Образовательная программа « Сороковые, роковые, военные и фронтовые» (Тема Великой Отечественной войны в литературе и музыке)
учебно-методическое пособие (5 класс) по теме

Сивожелезова Ольга Владимировна
  • Программа рассчитана на обучение воспитанников 4-9  классов  в возрасте  от 9 до 15 лет.
  • Срок реализации программы-1 год.
  • Условия приема: по результатам собеседования и прослушивания, а также исходя из желания воспитанника.
  • Режим работы: 2 раза в неделю по 2 часа.

Программой предусмотрены различные формы организации занятий с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_office_word_4.docx159.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

Учебно-методическое пособие

        « Сороковые, роковые, военные и фронтовые»

  (Тема Великой Отечественной войны в литературе и музыке)

Возраст детей  от 9 до 15 лет

Срок реализации 1 год

Составитель:

Сивожелезова О.В

Санкт-Петербург

 2013

Пояснительная записка

        Программа объединения « Сороковые, роковые, военные и фронтовые»  (Тема Великой Отечественной войны в литературе и музыке) направлена на то, чтобы помочь воспитанникам в процессе работы над темой Великой Отечественной войны в литературе и музыке, осмыслить общие проблемы, образы, ситуации.  Перед  педагогами дополнительного образования стоит проблема: как привить воспитанникам  уважение к истории своей семьи, своей страны, чувство патриотизма, как обогатить его душу.

         Данная программа межпредметная, так как предполагает сопоставительный анализ музыкального материала и литературных произведений. В основе любого музыкального произведения лежит литературное, а на страницах повестей, рассказов, поэм звучит музыка. Значит, интеграция  музыки и литературы просто необходима. Такие занятия помогают расширить и углубить знания  воспитанников по литературе и музыке. Программа рассчитана на обучение воспитанников 4-9  классов  в возрасте  от 9 до 15 лет.

        Голос  - это  особое богатство,  природный дар, который  дан человеку от бога.  Исполнение музыки при помощи певческого голоса — одно из главных духовных творений человека , столь же разносторонне богатое , как сам человек  создающий пение. Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребёнка — оно способно питать всё его существо , связывая воедино социальное и природное.

 Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения личности через сольное и  ансамблевое пение,  пение  народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

        Данная программа разработана на основе авторской программы «Песня – верный друг твой навсегда», автор Л.Л.Алексеева. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время// Составитель – Кабкова Е.П. -М.: Просвещение , 2008.

         

Актуальность 

Основной целью государственной программы является воспитание патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности государства.

Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место  в обществе  и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования  ориентирована на стратегические государственные  задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме:  современная образовательная среда  - это условия,  в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. 

Цель:  

- формирование у воспитанников  гражданской позиции, развитие чувства патриотизма через изучение  наиболее значительных произведений о Великой Отечественной войне, их проблематики, идейно – художественных особенностей.

Задачи:

1. воспитательные - воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны; воспитывать средствами художественной литературы  и музыки духовно - нравственную личность с активной жизненной позицией;

2. образовательные - знакомство с историческим  прошлым через творчество композиторов, поэтов и писателей; формировать ценностно-мировоззренческие, читательские, речевые компетентности; оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

3. развивающие – развить творческое нестандартное мышление и воображение посредством слушания и анализирования  музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей, развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений, привить основы художественного вкуса.

Условия реализации программы:

  • Программа рассчитана на обучение воспитанников 4-9  классов  в возрасте  от 9 до 15 лет.
  • Срок реализации программы-1 год.
  • Условия приема: по результатам собеседования и прослушивания, а также исходя из желания воспитанника.
  • Режим работы: 2 раза в неделю по 2 часа.
  • Программой предусмотрены различные формы организации занятий с детьми:

-групповые;

-дифференцированно-групповые;

-индивидуальная работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных;

- творческие репетиционные занятия (на  которых отрабатываются концертные номера) ;

- заключительный урок-концерт.

  • Формы контроля уровня достижений  воспитанников:

- наблюдение педагога в ходе занятий;

- коллективное исполнение музыкального произведения ;

- индивидуальный опрос;

- фронтальный опрос;

- участие  уч-ся  в школьных   мероприятиях;

- оценка зрителей; 

- анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

- заключительный урок – концерт.

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

теория

практика

1-2

Мальчикам иных веков.

(введение)

2

Лекция

Конспект лекции

3-6

Строки, опаленные войной. Поэзия военных лет.

4

Литературно-музыкальная композиция

1.        Досье поэта.

2.        Буклет «Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!»

7-8

Победа человека над смертью.

 Э.Г. Казакевич. Повесть «Звезда».

2

Аналитическая беседа

Рецензия на книгу или кинофильм

9-10

Проблема нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

Повесть В. В. Быкова «Дожить до рассвета».

2

Аналитическая беседа

Ответы на вопросы

11-12

Проблема нравственного выбора в повести В.В.Быкова «Пойти и не вернуться».

