Рабочая программа по литературе для 11 класса (по учебнику Б.А.Ланина)
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Васильева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. учебного плана школы на 2017 – 2018 учебный год и авторской программы Б.А. Ланина, Л. Ю. Устиновой «Литература. Базовый и углубленный уровни. 10-11 класс». Рабочая программа рассчитана на 102 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Лыткарино Московской области

                            Утверждена

              приказом по школе  №______

               

              от  «      »_____________ 2017 г.    

               

              директор школы

     

    __________Т.А.Брюзова

                    Утверждена

     решением педагогического совета

   

     от  « 30 » августа 2017 г.

     

     Протокол №1

Рабочая программа по литературе

                                   11 класс

                                                                        Разработала:

                                                                                            Васильева Т.А.,

                                                                                            учитель русского языка

                                                                                            и  литературы

г. Лыткарино

2017 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. учебного плана школы на 2017 – 2018 учебный год и авторской программы Б.А. Ланина, Л. Ю. Устиновой «Литература. Базовый и углубленный уровни. 10-11 класс». Рабочая программа рассчитана на 102 часа.

Общая характеристика учебного предмета.

          Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Общая характеристика курса

          10–11 классы — этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества. Анализ и интерпретация помогают проникнуть в художественный мир произведения, постичь произведение в его целостности, в единстве формы и содержания, увидеть авторский угол зрения на действительность и многообразные сложные связи произведения с действительностью. В 10–11 классах текстуально изучаются лирические, эпические и драматические произведения, представляющие основу курса в соответствии с Примерной программой. Остальные изучаются обзорно (т. е. школьники самостоятельно читают произведения, разбор идёт по избранным главам или сюжетным линиям). Возможно небольшое расширение списка текстуально изучаемых произведений по выбору учителя. Учащиеся получают сведения об основных периодах развития литературы, о важнейших литературных направлениях, о некоторых эпизодах литературной борьбы в XIX–ХХ вв., знакомятся с важнейшими дискуссиями из истории русской критики. Школьники изучают творческий путь только тех писателей, чьи произведения входят в круг обязательного чтения, об остальных получают краткие справки или очерки жизни и творчества.

Из теории литературы:

• закрепляется понятие о двух литературных направлениях (романтизм и реализм);

• углубляются знания о родах и жанрах литературы;

• вводится понятие о литературном типе;

• вводится понятие о постмодернизме;

• вводится понятие о современной массовой литературе.

 Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способности к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных уровнях (этапах) обучения произведений русской и зарубежной (а также национальной) литературы; произведений классических и современных (в том числе написанных специально для детей), а также их трактовок в других видах искусства. Это позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей.

Критерии отбора авторов и произведений:

1) воспитательное значение произведения;

2) литературная, культурная и общественная значимость произведения;

3) репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;

4) методическая и культурная традиция;

5) доступность литературного произведения школьникам — развиваемая и взятая в динамике;

6) «интересность» произведения (как по тематике, так и по художественному воплощению). Программа включает оптимальный объём теоретических сведений, изучение которых сопряжено с анализом конкретных литературных произведений; расширяет историко-литературный контекст за счёт привлечения мемуарного материала и различных историко-литературных работ. Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по формам и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов (в том числе литературных). Обучение по данной программе позволяет успешно подготовить учащихся к единому государственному экзамену по литературе.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе изучения русской  народной  культуры  и  традиций  русского  народа определить связь традиций и новаторства, преемственность литературных эпох ( в соответствии со спецификой работы МОУ СОШ № 3),определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Результаты изучения предмета «Литература»:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы, и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
 Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,литературы народов России и зарубежной литературы;
 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей:

  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Место учебного предмета в учебном плане

Содержание обучения литературе, представленное в настоящей программе, рассчитано на 102 учебных часа для базового уровня. При этом в программе предусмотрены резервные часы. Это резервное время при разработке рабочей программы может быть использовано как для введения дополнительного содержания обучения (в том числе и дополнительных модулей), так и для увеличения времени на изучение отдельных модулей, проведение экскурсий и т. п.

Результаты освоения учебного предмета

Базовый уровень

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по литературе являются:

• умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию и личностную оценку произведению;

 • умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;

• умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;

• умение выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

 • умение самостоятельно выполнять различные виды творческих устных и письменных работ, писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.

