Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Букарова Юлия Александровна

методические материалы для преподавателей литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Методическая разработка занятия

«Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…»

дисциплина «Литература»

Разработчик:

Букарова Ю. А., преподаватель

Санкт-Петербург

2018

Тема урока: «Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…».

Литература периода Великой Отечественной войны связана с именем многих великих русских писателей и включает в себя множество прозаических и лирических произведений, очерков журналистов и т.д.

Данный урок необходимо разбить на несколько этапов, чтобы дать учащимся последовательное, хотя и достаточно краткое представление о биографии некоторых писателей, журналистов, фотокорреспондентов, артистов той эпохи, без имен которых невозможно говорить о литературе данного периода. Кроме того, учащиеся должны понимать, что литература Великой Отечественной войны – это не только повести, рассказы и стихотворения о военном времени. Среди произведений о войне есть и поэмы, и драматургические произведения, и очерки, и сатира… Некоторые песни, которые звучали в тот период, без которых невозможно представить себе художественных фильмов о войне, тоже необходимо прослушать на данном уроке. Помимо того, учащиеся должны понимать, что есть произведения, в которых говорится только о предвоенной жизни героев, например, о взрослении человека, о мечтах, об идеалах советских людей, и о том, как меняются эти идеалы с началом войны. Такой объем информации невозможно вместить в рамки 45-ого урока, поэтому целесообразно проводить данный урок в паре     (2 урока по 45 мин. с перерывом на перемену).

Проверка домашнего задания предполагается по ходу всего парного урока. Учащиеся должны получить домашнее задание примерно за неделю от предполагаемого урока. Среди заданий – чтение стихотворений наизусть, подборка интересного иллюстративного материала на тему Великой Отечественной войны, подготовка коротких докладов, касающихся биографии писателей заданной эпохи. План для подготовки домашнего задания учитель дает тем ученикам, которые отвечают за составление докладов о личностях писателей, артистов или героев литературных произведений.

Урок необходимо проводить в обязательном сопровождении презентации, которая не только создаст необычную атмосферу урока, но и поможет учителю объяснить ученикам некоторые моменты символики советского времени.

По ходу урока предполагается краткое составление конспекта учениками. Поскольку урок рассчитан, прежде всего, на развитие духовных качеств учащихся, на развитие патриотизма подростков, то в тетрадях достаточно сделать записи основных имен и произведений периода Великой Отечественной войны, с тем, чтобы учащиеся имели у себя информацию о литературе, которую желательно прочитать просто для себя. Кроме того, урок не предполагает последующих практических и контрольных работ, поэтому кратких основных записей для конспекта будет достаточно.

Цель урока: формирование знаний у учащихся о русских писателях и поэтах и значении их поэзии в период Великой Отечественной войны и в наше время.

Задачи:

1) Образовательные:

- познакомить учащихся с русскими писателями и поэтами периода ВОВ;

- показать в ходе урока жанровое разнообразие литературы данного периода;

- показать значение литературы и искусства для людей той эпохи.

2) Развивающие:

- совершенствовать навык самостоятельной работы с текстом;

- совершенствовать умение учащихся анализировать поэтическое и прозаическое произведение.

3) Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма и гордости к своему народу и к своей Родине;

- способствовать эстетическому воспитанию учащихся, посредством изучения и анализа произведений о ВОВ.

Тип: урок-семинар.

Оборудование: портреты писателей и поэтов периода ВОВ, медиапроектор, аудиозаписи, презентация.

Методы работы: слово учителя, исследовательский метод, беседа, наглядный метод.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (1 мин.).

Приветствие учащихся.

  1. Сообщение темы урока (1 мин.).

Сегодня на уроке мы поговорим о писателях, искусстве и литературе, связанных с одним из самых страшных исторических периодов нашей Родины – с периодом 1941 – 1945 гг. Давайте запишем тему урока в тетрадь: «Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…». (Учитель записывает тему урока на доске и включает медиапроектор для сопровождения урока презентацией). Наше сегодняшнее занятие пройдет в форме семинара. Много нового и интересного о литературе данного периода Вы узнаете от учителя и от своих сокурсников. Вспомним, что занятие-семинар предполагает обсуждение докладов, вопросы и выступления большинства участников занятия.

  1. Актуализация материала  (3 мин.).

Большинство писателей периода ВОВ почувствовали себя мобилизованными с первых дней войны. Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись.

Примерные вопросы для вводной беседы:

- Имена каких писателей периода ВОВ вам известны?

- Какие произведения этих писателей вы читали?

- Давайте вспомним, есть ли художественные фильмы, созданные по мотивам произведений, которые вы сейчас назвали?

- Есть ли что-то общее у этих произведений? Что именно?

Два сегодняшних урока мы разделим на несколько этапов, и подробно поговори о каждом из них.

  1. Поэзия (30 мин.).

Поэтический символ ВОВ появляется через несколько дней после начала войны. Им стала песня на стихи Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Давайте прочитаем это произведение и поговорим о нём (читает один ученик, остальные про себя).

