И пусть мой стих переживет столетья
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

На примере только одного произведения великого Шекспира, а именно сонета №7, попытаемся постичь глубину его творчества. А через глубину, в которую мы лишь попытаемся погрузиться, порассуждаем на достаточно интересные темы, волнующие нас, в любом возрасте, проблемы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«И пусть мой стих переживёт столетья...»

(поэтика одного сонета У. Шекспира)

 

1 этап.

Организационный момент. Приветствие.

 

- Добрый день! Я рада приветствовать всех вас на уроке духовности.

 

Восприятие.

 

Вводное слово учителя.

Звучит инструментальная музыка, диск №6, 4 трек.

В исполнении учителя звучат достаточно известные сонеты

У. Шекспира: №102 («Люблю, но реже говорю об этом…»)

№130 («Её глаза на звезды не похожи…»)

№5 («Украдкой время с тонким мастерством…»)

Вопрос: Полагаю, что автор прозвучавших строк вам хорошо знаком?

(в ответах учащихся должно прозвучать имя Шекспира)

Комментарий: Да, действительно, эти великолепные строки принадлежат перу титана Эпохи Возрождения, замечательного поэта, драматурга, чьё творчество продолжает жить уже более четырёх столетий. Уильяма Шекспира, который в своё время о своём поэтическом творчестве пророчески сказал: «И пусть мой стих переживёт столетья…» 1 слайд (данная строка выплывает на интерактивной доске)

 

3 этап.

Определение темы и целевой установки урока.

«И пусть мой стих переживёт столетья…». Именно так я назвала тему нашего с вами общения.

- Сегодня мы на примере только одного произведения великого Шекспира, а именно сонета №7, попытаемся постичь глубину его творчества. А через глубину, в которую мы лишь попытаемся погрузиться, порассуждаем на достаточно интересные темы, волнующие нас, в любом возрасте, проблемы.

 

4 этап:       2 слайд

 Работа с портретом У. Шекспира.

(беседа на восприятие с элементами анализа)

Перед вами Гравюра 1610 года работы Мартина Друшаута. Знакомьтесь, Уильям Шекспир!

Что в портрете вас привлекает сейчас? Всмотритесь. На что в портрете вы обратили сразу своё внимание? Уже много чего зная о поэте, видя его портрет, что вы можете о нём сказать?

(глаза, взгляд: умный, глубокий, проницательный, вдумчивый)

слово о Шекспире (ученик)

Вывод учителя: Я с вами полностью согласна: глаза, как зеркало души, говорят нам о том, что перед нами человек, умудрённый богатым жизненным опытом, романтик, одарённый, философского склада ума. Об этой гравюре, выполненной современником Шекспира, Мартином Друшаутом, поэт Бен Джонс, также современник Шекспира, писал:

Здесь на гравюре видишь ты поэта внешние черты.

Художник сколько мог состязался.

О, если б удалось ему черты,

Присущие ЕМУ на меди вырезать как лик,

Он был бы истинно велик!

Но он не смог.

И мой совет: смотрите книгу, не портрет.

 

5 этап:

Анализ сонета №7

работа с определением сонета

Итак, последуем совету современника Шекспира и обратимся к его поэтическому творчеству, непосредственно к сонетам поэта.

В период с 1594 года Шекспир написал 154 сонета.

Давайте определимся, что такое сонет? Какие отличительные достоинства он имеет? Дают ученики.

(на экране появляется определение сонета, читает ученик). 3 слайд

Сонет (итал. sonetto, от sonare – звучать, звенеть) – итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в XIII веке. Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть сонета состоит из двух катренов (четверостиший), вторая – из двух терцетов (трехстиший). Стихотворный размер сонета обычно пятистопный, реже шестистопный ямб.

 

Комментарий учителя:

 

- Я бы хотела подчеркнуть несколько их достоинств: первое: это то, что сонеты являлись для Шекспира своеобразным дневником наблюдений, чувств, впечатлений, мыслей. Сонеты вызывали и вызывают неподдельный интерес ещё и потому, что в них Шекспир больше своих предшественников приблизил лирику к реальным чувствам людей.

Ещё одно достоинство отличает сонеты. Обратите внимание: они имеют свою внутреннюю композицию: три катрена (четверостишия) и 2 терцета (трёхстишия), а завершается двумя загадочными строками, «сонетным замком», содержащими основную мысль произведения.

Из 154 сонетов мы остановим своё внимание на одном из самых красивых и глубоких, сонете №7.

