Храни меня, мой талисман.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Есть всегда что-то особенное; благодарное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», - эти замечательные слова великого русского критика В.Г. Белинского станут эпиграфом нашего урока, т.к. сегодня мы будем говорить о самой интересной, чарующей, интригующей теме в творчестве А.С. Пушкина - любовной лирике.

А.С. Пушкин - самый знаменитый, самый любимый, самый изученный поэт. О нем еще в прошлом веке было сказано: «Пушкин - это наше всё». Но самый известный писатель остался всё же для нас одним из самых таинственных.

Давайте сегодня попытаемся приоткрыть ещё одну завесу в жизни великого поэта и великого человека.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Образ - символ в стихотворении А.С. Пушкина

«Храни меня, мой талисман»

 

Цели:

-        на примере одного стихотворения более подробно познакомить учащихся 8-го класса с одним из интересных фактов биографии А.С. Пушкина;

углубить навыки анализа поэтического текста;

развить  умения   и   навыки   выразительного,   вдумчивого чтения художественного текста;

- взглянуть на любовь как двигатель жизни любого человека.

 

Ход урока:

I.     Организационный момент.

Музыкальный фон -  М. Глинка или П. Чайковский.

П.   Вступительное слово учителя:

Есть всегда что-то особенное; благодарное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», - эти замечательные слова великого русского критика В.Г. Белинского станут эпиграфом нашего урока, т.к. сегодня мы будем говорить о самой интересной, чарующей, интригующей теме в творчестве А.С. Пушкина - любовной лирике.

А.С. Пушкин - самый знаменитый, самый любимый, самый изученный поэт. О нем еще в прошлом веке было сказано: «Пушкин - это наше всё». Но самый известный писатель остался всё же для нас одним из самых таинственных.

Давайте сегодня попытаемся приоткрыть ещё одну завесу в жизни великого поэта и великого человека.

А.С. Пушкин - человек интересной судьбы, выдающаяся личность. Он был близко знаком со многими замечательными женщинами своего времени. Одними он увлекался, восхищался их талантом и красотой, других страстно любил...

III. Итак, пришло время познакомить вас с главной героиней нашего разговора.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова

(На доске портрет графини, лист рукописи поэта, на котором нарисованы её профили)

А.С. Пушкин познакомился с графиней Е.К. Воронцовой 6 сентября 1823 года. Он только что приехал в Одессу чиновником в канцелярию генерала-губернатора. Воронцова произвела на поэта сильное впечатление не случайно. Обратите внимание на её портрет.

Современник Пушкина граф Соллогуб так говорил о нем:

«Графиня Е.К. Воронцова была одною из привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такой мягкой, очаровательной, женственной грацией, такой приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, что такие люди как А.Н. Раевский, А.С. Пушкин и многие другие без памяти влюблялись в Воронцову».

А первый биограф поэта П.В. Анненков в 1874 году писал: «Предания той эпохи упоминают о женщине, превосходившей всех других во власти, с которой управляла она мыслию и существованием поэта, графине Воронцовой, жене графа Михаила Семеновича Воронцова, который во время пребывания Пушкина в Одессе был новороссийским генерал-губернатором».

 Страсть, вспыхнувшая в Одессе, долго не утихала. Но поэт нигде не упоминал о своей возлюбленной, как бы желая уберечь тайну этой любви от чужого слуха и взора. Память о ней сохранилась во множестве явных или с трудом разглядываемых профилей Воронцовой на полях рукописей из одесского периода жизни Пушкина.

(На доске - лист рукописи с набросками Пушкина)

Образ Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой вдохновил поэта на создание таких удивительных стихотворений как «Сожженное письмо», «В последний раз твой образ милый...», «Талисман». А.С. Пушкин сохранил о графине благоверное воспоминание, подкрепленное    перстнем-«талисманом»,    воспетым    им    в прекраснейшем стихотворении «Храни меня, мой талисман».

 

IV. Словарная работа

Прежде чем услышать стихотворение, приступить к его анализу, давайте поговорим о ключевом слове в названии стихотворения - талисман.

Как вы понимаете значение слова талисман?

А теперь узнаем, какое толкование дается в Большой Энциклопедии: талисман - предмет, который по суеверным понятиям обладает способностью приносить его владельцу счастье, удачу.

Е.К. Воронцова подарила поэту в знак своей любви перстень-талисман, который он носил до конца своих дней. Этот перстень породил немало легенд, а затем сам превратился в легенду.

-        Это был последний их вечер вдвоем, он должен был покинуть Одессу и переехать в Михайловское. Каким бесконечно жалким он себя чувствовал! Столько отчаяния, что хочется кричать! И как из далекой дали он слышит её родной голос: Люблю тебя навеки.

Они больше никогда не встретятся: далекая подруга будет до конца своей жизни помнить своего поэта и каждый день перечитывать его стихи. А перед смертью прикажет их сжечь в надежде, что «пепел милый» вознесется с ней на небеса.