Вклад изучения литературы на базовом уровне в формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы состоит в:

 • овладении понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

 • приобретении читательского опыта и повышении читательской квалификации;

• умении привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;

• приобретении коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимися содержанием учебного предмета в:

 • способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимании культурной ценности литературного творчества; понимании места литературы в ряду других искусств;

• умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;

• приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

 • восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном;

• способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно  анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.

II.Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

В результате изучения литературы па базовом уровне ученик  11 класса должен: знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты  литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать  и   интерпретировать  художественное   произведение,   используя  сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  •  анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой  произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм  русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения  своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Программа предусматривает формирование  учащихся общеучебных умений и навыков:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями
  • целого, выявление  характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация; самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом пли развернутом виде; осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтении (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.):
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

III.Содержание курса «Литература 11 класс»

Литература рубежа XIX—XX веков Повторение и обобщение литературы XIX века. Историко-литературный процесс в русской и мировой литературе. Взаимосвязь и взаимовлияние тем, мотивов и образов. Нравственно-этическая проблематика литературы XIX века, ее художественные и философские достижения.

Философская и социальная проблематика  в русской прозе. И. А. Бунин Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Мастерство и новаторство Бунина. Лирика. «Господин из Сан-Франциско». Тема человека и машинной цивилизации, её трагической обречённости. Символические детали в рассказе. Тема для обсуждения: Мотивы лирики и прозы И. А. Бунина. Тема для ученического исследования: Лиризм бунинской прозы. И. А. Бунин в воспоминаниях современников: портрет писателя.

М. Горький. Драматургические поиски начала XX века. Очерк жизни и творчества писателя. Пьеса «На дне». Композиция пьесы. Проблематика пьесы. Социально-психологический и философский план произведения. Система образов. Герои в поисках истины. Обречённость людей, выпавших из времени и общества. Споры о человеке в пьесе. Лука и Сатин как герои-антиподы. Авторская позиция. Драматургическое новаторство Горького. Роль афоризмов, песен, стихов и притч в произведении. Споры о пьесе. Тема для обсуждения: «Что лучше: истина или сострадание?» (М. Горький) Тема для ученического исследования: Художественные принципы Горького-драматурга: анализ статьи М.  Горького «О пьесах».

А. П. Чехов Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Чехов-драматург. «Вишнёвый сад». История создания произведения. Фабула пьесы. Изображение уходящей России.  Система образов. Люди, отставшие от времени (Раневская, Гаев). Лопахин — «нежная душа» и «хищный зверь». Будущее  в пьесе (Трофимов, Аня). Второстепенные герои: Шарлотта, Епиходов, Фирс и др. Разлад желаний и стремлений героев с действительностью как основа драматического конфликта. Сложность и многозначность отношений между героями пьесы. «Подводное течение» пьесы. Особенности чеховского диалога. Психологическая деталь. Образ вишнёвого сада. Музыкальный мотив. Символика пьесы. Лиризм и юмор Чехова. Тема для обсуждения: «Вишнёвый сад» — комедия или драма? Темы для ученического исследования: Чехов в воспоминаниях современников: портрет писателя (с использованием ресурсов Интернета). Герой Чехова -«несвершившийся человек».

Модернизм и поэтические течения Ситуация рубежа веков и связанные с ней ожидания культурных перемен. Появление новых течений в русской литературе. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Имажинизм. Темы для обсуждения: Концепции и программные статьи И. Ф. Анненского «Что такое поэзия», В. Я. Брюсова «Ключи тайн», К. Д. Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии», Н. С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм»; манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу». Темы для ученического исследования: Истолкование традиционных тем (поэт и поэзия, природа, любовь) в стихах В. Я. Брюсова. Традиции Жуковского и Фета в лирике Бальмонта: мотив поэтического молчания, «невыразимого» и «безглагольность» поэзии. Лирический герой поэзии Гумилёва: поэтические маски. Обобщающая тема для обсуждения: Поэзия Серебряного века в сопоставлении с поэзией «золотого» XIX века: традиции и новаторство.

А. А. Блок Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Тема любви в лирике. «Стихи о Прекрасной Даме». «Незнакомка». Символические детали и конкретность описаний. Диссонансы жизни в поэзии Блока. Образы «страшного мира» в лирике. Тема творчества. Россия в поэзии Блока. Цикл «На поле Куликовом». Мотив выбора исторического пути, тревожные пророчества. Новаторство создания и истолкования образа России. Поэма «Двенадцать». История создания. Особенности композиции. Конфликт в поэме. Образ революции в поэме. Нравственная проблематика поэмы. Основные образы: «двенадцати», Христа. Евангельские мотивы. Символика произведения. Особенности языка и стиля поэмы, ее полифонизм. Восприятие произведения современниками. Тема для обсуждения: Споры о поэме «Двенадцать». К. Д. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» и И. Ф. Анненский «Что такое поэзия». Тема для ученического исследования: Идейная позиция А. Блока (статья «Интеллигенция и революция») и её отражение в поэме «Двенадцать».

