетических вкусов и идеалов личности, которые предстают показателем уровня её музыкального развития. Отсюда как предмет особой заботы в формировании музыкальной культуры личности предстаёт развитие личностных оценочных представлений. Таким образом, участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием её музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений в музыке — все это ведущие признаки, определяющие качества музыкальной культуры человека, его уровень музыкально-культурного развития. Для этого большое внимание надо уделять подбору музыкального материала,  как для слушание музыки, так и для вокального исполнения.

     В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки и педагога дополнительного образования: ведущих своих учеников к пониманию и восприятию самой жизни. Перед педагогическими коллективами школ сегодня стоит трудная задача: усиление процесса воздействия музыки на формирование личности. Необходимо остановить волну духовной опустошенности детей и молодежи и далеко не последнюю роль в этом может играть сотрудничество и взаимодействие между системами образования и культуры. Совместные творческие встречи, концерты, мастер-классы, праздники, музыкальные композиции обязательно принесут положительные результаты в достижение единой цели воспитания – формирование личности ребёнка. Большую помощь в таком процессе могут оказать выпускники и воспитанники детских школ искусств, которые личным примером, непосредственным участием в культурных мероприятиях  через взаимоотношения с учащимися общеобразовательных школ будут способствовать раскрытию и формированию твёрдых личностных позиций своих сверстников.

«Цель музыки трогать сердца» - сказал И.С.Бах. И достижение этой цели закономерно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ...

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ К СЦЕНИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ

Использование ситуаций успеха в процессе подготовки учащихся ДШИ к концертным выступлениям....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления

Статья«Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления»В данной статье освящаются актуальный  вопрос музыкального образования: ос...