«Современные школьники и Дон Кихот»
статья по литературе на тему

Калина Виктория Геннадьевна

         «Дон Кихот» поистине величайший образец как литературы эпохи Возрождения, так и литературы вообще.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл don_kihot.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

«Современные школьники и Дон Кихот»

«…Мне кажется, что если в мире не останется

ни одного Дон Кихота,  мир погибнет»

С. Бродский

         Среди взрослого населения ведутся споры о надобности или ненадобности изучения ряда произведений зарубежной литературы в школе. К таким произведения относится и роман Мигеля де Сервантеса Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Понятен ли будет «Дон Кихот» подростку? И когда его нужно прочитать в первый раз?

     Сервантеса в 6 - 7-м классе изучают не в полном объеме. Из романа дети читают только избранные, самые яркие главы, которые сделали образ главного героя вечным, но даже изучение этого малого объёма вызывает самые противоположные мнения.  «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса не просто правильно, но необходимо читать в этом возрасте. Я сам прочитал его в начальной школе — во втором классе, и мне всё было понятно. Эта книга гораздо лучше того «мусора», который валяется в наших книжных магазинах. Слава богу, что «Дон Кихот» есть в списке литературы для чтения в шестом классе» или «Я думаю, что читать «Дон Кихота» в шестом классе рановато. Я помню, что впервые взял в руки эту книгу приблизительно в это же время и не понял её. И она у меня осталась в памяти как довольно скучная и непонятная книга».

        А ведь это один из величайших мировых романов. «…на Страшном Суде на вопрос Бога о том, как человек прошел земное испытание, можно не отвечать, молча протянув Господу роман Сервантеса», - Ф. Достоевский. Книга замечательна всем. Прекрасная сама по себе идея героя, который попадает в сумасшедшее будущее, будучи более нормальным, чем всё окружающие. «Дон Кихот» — это универсальный образец романа, который нужно перечитывать много раз. Первый раз в шестом-седьмом классе, а потом уже взрослым человеком. Эта книга обязательна к перечитыванию. Откладывать первое чтение разных «взрослых» произведений неправильно, потому что так можно отложить всю литературу, в то числе «Войну и мир».

         «Дон Кихот» поистине величайший образец как литературы эпохи Возрождения, так и литературы вообще.  Возможно, читая эту книгу в более зрелом возрасте, обладая некоторым багажом знаний, значительно проще оценить и насладиться творчеством этого гениального автора и его романом. Но тут стоит предупредить: эта книга не для всех. Она для тех, кто в силах сладить с большим объёмом произведения. Для тех, кто в состоянии оценить красоту языка ХVII века. Для тех, кто любит иронию и не боится обнаружить за ней вещи красивые, но невыносимо печальные.  

«Но вот опять он скачет по дороге.

Кого он встретит? С кем затеет бой?

Последний рыцарь, тощий, длинноногий,

В наш первый путь ведет нас за собой»

          На уроках литературы в шестом классе дети только знакомятся с этой удивительной книгой, с персонажем, которого знают даже те, кто никогда не держал роман в руках. Этот хитроумный идальго, чудак, уже много лет привлекает внимание многих творческих людей. Кстати, роман Сервантеса «Дон Кихот» занимает третье место в мире по количеству языков, на которые он переведен, уступая лишь «Библии» и "Гарри Поттеру". Проходят века, а роман, как и его герой, продолжают нас удивлять, привлекать, заставляют смеяться и горевать, думать анализировать. По богатству идей эта книга тоже не знает себе равных. В ней есть много чисто испанского, национального, но многие проблемы носят общечеловеческий характер. Именно поэтому каждое поколение людей находит в ней свое.

«А почему же ребятам охота

помнить про рыцаря, про Дон-Кихота?

Добр, справедлив он и великодушен —

именно этот товарищ нам нужен!»

