Урок литературы. 6 класс. М.Пришвин Кладовая солнца
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Чуткина Наталия Евгеньевна

Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Не случайно автор определяет жанр своего произведения как сказка0быль. Сказка – это повествование, основанное на вымысле, а быть – это история о том, что было. Пришвин подчёркивает, что в произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы мы, читатели, почувствовали, как важно оставаться человеком в любой ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Тема урока:  М.Пришвин. «Думаешь – чудеса далеко,

                                                  А они тут рядом»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта, воспитание любви к литературе через обращение к художественному тексту.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: умение организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными

 Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: умение анализировать литературное произведение определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владение литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

2 слайд

3 слайд

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык.

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперёд

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать,

Как этот человек.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя, купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье, ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.

4 слайд

Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».

В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.

5 слайд

В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной (запрещённой) литературы.

6 слайд

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за 7 класс и в 1893 году поехал в Ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину на тот момент было 20 лет.

В те годы открытия, сделанные великим русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё больше его захватила деятельность в «школе пролетарских вождей». В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.

7 слайд

В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории философа В.Ф.Оствальда.

8 слайд

В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию, пишет научные и популярные статьи. Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

И вот в человеке происходит неизбежное… В 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется в Заонежье для сбора фольклора. Там Пришвин записал 38 сказок. Но главным результатом его экспедиции стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края». (1907г). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.

Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.

9 слайд

Пришвин стал учителем для многих русских писателей, которые посвятили свои произведения красоте родной природы.

10 слайд

Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945г, сразу после окончания Великой Отечественной войны.

«Кладовая солнца» - одно из лучших произведений русской литературы для детей. Сегодня вам предстоит ответить на вопросы викторины по этому произведению.

1 тур «Разминка»

11 слайд

- Кто автор сказки-были «Кладовая солнца» (М.Пришвин)

12 слайд

- Где происходит действие сказки-были? («В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Преславль-Залесского»)

13 слайд

- О ком речь: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые». (О Насте)

14 слайд

- О ком речь: «…коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий».

15 слайд

- Как автор называет главных героев? (Настя – «золотая курочка», Митраша – «мужичок в мешочке»).

16 слайд

- Назовите фамилию ребят. Какое у них было хозяйство? (Весёлкины. Хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, тёлушка Дочка, коза Дереза, безымённые овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен.)

17 слайд

- Сколько лет было детям? (Митраше – 10, Насте – 12)

18 слайд

- Какое ремесло освоил Митраша в свои 10 лет? (Бондарное)

19 слайд

- За что соседи уважали детей? (Они были дружные и трудолюбивые, всем помогали)

20 слайд

- Зачем дети отправились на болото? (За ягодой клюквой)

21 слайд

- Кто рассказал всю историю, произошедшую с детьми? (Геологи, изучавшие Блудово болото и временно жившие в том месте)

2 тур «В поход за клюквой»

22 слайд

- Как дети собирались в поход? (Митраша взял с собой компас, ружьё «Тулку», манки. Настя повесила через плечо на полотенце большую корзину, взяла чугунок варёной картошки.)

23 слайд

- Почему дети разошлись в лесу? (Они поссорились. Настя хотела идти по натоптанной дорожке, а Митраша – по компасу)

24 слайд

- Почему Настя впервые в жизни забыла про брата? (Она напала на палестинку. Жадность затмила всё в тот момент)

25 слайд

- Почему елань, в которую попал Митраша, называлась Слепою? (Потому что это место ничем не отличалось от остального болота)

26 слайд

- Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь? Как произошло спасение? (Собака Травка вытащила Митрашу. Он сначала поманил её к себе, но не сильно, чтобы она не набросилась на него. Хитрость и смекалка помогли мальчику)

27 слайд

- О чём Митраша сказал: «Он верней друга»? (О компасе)

28 слайд

- Как Настя нашла Митрашу? (Она услышала выстрел)

29 слайд

- Кого Митраша подстрелил из ружья? (Волка)

30 слайд

- Как ребята распоряжаются собранной ягодой? (Отдают детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда)

3 тур «Мир природы в сказке-были»

31 слайд

- Какие две птицы выясняли отношения так же, как брат и сестра? (Ворон и тетерев)

32 слайд

- Какие два дерева выли на всё Блудово болото? (Ель и сосна, которые давно росли вместе)

33 слайд

- Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина Антипыча)

34 слайд

- Как дети звали Травку? (Затравка)

35 слайд

- Кто такой Серый помещик? (Это волк)

36 слайд

- Какие старушки обитали на болоте? (Скрюченные, хилые, слабые ёлочки)

37 слайд

- Какие животные встретились ребятам в лесу? (Лось, заяц, волк, змея)

38 слайд

- Какая клюква считалась самой хорошей? (Та, которая перезимовала)

Подведение итогов викторины

39 слайд

Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Не случайно автор определяет жанр своего произведения как сказка0быль. Сказка – это повествование, основанное на вымысле, а быть – это история о том, что было. Пришвин подчёркивает, что в произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы мы, читатели, почувствовали, как важно оставаться человеком в любой ситуации.