2

Урок-диалог

Эссе «Защита Родины есть защита и своего достоинства.» (Н.К.Рерих)

13-14

Проблема нравственного выбора в рассказе В.В.Быкова «Одна ночь»

2

Урок-диалог

Письменный ответ на вопрос

15-16

«… Пусть поколения знают…»

А.М.Адамович. повесть «Каратели»

2

Урок-диалог

Рецензия на произведение

17-20

«Он пал за мир – так сказано о нем.»

Б.Васильев «В списках не значился»

4

Аналитическая беседа

Отзыв о произведении

21-24

«Написанная  кровью сердца…»

Проблема сохранения человеческого достоинства в повести К.Д.Воробьева «Это мы, господи!...»

4

Коллоквиум

Отзыв о произведении (контроль)

25-26

«Я вам  жизнь завещаю…»

В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка»

2

Аналитическая беседа.

Анализ эпизодов

Рецензия на произведение

27-28

«Он сердцем принял боль войны».

В.О.Богомолов. Повесть «Иван».

2

Аналитическая беседа.

Составить план сочинения «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…»

29-30

«Сердец человеческих боль».

С.А.Алексиевич. Книга «Последние свидетели»

2

Урок-диалог

Письменный ответ на вопрос

31-34

Великая сила любви.

В.П.Астафьев. Рассказ «Звездопад».

4

«Медленное чтение»

Подбор стихотворений по теме

35-38

В.О.Богомолов. Торжество любви в повести «Зося».

4

Аналитическая беседа

Письменный ответ на вопрос

39-40

К.Д.Воробьев «Крик».

Повесть о пережитом: о войне, о любви, о смерти.

2

Урок-диалог

Письменный ответ на вопрос

41-42

В.А.Кондратьев. «Привет с фронта».

2

Аналитическая беседа

Отзыв о произведении

43-46

«Это надо живым…»

Б.Васильев. «А зори здесь тихие…»

4

Урок-диалог

Рецензия на книгу или кинофильм (контроль)

47-48

Сила духа русской женщины.

В.Закруткин.  «Матерь человеческая».

2

Семинар

Отзыв о произведении

49-50

«Уходили девочки на войну».

С.А.Алексиевич. «У войны не женское лицо…»

2

Читательская конференция. Встреча с ветеранами ВОв с. Гамово.

Отзыв о произведении

51-54

«Женщине не нужно воевать…»

А.Н.Толстой. Рассказ «Гадюка».

4

Урок-диалог

Формулировка проблемных вопросов

55-56

Е.Носов. Рассказ «Яблочный спас».

2

Аналитическая беседа

Отзыв о произведении

57-58

 В.П.Астафьев. Рассказ «Шинель без хлястика"

2

Урок диалог

Письменный ответ на вопрос

59-60

«В памяти моей такая скрыта мощь…»

Н.С.Евдокимов. Рассказ «Степка, мой сын».

2

Аналитическая беседа

Эссе «В памяти моей такая скрыта мощь…» (контроль)

61-62

Человек есть то, что он помнит. Память войны в прозе В.Богомолова. Рассказы «Первая любовь», «Сердца моего боль».

2

Урок диалог

Письменный ответ на вопросы

63-66

«Былые годы в памяти не стерты…»

Е.И.Носов. Рассказ «Костер на ветру».

4

Аналитическая беседа

Отзыв о произведении

67-72

«Война есть бедствие для народа и преступление против него»

6

Дискуссия

Литературно-музыкальная

композиция

Сборник  эссе и рецензий учащихся

73-74

Вокальные особенности голоса.

2

1

1

75-77

Школьные годы чудесные.

3

1

2

78-81

 «Певческое поле» мира

4

1

3

82-85

Осенний листопад.

4

1

3

86-89

Рождение песни

4

1

3

90-93

Пение и мы , пение и я .

4

1

3

94-99

Новогодний карнавал.

6

1

5

100-103

 Песня: страницы истории

4

1

3

104-107

 Нам мир завещано беречь.

4

-

4

108-111

Дарю песни людям.

4

1

3

112-115

Наши любимые песни о маме и для мамы.

4

-

4

116-119

Мы поём для своих друзей.

4

1

3

120-123

Мой голос в «певческом поле» мира.

4

1

3

124-127

Голос рисует , танцует , поёт.

4

1

3

128-136

Песни Великой Победы

9

1

8

137-140

Наши любимые песни.

4

-

4

141-144

Песни собирают друзей.

4

-

4

Итого

144

33

103

Содержание программы

       Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -  это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого воспитанника. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется практической деятельности: постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам.  Это придает прикладной смысл занятиям в объединении.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения. Имеет место варьирование.

1.        Введение (2 часа)

Отражение темы Великой Отечественной войны в русской литературе 1940 – 2000 –х годов. Проблематика военной прозы: человек и война, проблема подвига и ответственности перед будущим, женщина и война, любовь и война, дети и война, тема памяти. Общие принципы анализа военной прозы: документально-хроникальный, мемуарный, психологически-бытовой, панорамно-эпический, социально-философский.

2.        Поэзия военных лет (4 часа)

«В войне выдвигаются многие начала, входящие в наши дни и выходящие в будущее.» (В.Быков.) Жанровое и тематическое многообразие лирики.  Поэзия поколения 20 – летних: Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Старшинов, Давид Самойлов, Семен Гудзенко (по выбору учителя).