Чтение сонета: на английском языке, на якутском языке, на русском языке. Прочитав на английском языке, ученик говорит о том, что язык Шекспира очень своеобразен, он трудно поддаётся переводу… Прочитав на якутском языке, ученик кратко рассказывает об авторе перевода С. Руфове, который перевёл на якутский язык 154 сонета… Чтение текста на русском языке сопровождается рассказом о С. Маршаке, который единственный перевёл на русский язык 154 сонета.

Чтобы лучше понять, образно представить содержание сонета, предлагаю прогрузиться в сонетную миниатюру.

 

Образное представление сонета.

 

Сядем поудобнее, расслабимся, можете прикрыть глаза, чтобы ничто вам не мешало для лучшего образного представления. Сделайте спокойно вдох, выдох. Замечательно. Вы теперь спокойны, свободны от всего, вам хорошо.

 

звучит инструментальная музыка Жюля Масне «Размышление», диск №6, трек №15

 

Представьте себе раннее утро… Вы стоите на высоком холме,

с которого вам открывается удивительный простор… Там, вдалеке, где земля соприкасается с небосводом, сияет блеском золотая кайма.

 

Скоро взойдёт солнце. А вокруг тишина, лишь изредка нарушаемая робким пением птиц. Вы стоите, не шелохнувшись, словно боитесь нарушить её.

 

Вы вдыхаете прохладную свежесть раннего утра, аромат душистых трав. Вот лёгкий ветерок слегка коснулся вашего лица. Что вы чувствуете сейчас?

 

Вот уже золотая кайма засияла ослепительным блеском и солнечные лучи – искорки озарили всё пространство вокруг!

 

Пылающую голову рассвет

Приподымает с ложа своего,

И всё живое шлёт привет,

Лучистое встречая божество.

 

Вы видите, как небо полыхает яркими красками и как трава мерцает, играет капельками росы. И вот уже солнце достигло своей наивысшей точки. Оно – в зените. Каким вы его видите?

 

Когда в расцвете сил, в полдневный час

Светило смотрит с вышины крутой,

С каким восторгом миллионы глаз

Следят за колесницей золотой!

 

Постепенно буйство красок бледнеет, угасает блеск деревьев и цветов. Солнце опускается всё ниже и ниже. Откуда-то из-за холмов выползают синие вечерние сумерки.

Вы молча провожаете солнце долгим взглядом. И вот оно скрывается за горизонт. Что вы переживаете в эти минуты? Какие эмоции возникают?

 

Когда же солнце завершает круг

И катится устало на закат,

Глаза его поклонников и слуг

Уже в другую сторону глядят.

Оставь же сына, юность хороня,

Он встретит солнце завтрашнего дня!

 

Работа с образоном.

Так о чём же, друзья мои, оказывается, этот сонет? (о солнце).

О солнце ли он только? (нет…)

Совершенно верно. А помните, ребята, я вам говорила, что в сонете есть две интересные, даже загадочные строчки, называемые «сонетным замком»? нам придётся их разгадать.

Нам очень важно увидеть, в чём тайна Шекспировского сонета, увидеть за видимыми образами невидимое, скрытое от наших глаз…

Давайте в этом убедимся вместе.

На что похож путь солнца в движении? (на круг)

А что, по-вашему символизирует этот круг? (солнце – это символ, знак бесконечности, бесконечности жизни).

Давайте проследим вместе за движением солнца. Выделим этот круг, а вместе с тем циклы движения солнца. Кто нам в этом поможет? Ну, пожалуйста, …

 

Итак, солнце начинает путь. Оно в начале пути. Какое солнце вы увидели? Вспомните, а как вы его себе представляли в воображении? Как мы его назовём? Как его называет поэт? Найдите ключевое слово. Перечитаем эти великолепные строки (читают вслух) (РАССВЕТ).

Что символизирует рассвет солнца? Как вы думаете? Давайте подумаем.

Рассвет символизирует юность человека.

Человека встречают, как божество.

С рождением нового человека связываются новые надежды.

Солнце продолжает свой путь. Какое оно теперь? Вспомните свои впечатления от воображения. Найдите в сонете ключевое слово, сочетания слов. Солнце в расцвете сил, светило. Давайте прочитаем строфу.

Что символизирует зенит солнца? Как вы думаете? Зенит – это зрелость. Расцвет жизни. Период подъёма, творческих дерзаний…

Продолжаем путь солнца. Каким вы его видите в следующей строфе (терцете)? Давайте прочитаем. Соотнесите это с вашими представлениями (Оно катится устало на закат) говорит о

конце. Что символизирует собой закат? Закат – это старость. Конец жизни.

