Формирование коммуникативных умений посредством технологии проблемного диалога на уроках литературы (статья)
статья по литературе на тему

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

Работа по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

И. А. Тонких

Средняя общеобразовательная школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Омск, Россия

Формирование коммуникативных умений посредством технологии проблемного диалога на уроках литературы.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед учителем появилась задача применять системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация этого подхода на практике заставляет учителя изменить свою деятельность, уйти от традиционного объяснения материала и дать обучающимся возможность самостоятельно открывать для себя новые знания и усваивать их.

Цель образования заключается не только в передаче опыта и знаний от поколения к поколению, но и в подготовке человека, способного к постоянному самообразованию, причём последнее является наиболее важным. Здесь можно вспомнить слова Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Под деятельностным подходом подразумевается деятельность ученика, а не учителя. Слово системный подразумевает, что данная деятельность должна проходить системно, регулярно.

«В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  •  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  •  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  •  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  •  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [3].

Обучение должно быть построено так, чтобы оно обязательно развивало. Необходимо организовать урок литературы таким образом, чтобы обучающиеся не просто овладели знаниями и умениями, но смогли прочувствовать красоту слова мастера, а также определить некоторые нравственные ориентиры для себя.

ФГОС выдвигает личностные, предметные и метапредметные результаты. Метапредметными результатами является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к построению разноообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня, поэтому коммуникативным умениям необходимо уделять особенное внимание. Технология проблемного диалога, стоящая во главе угла системно-деятельностного подхода, позволяет достичь успешных результатов.

«Коммуникативные УУД изучения курса «Литература»: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; высказывать и обосновывать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями и т.д.» [1, с. 12]

Каким же образом заинтересовать учеников, вовлечь их в работу, развить коммуникативные умения? Вместе с обычными уроками, исследованиями, играми, любой учитель создаёт свои собственные уроки: урок-соревнование, урок-путешествие, урок-сказка и др. Немаловажно работать над структурой урока. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, вызывая у школьников интерес к материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует поиск решения. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, так как нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

 Чтобы создать эмоциональный настрой, побудить учеников к деятельности, необходимо ясно продумать начало урока. Это может быть волнующий эпиграф, проблемный вопрос, статья из газеты или журнала, необычно сформулированная тема урока [4].  Например, к уроку изучения рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» можно взять фразу из английской газеты: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»". Затем спросить учеников, почему это так.

Верю я: придет пора –

Силу подлости  и  злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак.

Такой эпиграф можно взять к повести В.К. Железникова «Чучело». Он настроит обучающихся на работу, замотивирует их  и поможет определить основную мысль произведения.

Приведу пример подводящего диалога к формулированию проблемного вопроса и темы урока. Урок литературы в 6 классе по произведению «Бирюк» [2].

       

Варианты творческих заданий и ученические исследования, формирующие коммуникативные УУД:

1. Монолог от лица героев. Это задание позволяет более глубоко проникнуть в суть персонажа, увидеть его изнутри, прочувствовать то, что чувствует он.

2. Диалог с автором. Этот приём работы с текстом во время чтения. Ученик должен находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои, продумывать, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Приведём пример диалога с автором на примере рассказа «Механик Салерно» Бориса Житкова.

«Итальянский пароход шёл в Америку. Семь дней он плыл среди океана, семь дней ещё оставалось ходу. (Очень долгое путешествие!) Он был в самой середине океана. (Представили? Середина океана – так далеко от берега!) В этом месте тихо и жарко. И вот случилось в полночь на восьмые сутки. (Вопрос. Что же случилось? Что можно предположить? Ответ.) Кочегар шёл с вахты спать. Он шёл по палубе и заметил: какая горячая палуба. А шёл он босиком. И вот голую подошву жжёт. Будто идёшь по горячей плите. «Что такое? – подумал кочегар. – Дай проверю рукой». Он нагнулся, пощупал: «Так и есть, очень нагрета. Не может быть, что с вечера не остыла. Неладно что-то». (Вопрос. Догадались, что же случилось?) И кочегар пошёл сказать механику. Механик спал в каюте. Раскинулся от жары. Кочегар подумал: «А вдруг это я зря, только кажется? Заругает меня механик: чего будишь, только уснул». (Кочегар понимает, что механик очень устал, не стоит тревожить зря.) [1, с. 130-131]

3. Диалог с критиком. Например, на уроке изучения повести Н. В. Гоголя «Шинель» используем высказывание: «Шинель» - «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Г. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению Герцена. Задача ученика подтвердить или опровергнуть утверждение.

4. Развитие ассоциативного мышления, обращение к личному опыту обучающихся. Например, при изучении стихотворения Лермонтова «Парус» в 5 классе можно провести ассоциативный эксперимент. Дать ученикам только название стихотворения и спросить, какие ассоциации возникают у них в связи с этим образом. Потом обратиться к личному опыту, спросить, видели ли они когда-нибудь парус, какие чувства и эмоции он вызвал. Затем перейти к точке зрения поэта, проанализировав стихотворение.

5. Лабораторная работа. Исследование текста, художественных деталей, попытка проникнуть в художественную мастерскую писателя.

На уроке изучения «Поучения Владимира Мономаха» в 7 классе ученики исследовали принцип построения поучения и, используя эту структуру и стиль древнерусского языка, написали собственное поучение.  

6. Инсценирование фрагментов. 

Приём инсценирования является удобным средством, с помощью которого открываются законы драматического рода, этапы развития конфликта в пьесе, следовательно, создает предпосылки изучения жанрового своеобразия драматических произведений на следующей ступени литературного образования.

Инсценируя, ученики углубляются в природу драмы и основы театра, объединяющего все искусства. На этапе инсценирования происходит расширение представлений обучающихся о специфике смежных искусств, о возможностях интерпретации литературного произведения как собственно театральными средствами (актёрская игра, режиссура), так и средствами живописи, музыки, хореографии. 

Литература:

  1. Барова Е.С. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику «Шаг за горизонт». Метод. рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 304 с.
  2. Барова Е.С. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства». Метод. Рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005. – 272 с.
  3. Подготовка к введению ФГОС основного общего образования. http://school35.tomsk.ru/raz/fgososn Дата обращения 10.01.2014
  4. Системно-деятельностный подход к изучению литературы в основной и средней школе. http://www.myshared.ru/slide/353106/ Дата обращения 11.01.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе

Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...

Статья на тему "Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории"

В статье рассказывается о возмрожности применения технологии проблемного диалога на уроках истории....

"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".

На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий.  Для решен...

Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы

Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...

Технология проблемного диалога на уроках литературы

Данная технология применяется учителем на уроках литературы...

Статья на тему "Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка как эффективный способ развития учащихся"

Данная статья рассказывает об особенностях технологии проблемного диалога, об опыте ее применения на уроках русского языка, содержит конспект урока русского языка в 5 классе на тему "О-е после ши...