3.        Человек и война (2 часа)

Э.Г.Казакевич. Повесть «Звезда» (1946). Человек поставлен в критические условия: лицом к смерти. Победа человека над смертью.

4.        Проблема подвига и ответственности перед будущим (10 часов)

В.В.Быков. Повесть «Пойти и не вернуться» (1977). Два типа человеческого поведения: Зося и Антон.  В.В.Быков. Рассказ «Одна ночь». Проблема нравственного выбора солдата Ивана Волоки в трагических событиях войны.  В.В.Быков. Повесть «Дожить до рассвета» (1972). Героизм фронтовых будней, всепобеждающее мужество, стойкость, героизм русского солдата не только в победах, но и в поражениях. В острых, драматических ситуациях раскрытие подлинного характера защитника Родины Игоря Ивановского.    Б.Васильев «В списках не значился» (1974).  «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, необходимую правду, для того чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней» (В.П.Астафьев). Подвиг воина-защитника Брестской крепости. А.М.Адамович. Повесть «Каратели» (1963). Проблема выбора.

5.        Глубочайшие нравственные конфликты (6 часов)  в повести К.Д.Воробьева «Это мы, господи!...» (1943-1946,1986). Противопоставление разрушительной силе нацизма силы духа узников концлагеря. Лаконизм, строгость образных решений. Смысл названия повести. Окопная правда В.Л.Кондратьева. Повесть «Сашка» (1979). «История Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». (К.Симонов) Героизм сопротивления злу, рвущемуся в душу. Героизм святого и вечного дела – защиты Отечества.

6.        Дети и война (4 часа)

В.О.Богомолов. Повесть «Иван» (1958). «Главное для меня в «Иване» - это гражданственность, неприятие человеком зла и несправедливости, изображение ненависти ребенка к немецким захватчикам и его самого активного противодействия» (В.О.Богомолов). «Все дети мира плачут одинаково» (Л.Леонов).

С.А.Алексиевич. Книга «Последние свидетели» (опубликована в 2007)  Книга на документальной основе. Воспоминание детей о войне. «На вопрос: кто же герой этой книги? – я бы ответила – детство, которое сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. Погибали дети – граждане мира» (С.Алексиевич).

          7.             Любовь и война (12 часов)

В.П.Астафьев. Рассказ «Звездопад» (1960). Подлинные и мнимые жизненные ценности. Образы героев. Мастерство В.П.Астафьева – писателя: внутренний монолог, метафоры. Смысл названия. Современность звучания произведения. В.О.Богомолов. Повесть «Зося» (1960). Торжество любви в повести, тонкий лиризм и психологизм, память сердца о горечи утрат, воспоминания о юности. «Мне думается, что людям сейчас очень нужны чувства, большие, чистые, добрые, и прежде всего в отношениях между мужчиной и женщиной. Во имя этого и написана повесть «Зося». (В.Богомолов). К.Д.Воробьев. Повесть «Крик» (1962). Повесть о пережитом: о войне, о любви, о смерти. Смысл названия повести.  В.А.Кондратьев. Повесть «Привет с фронта». Лиризм и драматизм повести. Особенности авторского повествования.

8.        Женщина и война (16 часов)

Б.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие…». Судьбы девушек - зенитчиц. «…Женщина для меня - это воплощенная гармония жизни. А война - всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. Я хотел рассказать о пережитом. Рассказать так, чтобы погибшие девочки показались близкими, понятными современницами…» (Б.Васильев). В.Закруткин. Повесть «Матерь человеческая…» (1969) Гимн материнству. Горькая и возвышенная судьба женщины, способной своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир. С.А.Алексиевич. Повесть «У войны не женское лицо» (1983).  «Когда смотришь на войну нашими бабьими глазами, так она страшнее страшного» (А.И.Машутина). противоестественность понятий «женщина» и «война». Смысл названия повести. Е.Носов. Рассказ «Яблочный спас». Судьба бабы Пули, полная горьких испытаний и лишений. Русское долготерпение, искренность и доброта. В.П.Астафьев. Рассказ «Шинель без хлястика» (1958) «Астафьев – писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной» (А.Кондратович). Смысл названия рассказа. рассказ о потерях и обретениях,  о большой всепоглощающей, жертвенной материнской любви, о сыновней благодарности и душевном взрослении. Своеобразная астафьевская «притча». Нравственная проблематика. Образы главных героев. Своеобразие языка и стиля.  А.Н.Толстой. Рассказ «Гадюка». Женщина и война. Внутренний мир современника.

9.        Тема памяти (14 часов)

Н.С.Евдокимов. Рассказ «Степка, мой сын» (1962). Страшный лик войны. Противоестественность войны для жизни. Особенности композиции. Смысл названия. Боль от потерь и пожизненная память о войне. Память войны в прозе В.О.Богомолова. Рассказы «Первая любовь», (1958) «Сердца моего боль» (1958)  «Боль им пережитого так сильна, что пронзает наши сердца. Она говорит о живой нашей душе, о непрерывной связи павших и живых, о памяти, которая всегда с нами, если мы народ…» (В.Богомолов) Е.И.Носов. Рассказ «Костер на ветру» (1993). Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды.

