Технология проблемного диалога на уроках литературы
методическая разработка по литературе на тему

Горякина Ольга Михайловна

Данная технология применяется учителем на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_dialog.rar855.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного диалога.

Любая технология отвечает на вопрос, как работать: как строить, как лечить и т. д.

Педагогическая  технология отвечает на вопрос, как учить. А на какой вопрос отвечает технология проблемного диалога?

Чтобы разобраться в этом, проведем голосование.

Слайд  №

Оба ответа правильные. Дело в учителе. Если он использует традиционное объяснение, то ему труднее разработать закрепление материала. Если учитель использует развивающие технологии, то ему труднее вводить новый материал. Таким образом, ПД отвечает на вопрос, как открывать знания вместе с учениками.

Технология ПД выросла не на пустом месте. У нее есть научные основания Еще в 70-е годы XX века психологи, работа которых ориентирована на ученика,  изучая мышление и творчество, пришли к выводу, что для успешности образовательного процесса необходимо опираться на принципы проблемности и диалогичности.

Педагогика, тяготеющая к учителю,  стала разрабатывать эти два принципа, но отдельно друг от друга.

ПД – это синтез всех научных разработок. Технология ПД держится на трех китах: психологии мышления и творчества. Проблемном обучении и учебном диалоге.

Если есть три источника, есть и три составные части.  

Структура Технологии.

Технология описывает деятельность учителя. А деятельность учителя всегда раскрывалась тремя категориями: методы, формы и средства обучения.

Методы – центральная категория дидактики. Ученые их классифицируют по-разному.

Е. Мельникова считает, что методы – это способы введения знаний. А вот на этапе закрепления нового материала  учитель использует систему  заданий.

Классификация методов построена на двух принципах: проблемности и диалогичности.

Согласно принципу  проблемности,   методы делятся на две группы: методы постановки проблемы и методы поиска решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Согласно принципу диалогичности, делим методы еще на две группы: традиционные и диалогические. Проблемно-диалогические обеспечивают постановку и решение проблемы учениками, а традиционные – учителем.

Рассмотрим подробнее проблемно-диалогические методы. Е. Мельникова выделяет два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность, имеют разный развивающий эффект.

Побуждающий диалог представляет собой отдельные провоцирующие реплики, которые помогают детям работать по-настоящему творчески и развивает творческие спообности. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом: сначала учитель создает проблемную ситуацию, потом проговаривает специальные слова, с помощью которых дети осознают противоречие и формулируют проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает детей выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний методом проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку посильных вопросов и заданий, он развивает логическое мышление. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает детям поставит проблему, обеспечивая тем самым познавательную мотивацию, затем учитель побуждающим или подводящим диалогом организует поиск, открытие знаний, тем самым достигается истинное понимание материала: нельзя не понимать то, что ты открыл сам.

ПС и побуждающий диалог. Работа по таблице.

1столбик  Приемы создания ПС Что сделать, чтобы дети удивились.

2 столбик Какие слова сказать, чтобы дети осознали противоречие.

3столбик   Финал диалога. Выбираем одну из двух фраз

1 ПС

2 ПС

3 ПС

Урок – это не только методы, но еще и формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога на уроках английского языка

Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе

Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики

В презентации собраны проблемные ситуации на уроках математики в рамках технологии проблемного диалога...

Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы

Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...