А куда смотрят люди? Как вы думаете? (они смотрят на рассвет, ждут нового дня) (появляется на доске круг – образон).

Настало время обратиться к тем загадочным строкам в конце сонета, называемые «сонетным замком», в которые автор заложил разгадку своего творения. Почитайте их. Как вы их понимаете? Какую мысль заложил в них поэт? Отличается ли сонетный замок в переводе на якутский, русский языки? Чем?

 

Беседа об увиденном и прочувствованном.

 

Обмен впечатлениями. Словесное рисование.

 

· Ребята, какие ваши впечатления? Завершая образное представление, давайте поговорим.

· Что вы при этом чувствовали? Высказывайтесь свободно.

· Какие моменты, образы вы представили особенно ярко?

· А какие звуки? Запахи? Краски?

Что вы переживали в тот момент, когда видели воображаемые картины?

 

Друзья мои, подошло время вывода. Кто попробует? Что представляет собой путь солнца в движении? (Солнечный круг символизирует жизнь, способную возродить в последующих поколениях. Солнечный круг – символ бесконечности жизни). Форма сонета и его содержание удивительно гармоничны: напоминает своеобразный круг.

 

7 этап.

 

Вывод учителя – рефлексия.

Как вам кажется, ребята, сумели ли мы приоткрыть завесу тайны Шекспировского сонета? Я тоже считаю, что сумели. В таком маленьком произведении скрыт такой глубокий философский смысл. Видимая сторона шедевра открыла нам невидимый новый мир под названием – жизнь человека. Не в этом ли гений Шекспира?

 

Друзья мои, если вам удастся когда-нибудь прочитать данный сонет в оригинале, вы сможете открыть его новые стороны, новые грани.

если останется время:

Какое состояние солнца вам нравится больше? В каком пути солнца вы находитесь сейчас? Поделитесь.



Предварительный просмотр:

«И пусть мой стих переживёт столетья...»

(поэтика одного сонета У. Шекспира)

 

1 этап.

Организационный момент. Приветствие.

 

- Добрый день! Я рада приветствовать всех вас на уроке духовности.

 

Восприятие.

 

Вводное слово учителя.

Звучит инструментальная музыка, диск №6, 4 трек.

В исполнении учителя звучат достаточно известные сонеты

У. Шекспира: №102 («Люблю, но реже говорю об этом…»)

№130 («Её глаза на звезды не похожи…»)

№5 («Украдкой время с тонким мастерством…»)

Вопрос: Полагаю, что автор прозвучавших строк вам хорошо знаком?

(в ответах учащихся должно прозвучать имя Шекспира)

Комментарий: Да, действительно, эти великолепные строки принадлежат перу титана Эпохи Возрождения, замечательного поэта, драматурга, чьё творчество продолжает жить уже более четырёх столетий. Уильяма Шекспира, который в своё время о своём поэтическом творчестве пророчески сказал: «И пусть мой стих переживёт столетья…» 1 слайд (данная строка выплывает на интерактивной доске)

 

3 этап.

Определение темы и целевой установки урока.

«И пусть мой стих переживёт столетья…». Именно так я назвала тему нашего с вами общения.

- Сегодня мы на примере только одного произведения великого Шекспира, а именно сонета №7, попытаемся постичь глубину его творчества. А через глубину, в которую мы лишь попытаемся погрузиться, порассуждаем на достаточно интересные темы, волнующие нас, в любом возрасте, проблемы.

 

4 этап:       2 слайд

 Работа с портретом У. Шекспира.

(беседа на восприятие с элементами анализа)

Перед вами Гравюра 1610 года работы Мартина Друшаута. Знакомьтесь, Уильям Шекспир!

Что в портрете вас привлекает сейчас? Всмотритесь. На что в портрете вы обратили сразу своё внимание? Уже много чего зная о поэте, видя его портрет, что вы можете о нём сказать?

(глаза, взгляд: умный, глубокий, проницательный, вдумчивый)

слово о Шекспире (ученик)

Вывод учителя: Я с вами полностью согласна: глаза, как зеркало души, говорят нам о том, что перед нами человек, умудрённый богатым жизненным опытом, романтик, одарённый, философского склада ума. Об этой гравюре, выполненной современником Шекспира, Мартином Друшаутом, поэт Бен Джонс, также современник Шекспира, писал:

Здесь на гравюре видишь ты поэта внешние черты.

Художник сколько мог состязался.

О, если б удалось ему черты,

Присущие ЕМУ на меди вырезать как лик,

Он был бы истинно велик!

Но он не смог.

И мой совет: смотрите книгу, не портрет.