        10 .         Вокальные особенности голоса.(2 часа)

Особенности музыки как вида искусства. Специфика музыкального языка.

Роль выразительных средств в создании, исполнении  и восприятии музыкального произведения. Знакомство с голосовым аппаратом, различной манерой пения. Использование певческих навыков.

       11.       Школьные годы чудесные.  3 часа

Разучивание песен о школе, учителях. Подготовка к проведению праздника  День учителя. Концертная деятельность. Нотная грамота. Возможности певческого диапазона.

Значение динамических оттенков при пении.(forte, piano). Вокальные навыки.

      12.        «Певческое поле» мира.  4 часа

     Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всём разно  поле» мира :песни народные (коллективное творчество многих поколений)¸авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространённые), эстрадные (развлекательная , лёгкая музыка). Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.

     13.        Осенний листопад. 4 часа

Песни об осени. Взаимодополнение видов искусства при раскрытии образа осенней природы (живопись, музыка, поэзия). Нотная грамота. Способы звуковедения ( staccato, legato, non legato). Использование певческих навыков.

     14.        Рождение песни .    4 часа

Первая песня человечества(подражание звукам природы), установление контактов на расстоянии(подача сигналов друг другу).Появление первой песни на основе близкого, духовного общения , глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия. Роль песни в жизни людей. Вокальные навыки.

     15.        Пение и мы, пение и я.   4 часа

Характерные особенности звучания хоров (детский хор, женский хор, смешанный хор).

Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная , светская  и культовая. Хоровое многоголосие , одноголосие , пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.). Сольное пение. Вокально- хоровая работа.

     16.        Новогодний карнавал.  6 часов

Подготовка  к новогодним праздникам. Концертная деятельность.

Движения под музыку, работа над манерой вокального исполнения.

Нотная грамота .Творчество и импровизация. Сценическое искусство.

     17.         Песня: страницы истории.    4 часа

Многообразие песенных жанров.

Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Мадригал , кант, канцона и канцонетта, шансон, романс  и его жанровые разновидности- баллада, элегия, баркарола и т.д., вокализ. Использование певческих навыков.  Работа над ритмическим рисунком и чистым интонированием.          

    18.        Нам мир завещано беречь. 4 часа

Образы Родины , защитника Отечества в песенных жанрах.

Разучивание песен военно- патриотической тематики.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

     19.        Дарю песни людям (о тех , кто создаёт песни). 4 часа

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи.

Народное песенное творчество, отражение истории страны и человека. Основные жанры народной музыки (песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.), русские народные инструменты .

Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности , поиск новых выразительных возможностей музыкального языка. Текст песни- «звучание души» поэта. Образно выражающего свои мысли в словах, глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки. Использование певческих навыков.

     20.        Наши любимые песни о маме и для мамы.  4 часа

       Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

     21.        Мы поём для своих друзей . 4 часа

Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой и «сложной», народной и профессиональной. Выразительные возможности певческих голосов. Исполнение песни как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Использование певческих навыков.

     22.        Мой голос в «певческом поле» мира. 4 часа

Представление о певческом голосе  особенности звучания человеческого голоса. Мужские голоса (тенор, баритон, бас), женские голоса (сопрано, меццо- сопрано, альт), детские голоса. Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса. Воздействие музыки на эмоциональное состояние человека, его взгляды, вкусы, устремления. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

     23.        Голос «рисует», «танцует» , «поёт»… 4 часа

Красочность, многоцветье человеческого голоса. Рисование  голосом как кистью, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы . Звук голоса и жест (выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение .

Роль выразительных средств в создании, исполнении и восприятии музыкального произведения.

     24.        Песни Великой Победы. 9 часов

    Тема защиты Отечества в музыке и других видах искусства. Музыкальные     произведения о Родине. Песни гражданской войны. Песни военных лет. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

     25.         Наши любимые песни.  4 часа

Песни  мира. Песни о моём городе. Песни о дружбе. Песни о маме и для мамы. Песни загадки. Песни хорошего настроения. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

     26.        Песни собирают друзей. 4 часа

Заключительный концерт. Вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.

                                    Ожидаемые   результаты:

·        наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

·        владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

·        проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

·        стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

·        участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

·        умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

·        умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом

Разработка норм оценивания результатов определяется спецификой музыкально- художественного познания. Эмоциональное переживание музыки является отправной точкой в музыкально- художественном познании, в формировании музыкальной культуры учащихся , в процессе оценивания школьных результатов .

          Критерии  оценивания  результатов:

·        степень развития интереса  к музыкальным произведениям разных жанров;

·        степень сформированности осознанного отношения у  воспитанников к явлениям музыкального и литературного  искусства (основные понятия, жанры, специфика языка);

·        степень развития эмоционального восприятия музыкальных  и литературных произведений различных жанров ;

·        степень развития музыкальности, творческих способов деятельности, потребности общения с культурой;

·        степень воспроизведения изучаемых явлений и образов музыкального и литературного  искусства в собственной деятельности на основе использования эмоционального и осознанного восприятия музыки, реализации творческих возможностей;

·        степень активности воспроизведения полученного опыта общения с музыкой в других предметных сферах, во внеурочных и внешкольных формах творческой деятельности.