Литература о революции и Гражданской войне.  Из публицистики И. А. Бунин. «Окаянные дни». М. Горький. «Несвоевременные мысли» И. Э. Бабель «Конармия». История создания книги. Общая характеристика произведения. Особенности композиции, сквозной  сюжет и сквозные мотивы. Природа в изображении автора. Рассказ «Гедали». Рассказы «Мой первый гусь», «У святого Валента», «Эскадронный Трунов», «Вдова», «После боя» (по выбору). Герои-идеологи книги. Нравственная и философская проблематика произведения. Авторский взгляд на события. Тема для ученического исследования: Четыре основные стихии в «Конармии».

А. А. Фадеев Жизнь и творчество. «Разгром». Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Проблематика романа. Образы партизан: Морозка, Мечик, Метелица, Левинсон. Толстовские традиции в романе Фадеева.

М. А. Шолохов Очерк жизни и творчества. Роман «Тихий Дон». Замысел и история создания романа «Тихий Дон». Жанровые особенности романа. Эпический образ мира и эпический герой. Проблематика произведения. Тема войны и мира в произведении. Нравственная ответственность человека и безнравственность истории. Образ народа в романе. Образ Григория Мелехова. Споры о правде. Трагедия героя. Тема любви в произведении: Аксинья, Григорий, Наталья. «Мысль семейная» в романе Шолохова. Своеобразие пейзажа, его роль. Особенности языка: стилистическое многообразие, роль диалектизмов. Споры о романе. Тема для обсуждения: Споры о романе: загадка создания.Темы для ученического исследования: Художественный образ в прозе Шолохова. Тема войны в творчестве М. А. Шолохова.

Б. Л. Пастернак Роман «Доктор Живаго». Из истории создания и публикации романа. Композиция произведения. Герой и революция. Проблематика романа. Роль второстепенных героев. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго». Жизнеутверждающее начало в поэзии. Сочетание бытовых деталей и образов-символов. Философская углублённость. Интерпретация  стихотворений. Темы для ученического исследования: Символические образы в стихах Юрия Живаго. Женские образы в романе «Доктор Живаго».

В. В. Маяковский Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Основные темы, идеи, образы поэзии. Вызов мещанству и пошлости в ранней лирике. Трагизм «звонкой силы поэта». Стихи советской эпохи. Тема поэта и поэзии. Сатира Маяковского. Гротескные образы. Тема любви в лирике. Нераздельность личных и политических мотивов. Художественное новаторство Маяковского. Гиперболичность образов, особенности лексики. Интерпретация стихотворений. Тема для ученического исследования: Новаторство поэзии Маяковского. Актуальность сатиры Маяковского в наши дни.

С. А. Есенин Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Становление поэта. Природа в произведениях поэта. Метафоричность, самобытность поэзии Есенина. Есенин и имажинизм. Тема Родины в поздней лирике поэта. Исторические сюжеты и фольклорные традиции. Лирический герой поэзии Есенина. Интерпретация стихотворения. Исповедальность поздней лирики. Жанр послания в творчестве. Философские мотивы. Романсово-песенная стихия поэзии Есенина. Эволюция стиля.Тема для обсуждения: Проблематика статьи С. Есенина «Ключи Марии». Темы для ученического исследования: «Я последний поэт деревни…» (С. Есенин). Интерпретация образа Есенина в кино и театре.

Б. Л. Пастернак Очерк жизни и творчества. Вечные темы в поэзии Пастернака. «Вневременность» его лирики. Темы природы, времени и вечности. Судьба художника в поэзии. Темы Родины, любви, назначения поэзии. Непосредственность восприятия и отображения мира в ранней поэзии. Идея нравственного служения как ведущая тема поздней поэзии. Гармония человека и мира в лирике Пастернака. Усложнённость образов. Языковое и стиховое новаторство поэта. Темы для обсуждения: Гармония человека и мира. Пейзажные зарисовки и «натюрморты» в поэзии Пастернака. Темы для ученического исследования: Тема поэта и поэзии в лирике Пастернака. Интерпретация стихотворения.

