Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления
статья по музыке на тему

Балашова Лариса Михайловна

Статья

«Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления»

В данной статье освящаются актуальный  вопрос музыкального образования: основные этапы психолого-педагогической поддержки учащегося в процессе его подготовки к выступлениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_balashova_l.m.docx17.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Балашова Л.М.,

педагог дополнительного образования  

МБУ ДО ДШИ №1 г.о. Самара

Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств

в условиях сценического выступления

Национальная доктрина образования Российской федерации определяет основные цели и задачи образования, в том числе формирование высокообразованной, интеллектуально развитой  личности с целостным представлением  картины мира.         Современная российская школа ищет новые гуманистические подходы к образованию, пытаясь совместить их с государственными стандартами, существующими предметными программами.

        Одной из распространённых и испытанных временем структур художественного воспитания и образования детей являются музыкальные школы и школы искусств, решающие, прежде всего, задачи профессионального обучения музыке. Развитие творческой личности является одним из приоритетных направлений работы данных учреждений.

          Учащиеся, имея высокий творческий  потенциал, часто не могут в полной мере реализовать его на практике, в том числе, из-за отсутствия навыков эмоционально-волевой регуляции.

Поэтому  преподавателю  во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности, создавать особые психолого-педагогические условия в процессе их подготовки к выступлениям и способствовать формированию у них определенного «багажа» профессиональных  знаний.

Эмоционально-психологической адаптации учащегося к ситуации публичного выступления во многом способствует  психолого-педагогическая поддержка, которая заключается в оказании помощи, в преодолении возникающих помех, затруднений, сомнений, негативных, пессимистических состояний и настроений.

Психолого-педагогическая поддержка заключается в выделении проблемы ребенка, определении его возможностей, помощи  в достижении позитивных результатов в музыкальном исполнительстве, образовании, саморазвитии, общении, образе жизни, самореализации.

Для осуществления влияния на психологическое состояние юного исполнителя, необходимо познакомить его  с   особенностями  предконцертного, концертного и послеконцертного состояния  психики.  

Выделяются  4 фазы этого состояния:

1. Предконцертное состояние. Наступает с момента известия о дате выступления и по мере приближения её всё больше будоражит исполнителя;

2.  «Предстартовая лихорадка». Для нее характерны возбуждение, суетливость, тревожность (холерики) и апатия, заторможенность (флегматики). Преодолеть это состояние трудно, но возможно, если с помощью педагога и собственного усилия переключить внимание на продумывание плана исполнения в отношении темпа, динамики, характера;

3. Кульминационная фаза – само выступление. Здесь вновь окажет помощь переключение внимания исполнителя, вначале на внешние атрибуты: выход, расположение стула, наличие «своей» подставки. Озабоченность выполнением этих действий помогает создать деловой настрой, отвлечь от тревоги. Далее – поклон, посадка, продумывание плана исполнения, пропевание  (мысленно) начала произведения (для выбора темпа);

4. Послеконцертное  состояние. Переизбыток эмоций не может прекратиться мгновенно – это или радостный подъем или недовольство собой. Здесь важна оценка педагога: для формирования дальнейшего положительного восприятия концертных выступлений она должна быть объективной, тактичной, гибкой, поощряющей.  Важно закрепить чувство радости от выступления, потребность приносить радость людям. 

Необходимость уверенно выглядеть и свободно чувствовать себя на публике, легко преодолевать конфликтные или иные стрессовые ситуации ставит проблему поиска специальных методов, направленных на формирование у учащихся внутренних средств поддержания оптимального самочувствия, стрессоустойчивости и навыков саморегуляции.

Самооценка является важнейшим источником информации в структуре саморегуляции музыканта-исполнителя. Известно, что человек во многом является отражением того, что он думает о себе, каким представляется самому себе, каким он внутренне ощущает себя. Другими словами, каждый человек есть продукт самооценки (адекватной или нет – вопрос другой) и, соответственно, самонастроя в рамках той или иной жизненной, учебно-образовательной ситуации. Самонастройку в концертном выступлении можно определить как «процесс саморегуляции психических состояний, эмоций и чувств, связанных с концертным исполнением». Итогом процесса самонастройки является психоэмоциональная готовность к концертному выступлению или стрессоустойчивость.

        Каждый ученик по-разному описывает своё наилучшее концертное состояние, находя для этого собственные определения возникающих в этот момент ощущений. В целях оптимальной самонастройки,  необходимо помочь ребенку проанализировать и запомнить эти ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, и затем сознательно воспроизводить такое же состояние перед последующими выступлениями.            

Концертное   выступление требует  большого  расхода  нервно-психической   энергии   и   значительного напряжения воли и внимания, накопление которых происходит в  занятиях,  требующих  не только физических сил, но и  сил  эмоциональных.  Наш  современник  психолог Игорь Вагин говорит:  «Опыт  доказывает,  что  успеха  добиваются  не  самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди». Помочь ученику приобрести уверенность в своих силах должен педагог. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже – нужно учить ребенка слушать себя спокойно и надеяться на лучшее, сознательно направить свои мысли на что-нибудь приятное и  тогда появляется чувство уверенности в себе.  

Начинающим музыкантам  важно помнить известное правило:  на  сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не  возникает  успех. При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек учится справляться с волнением. С нашей точки зрения, утверждение того, что чем чаще ученик выходит на сценическую площадку, тем богаче его исполнительский опыт и тем реже он страдает от неудачных выступлений, верно. Психолого-педагогическая поддержка педагога, приобретение творческого опыта, профессиональных знаний позволяет ученику избежать негативных форм сценического волнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

«Формирование личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»

      Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы,  так и детской школы искусств. И это законо...

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ К СЦЕНИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ

Использование ситуаций успеха в процессе подготовки учащихся ДШИ к концертным выступлениям....

О современной Детской школе искусств в условиях сельской местности

quot;НАДО ХРАНИТЬ НАШЕ ПРОШЛОЕ: ОНО ИМЕЕТ ДЕЙСТВЕННОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОНО ВОСПИТЫВАЕТ ЧУВСТВООТВЕТСТВЕНОСТИ ПЕРЕД РОДИНОЙ" Д.С. ЛИХАЧЕВ...