                                         

                         

   Методическое обеспечение программы :

Список литературы для учителя

1.        Головина Л.А. «Звезда» Э.Казакевича. литература в школе.- 2006.- №5.

2.        Дементьев В. «Это мы, господи!...» Лирические заметки о творчестве К.Д.Воробьева. Москва. – 1997. - №5.

3.        Котомина Г.В. «Он сердцем принял боль войны». Литература в школе.   – 2005. - №6

4.        Кучина Т.Г. Современный Отечественный литературный процесс. Элективные курсы: учебное пособие. 11 класс. – М.; Дрофа, 2006.

5.        Тарасова Л.А. Война и любовь. Литература в школе. – 2006. - №4.

6.        Федотова О.Н. «В памяти моей такая скрыта мощь…». Литература в школе. – 2005. - №5.

7.        Холодяков И.В. Повесть А.М. Адамовича «Каратели». Выбор человека в мире бесчеловечности. Литература в школе. – 2005. - №6.

8.         Дмитренко С.Ф. Я иду на урок литературы. Современная русская литература 1970 – 1990 – е годы. М.; «Первое сентября». – 2001.

9.        Учамбрина И.А. «Привет с фронта». Литература в школе. – 1997. - №2.

10.        Хаврук И.И. Торжество любви. Повесть В. Богомолова «Зося». Литература в школе. – 1995. - №4.

11.        Тищенко О.Н. Изучение повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Литература в школе. – 2005. - №5.

12.        Полянских Н.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Шинель без хлястика». Литература в школе. – 2005. - №4.

13.        Богачева А.Ф. Рассказ Е. Носова «Яблочный спас». Уроки литературы – 2005. - №4.

14.        Елисеева Т. Преображение Марии. Уроки литературы. – 2004. - №4.

15.        Петрова Л.В. Книга С. Алексиевич «Последние свидетели». Литература в школе. - 2006. - №5.

Список литературы для учащихся

1.        Адамович А.М. Каратели. Дружба народов. – 1980. -№1.

2.        Астафьев В.П. Звездопад. Молодая гвардия. -1960. - №9.

3.        Воробьев К.Д. Это мы, господи! М.; Художественная литература, 1987.

4.        Евдокимов Н.С. Степка, мой сын. Уроки литературы. – 2005. - №5.

5.        Комсомольская юность моя: стихи. - М.; Детская литература, 1978.

6.        Кучинина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. Элективные курсы: учебное пособие. 11 класс. – М.; Дрофа, 2006.

7.        Чалмаев В.А. Русская проза 1980 – 2000 годов на перекрестке мнений и споров. Литература в школе. – 2002. - №4-5.

8.        Казакевич Э.М. «Звезда». – М.; Правда, 1985.

9.        Богомолов В. Роман. Повести. Рассказы. – М.; Художественная литература, 1986.

10.        Кондратьев В. «Отпуск по ранению», «Сашка». – М.; Детская литература, 2002.

11.        Быков В. «Дожить до рассвета». Лениздат, 1981.

12.        Васильев Б. «А зори здесь тихие…». Роман-газета для подростков и юношества №2, 1988.

13.        Закруткин В. «Повести и рассказы». – М.; Военное издательство, 1988.

14.        Васильев Б. «В списках не значился». – М.; Патриот, 1991.

15.        Быков В. «Альпийская баллада». – М.; Молодая гвардия, 1981.

16.        Огнев В., Фогельсона В. Русская современная поэзия. – М.; Художественная литература, 1990.

17.        Современная проза. Яблочный спас. Роман-газета №21-22, 1997.

      Список использованной литературы:

        Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.

        Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения - М, 2003. - 249 с.

        Гриншпун С. С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. 2006. - № 1.- с. 5-7.

        Детский голос// под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2005. - 290 с.

         Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 2004. – 355

        Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. - М, 2003. - 367 с.

        Из истории музыкального воспитания//Составитель - Апраксина О.А. -М.: Просвещение, 2006. - 388 с.

        Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время// Составитель – Кабкова Е.П. -М.: Просвещение , 2008.

        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

        Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

Приложение № 1

Литературно-музыкальная композиция

«ДЕТИ И ВОЙНА»

Цель: воспитание  патриотизма, любви к своей   Родине, к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг.

Задачи:

Обучающие:

  • продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
  • познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
  • формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

  • развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии;
  • развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; совершенствовать речь  воспитанников для их успешного обучения и адаптации в обществе; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, познавательных интересов;

Воспитательные:

  • гражданско-правовое воспитание на основе развития исторической памяти; укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого; прививать интерес к  истории, литературе, музыке, искусству;
  • воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны; гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

Ведущий 1:

Памяти юных мальчиков и девочек,

 кто боролся и умирал за свободу

 и счастье людей, посвящается…

Ведущий 2:

 Не щадя себя в огне войны,

 Не жалея сил во имя Родины,

 Дети героической страны

 Были настоящими героями.