 

5 этап:

Анализ сонета №7

работа с определением сонета

Итак, последуем совету современника Шекспира и обратимся к его поэтическому творчеству, непосредственно к сонетам поэта.

В период с 1594 года Шекспир написал 154 сонета.

Давайте определимся, что такое сонет? Какие отличительные достоинства он имеет? Дают ученики.

(на экране появляется определение сонета, читает ученик). 3 слайд

Сонет (итал. sonetto, от sonare – звучать, звенеть) – итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в XIII веке. Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть сонета состоит из двух катренов (четверостиший), вторая – из двух терцетов (трехстиший). Стихотворный размер сонета обычно пятистопный, реже шестистопный ямб.

 

Комментарий учителя:

 

- Я бы хотела подчеркнуть несколько их достоинств: первое: это то, что сонеты являлись для Шекспира своеобразным дневником наблюдений, чувств, впечатлений, мыслей. Сонеты вызывали и вызывают неподдельный интерес ещё и потому, что в них Шекспир больше своих предшественников приблизил лирику к реальным чувствам людей.

Ещё одно достоинство отличает сонеты. Обратите внимание: они имеют свою внутреннюю композицию: три катрена (четверостишия) и 2 терцета (трёхстишия), а завершается двумя загадочными строками, «сонетным замком», содержащими основную мысль произведения.

Из 154 сонетов мы остановим своё внимание на одном из самых красивых и глубоких, сонете №7.

Чтение сонета: на английском языке, на якутском языке, на русском языке. Прочитав на английском языке, ученик говорит о том, что язык Шекспира очень своеобразен, он трудно поддаётся переводу… Прочитав на якутском языке, ученик кратко рассказывает об авторе перевода С. Руфове, который перевёл на якутский язык 154 сонета… Чтение текста на русском языке сопровождается рассказом о С. Маршаке, который единственный перевёл на русский язык 154 сонета.

Чтобы лучше понять, образно представить содержание сонета, предлагаю прогрузиться в сонетную миниатюру.

 

Образное представление сонета.

 

Сядем поудобнее, расслабимся, можете прикрыть глаза, чтобы ничто вам не мешало для лучшего образного представления. Сделайте спокойно вдох, выдох. Замечательно. Вы теперь спокойны, свободны от всего, вам хорошо.

 

звучит инструментальная музыка Жюля Масне «Размышление», диск №6, трек №15

 

Представьте себе раннее утро… Вы стоите на высоком холме,

с которого вам открывается удивительный простор… Там, вдалеке, где земля соприкасается с небосводом, сияет блеском золотая кайма.

 

Скоро взойдёт солнце. А вокруг тишина, лишь изредка нарушаемая робким пением птиц. Вы стоите, не шелохнувшись, словно боитесь нарушить её.

 

Вы вдыхаете прохладную свежесть раннего утра, аромат душистых трав. Вот лёгкий ветерок слегка коснулся вашего лица. Что вы чувствуете сейчас?

 

Вот уже золотая кайма засияла ослепительным блеском и солнечные лучи – искорки озарили всё пространство вокруг!

 

Пылающую голову рассвет

Приподымает с ложа своего,

И всё живое шлёт привет,

Лучистое встречая божество.

 

Вы видите, как небо полыхает яркими красками и как трава мерцает, играет капельками росы. И вот уже солнце достигло своей наивысшей точки. Оно – в зените. Каким вы его видите?

 

Когда в расцвете сил, в полдневный час

Светило смотрит с вышины крутой,

С каким восторгом миллионы глаз

Следят за колесницей золотой!

 

Постепенно буйство красок бледнеет, угасает блеск деревьев и цветов. Солнце опускается всё ниже и ниже. Откуда-то из-за холмов выползают синие вечерние сумерки.

Вы молча провожаете солнце долгим взглядом. И вот оно скрывается за горизонт. Что вы переживаете в эти минуты? Какие эмоции возникают?

 

Когда же солнце завершает круг

И катится устало на закат,

Глаза его поклонников и слуг

Уже в другую сторону глядят.

Оставь же сына, юность хороня,

Он встретит солнце завтрашнего дня!

 

Работа с образоном.

Так о чём же, друзья мои, оказывается, этот сонет? (о солнце).

О солнце ли он только? (нет…)

Совершенно верно. А помните, ребята, я вам говорила, что в сонете есть две интересные, даже загадочные строчки, называемые «сонетным замком»? нам придётся их разгадать.

Нам очень важно увидеть, в чём тайна Шекспировского сонета, увидеть за видимыми образами невидимое, скрытое от наших глаз…

Давайте в этом убедимся вместе.