О. Э. Мандельштам Очерк жизни и творчества О. Мандельштама. Становление поэта. Поэзия Мандельштама-акмеиста. Мандельштам после революции. Поздняя лирика. Поэтическое наследие поэта. Обращение к образам мировой истории и культуры в лирике. Образ Петербурга, страны, времени. Ассоциативность предметной детали. Тема для обсуждения. «Тоска по мировой культуре» в лирике Мандельштама. Творческая работа. Роль культурных деталей в лирике Мандельштама.

М. И. Цветаева Очерк жизни и творчества Цветаевой. Образ России и образ поэта в лирике Цветаевой. Эмоциональность и восторженность ранних стихов. Смерть, судьба и творчество как сквозные мотивы в лирике Цветаевой. Цикл «Стихи о Москве». Цветаева и поэты. Тема для ученического исследования: Цветаева и Рильке: поэтический диалог.

А. А. Ахматова Жизнь и творчество А. Ахматовой. Становление поэта. Основные темы в лирике Ахматовой, художественные особенности поэзии. Новеллистичность и психологизм ранней лирики. Тема неразделённой любви, «стихи-рыдания» (А. А. Ахматова). Роль предметной детали, ее многозначность в лирике Ахматовой. Тема Родины. Философичность поздней лирики. Пушкинские традиции. Интерпретация стихотворения. Поэма «Реквием». Личная трагедия и трагедия народа. Библейские и современные образы. Особенности композиции и стиля «Реквиема». Тема памяти и народных страданий. Роль эпиграфа. Смысл названия поэмы. «Поэма без героя». Мир чувств лирического героя и безжалостная история. Темы для обсуждения: Вечные темы в поэзии А. А. Ахматовой. Эволюция лирики. Темы ученического исследования: А. А. Ахматова в изобразительном искусстве. Образ Анны Ахматовой в лирике поэтов XX века.

М. А. Булгаков Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Композиция романа, жанровые особенности. Два основных сюжетно-композиционных пласта. Ершалаимские главы. Интерпретация евангельского сюжета. Иешуа и Понтий Пилат.  Тема доносительства и тайного сыска. Тема преступления. Московские главы. Роль фантастических приёмов. Сатирическое изображение современности. Воланд и его свита. Проблема «обаятельного зла» в романе. Встреча с Воландом как поворотный момент в судьбе каждого из героев.  Проблема справедливости и милосердия. Мастер и Маргарита: тема  любви и творчества в романе. Противоборство времени и вечности, жизни и бессмертия. Анализ эпизода романа. Герои романа и автор. Афористичность стиля. Столкновение стилевых потоков. Структура художественного образа у Булгакова. Темы для обсуждения : Смысл жизни и цель жизни в понимании главных героев романа. Кем был Иешуа? (трактовка библейского сюжета). Темы для ученического исследования: Тайнодействие  в «Мастере и Маргарите». Проблема финала романа. Судьба Булгакова и его книг. Антиутопия в русской и зарубежной  литературе Е. А. Замятин Жанр антиутопии. Роман «Мы». Система образов в романе. Благодетель и Интеграл. Проблематика произведения. Символика чисел.

Дж. Оруэлл Из биографии. Афоризмы Оруэлла. Роман «1984»: проблематика и жанровые особенности. Государство Океания, его политические и нравственные принципы. Судьбы главных героев. Темы для ученического исследования: Художественная роль математических формул, цифр и чисел в романе «Мы». Романы-антиутопии: «1984» Дж. Оруэлла  и «Мы» Е. Замятина.

Литература второй половины XX — начала XXI века 

Литература о войне. Тема Великой Отечественной войны: В. Богомолов. «Момент истины». Е. Ржевская. «Ворошёный жар». М. Симашко. «Гу-га». К. Колесов. «Самоходка номер 120» и др. (обзор). В. Гроссман. «Жизнь и судьба» (обзор). Г. Владимов. «Генерал и его армия». В. Астафьев. «Весёлый солдат».Тема войны в современной прозе: О. Н. Ермаков «Крещение» Ф. Искандер «Мальчик и война». Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Тема для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества? Темы для ученического исследования. Человек на войне в литературе XIX—XX веков. Война в романе-эпопее Л. Н. Толстого и в романе Г. Владимова.