                                             Роберт Рождественский

- Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть. Учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

Ведущий 1: Памяти юных - мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается день 8 февраля. Их много погибло в борьбе. Имена у них разные, но старшие дали им одно общее имя - орлята. Орлята – это значит отважные, смелые.

Ведущий 2:

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ведущий 1:  8 февраля1962 года трудящиеся Парижа вышли на антифашистскую демонстрацию. В первом ряду шёл невысокий пятнадцатилетний паренёк Даниэль Фери. Он не слышал выстрелов. Сражённый пулей, упал на мостовую.

Молчалив и суров Париж!

Плачут безлюдные улицы,

Роняя тяжёлые капли с крыш,

От боли дома сутулятся.

Цветы и снова цветы,

Чёрные ленты горя,

Франция, это сегодня ты

Провожаешь своих героев.

Ведущий: Ровно через год, 8 февраля 1963 года, в Иракской тюрьме от нечеловеческих пыток умер другой мальчик - Фадыл Джамаль.

С тех пор решено День 8 февраля  сделать Днем памяти юных героев-антифашистов.

Песня «Вставай, страна огромная»

Набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» в первые дни  Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов, которые боролись с фашизмом.

Много юных героев погибло за свободу нашей Родины.                        

Ученик I. 

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

             Пусть ярость благородная

             Вскипает, как волна –

             Идет война народная,

             Священная война.

Ученик II. (На фоне музыки В. Лебедева- Кумача «Священная война».)      

    Раннее утро 22 июня 1941 года. Светает. На западном крае постепенно светлеющего неба, за пограничной чертой, неожиданно появились красные и зеленые огоньки. С их появлением донесся рокот множества моторов. Стремительно пересекли границу сотни самолетов с фашистской свастикой (знаком в виде креста с загнутыми концами). Они летели бомбить еще спавшие города Украины, Белоруссии и Прибалтики.

Ученик I. Брестская крепость. В это раннее утро, как всегда, проходил развод ее вооруженной охраны – караулов. Лишь лента воды отделяла крепость от зарослей по ту сторону границы, где находились немецкие войска.

 И вот фашисты открыли артиллерийский огонь по крепости, после чего начали переплывать реку на резиновых лодках.

 Пограничники дали клятву: «Умрем, но из крепости не уйдем!» В десять раз превосходящие силы противника не смогли сломить сопротивление защитников крепости.

 В крепости застигнутыми войной оказались и дети.

Ученик III  читает стихотворение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете».

 Не сдались врагу защитники Брестской крепости и вместе с ними выносили голод и жажду женщины и дети.

Ранним солнечным утром в июне,

 В час, когда пробуждалась страна,

 Прозвучало впервые для юных

 Это страшное слово « война».

 Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

 Сквозь лишения, боль и беду,

 Уходили из детства ребята

 В сорок первом году.

Ученик IV. Август 1941 года. Город Ленинград (Санкт- Петербург) оказался в блокаде, т. е. в кольце фашистских полчищ. На жителей города обрушился голод. Они гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела школьница Таня Савичева:

  1. «Женя умерла 28 декабря в 12. 30 часов утра. 1941 год».   Женя – это сестра Тани.
  2. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
  3. «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год».   Лёка – это брат Тани.
  4. «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
  5. «Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
  6. «Мама, 13 мая в 7. 30 мин. утра. 1942 год».
  7. «Умерли все. Осталась одна Таня».

 Ученик  V. После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

 Чтение стихотворения Ольги  Берггольц  «Письмо на Каму».

 Я знаю – далеко на Каме

Тревожится, тоскует мать.

Что написать далекой маме?

Как успокоить? Как солгать?

Она в открытках каждой строчкой,

Страшась и всей душой любя,

Все время молит:

                 «Дочка, дочка,

прошу побереги себя…»

О, я любой ценою рада

Тревогу матери унять.

Я напишу ей только правду:

Пусть не боится за меня.

 «Я берегу себя, родная,

Не бойся, очень берегу,

Я город наш обороняю

Со всеми вместе, как могу».

                                        21 сентября 1941г.

Ученик VI. Наряду со взрослыми дети несли все тяготы войны. Они работали на заводах, встав за станки вместо ушедших на фронт. Одним из таких рабочих был Федя Быков. Вот что он писал отцу на фронт:

«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят. Мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины.

 Дорогой папа! Я все время есть хочу, а мама тоже все время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!

                                              Твой сын, рабочий завода № 5  Федор Быков».

Ведущий 1:  Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Ведущий 2:   К трудным, но героическим событиям военных лет вернет нас повесть Валентина Петровича Катаева «Сын полка». Свою повесть «Сын полка» Катаев написал в 1944 году.

Ученик VII.  В ней говорится о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство.

Ученик VIII. В начале повести говорится о том, как разведчики во главе с сержантом Егоровым, возвращаясь с задания, нашли в лесу в окопчике мальчика.

 Чтение отрывка из повести.

