Презентация. Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка
презентация к уроку (русский язык) по теме

Данная презентация знакомит с указанной в названии технологией и содержит фрагмент урока, иллюстрирующий её.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Приёмы создания проблемной ситуации:
1) одновременное предъявление классу противоречивых положений фактов, теорий, мнений;
2) столкновение мнений учеников класса на основе вопросов или практического задания на новый материал;
3) противоречие между житейским (ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом;
4) противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
3. Постановка учебной проблемы
№1
они бор_тся
он вылет_т
вы выбь_те
№2
они кле_т
ты выгор_шь
вы высид_те
№1
они бор
ю
тся (бор
о
ться)
он
вылет
е
т
(вылет
е
ть)
вы
выбь
и
те
(выб
и
ть)
№2
они кле
я
т (кле
и
ть)
ты
выгор
е
шь
(выгор
е
ть)
вы
высид
е
те
(высид
е
ть)
№1
они бор
ю
тся
он вылет
и
т
вы выбь
е
те
№2
они кле
я
т
ты выгор
и
шь
вы высид
и
те
№1
они борются
он
вы
лет
и
т
вы
вы
бь
е
те
№2
они клеят
ты
вы
гор
и
шь
вы
вы
сид
и
те
Технология проблемного диалога (проблемно-диалогическое обучение)
Образовательная система «Школа 2100».
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Академии ПК иППРО (г. Москва)
Мельникова Елена Леонидовна
Методы постановки учебной проблемы
Побуждающий диалог
(творческий потенциал школьников) – специальные реплики, помогающие учителю создать проблемную ситуацию, а детям осознать заложенное в проблеме противоречие и сформулировать её.
Для решения проблемы учитель побуждает школьников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивая таким образом «открытие» знаний путём проб и ошибок
Подводящий диалог
(логическое мышление школьников) – система посильных детям вопросов и заданий, подводящих их к формулированию темы, к решению учебной проблемы, т.е. к новому знанию
2. Актуализация изученного материала
Алгоритм определения спряжения глагола:
1) если у глагола ударное личное окончание, то спряжение определяется по ударной букве гласного звука;
2) если личное окончание глагола безударное, то спряжение определяется по инфинитиву
II
спряжение
глаголы на
-ить
(кроме
брить, стелить, зиждиться
)
+ 7 глаголов на
-еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

+ 4 глагола на -
ать: гнать, дышать, держать, слышать
I
спряжение
все остальные глаголы (на
-еть, -ать, -оть, -уть, -ыть
и др.)
Мельникова Е.Л.
- Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – Москва, 2002
- Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сборник материалов. – Москва, 2006
- Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. Москва, 2008
- Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. – Москва, 2009
- Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС. Пособие для учителя. – Москва, 2013
Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка
Горина Светлана Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Кудиновской сош №35
Используемая
литература
Модель проблемно-диалогического урока русского языка
Этапы урока
1. Языковая
разминка (комплексное повторение, развитие умений) с элементами
актуализации изученного
материала
2. Актуализация
изученного материала
3. Постановка
учебной проблемы
4. Формулирование учебной проблемы и
планирование
учебной деятельности
5. Поиск
решения
учебной проблемы (открытие
нового знания), формулирование
правила/определения
6. Развитие
умений
(применение
нового
знания)
7. Итог
урока
8. Домашнее
задание
Будильник вздрагива_т, щёлка_т, начина_т звонить, будильники просыпа_тся, будильники тороп_т, люди сбрасыва_т, потягива_тся.
Модель проблемно-диалогического урока русского языка
Цели урока по линиям развития личности:
Обязательный минимум содержания:
1) овладение функциональной грамотностью;
2) развитие умений различных видов устной и письменной речи;
3) приобретение и систематизация знаний о языке;
4) овладение орфографией и пунктуацией;
5) развитие чувства языка
1) ввести на уроке определённые понятия или правила;
2) работать над усвоением вводимых на уроке понятий или правил;
3) работать над формированием
у детей
базовых умений (учебно-языковые, правописные, речевые)
Какой вид диалога использовался на данном уроке для создания проблемной ситуации?
Предложите вариант создания проблемной ситуации с использованием технологии проблемного диалога по одной из данных тем:
- «Нераспространённые и распространённые предложения»;
- «Алфавит»;
- «Буквы
з
и
с
на конце приставок»;
- на любую свою тему.
1. Языковая разминка
№677. Поставьте глаголы в настоящем времени и спишите, вставляя недостающие знаки препинания.
Весеннее утро. Будильник (вздрагивать) (щёлкать) слегка и (начинать) звонить. За стенами (просыпаться) другие будильники. Зовут будильники (торопить). Люди (сбрасывать) одеяла (потягиваться).
Проблемно-диалогическое обучение
– такой тип обучения, который позволяет учащимся самостоятельно открывать знания.
На уроке изучения нового материала центральное место занимают постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Постановка учебной проблемы –

это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования
Оба этапа реализуются в ходе специально
организо-ванного
учителем диалога.
П
оиск
решения проблемы –
это этап формулирования нового знания
Спряжение глаголов
Русский язык, 5 класс.
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Тростенцова и др. – Москва: «Просвещение», 2013
4. Формулирование проблемы
вы
лет
и
т – лет
и
т
вы
бь
е
те – бь
ё
те
вы
гор
и
шь – гор
и
шь
вы
сид
и
те – сид
и
те
Алгоритм определения спряжения глагола с приставкой
вы-:
1) отбросить приставку
вы-
, которая перетягивает на себя ударение;
2) если у глагола ударное личное окончание, то спряжение определяется по ударной букве гласного звука;
3) если глагол с безударным окончанием, определить спряжение по инфинитиву

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах"

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах по ФГОС....

Применение технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы

Данный материал был подготовлен для мастер-класса "Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС", проводившегося в течение методического дня в образовательном учрежден...

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС

Технологии проблемного диалога на уроках русского языка в свете введения ФГОС...

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...

Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка

Данная статья содержит характеристику технологии проблемного диалога, дает понятие об этапах урока с применением данной технологии, конспект урока...

Статья на тему "Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка как эффективный способ развития учащихся"

Данная статья рассказывает об особенностях технологии проблемного диалога, об опыте ее применения на уроках русского языка, содержит конспект урока русского языка в 5 классе на тему "О-е после ши...