Статья на тему "Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка как эффективный способ развития учащихся"
статья по русскому языку

Елена Анатольевна Лепешева

Данная статья рассказывает об особенностях технологии проблемного диалога, об опыте ее применения на уроках русского языка, содержит конспект урока русского языка в 5 классе на тему "О-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка     как эффективный способ развития учащихся

Лепешева Елена Анатольевна

   город Ярославль средняя школа № 29

         Современная педагогическая мысль находится в интенсивном поиске идей, принципов, подходов, которые бы отвечали реалиям двадцать первого века. Школа будущего ориентирована на такие ценности, как свобода, гуманизм, создание условий для самореализации личности. На смену репродуктивному подходу к обучению приходит системно-деятельностный.

      Главное требование, которому должен отвечать современный урок, отражено в словах К. Д Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал». Таким образом, именно проблемно-диалогическая технология идеально подходит для уроков, построенных в соответствии с новыми стандартами.

             Автором данной технологии является кандидат психологических наук, Е. Л. Мельникова, которая в своем пособии «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками» подробно рассмотрела вопросы технологии и подготовки проблемного урока — урока «открытия» знаний. С точки зрения автора, проблемно-диалогическая технология дает развернутый вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.

        Е. Л Мельникова считает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы — это этап формирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения — это этап формирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога, который бывает двух видов: побуждающий от проблемной ситуации диалог и подводящий к теме диалог.

     Чтобы создать проблемный урок, надо провести учащихся через четыре этапа творчества:

1)Постановка проблемы

2)Поиск решения

3)Выражение решения

4)Реализация продукта.

      Таким образом, проблемно-диалогическое обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным:

-соответствует требованиям ФГОС;

-активизирует мыслительную активность школьников;

-активизирует творческий потенциал школьников;

-способствует более качественному усвоению знаний;

-развивает интеллект учащихся;

-воспитывает активную личность учащегося, умеющего видеть, ставить, решать нестандартные проблемы.

      Уроки русского языка в средней школы нацелены на решение ряда задач, среди которых первостепенное значение имеет формирование трех видов компетенций школьников: языковой, коммуникативной и культуроведческой. А приобретение этих компетенций способствует формированию всесторонне развитой личности. Поэтому уроки русского языка не должны быть сухими, скучными, однообразными и сводиться к изучению и формированию навыков применения разных видов орфограмм и пунктограмм.

     Именно применение технологии проблемного диалога позволяет заинтересовать учащихся в возможности добывания новых знаний самостоятельно. Однако, на мой взгляд, существует проблема сведения урока к однообразному диалогу с применением одних и тех же готовых фраз-клише.

   В изученных мной работах Мельниковой Е. Л., Горшковой О. А., Москвичевой Е. А. данная проблема не рассматривается.

     Интерес представляет статья Горошко Н. П. «Проблемное обучение на уроках русского языка». Автор данной работы приводит примеры различных приемов и форм проблемного обучения, которые позволяют сформировать обстановку оживления и заинтересованности на уроках русского языка. К таким приемам и формам относятся следующие: ролевая игра, третий лишний, лингвистические загадки, поисковые задачи, сочинения-этюды.

     Однако Горошко Н. П. не показывает, какое место данные виды деятельности занимают на уроках русского языка и на каких этапах урока их лучше использовать.

       Поэтому, имея определенный опыт использования на уроках русского языка технологии проблемно — диалогического обучения, я представляю свои приемы и формы активизации творческой активности детей, а также конспект одного из уроков с применением данной технологии.

1) На этапе повторения пройденного материала используем активизирующие внимание творческие задания, формирующие языковую и коммуникативную компетенции.

  1. Найди лишнее слово: а)(не)смотря на, благодаря, (в)течение, над

                                     б)(в)продолжение, (по)причине, (в)целях, (на)счет

                                     в)либо, чтобы, потому что, зато

Составь предложения с 2-3 данными словами на тему «Весна идет»;

  1. Запиши загадки, отгадай их, найди местоимения, определи их разряд:

Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (Пчелы)

Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольется кровь моя. (Комар)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут — я все терплю. (Тесто)

  1. Раскрой скобки, употреби существительные в нужном падеже с предлогом: рассказывающий (книга), скачущий (конь), бегающий (комната). Можно ли назвать данные словосочетания причастными оборотами? Составьте 2 предложения так, чтобы в первом причастный оборот выделялся запятыми, а во втором нет.

2) На этапе постановки проблемы и поиска решения можно использовать групповую и парную формы работы, чтобы добиться вовлеченности в исследовательскую деятельность всех учеников класса.

3)На этапе выражения решения предлагаем ученикам разработать схему, алгоритм, памятку, иллюстрирующие данное правило, или сочинить сказку, стихотворение о данной части речи и ее грамматических признаках.