IX. Три года жил Ваня, как бродячая собака, без дома, без семьи. Он боялся людей и все время испытывал голод и постоянный ужас.

 И вот Ваня попал в батарею, командиром которой был капитан Енакиев.

ВЕДУЩИЙ 1: А что же случилось дальше?

X. Но командир батареи приказал отправить мальчика в тыл.

 Но едва грузовик проехал по лесу километров пять, как Ваня вдруг схватился руками за высокий борт и сиганул из машины.

ВЕДУЩИЙ 2: - Зачем он это сделал?

  • Зачем убежал от ефрейтора Биденко, который должен был доставить Ваню в тыл?

 XI. Для того чтобы вернуться к разведчикам. И, вернувшись на батарею, Ваня просит самого капитана Енакиева, командира, оставить его сними. Так Ваня стал «сыном полка».

XII. Вместе с другими героями повести: сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалевым и ефрейтором Биденко, - Ваня Солнцев пройдет этот трудный путь, под названием ВОЙНА. Эти люди не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нем лучшие человеческие качества. Прочитав эту повесть, можно понять, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а великий труд, железная дисциплина, огромная любовь к своей Родине.

ВЕДУЩИЙ 1: - Эпиграфом к повести «Сын полка» являются слова Николая Алексеевича Некрасова: «Это многих славный путь».

  - Как вы понимаете эти слова?

XIII. В судьбе Вани Солнцева нашла свое отражение судьба многих детей, которые наравне со взрослыми приближали светлый миг Победы. Сотни школьников сражались в партизанских отрядах, были членами подпольных организаций. Они были разведчиками и связистами, сестрами милосердия и подрывщиками.    ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Среди них пионеры-герои

XIV. Это пионеры- герои. (Дети рассказывают о пионерах - героях).

ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и Марат Казей.

Ученик I. Лёня Голиков.

Когда началась ВОВ Лёня уходит в партизанский отряд. Он расклеивает листовки, выполняет различные поручения. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни. В одном из них он трагически погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован приказ о присвоении Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

Ученик II.

Бесстрашное имя – награда герою

Он вашим ровесником был

Споёмте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Споемте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые  он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды  фашистcкого  зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле

Не снилось ему, что о подвиге этом

На утро  узнают в Кремле.

Что будет герою Звезда золотая -

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Лёньку равненье возьмут.

Ученик III. Зина Портнова.

Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

 По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую  посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.

 В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. И Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.

Ученик IV. Валя Котик.

 Пионер  Шепетовского  района Хмельницкой области. Когда в деревню ворвались фашисты, Валя вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.

 Вале было доверено быть связным и разведчиком. Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

 Когда в городе начались аресты, Валя вместе с братом и матерью уходит к партизанам. В свои 14 лет он сражался наравне со  взрослыми. На его счету- 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён медалью "Партизану отечественной войны" 2 степени и орденом отечественной войны 1 степени.

 Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Ученик V.

Мы вспомним о болях тех давних.

В них совершен был подвиг не один.

Вошёл в семью героев наших славных

Отважный мальчик Котик Валентин

Он, как при жизни, утверждает смело

“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

Давно уж бои отгремели, но время не вычеркнет, нет!

Мальчишку в солдатской шинели неполных пятнадцати лет.

Ученик VI. Марат Казей.

 Когда война обрушилась на белорусскую землю, Марат вместе с мамой уходит в партизанский отряд. Враг лютовал. Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

 Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их..и себя.

 За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.

Ученик VII.

Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу

Пионеры и тысячи их

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь

То сними свою шляпу, товарищ!

Ученик VIII. Зоя Космодемьянская

Родилась 13 сентября 1923 года. После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали.  От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили.  Ей дали звание Героя Советского Союза  за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами. Существует много памятников.

Ученик IX.

Не плачьте, в горле сдержите стоны.

Памяти  павших, будьте достойны

Вечно достойны,

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью простой,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

Все: Вечно достойны!

Ученик X. Лара Михеенко

За операцию по разведке и взрыву моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... В начале войны Лариса была у бабушки. Деревню заняли фашисты. Однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни, девочки ушли к партизанам. В штабе вначале отказались принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

Представить бы их всех посмертно к ордену,

тех, что сказали твердо как один:

Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,

- а Родину за жизнь не отдадим!

Ученик XI. Саша Бородулин

Шла война. Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин, юноша  с горячим сердцем. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о нем жива. Память о героях вечна!

Ученик XV.

По рассказам и книжкам я знаю войну

Что сиротами сделала многих детей

Что заставила плакать седых матерей

По рассказам и книжкам я знаю войну.  

По рассказам и книжкам я слышу войну

Слышу грохот орудий и раненых крик

Слышу вздох партизан, замеревших на миг,

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Ученик XVI. Юта Бондаровская

Летом 1941 года Юта приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту война. Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.

Ученик XVII.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.  

  По рассказам и книжкам я вижу войну.

Я не знаю войны. Да зачем это мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Понаслышке лишь знали бы мы о войне.