- Обратите внимание на портрет А.С. Пушкина работы современника поэта, известного русского художника В. А. Тропинина. Это одно из самых замечательных изображений поэта. Сходство портрета с подлинником поразительно. Именно здесь хорошо виден на пальце правой руки поэта знаменитый перстень-«талисман», подаренный ему любимой женщиной.

«На указательном пальце надето кольцо витой формы. Кольцо прорисовано желтой краской, оно очевидно, золотое и очень напоминает перстень, подаренный Воронцовой, только камень сердолик с печатью повернут в противоположную сторону от зрителя. До сих пор на это не обращалось внимания, других колец витой формы у Пушкина современниками не отмечалось». Кольцо соответствует описанию 1880 г. на первой Пушкинской выставке.

Сердолик - камень красного цвета, находящийся в центре кольца, на нем вырезана надпись на древнееврейском языке: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенною его память». Камень сердолик (радующий сердце, напоминает цветом огонь, кровь, изображает пламень веры) русского происхождения на Руси является талисманом любви и страсти. Считалось, что он может содействовать, помогать любви. Вот почему его часто носили как талисман. Пушкин дорожил кольцом и не расставался с ним всю жизнь.

На смертной орде Пушкин завещал его В.А. Жуковскому, взял с него обещание носить, не снимая. В.А. Жуковский подарил его своему сыну Павлу Васильевичу. Тот же подарил его Ивану Сергеевичу Тургеневу. После смерти писателя перстень остался у Полины Виардо, которая передала его Пушкинскому музею. А в 1880 г. на Пушкинском выставке перстень был украден, от него лишь остался отпечаток (оттиск) на сургуче. По отпечатку можно сказать, что в кольцо был вставлен восьмиугольный камень-интальо - с надписью на древнееврейском языке.

V. А теперь послушайте стихотворение «Храни меня, мой талисман» (Художественное чтение стихотворения учителем).

 

VI. Анализ стихотворения.

Понравилось вам стихотворение? Чем?

Каким настроением оно проникнуто?

 (Стихотворение проникнуто печалью, грустью, тоской о прошлом).

3)   Какой грустью: светлой, беспросветной?

Комментарий учителя: Действительно, это стихотворение проникнуто таким беспросветно грустным настроением, такой невыразимой печалью, которая чувствуется в каждой строке, каждом слове, что невольно возникает вопрос: ПОЧЕМУ? А причин этому несколько.

- В каком году написано стихотворение? (В 1824 году) Что это за было время? (Краткая историческая справка)

Комментарий учителя: У Пушкина были тяжелые взаимоотношения с графом Воронцовым. В 1824 году поэт по настоянию Воронцова был уволен со службы за «недостойное поведение». Надменным и высокомерным, Воронцов видел в Пушкине только чиновника, человека неблагонадежного в политическом отношении. Он не ценил Пушкина как поэта. Отношения их ещё более обострились, когда Воронцову стала известна меткая и острая эпиграмма на него:

Полу-милорд, полу-купец:

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец,но есть надежда,

Что будет полным, наконец.

Бедствия обступают Пушкина со всех сторон. Полицией было перехвачено письмо поэта к одному из друзей, в котором он объявляет себя атеистом. В то время это рассматривалось как преступление. Участь поэта была предрешена. Пушкин был выслан в Михайловское «под надзор местных властей». Там он пробыл два с лишним года, мечтая о бегстве. Остро чувствовалась разлука с графиней Е.К. Воронцовой. Приехав туда, он застает в имении всю свою семью: отца, мать, братьев и сестру. Теплых отношений с отцом у Пушкина никогда не было, а когда отец узнал, что он прибыл в Михайловское как ссыльный, отношения их еще более обострились. (Если есть время , зачитать письмо Пушкина Жуковскому) -

Ну и, конечно же самая весомая причина грусти поэта - это разлука с любимой, невозможность видеть её, общаться с ней.

Исходя из всего сказанного, определите тему стихотворения.

VII. Анализ стихотворения

Давайте подойдем ближе к стихотворению, перечитаем его еще раз. А теперь подойдем к тексту поближе и посмотрим более подробно, что чувствует и переживает лирический герой? Но прежде я должна спросить вас: кто такой лирический герой?

Лирический герой - это внутренний образ, который отражает личные переживания и ощущения автора. Иногда лирический герой отождествляется с автором стихотворения. Мы с вами с этим не раз столкнемся, изучая в 9-м классе творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, и тогда вы узнаете о лирическом герое гораздо больше. А сейчас мы можем сказать, что лирический герой в данном стихотворении — это сам Пушкин?

-        Итак, читаем 1 строфу.

Выделите,    пожалуйста,   в   ней    ключевые    слова   (гоненья, раскаянья, волненья).

Почему именно эти слова являются ключевыми?

Запасной вопрос: почему поэт не говорит: «Храни меня, мой талисман, в минуты радости, душевного покоя»?

(Речь в 1 строфе идет о тех моментах жизни, когда бывает особенно трудно, и именно в такие моменты лирический герой (человек) хочет чувствовать поддержку, опору (духовную, душевную).