На что похож путь солнца в движении? (на круг)

А что, по-вашему символизирует этот круг? (солнце – это символ, знак бесконечности, бесконечности жизни).

Давайте проследим вместе за движением солнца. Выделим этот круг, а вместе с тем циклы движения солнца. Кто нам в этом поможет? Ну, пожалуйста, …

 

Итак, солнце начинает путь. Оно в начале пути. Какое солнце вы увидели? Вспомните, а как вы его себе представляли в воображении? Как мы его назовём? Как его называет поэт? Найдите ключевое слово. Перечитаем эти великолепные строки (читают вслух) (РАССВЕТ).

Что символизирует рассвет солнца? Как вы думаете? Давайте подумаем.

Рассвет символизирует юность человека.

Человека встречают, как божество.

С рождением нового человека связываются новые надежды.

Солнце продолжает свой путь. Какое оно теперь? Вспомните свои впечатления от воображения. Найдите в сонете ключевое слово, сочетания слов. Солнце в расцвете сил, светило. Давайте прочитаем строфу.

Что символизирует зенит солнца? Как вы думаете? Зенит – это зрелость. Расцвет жизни. Период подъёма, творческих дерзаний…

Продолжаем путь солнца. Каким вы его видите в следующей строфе (терцете)? Давайте прочитаем. Соотнесите это с вашими представлениями (Оно катится устало на закат) говорит о

конце. Что символизирует собой закат? Закат – это старость. Конец жизни.

А куда смотрят люди? Как вы думаете? (они смотрят на рассвет, ждут нового дня) (появляется на доске круг – образон).

Настало время обратиться к тем загадочным строкам в конце сонета, называемые «сонетным замком», в которые автор заложил разгадку своего творения. Почитайте их. Как вы их понимаете? Какую мысль заложил в них поэт? Отличается ли сонетный замок в переводе на якутский, русский языки? Чем?

 

Беседа об увиденном и прочувствованном.

 

Обмен впечатлениями. Словесное рисование.

 

· Ребята, какие ваши впечатления? Завершая образное представление, давайте поговорим.

· Что вы при этом чувствовали? Высказывайтесь свободно.

· Какие моменты, образы вы представили особенно ярко?

· А какие звуки? Запахи? Краски?

Что вы переживали в тот момент, когда видели воображаемые картины?

 

Друзья мои, подошло время вывода. Кто попробует? Что представляет собой путь солнца в движении? (Солнечный круг символизирует жизнь, способную возродить в последующих поколениях. Солнечный круг – символ бесконечности жизни). Форма сонета и его содержание удивительно гармоничны: напоминает своеобразный круг.

 

7 этап.

 

Вывод учителя – рефлексия.

Как вам кажется, ребята, сумели ли мы приоткрыть завесу тайны Шекспировского сонета? Я тоже считаю, что сумели. В таком маленьком произведении скрыт такой глубокий философский смысл. Видимая сторона шедевра открыла нам невидимый новый мир под названием – жизнь человека. Не в этом ли гений Шекспира?

 

Друзья мои, если вам удастся когда-нибудь прочитать данный сонет в оригинале, вы сможете открыть его новые стороны, новые грани.

если останется время:

Какое состояние солнца вам нравится больше? В каком пути солнца вы находитесь сейчас? Поделитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Митинг-концерт "Пусть мирно проходят года, пусть не будет войны никогда"

Митинг-концерт "Пусть мирно проходят года, пусть не будет войны никогда" можно провести как внеклассное мероприятие, посвященное Дню победы, в школе, на митинге у памятника погибшим....

Внеклассное занятие к столетию со дня рождения Сергея Михалкова: « По стихам Сергея Михалкова.»

13  марта  2013  года  –  юбилейная  дата  в  истории  детской  литературы: 100-летие со дня рождения  С.В. Михалкова, известного сове...

Раннее творчество А.А.Ахматовой "Пустейшие стихи бедной девочки"

Методическая цель урока – реализация деятельностного подхода к формированию и развитию творческой личности ученика через интеграцию знаний из области литературы и МХК. Тип урока - урок формирования но...

Документальный проект "Пусть мир услышит". Премьера документального фильма "ПУСТЬ МИР УСЛЫШИТ!" в кинотеатре "Иллюзион".

20 сентября 2017 г. учащиеся 6Б, 7А и 10Б классов и  учитель-дефектолог Кузина Е.А. побывали  на премьере документального фильма "ПУСТЬ МИР УСЛЫШИТ!",которая состоялась ...