Лагерная литература. А. И. Солженицын Очерк жизни и творчества. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). «Один день Ивана Денисовича»: история создания. Иван Денисович Шухов. Герои повести. Тема человека и власти. Стиль повести. Время в рассказе В. Шаламов. «Колымские рассказы». Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей». Г. Владимов. «Верный Руслан» (обзор). Тема для обсуждения. ГУЛАГ в жизни писателей и в истории нашей родины. Лагерь в прозе А. И. Солженицына и В. Т. Шаламова.

Молодёжная проза А. Гладилин, В. Аксёнов, В. Войнович (обзор). Новый герой, ищущий новые жизненные ориентиры.

Деревенская и городская проза Деревенская проза: Ф. Абрамов. «Пряслины», В. Белов. «Привычное дело», В. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», П. Проскурин. «Судьба» (обзор). Городская проза: Ю. Трифонов. «Дом на набережной».

Ироническая и сатирическая проза Ф. Искандер. «Сандро из Чегема», В. Пьецух. «Восстание сентябристов», «Анамнез и Эпикриз», С. Довлатов. «Соло на «Ундервуде», «Соло на IBM», В. Войнович. «Шапка» (обзор).

Драматургия  в советской литературе  60-х годов А. Вампилов. «Старший сын». Традиции и новаторство в драматургии 60-х годов. Литература русского зарубежья Первая, вторая и третья волны эмиграции. Продолжение традиций русской классической литературы. «Самиздат» и «тамиздат». Жанровое многообразие и гуманистический пафос литературы русского зарубежья. Тема для исследования. Творчество писателей в России и эмиграции: опыт сопоставления. Поэзия 60-х годов «Эстрадная лирика»: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина и др. Пафос новаторства и обновления. «Тихая лирика»: В. Соколов, А. Жигулин, Н. Рубцов, Г. Горбовский и др. Исповедальность, национальные истоки образов. Тема для исследования. Герой-преобразователь и герой- созерцатель в поэзии 60-х годов.  Традиции поэзии XIX и начала XX века в «эстрадной» и «тихой» лирике.

И. Бродский Очерк жизни и творчества. Бездуховность окружающего мира и отчуждённость от него лирического героя в ранней лирике. Образ пустоты в поздней поэзии. Сложная метафористичность, ассоциативность лирики. Особенности ритмики. Перечисление как одна из форм организации стихотворений. Тема для обсуждения: Традиции Мандельштама в поэзии Бродского. Тема для исследования: Аллюзии и реминисценции в творчестве Бродского. Бродский в воспоминаниях современников Литературная ситуация эпохи «перестройки и гласности» Русский постмодернизм А. Битов. «Пушкинский дом», В. Ерофеев. «Москва — Петушки», В. Сорокин. «Метель», В. Пелевин. «Омон Ра» (обзор). Тема для обсуждения: Современная литература: традиции и новаторство. Тема для исследования: Насекомые как люди в литературе: В. Пелевин «Жизнь насекомых» и Ф. Кафка «Превращение».

Поэзия рубежа XX—XXI веков Концептуализм. Д. А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров и др. Особенности русской концептуалистской поэзии. Метареализм. И. Жданов, А. Ерёменко, О. Седакова, А. Парщиков и др. Истоки метареализма и его черты.Современная литература о русском духовном возрождении Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые», Е. Водолазкин. «Лавр», З. Прилепин. «Обитель». Тема для обсуждения. Непрерывность литературного процесса: от XIX к XXI веку. Временное и вечное в русской литературе.

IV. Учебно-тематический план курса «Литература 11 класс».

Содержание

Кол-во часов

Письменные

     работы

Развитие речи

Введение. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры.

1

Литература первой четверти XX века

13

1

           3

Серебряный век - своеобразный "русский ренессанс".

8

           2

Литературные направления в 20-40-е годы

 XX  века

         37

4

           7

Литература периода Великой Отечественной войны.

         12

1

           2

Литература 50-90-х годов.

20

1

           2

Обзор литературы последнего десятилетия.

5

Резервные уроки.

6

           

ИТОГО:

      102

7

          16

     

V. Контроль уровня обученности учащихся 11 класса по литературе

Время проведения

              Тема контроля

      Вид контроля

Кол-во часов

I

полугодие

Сочинение по творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева ( произведение по выбору учащегося)

текущий

2 ч.

Сочинению по творчеству М.Шолохова (произведение по выбору учащихся)

текущий

2 ч.

Р.речи. Устное сочинение (подбор аргументов по заданной теме). «Человек в эпоху Гражданской войны и революции» (по произведениям Шолохова, Фадеева, Пастернака)

промежуточный

1 ч.

