И это только волн разбег
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок этот очень дорог мне: «Душа полна тобой»... (образ женщины в русской поэзии и живописи). Пронзительная тема любви к женщине, ее высокого предназначения смею надеяться, затронула живые струны души моих слушателей. После урока ко мне подходили многие учителя, в большинстве, конечно же, женщины и искренне благодарили за то, что получили возможность почувствовать себя красивыми и любимыми...

Зацелована, околдована

С ветром в поле когда-то обвенчана

Вся ты, словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина...

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе к уроку 15.41 КБ
Файл Конспект урока22.91 КБ

Предварительный просмотр:

«И это только волн разбег...»

 

Мой первый успех... Когда это было? Давно. А кажется, что совсем недавно. Памятный 1995 год. Считаю его самой значительной вехой в своей биографии. Все было впервые: первый профессиональный конкурс («Учитель года - 95»), первое знакомство с учителями улуса, первое публичное выступление, первый урок за пределами родной школы.

Урок этот очень дорог мне: «Душа полна тобой»... (образ женщины в русской поэзии и живописи). Пронзительная тема любви к женщине, ее высокого предназначения смею надеяться, затронула живые струны души моих слушателей. После урока ко мне подходили многие учителя, в большинстве, конечно же, женщины и искренне благодарили за то, что получили возможность почувствовать себя красивыми и любимыми...

Зацелована, околдована

С ветром в поле когда-то обвенчана

Вся ты, словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина...

Многим известно чувство сладкой тревоги, волнения, беспокойства перед чем-то новым. Ночь перед уроком была полна именно такими чувствами.

В голове, не преставая, звучали стихи, нежная, завораживающая мелодия "Лунной сонаты" и бесконечные вопросы: Как же все пройдет? Смогу ли я достучаться до сердечек не знакомых мне ребят? Сумею ли создать доверительную атмосферу в классе и быть ученикам интересным собеседником? Ведь именно этого требовала тема урока.

И вот я вошла первый раз в совершенно новый для меня класс. Мне вдруг сразу показалось, трудно объяснить почему, что все обязательно получится. Тут же улетучилась неприятная скованность, перестали сохнуть губы и дрожать голос. Я видела перед собой добрые, полные любопытства глаза юных слушателей и моих коллег, которые пришли поддержать меня. И в благодарность за это я собрала воедино все свои возможности, способности, обаяние и спела песнь во славу женщины, и мне вняли, пусть не словесно, как хотелось бы, но выразительная мимика ребят, заинтересованное выражение их глаз говорили, что и они пели вместе со мной. ...Женщина - музыка.

Женщина - свет!...

В какой-то момент урока я вдруг заметила, что юноша, сидящий прямо перед мной за первой партой, что-то сосредоточенно рисует и, на первый взгляд, совсем не обращает внимание на происходящее: «Ну, что же, - подумала я - кому-то показалось скучновато»... Урок закончился, класс вскоре опустел, а листок с рисунком сиротливо лежал на столе, забытый то ли случайно, то ли нарочно своим хозяином. Я взяла его и увидела то, от чего мое настроение улучшилось вдвойне - лицо очаровательной девушки. Этот рисунок я храню как реликвию, как приятное напоминание о моей первой маленькой победе.        

Этот урок перевернул всю мою жизнь. Знающий меня – улыбнется. Жизнь моя наполнилась светом, обрела смысл. И чем дальше уходит от меня 1995 год, тем острее хочется вспоминать это время. Почему? Память сплетает свой узор по невидимым нам законам, но мне кажется, я знаю ответ.

Именно те люди, которые убедили меня поехать на профессиональный конкурс, заметили и выделили молодую учительницу из немалого числа прекрасных учителей, поддержали словом и делом, именно они создали меня, слепили, и без них я не стала бы тем, кто я есть.

Мой первый успех - это соприкосновение с добром, нежностью и человечностью.

Мне помогли раскрыть свой творческий потенциал, и я поняла главное - теперь я должна сама поддержать, помочь окрепнуть юным дарованиям. Это цепочка не может оборваться. Я считаю, что очень важно не просто обрести веру в себя, а обрести веру в себя кому-то. Думая об этом, я создавала в школе Клуб любителей поэзии «Лирик». Проба пера всегда трудна и не каждый возьмется всерьез за это дело.