Правда, которую Пришвин вложил в уста Антипыча: «Эта правда есть суровая борьба людей за любовь». А кто может любить по-настоящему? Только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить. Именно к этой правде и пришли главные герои произведения.

С природой одною он жизнью дышал

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

Эти слова в полной мере можно отнести к Михаилу Пришвину. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Именно таким и был Михаил Михайлович Пришвин. Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Думаешь – чудеса далеко, А они тут рядом» М.Пришвин (6 класс ) Учитель русского языка и литературы Чуткина Наталия Евгеньевна

Слайд 2

Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык. Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперёд Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растёт И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И так о лесе рассказать, Как этот человек.

Слайд 3

Михаилу Пришвину 8 лет Елец. Гимназия, в которой учился будущий писатель Об авторе…

Слайд 4

Василий Васильевич Розанов (преподавал Пришвину географию) Об авторе…

Слайд 5

1889г – переезд в Тюмень. 1893г - Рига, поступлением в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Об авторе…

Слайд 6

1900г - М.М.Пришвин – студент Лейпцигского университета Об авторе…

Слайд 7

1902г – возвращение в Россию. 1906г – экспедиция в Заонежье для сбора фольклора. 1907г – первый сборник «В краю непуганых птиц». Об авторе…

Слайд 8

Об авторе…

Слайд 9

Сказка-быль «Кладовая солнца»

Слайд 10

1 тур «Разминка» Кто автор сказки-были «Кладовая солнца»? Михаил Михайлович Пришвин

Слайд 11

1 тур «Разминка» Где происходит действие сказки-были «Кладовая солнца»? «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Преславль-Залесского »

Слайд 12

1 тур «Разминка» О ком речь: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые». О Насте

Слайд 13

1 тур «Разминка» О ком речь: «…коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий». О Митраше

Слайд 14

1 тур «Разминка» Как автор называет главных героев? Настя – «золотая курочка», Митраша – «мужичок в мешочке»

Слайд 15

1 тур «Разминка» Назовите фамилию ребят. Какое у них было хозяйство? Весёлкины . Хозяйство: изба пятистенная , корова Зорька, тёлушка Дочка, коза Дереза, безымённые овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен.

Слайд 16

1 тур «Разминка» Сколько лет было детям? Митраше – 10, Насте – 12.

Слайд 17

1 тур «Разминка» Какое ремесло освоил Митраша в свои 10 лет? Бондарное

Слайд 18

1 тур «Разминка» За что соседи уважали детей? Они были дружные и трудолюбивые, всем помогали

Слайд 19

1 тур «Разминка» Зачем дети отправились на болото? За ягодой клюквой

Слайд 20

1 тур «Разминка» Кто рассказал всю историю, произошедшую с детьми? Геологи, изучавшие Блудово болото и временно жившие в том месте

Слайд 21

2 тур «В поход за клюквой» Как дети собирались в поход? Митраша взял с собой компас, ружьё « Тулку », манки. Настя повесила через плечо на полотенце большую корзину, взяла чугунок варёной картошки.

Слайд 22

2 тур «В поход за клюквой» Почему дети разошлись в лесу? Они поссорились. Настя хотела идти по натоптанной дорожке, а Митраша – по компасу.

Слайд 23

2 тур «В поход за клюквой» Почему Настя впервые в жизни забыла про брата? Она напала на палестинку. Жадность затмила всё в тот момент.

Слайд 24

2 тур «В поход за клюквой» Почему елань , в которую попал Митраша , называлась Слепою? Потому что это место ничем не отличалось от остального болота.

Слайд 25

2 тур «В поход за клюквой» Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь? Как произошло спасение? Собака Травка вытащила Митрашу . Он сначала поманил её к себе, но не сильно, чтобы она не набросилась на него. Хитрость и смекалка помогли мальчику.

Слайд 26

2 тур «В поход за клюквой» О чём Митраша сказал: «Он верней друга»? О компасе

Слайд 27

2 тур «В поход за клюквой» Как Настя нашла Митрашу ? Она услышала выстрел

Слайд 28

2 тур «В поход за клюквой» Кого Митраша подстрелил из ружья? Волка

Слайд 29

2 тур «В поход за клюквой» Как ребята распоряжаются собранной ягодой? Отдают детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда

Слайд 30

3 тур «Мир природы в сказке-были» Какие две птицы выясняли отношения так же, как брат и сестра? Ворон и тетерев

Слайд 31

3 тур «Мир природы в сказке-были» Какие два дерева выли на всё Блудово болото? Ель и сосна, которые давно росли вместе

Слайд 32

3 тур «Мир природы в сказке-были» Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? Собака Травка после смерти хозяина Антипыча