         Вот что думают сами школьники о Дон Кихоте: «…Я, как и
он, живу в реальном мире, но в своих фантазиях и мечтах переношусь в далекие средние века, с рыцарскими турнирами и пышными балами…  Как и Дон Кихот, я очень жалею, что времена рыцарства прошли!»; «…Таких людей, как Дон Кихот, в мире осталось очень и очень мало. Таких
веселых, неунывающих, интересных и ярких личностей на Земле почти нет. Ведь очень редко встретишь человека, который всегда рад помочь другим и который с завидным упорством идёт к своей цели, к своей мечте. Пусть и мизерными шагами, но всё же! А уж взрослых, внутри которых сохранился такой большой ребёнок, как Дон Кихот, к сожалению, практически нет… И все же такие люди встречаются и своим легким нравом, оптимизмом они
«разбавляют» нашу довольно скучную и неинтересную жизнь. Без них мир станет чёрно-белым…»; «Я считаю, что эта книга не была бы
столь популярна, если бы каждый читатель не находил в герое сходства между
приключениями хитроумного идальго и историями из собственной жизни…  Возможно, со временем это во мне еще больше разовьется, и
однажды я сорвусь с насиженного места и, подобно герою Сервантеса, понесусь сражаться со злом, помогать нуждающимся и совершать подвиги во имя придуманного мной человека…».

         Разве после таких высказываний школьников можно сомневаться в том, читать «Дон Кихота» или нет? Благородство Дон Кихота еще живет сегодня, оно есть в людях, нас окружающих.

«Говорят, что нам не повезло,

В том, что время рыцарей прошло,

Что исчезли смелость и отвага,

Безнаказанно вокруг гуляет зло,

Застоялись кони под седлом,

Ржавчиной покрылись меч и шпага.

Пусть проходит время - не беда.

Остаются рыцари всегда,

И всегда готовы ногу в стремя.

Их не замечают иногда,

Но хотя проносятся года,

Рыцари нужны в любое время»

         А сколько цитат из книги о Дон Кихоте стали крылатыми выражениями, которые актуальны и в настоящее время, на которых можно воспитывать подрастающее поколение: «Неблагодарность — дочь гордости и один из величайших грехов, какие только существуют на свете», «Пусть слезы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше сострадания, чем жалобы богача», «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», «Всякий порок таит в себе особое наслаждение, но зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы», «На основе глупости разумного здания не возведешь», «Кроме смерти, все на свете поправимо».  

         По замечательному выражению В. Г. Белинского роман о Дон Кихоте был той книгой, с которой «началась новая эра искусства нашего, новейшего искусства». Этот роман был началом и подлинного, великого периода в творчестве Сервантеса. О всечеловеческом и национальном значении романа написаны тысячи страниц. Среди писателей с мировым именем вряд ли найдётся хоть один, кто не высказывался о нём.

     Роман Мигеля де Сервантеса Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» бесценен не только совершенством образов. Он дорог нам, людям нового времени величием содержащихся в нём идей, пронизывающих всё творчество Сервантеса.

         

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль рекламы в жизни современного школьника

Научно - исследовательская работа по русскому языку...

Что читают современные школьники?

Дорогие, коллеги! Как часто мы жалуемся друг другу, что наши ученики совсем ничего не читатют! Оказывается, что это не так. В статье я попыталась доказать это. Предлагаю вместе со мной погрузитьс...

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....

"Современный классный час как эффективное средство формирования личности современного школьника".

Формы проведения классных часов разнообразны6 лекции, беседы, встречи с интересными людьми и т.д....

Современное образование для современных школьников

Современное образование для современных школьников...

ПОЛОЖЕНИЕ о IV научно-практической конференции школьников «Патриотизм глазами современного школьника»

Это разработка Положения о научно-практической конференции среди учащихся "Патриотизм глазами современного школьника"...

Анализ современных робототехнических платформ для образовательного процесса современных школьников

Стремительное проникновение информационных технологий в жизнь каждого человека указывает на повышение интереса к техническому творчеству. В статье представлены результаты анализа современных роб...