Н. Заболоцкий точно заметил: «Поэзия не для тех, кто играя в шарады, надевает колпак колдуна»... Клуб работает недолго, но я посвященном 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина в номинации «Творчество учащихся». 1 место в республиканском конкурсе детских сочинений под девизом «Мой дом - мое счастье» среди 6-8 классов. Публикации ребят в улусных и республиканских печатных изданиях. Хотелось бы верить, что имена моих воспитанников и их, пока еще не совершенная , но искренняя поэзия станет достоянием не только родной школы, но и улуса, республики.

Мой первый успех. Он окрылил меня, зарядил энергией, уверенностью на долгие годы. Я благодарна всем, кто был со мной рядом, кто поверил в мой педагогический талант.

Дай, боже, эту веру оправдать!

Дай силы не сойти с дороги трудной,

Дай крылья, чтоб над суетой и временем летать

И разум дай, чтоб делать это мудро!

2000 г.

 



Предварительный просмотр:

«Я вся закутана в печали...»

 

Цели урока:

Приобщить   учащихся   к   поэтическому   миру,   духовным исканиям поэта Марины Цветаевой, в судьбе которой отразилась трагедия целого народа;

Показать, как мировосприятие поэта отразилась в ее поэзии;

Пробудить    чувство    трепета,    удивления,    волнения    от прикосновения к высокой поэзии.

 

«Красной кистью рябина зажглась...»

Звучит музыка Шопена.

Учитель читает стихотворение «Моим стихам...»

Очень хочется сейчас услышать ваши впечатления от прозвучавшего стихотворения. Поделитесь.

 Взволновало ли оно вас? Чем? Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? Как вам кажется, такая поэзия воспринимается умом или сердцем? Почему?

Ответы:

В этом стихотворении мы слышим ничем не прикрытую грусть.

Это стихотворение оставляет не тускнеющее впечатление от бьющего в глаза одиночества, заброшенности, отчуждения. И все же в конце мы слышим веру и надежду.

Я знаю, что вам сейчас трудно ответить на заданные вопросы, но я очень надеюсь, что урок поможет вам найти ответы обязательно. В конце урока я задам вам эти вопросы еще раз.

Учитель:

Приглашаю вас в поэтический мир большого поэта Серебряного века Марины Цветаевой, в нелегкой судьбе которой отразилась трагедия страны, трагедия целого народа; мы постараемся понять мировосприятие Марины Цветаевой и то, как оно преломилось а ее творчестве, необыкновенно ярком и своеобразном. «Я вся закутана в печаль»,- так я назвала свой урок.

- Давайте мысленно окунемся в атмосферу загадочного ренессансного Серебряного века. Ответьте мне на такой вопрос:

Каким содержанием вы наполняете Серебряный век?

Что для вас Серебряный век?

Какое бы вы могли дать определение Серебряному веку?

- Да, Серебряный век - это эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий.

Блестящее созвездие имен просто ошеломляет:

Д. Мережковский, З.Гиппиус, А. Блок и А. Ахматова, В. Брюсов и К. Бальмонт... Можно долго перечислять список известных имен, каждое из которых прославило русскую литературу.

О Марине Цветаевой мы знаем не так много, но совершенно точно знаем одно, что без ее произведений картина литературной и общественной жизни была бы далеко не полной. К ее внешности, к ее творчеству никогда не было однозначного отношения: ею восторгались, пророчили ей великое будущее, о ней спорили, ее низвергали, ею любовались.

Создание проблемной ситуации:

Так кто же она?

Дерзкая, самовлюбленная, поэтесса, не лишенная поэтического дарования или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов?

Попытаемся понять.

В один из московских, осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка, что близ Патриарших прудов вышла невысокая, круглолицая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар и направилась в Леонтьевский переулок. В руках у нее была внушительная стопка стихов, а в душе дерзость и нерешительность.

В этот знаменательный день Марина Цветаева постучалась в дверь русской литературы...

Работа с портретом: Взгляните на ее портрет.