Ученик XVIII. Валерий Волков  Один из участников партизанского движения, действующего в Севастополе. В 13 лет становится «сыном полка» 7-ой бригады морской пехоты. Наравне  со взрослыми участвует в боевых действиях. Подносит патроны, добывает разведывательные данные, с оружием в руках сдерживает атаки врага. Любил стихи и часто читал боевым товарищам. Обладая хорошими литературными данными, редактировал по-своему уникальную рукописную газету-листовку —  "Окопная правда". Его строки пропитаны патриотизмом, смелостью, уверенностью в победе и желанием жить. В июле 1942 года, отражая атаку противника, героически погибает, бросив связку гранат под наступающий танк. За мужество и отвагу Родина, наградила пионера орденом Отечественной войны I степени, посмертно.

Ученик XIX.

Герои не забудутся, поверьте

Пускай давно окончилась война

Но до сих пор отряды на поверке    

Погибших выкликают имена.

Пускай сердца, волнуясь, замирают

Когда в дорогу горны позовут

Герои никогда не умирают

Герои в нашей памяти живут.

Как горько нам стоять у обелисков    

  И видеть там стоящих матерей

Мы головы свои склоняем низко

Земной поклон за ваших сыновей.

Ученик XX.     Муся Пинкензон

Настоящих героев, прекрасных в своём величии, скромных и находчивых в минуту опасности, стойких и твёрдых в исполнении своего долга было много. одним из таких героев был молодой еврейский мальчик. Имя и подвиг 13-летнего Муси Пинкензона хорошо известно во многих странах, где чтят и помнят всех тех, кто своими самоотверженными поступками сумел в годы Второй Мировой войны противостоять фашистам.

С самого детства Муся играл на скрипке. Он был сыном врача, который эвакуировался вглубь страны, но, работая  в Усть-Лабинском госпитале, не успел уйти от немцев. Здесь в 1942 году немцы производили массовые расстрелы. Семью Пинкензонов арестовали как евреев. В числе других приговоренных к смерти, их вывели на берег Кубани, куда согнали жителей со всей станицы. Уже на обрыве отец попросил немецкого офицера отпустить мальчика, из которого мог получиться хороший скрипач. Офицер снисходительно согласился, но попросил Мусю что-нибудь сыграть. Муся заиграл "Интернационал". Немец оторопел, но затем опомнился и яростно махнул рукой солдатам...  Памятник пионеру-герою Мусе Пинкензону поставлен на "крепости", на обрыве.  

Ученик XXI.

В суровые годы великих сражений

Советские люди планету спасли,

Но шрамы тяжелых военных ранений

Навеки остались на теле земли.

Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь…

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь…

А нынче в разведку идут следопыты,

Туда, где когда-то ровесники шли…

Не будут, не будут, не будут забыты

Ребята - герои родимой земли!

И кажется, снова в борьбе и в походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Лёня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зверев, Казей.

В мирные дни, побеждая и строя,

Помнит Отчизна года боевые.

Славьтесь в веках, пионеры-герои!

Славьтесь, товарищи, вечно живые!

Ученик XXII.

В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев. Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья. Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью.

  Ученик XXIII.

Янтарные рассветы и закаты,

И свежесть леса, и речная гладь…

Чтоб радовались этому ребята,

Отцы и деды, бывшие солдаты,

Умели за отчизну постоять.

И в восемнадцатом,

И в сорок первом

Шли в бой они,

А рядышком порой

Шагал мальчишка,

Сверстник наш, наверно.

Ещё мальчишка,

Но уже герой!

Ведущий 1. Война принесла нашей стране много горя. Она разорила сотни городов и сел.  1710 городов и 70 тысяч сел сожжены. Уничтожено 31 850 заводов и фабрик.  65 тысяч км железных дорог. Она уничтожила 27 млн. человек.  Вспомним о тех, кто не вернулся. Вспомним взрослых и детей. (Минута молчания).

Ведущий 2. Война принесла много горя. Но наш народ победил. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить. Это была справедливая война за счастье и мир на земле.

Мир и дружба всем  нужны,

Мир важней всего на свете.

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе ярко солнце светит.

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир на всей планете!

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок литературы, 8 кл.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.Урок Мужества, 8 класс(УМК под ред. В.Я.Коровиной)...

Тема Великой Отечественной войны в литературе

Великая Отечественная война в литературе...

Реализация образовательного проекта «70-летие Победы над фашистами в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – детям образовательных организаций Санкт-Петербурга»

VI Алишевские чтения проходят в год 70-летия  Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этой войне участвовали фронтовики из Союза Советских Социалистических республик....

Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…»

методические материалы для преподавателей литературы...

Некоторые вопросы к подготовке Западного особого военного округа к началу Великой отечественной войны 1941-1945 г.г.

До сих пор идет спор о то, кто прав. Сталин приказавший расстрелять после начала Великой Отечественной войны генералов ЗапОВО (Западного особого военного округа), или Хрущев, утверждавший, что команду...

Исследовательская работа Тема: «Вклад военных топографов в победу Великой Отечественной войны»

Тема: «Вклад военных топографов в победу Великой Отечественной войны» Цель:  изучить  деятельность топографических отрядов в годы Великой Отечественной войны.Задачи:Изучить ...