Примерные вопросы для анализа:

- Как вы думаете, какова была основная цель данного произведения?

- Показывает ли автор читателю реальные картины войны?

- Кто является лирическим героем стихотворения?

- В стихотворении множество тропов, какого эффекта добился автор, используя их? Приведите примеры.

Конечно это не единственное стихотворение о войне, поскольку в тот период появилось целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым. Одной из поэтесс, писавших о войне, была А. Ахматова.

Далее предполагается короткое выступление 2-х учащихся с последующим анализом стихотворения.

План доклада (приветствуется иллюстративный материал):

а) годы жизни А. Ахматовой;

б) коротко о довоенной жизни поэтессы;

в) в каком городе застала её ВОВ?

г) деятельность А. Ахматовой в годы войны;

д) чтение стихотворения «Мужество» наизусть и самостоятельно продуманные вопросы для анализа.

- Ещё один замечательный поэт, чьи стихи посвящались ВОВ и солдатам, павшим за Родину – С. С. Орлов.

Далее предполагается короткое выступление 2-х учащихся с последующим анализом стихотворения.

План доклада (приветствуется иллюстративный материал):

а) годы жизни С. Орлова;

б) краткая биография поэта;

в) советский поэт и сценарист;

г) чтение стихотворения «Руками, огрубевшими от стали…» наизусть и самостоятельно продуманные вопросы для анализа.

- Говоря о военной поэзии, жителям Санкт-Петербурга нельзя не вспомнить о блокаде Ленинграда. Давайте вспомним об этом страшном периоде для нашего города и поговорим об Ольге Берггольц.

Выступление 2-х учеников.

План доклада (приветствуется иллюстративный материал):

а) кратко о личности О. Ф. Берггольц, годы жизни;

б) награды и крылатая фраза;

в) темы стихотворений

г) чтение стихотворения «Я говорю с тобой под свист снарядов…» наизусть и самостоятельно продуманные вопросы для анализа.

- Говоря о поэтических произведениях, нельзя не сказать о том, какое огромное значение для простого солдата имела песня. В период войны появилось не только множество стихотворений, увековечивающих в нашей памяти подвиги героев ВОВ, но и множество песен. Эти песни согревали душе солдата, заставляли вспомнить их о доме, о любимой женщине, о семье, о прошлой мирной жизни, к которой многие из них уже никогда не вернутся. Давайте прослушаем сейчас две совершенно разные песни военных лет и попробуем проанализировать – что в них общего и в чём их разница.

Далее слушаем две песни с последующим обсуждением. 1. «Землянка» на стихи Алексея Суркова. 2. «Смуглянка» на стихи Якова Шведова.

Примерные вопросы для анализа:

- Есть ли четкий сюжет у этих произведений?

- Назовите лирических героев этих композиций?

- Какое настроение вызывает у Вас каждая из песен?

- Итак, вы прослушали две песни, в чём их разница? (Необходимо получить как можно больше ответов учащихся).

- Что всё-таки объединяет эти тексты песен?

- Итак, мы поговорили с вами о стихотворениях и о музыкальных произведениях ВОВ. Но вам надо знать, что в те времена было огромное разнообразие жанров художественной литературы. Пока что на уроке мы столкнулись только с одним задорным, весёлым текстом – текстом песни «Смуглянка», другое яркое, весёлое произведение, которое мы будем изучать более подробно на последующих уроках литературы – поэма «Василий Тёркин».

- Помимо стихотворений и поэм в период ВОВ были в стихах написаны оды, баллады, басни, даже эпиграммы. К сожалению, за два урока мы не сможем рассмотреть и поговорить о каждом поэтическом жанре даже кратко. Давайте рассмотрим только последний – один из самых необычных для военных лет – эпиграмма.

Далее выступает учащийся с докладом.

Задание для доклада:

а) что такое эпиграмма?

б) подготовить небольшую презентацию – текст эпиграммы и иллюстрация к тексту.

в) самостоятельно подготовить вопросы для других учеников.

  1. Проза (25 мин.).

Прозу периода ВОВ принято разделять на два этапа. 1. Проза военных лет: рассказы, очерки, повести, написанные непосредственно во время военных действий. 2. Послевоенная проза, в которой происходило осмысление многих больных вопросов: за что русскому народу выпали на долю такие тяжкие испытания? почему в первые дни и месяцы войны русские оказались в столь беспомощном и унизительном положении? кто виноват во всех страданиях?

- Сегодня в рамках нашего небольшого занятия мы поговорим о нескольких писателях той эпохи.

Далее выступают ученики с докладами.

План доклада:

а) Константин Симонов. Годы жизни и личность писателя.

б) Константин Симонов и Валентина Серова. История любви.

в) Перечислить основные произведения; кратко сказать, о чём они.

ПЕРЕРЫВ НА ПЕРЕМЕНУ

План доклада:

а) Михаил Шолохов. Годы жизни и деятельность в период ВОВ.