Какой вы представляете себе Марину Цветаеву как человека, как личность по портрету? (запас наводящего вопроса: Какая она? Печальная

Одинокая

Замкнутая
-     Талантливая
-     Экстравагантная)

Кто создан из камня,
Кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю,

Мне дело - измена,

Мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

 

- Перед вами портрет, где Марина запечатлена в самый расцвет своей красоты. «Цветком, поднятым над бровями, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных как у детей волос. Ясная зелень ее глаз, слегка затуманенная близоруким взглядом, имеет в себе что-то колдовское...

 

.   Детство.

«Красною кистью

рябина зажглась,

Падали листья -

Я родилась.

Спорили сотни колоколов,

День был субботний,

Иоанн Богослов.

Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.

 

Эпиграфом к нашему уроку звучат строки: «Красною кистью рябина зажглась...». Именно рябина навсегда вошла в геральдику ее жизни и творчества. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом ее судьбы, такой же горькой и пылающей творчеством.

Детство.

Счастливая    «невозвратимая»    пора.    Рождественской    елки, увлекательные рассказы   матери   о   короле   Лире,   о   молодом Людовике Баварском;

Музыка Шумана, Грига и, конечно же, книги    «в потертом красном переплете».

«Этот мир невозвратно чудный!

Ты застанешь еще, спеши.

В переулок сходи Трехпрудный,

В эту душу моей души.»

В 1906 году умерла мама. И детство кончилось. Ушло счастье и радость.

«С милым детством я прощалась

плача в пятнадцать лет...»

С самого детства она почти физически ощутила над собой злой рок. Всех, кого она любила, уходили из жизни, оставляли ее одну, закутывая в печаль, тоску ее душу.

Жизнь никогда не баловала ее, наоборот, преследовала с редким ожесточением. Даже тогда, когда она была переполнена счастьем.

1.   Марина и Сергей

Май.   Коктебель.   Необычайно   спокойно   и   хорошо.   Воздух наполнен нежным ароматом акаций и терпким запахом моря.

Они встретились на пустынном берегу, усеянном мелкой галькой коктебельского пляжа. Она собирала камушки, он помогал ей. Есть такие голоса, Что смолкаешь, Им не вторя. Есть огромные глаза Цвета моря... Это был Сергей Яковлевич Эфрон.

Заглянув в них и все прочтя все наперед, Марина загадала: «Если он подойдет и подарит сердолик, я выйду за него замуж». Конечно, сердолик он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не открывал своих серых глаз от ее зеленых, и вложил его в ладонь. Она хранила его всю жизнь. Именно ему, мужу, другу, любимому она посвятила лучшие свои стихотворения.

 

«Я с вызовом ношу его кольцо...»

Казалось, что все, как нельзя, хорошо. Рядом любимый человек, друзья и крохотная дочурка Аля. Все то, что так или иначе составляло счастье бытья, неожиданно подверглось нападению демонических сил. Как-то она заметила: «Из истории не выскочишь». Эти слова сбывались, можно сказать, на каждом шагу. Время неустанно вторгалось в ее жизнь.

Империалистическая война. Уход С. Эфрона на фронт. Предчувствие близких перемен без понимания - к лучшему они или к худшему. И, наконец, революция. Муж с белыми. Они в красном столице, где ее духовное одиночество становится невыносимым.

1920 год. В заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил вечер поэтесс. Одна за другой выходили на сцену представительницы московской богемы. Публика заметно скучала... Как вдруг, словно из темноты студеной ночи, явилось взору настороженно притихшего зала женщина в черном, как облачение монахини, платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее вызывающе независимой, а вся она дышала каким-то внутренним протестом, передававшимся и зрителям.

Музыкальный фон.

 

«Я расскажу тебе...»

Это была Марина Цветаева, поэтесса, которую уже стала

забывать литературная Москва. Многие знали или, вернее, догадывались, что революция ее не вдохновляла, что она сторонится общества молодых московских поэтов и живет почти в полном отчуждении. И поэтому ее столь неожиданное появление было воспринято как вызов происходящему. В финал вечера Марина Цветаева прочитала стихотворение «Пригвождена к позорному столбу...»

Зал негодовал, рукоплескал, молча сочувствовала и поклонялась перед силой духа и таланта поэтессы...