- Каким  настроением  проникнута данная  строфа?  (открытой, нескрываемой печалью).

- «Ты в день печали был мне дан ...» О каком «дне печали» идет речь?

О каком океане, тучах, грозе идет речь во 2 строфе?

Запасной вопрос: О природной ли стихии идет речь? (Это образ эпохи,  времени (Николаевское  правление) - непредсказуемого, сурового, тревожного.

Итак, в словах: океан, тучи, гроза мы слышим подтекст, т.е. эти слова имеют переносное значение. Вспомните и скажите, как называется это изобразительное средство? (Метафора)

Комментарий учителя: Образ природной стихии в произведениях А.С. Пушкина встречается часто. Он всегда не случаен, символичен, как и в данном стихотворении, о чем мы уже сказали.

 Запасной вопрос: Вспомните произведения Пушкина, в которых одним из главных образов является стихия. (Повести «Метель», «Капитанская дочь», стихотворения «Бесы», «К морю», «Последняя туча...»).

Давайте теперь очень внимательно посмотрим на 3 строфу. Что бы вы хотели выделить в ней? Какие слова? (чуждых стран, скучного покоя, пламенного боя).

Обратите внимание: какие эпитеты использует автор? А теперь попробуйте представить эту строфу без эпитетов. Что теряется? (Точность, конкретность). Для чего использует автор подчеркнуть свое отношение к тому, о чем он пишет). Страны, в которые его посылают не по своей воле, там где нет друзей, «уединения», будут для поэта всегда «чуждыми». А покой для человека жаждущего, ищущего, любящего всегда «скучен».

Бой - это вся жизнь поэта, посвященная воспеванию свободы. Жизнь, в ходе которой он боролся не только за свое творчество, но и за свою честь, за честь семьи.

Вывод учителя: Художественно-изобразительные средства -это те слова, через которые автор раскрывает свое или своего лирического героя внутреннее (душевное) состояние.

Обратимся к 4 строфе. Выделим ключевые слова. (Обман, светило).

Слово обман,  как известно, несет в себе отрицательный смысл. А в данном случае, что есть обман? Почему «священный, сладостный» обман? (В сочетании с данными эпитетами слово обман навевает мысль о том, что речь идет о надежде, о лелеемой надежде, о том, чем он обманывался - это его любовь - «души волшебное   светило»,   то   что   его   питало,   дарило   ему   силы, вдохновение).

Вывод о роли художественно-изобразительных средств.

Прочитаем    5    строфу.    (Раны,    воспоминанье,    надежда, желанье). Если к слову «раны» подобран эпитет «сердечный» (любовных), то к остальным словам - нет.

А какие слова (части речи) рядом? (Глаголы).

-        В какой форме? (В форме повелительного наклонения).

Автор    использует    глаголы    в     форме     повелительного наклонения, чтобы дать прежде самому себе установку, если хотите, приказ на то, чтобы забыть любовь, которая ушла безвозвратно, и не тешить себя напрасной надеждой.

VIII. Работа над композицией стихотворения.

А теперь обратим внимание на особенность построения стихотворения, т.е. на его композицию.

-        Что сразу бросается в глаза? (Повтор одной и той же строчки: «Храни меня, мой талисман»).

Каждая строфа заканчивается одной и той же строчкой, кроме 1 строфы, которая начинается с этого обращения.

-        Поэт обращается к талисману, а талисман - это перстень-кольцо. В основе стихотворения лежит образ кольца. Что общего между  своеобразием  композиции  и  талисманом?   (Композиция имеет форму кольца - кольцевая композиция).

- В      основе     каждого      произведения,     лирического     или прозаического, лежит идея. Какова идея этого стихотворения?

В какой форме написано стихотворение? (В форме обращения)

жанр стихотворения: Мы уже сказали о том, что стихотворение написано в форме обращения. Поэт очень часто обращается к талисману, как к ангелу-хранителю.

А когда нам бывает очень трудно - мы чувствуем отчаяние, отпускаются руки - к кому мы обращаемся в последней надежде? (К богу)

Как называется обращение к Богу? (Молитва)

Именно к какому жанру относится данное стихотворение.

 

 

Еще раз выразительно прочитаем стихотворение «Храни меня, мой талисман».

 

Вывод по уроку.

А.С. Пушкин свято верил во всезащищающую силу любви, силу талисмана. Но не уберег чудодейственный талисман ни его любви, ни его жизнь. В преждевременной смерти поэта по иронии судьбы роковую роль сыграла любовь.

Любовь, любовь!

Она ли не воспета!

Не ей ль в веках не

Воздано свое,

 Влюбленные, счастливые

Поэты: «Сильна, как смерть»,-

Шептали про неё.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин. " Храни меня, мой талисман.."

Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Выступление на родительском собрании на тему "Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня"

Цель: Способствовать формированию нравственной культуры родителей, развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье. (Выступление на общешкольном родительском собрании)...

Храни меня мой Талисман

О стихотворении Пушкина а.С....

Творческая работа Храни меня мой талисман

Внекласное мероприятие "Храни меня мой талисман"...