Слайд 33

3 тур «Мир природы в сказке-были» Как дети звали собаку? Затравка

Слайд 34

3 тур «Мир природы в сказке-были» Кто такой Серый помещик? Волк

Слайд 35

3 тур «Мир природы в сказке-были» Какие старушки обитали на болоте? Скрюченные , хилые, слабые ёлочки

Слайд 36

3 тур «Мир природы в сказке-были» Какие животные встретились ребятам в лесу? Лось , заяц, волк, змея

Слайд 37

3 тур «Мир природы в сказке-были» Какая клюква считалась самой хорошей? Та, которая перезимовала

Слайд 39

Использованные ресурсы 1. Шаблон презентации: Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ 2. http://detlit.ru/images/sized/images/uploads/Images/37/Prishvin_Zolotoj_lug-800x1169.jpg 3. http://img2.labirint.ru/books35/348498/big.jpg 4. http://cbsk.ru/images/Foto/Tainy_lesa_zhivotnykh_i_trav/image047.jpg 5. http://www.litmir.co/BookBinary/113249/1333230246/i_001.png 6. http://polistaj.ru/image/Small/multimedia/books_covers/1005795382.jpg 7. http://900igr.net/datas/literatura/M.M.Prishvin-Kladovaja-solntsa/0021-021-M.M.Prishvin-Kladovaja-solntsa.jpg 8. http://fs00.infourok.ru/images/doc/7/8375/hello_html_m2dc29136.jpg 9. http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1143/015labd3do1319562246.jpg 10. http://fb.ru/misc/i/gallery/7454/48826.jpg 11. http://3.bp.blogspot.com/-Z85h14hfT-s/Vjo5lqZwRqI/AAAAAAAAI3I/KPWaGMkx2Ec/s1600/illjustracija-Kladovaja-solnca-P-V-Kalinin.bmp 12. http://sam-stroy.info/i/plotnik/bondar/111.jpg 13. http://syl.ru/misc/i/ai/97753/195852.jpg 14. http://syl.ru/misc/i/ai/97753/195821.jpg 15. http://litrus.net/images/books/67166_i_008.png 16. http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=52dfe66475dff593&mb=imgdb_preview_631 17. http://syl.ru/misc/i/ai/97753/195838.jpg 18. http://top-knig.ru/wp-content/uploads/2015/08/Kladovaja-solnca1-206x300.png 19. http://yt3.ggpht.com/-l_PCL_YgvnA/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAAAA/SivReJjOhV0/s900-c-k-no/photo.jpg 20. http:// cdn01.ru/files/users/images/ed/f0/edf07a34c15bde06fc3b1fb3c44b0897.jpg 21. http://detectivebooks.ru/img/d/? src=30907616&i=11&ext=png 22. http:// fb.ru/misc/i/gallery/31953/1472951.jpg 23. http://1.bp.blogspot.com/- vUco2HC82iI/Vjo1XTUevxI/AAAAAAAAI24/YCaBdX53umw/s1600/Mitrasha-Nastja-Kladovaja-solnca-F-Domogackij.bmp 24. http:// www.planetaskazok.ru/images/stories/prishvin/sbornik_1/img_9.jpg 25. http:// www.planetaskazok.ru/images/stories/prishvin/sbornik_1/img_21.jpg 26. http://2.bp.blogspot.com/- m-Yx1O6xZog/VjozjddYWWI/AAAAAAAAI1s/nwCTIgpfO3Y/s1600/Hudozhnik-A-M-Kitajskij.bmp 27. http:// www.playing-field.ru/img/2015/052004/4034473 28. http:// www.playing-field.ru/img/2015/052009/1925392 29. http:// www.playing-field.ru/img/2015/052120/5239761

Слайд 40

Использованные ресурсы 30. http:// fs1.ppt4web.ru/images/5418/70302/640/img12.jpg 31. http://2.bp.blogspot.com/- tqCCiaH1bN0/Vjo0FcktuFI/AAAAAAAAI2k/v_y2o1Jn_DM/s1600/illjustracija-Kladovaja-solnca-E-Rachev-3.jpg 32. http:// www.planetaskazok.ru/images/stories/prishvin/sbornik_1/img_3.jpg 33. http:// www.booksite.ru/fulltext/ter/iol/ogu/iya/19.jpg 34. http:// www.planetaskazok.ru/images/stories/prishvin/sbornik_1/img_16.jpg 35. http:// www.ebftour.ru/images/import/news/d66b7571b9c3c64bc27ee73689c5ccea.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

План - конспект урока по теме: М. Пришвин "Кладовая солнца", 6 класс

Первый урок по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца", 6 класс...

Разработка урока по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению....

Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й класс

Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й классОборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентац...

Конспект урока по литературе М.М.Пришвин "Кладовая солнца"

Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль  «Кладовая солнца»Цели: - углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания прои...

Урок литературы в 6 классе М.Пришвин "Кладовая солнца"

Изучение сказки-были " Кладовая солнца" М. Пришвина. Образы главных героев....

Урок литературы М.М.Пришвин "Кладовая солнца".Настя и Митраша.(педагогическая мастерская)

Тема: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в...