  1. На этапе реализации продукта также можно предложить творческие задания, активизирующие мыслительную активность ребят, например, сочинить сказку, стихотворение с использованием слов-исключений или слов с изученной орфограммой, придумать рассказ с данными словами на определенную тему, нарисовать рисунок, иллюстрирующий правило; при изучении темы «Лексика» можно предложить ребятам рассказать об этимологии определенного слова или историю фразеологизма.

     Таким образом, использование разнообразных форм и приемов работы должно быть продуманным, органично вплетающимся в ткань урока, и работать на результат — качественное усвоение знаний.

  Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка, проведенного в 5 классе с применением технологии проблемного диалога.

     

Тема урока: «О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)

                   

  1. Повторение изученного
  • Ребята, какую часть речи мы изучаем?

(Имя существительное)

  • А что вы знаете об этой части речи? (Что она обозначает? На какие вопросы отвечает?

Как изменяется? Каким членом предложения является?

  • А вы любите отгадывать загадки?
  • Тогда отгадайте мои загадки, а отгадки запишите в столбик.

(Дети в тетрадях, один человек на доске)

1)Низок да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвешь — всю руку обдерешь.

2)В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета.

3)Хожу — брожу не по лесам, а по усам и волосам.

4)Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.

(На доске записаны в столбик слова: крыжовник

                                                                желудь

                                                                расческа

                                                                пчелы)

  • А какая орфограмма скрывается в этих словах?

(о-е после шипящих)

  • А в какой морфеме она находится?

(В корне)

  • Выделите в словах корни, обозначьте данную орфограмму.
  • А от чего зависит о или е писать?

            (Е пишется под ударением, кроме слов — исключений, в них пишется о)

  • А среди данных слов есть исключения?

             (Да, слово крыжовник)

  • Назовите все слова — исключения из этого правила.

             (Шов, шорох, капюшон, шомпол, шофер, шоссе, шоколад)

        Слова вывешиваются на доску.

  1. Постановка проблемы.

-Теперь давайте поработаем с другими словами. Я вам их продиктую,  вы запишите на листочках, а два человека — на потаенных досках

           

                  врач...м                  товарищ...м

                  дворц...м                полотенц...м

                  меж...й                    задач...й

                  борц...в                   горц...в).

  • Что у вас получилось? Давайте проверим.
  • Задание было одно, а результат получился разный.
  • А теперь посмотрите, что получилось у меня. (Учитель вывешивает на доску правильно записанные слова).
  • Какое правило вы применяли?
  • (О-е после шипящих в корне слова)
  • Сработало ли правило?
  • (Нет)
  • Почему?
  • (Затрудняются)
  • В какой морфеме находятся гласные о и е?
  • (В окончании).
  • Какой частью речи являются данные слова?
  • (Существ.)
  • А какие согласные стоят перед ними?
  • (Шипящие и Ц)
  • Так какое правило нам надо изучить?
  • (Гласные о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существ.)

3. Поиск решения.

  • Ребята, а как записаны на доске слова?
  • (В два столбика: 1 ст. с О, 2 ст. с Е)
  • Как вы думаете, от чего будет зависеть написание гласной в окончании?
  • (Затрудняются)
  • Давайте поставим ударение в словах.
  • Что замечаете?
  • (Под ударением пишется о, в безударном положении е)

(На доске появляется опора)

  • Сформулируйте правило.
  • Проверим по учебнику правильность ваших выводов.
  • (Читают правило)
  1. Тренировочные упражнения.

1. Объяснительный диктант (на доске и в тетрадях)

Крышей, рощей, мячом, удачей, ключом, дворцов, калачом, моржом, морозцем, плющом, задачей, грушей.

Задание по развитию речи: составить с 2-3 словами простые предложения.

 2. Распределительный диктант (в 2 столбика с о и с е)

Черный, могучего, камышом, тучей, желтый, крыжовник, шорох, колючего.

  1. Контроль. Буквенный диктант с последующей взаимопроверкой.

1.чертежом, 2. тучей, 3. шелковый, 4. камышом, 5. лучом, 6. шоколад, 7.защелкает, 8. рощей, 9. шоссе, 10. фаршем, 11. шепот, 12. кольцом, 13. шофер, 14. падежом.

                6.Итоги урока

                7.Домашнее задание

                                                 Литература

1. Горшкова О. А. Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://WWW.secreti. Info/23-2p/ html

2. Как научить вступать в диалог:Литература.-2007-№13.-С. 31

3.Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:Пособие для учителя.-М: АПК и ПРО, 2002-С.168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка

Данная презентация знакомит с указанной в названии технологией и содержит фрагмент урока, иллюстрирующий её....

Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы

Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...

Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка

Данная статья содержит характеристику технологии проблемного диалога, дает понятие об этапах урока с применением данной технологии, конспект урока...