б) Подготовить небольшую презентацию и рассказ к ней на основе художественного фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

План доклада:

а) Б.Л.Васильев. Годы жизни и личность писателя.

б) «Завтра была война». Кратко рассказать, о чём повесть.

в) Интересные факты (запрет на публикацию, постановки, экранизация и другие постановки).

  1. Публицистика (12 мин.).

Давайте вспомним, что такое публицистика и подумаем, какое значение она приобретала в годы войны. Итак, публицистика – это род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. высший род журналистики. Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С творчеством публициста несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда…

В годы Великой Отечественной войны стало выходить множество печатных изданий газет, в том числе иллюстрированное издание – «Фотогазета», с периодичностью шесть раз в месяц. «Фотогазета» выходила до Дня Победы. Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания.

Далее выступает ученик с докладом.

План доклада:

а) Алексей Толстой. Годы жизни и личность писателя.

б) Деятельность в период ВОВ.

в) Основные темы.

Далее выступает ученик с докладом.

План доклада:

а) Работа журналистов и фоторепортеров. Имена и смысл работы.

б) Печатное издание "Фотогазета". Рассказать интересные факты и представить иллюстративный материал.

  1. Драматургия (14 мин.).

- Во время войны было сочинено немало пьес схематичных, далеких от действительности; некоторым вещам, в которых хотя и были живые приметы современности, недоставало серьезного осмысления перевернутой войной жизни. Они ставились театрами, которые не мыслили свое творческое существование в стороне от того, чем жил тогда весь народ, но настоящего удовлетворения зрителям не приносили. Самыми яркими достижениями драматургии того времени стали четыре пьесы: первые три – «Русские люди» Константина Симонова, «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова –  были поставлены во множестве театров, удостоены высоких премий; у четвертой – «Дракон» Евгения Шварца – сценическая судьба не была счастливой. Написанная в 1943 г., восторженно встреченная в литературных и театральных кругах (четыре московских театра добивались права на ее постановку), пьеса после премьеры в Театре комедии в 1944 г. была без объяснения причин запрещена Комитетом по делам искусства и снова поставлена только через восемнадцать лет, в 1962 г., через четыре года после смерти автора.

        Далее выступают 2 ученика с докладами.

а) Леонид Леонов. Годы жизни и личность писателя.

б) Пьеса «Нашествие». О чем произведение

в) Экранизации и постановки в послевоенные годы.

8. Подведение итогов урока и выставление оценок (3 мин.).

- Давайте вспомним, о каких великих писателях и поэтам мы сегодня говорили?

- Какие жанры литературы существовали в период ВОВ?

- На какие два периода принято разделять прозу ВОВ?

- Каково было значение публицистики в ту эпоху?

- Как позднее назовут поколение молодых поэтов, писавших о войне?

- Как принимала публика драматургию в период ВОВ?

- Что нового или необычного вы для себя узнали?

9. Домашнее задание (1 мин.).

- На следующем уроке мы продолжим разговор о литературе военных лет. Мы начнём подробно изучать роман Юрия Бондарева «Горячий снег», который вы продолжаете читать дома.

Библиография:

  1. Адамович А. Каратели. – М., 1983.
  2. Великая Отечественная война, 1941 – 1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. ред. О. А. Ржешевского. – М., 1990.
  3. Ради жизни твоей: Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне / Сост. В. Близненкова; Рис. В. Шевченко. – М., 1986.

Сетевые ресурсы:

  1. Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. URL: http://fb.ru/article/247795/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-literature-luchshie-proizvedeniya-o-podvige-sovetskogo-naroda. Дата обращения: 30.08.18.
  2. Литература в Великую отечественную войну. URL: http://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/blog/263-literatura-v-vojnu.html. Дата обращения: 30.08.18.
  3. Проза о Великой Отечественной войне. URL: http://vov155.blogspot.com/p/blog-page_9524.html. Дата обращения: 01.09.18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок литературы, 8 кл.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.Урок Мужества, 8 класс(УМК под ред. В.Я.Коровиной)...

Тема Великой Отечественной войны в литературе

Великая Отечественная война в литературе...

Образовательная программа « Сороковые, роковые, военные и фронтовые» (Тема Великой Отечественной войны в литературе и музыке)

Программа рассчитана на обучение воспитанников 4-9  классов  в возрасте  от 9 до 15 лет.Срок реализации программы-1 год.Условия приема: по результатам собеседования и прослушивания, а т...

"Поэзия периода Великой Отечественной войны" - урок литературы в 9 классе

Цели урока:познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;отработка навыков анали...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Литературная викторина "Великая Отечественная война в литературе"

Литературная викторина "Великая Отечественная война в литературе"...

Поэзия Великой Отечественной войны. Урок литературы в 8 классе

Методическая разработка может быть использована как на уроке литературы, так и во внеклассной работе в 8-9 классах....