А вас взволновало это стихотворение? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Какие чувства вызывают у вас эти строки?

Как   автор   передает   смену   чувств,   волнующих   лирическую героиню? (начало: скорбно-торжественное, в какой-то момент это чувство перерастает в гнев и негодование, которые сменяются сожалением  и  в  самый  последней  строке  мы  явно  чувствуем обреченность. Но какую? Гордую.

Можно ли сказать, что Марина Цветаева отождествляет ее с собой?

А почему?

Как  вы  понимаете  значение  главного   слова  в   стихотворении «Пригвождена»?

Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Не напоминает ли это слово вам библейский сюжет?

Какое  значение  заключает  в   себе   слова  «славянские  совести старинной»?

 

 

Пересмотрите все мое добро...
О каком добре идет речь?

« В моей руке лишь горстка пепла...»

Что означает слово пепел в контексте стихотворения?

•        Как  вы  думаете,   какое  символическое  значение  несут  слова: причастница (перед причастьем змея (с змеею в сердце) клеймо (с клеймом на лбу))

 

Вывод:

Именно в этом стихотворении, которое критики называют самым великим в творчестве Марины Цветаевой, отразилась вся ее трагическая судьба.

Счастья не было на родине, не смогла она обрести и в эмиграции. За долгие 17 лет одиночество, непонимание, трудная жизнь, доходящая до нищеты и ничем не заглушаемая тоска по родине. В 1939 году она возвращается с сыном Георгием в Россию.

Но надежды, связанные с возвращением , не оправдались. Арест мужа, старшей дочери. 8 августа 1941 г. вместе с сыном Георгием она уехала в г. Елабуку, что на Каме. Навис ужас остаться без работы, постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная  изоляция.  Ни  весточки  от родных.  И думы,  думы, испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. Она принимает решение уйти из жизни.

 

Вскрыла жилы.

Неостановимо,

Невосстановимо

Хлещет жизнь...

 

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой.

 

«Мурлыга, прости меня !

Но дальше было бы хуже.

Я тяжело больна, это уже не я.

Люблю тебя безумно.

Пойми, что я больше не могла жить».

 

«Елабужский гвоздь»

У художника может остановиться рука, у музыканта может остановиться рука, у ваятеля может остановиться рука, у поэта может остановиться только сердце.

Смерть поэта тоже входит в его бытие. А его бытие принадлежит будущему. Это будущее уже наступило. Исполнилось пророчество Марины Цветаевой: «Ее стихам настанет свой черед».

Музыкальный фон.

 А сейчас, ребята, прочитайте, пожалуйста, отрывки тех стихотворений, которые вам понравились, запомнились, изумили.

(Учащиеся читают отрывки)

Я надеюсь, что вы не остались равнодушными к любимой мною Марине Цветаевой.

 

Номинация «Лучший урок» в республиканском

конкурсе «Учитель года-2000».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковые волны и не только…

Звуковые волны и не только…        Урок обобщения и углубления знаний является заключительным в теме «Звуковые волны» в курсе физики 11 класса. Основной целью  ...

Звуковые волны и не только…

Звуковые волны и не только…        Урок обобщения и углубления знаний является заключительным в теме «Звуковые волны» в курсе физики 11 класса. Основной целью  ...

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач.

Уроки по физике на тему "Механические волны", Общее определение волны, определение механической волны, виды волн,свойства волн, характеристики волн, подборка заданий для определения длины волны, скоро...

Конспект урока легкой атлетике по теме «Прыжок в длину с разбега прогнувшись» Тема: «Прыжок в длину с разбега прогнувшись».

Конспект урока легкой атлетике по теме «Прыжок в длину с разбега прогнувшись»Тема: «Прыжок в длину с разбега прогнувшись»....

Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Волновые явления. Распространение волн. Харак-теристики волны: длина волны, скорость волны»

УРОК Цель урока: 1) Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде          2) Дать определение механических волн. Виды механической волны:...

конспект урока в рамках ФГОС «Обучение техники метания мяча с разбега. Правила метания с разбега»

Место проведения: спортивная площадкаЦель: Познакомить с техникой метания мяча на дальностьУчебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:1. Развитие мотивов в учебной деятельности ...