II

полугодие

Р.речи. Романы-антиутопии: «1984» Дж. Оруэлла  и «Мы» Е. Замятина. Сочинение-рассуждение «Человек и государство».

текущий

2 ч.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»)

текущий

1 ч.

Р.речи. Сочинение. «Человек в годы Великой Отечественной войны»

текущий

2 ч.

Р.речи. Сочинение по произведениям писателей деревенской, городской, лагерной прозы (Солженицына, Шаламова, Распутина, Астафьева, Шукшина и др.)

итоговый

2 ч.

VII. Методическое  обеспечение

1. Программа по литературе. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы. Авторы: Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова ; под ред. Б. А. Ланина. — М. : Вентана-Граф, 2017.

2.  Учебник «Литература. 11  класс» для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях (базовый и углубленный уровени), авторы-составители: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова, под ред. Б. А. Ланина.  Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, издательский центр «Вентана- Граф», 2016 г.

Программа соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования и Примерной основной образовательной программа среднего общего образования. Учебник включен в Федеральный перечень.

VIII.  Используемая  литература

Для учителя:

1. Программа по литературе. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы. Авторы: Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова ; под ред. Б. А. Ланина. — М. : Вентана-Граф, 2017.

2.  Учебник «Литература. 11  класс» для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях (базовый и углубленный уровени), авторы-составители: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова, под ред. Б. А. Ланина.  Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, издательский центр «Вентана- Граф», 2016 г.

3. Иллюстративный  материал, репродукции  картин  художников, словари.

4. Учебные  видеофильмы, диски КМ, презентации.

5. Сайт «Сочинение 11.РФ» http://sochinenie11.ru/.

6. Сайт ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Для ученика:

1. Учебник «Литература. 11  класс» для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях (базовый и углубленный уровени), авторы-составители: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова, под ред. Б. А. Ланина.  Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, издательский центр «Вентана- Граф», 2016 г.

2. Тексты художественных произведений по программе.

3. Сайт «Сочинение 11.РФ» http://sochinenie11.ru/.

4. Сайт ФИПИ. http://www.fipi.ru/.

Интернет-ресурсы:

  • Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы». - Режим доступа
  • http://lit. 1 september,ru
  • Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательнсго портала. - Режим доступа: http://litera.edu.ru
  • Виртуальный музей литературных героев.-Режим доступа: http://www.likt590.ru/project/ museum/
  • В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л. О. Красовской.Режим доступа: http://skolakras.narod.ru
  • Русская виртуальная библиотека. - Режим доступа : http://www.rvb.ru
  • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». - Режим доступа: http://www.feb-web.ru/

                                                                                  Программу  составила:  учитель  Васильева  Т.А.

                                                                                                             

                                                                                                                              ____________________

                  «Согласовано»                                                                                  «Согласовано»

На  заседании  ШМО  «       »________  2017 г.                             «           »__________________2017 г.

Руководитель  ШМО   _________________                                     Зам.директора  по  УВР___________



Предварительный просмотр:

                             VI. Календарно-тематическое планирование «Литература 11 класс» (102 ч.: 96 ч. + 6 ч. резерв)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности или характеристика деятельности учащихся

Виды контроля

Планируемые результаты

Дата проведения

Факт

План

1

Вводные уроки.  Русская литература конца 19 - начала 20 века. Модернистские течения.

1

Лекция учителя. Конспектирование. Чтение статьи учебника.

Составление таблицы

Конспект. Беседа по вопросам.

Знать: особенности развития литературного процесса рубежа веков. Уметь: подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

4.09

Литература первой четверти XX века (13 часов)

2.

Проза А.П.Чехова. Рассказы «Палата № 6», «Человек в футляре».

1

Выразительное чтение фрагментов рассказов, краткий анализ, дискуссия

Индивидуальный опрос

Уметь: делать правильные выводы из прочитанного произведения.

6.09

3.

М.Горький. Жизнь и творческая судьба. Проза и драматургия Горького.

1

Составление хронологической таблицы. Слово учителя

Защита проектов. Таблица

Знать: основные вехи биографии и творчества Горького. Уметь: анализировать прочитанное

8.09

4.

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне»

1

Беседа по содержанию пьесы, слово учителя

Ответ на проблемный вопрос

Уметь: определять составляющие жанра и конфликта в пьесе

11.09

5.

«Во что веришь, то и есть». Роль Луки в драме «На дне» Спор о назначении человека. (Бубнов, Лука, Сатин). Вопрос о правде в драме М.Горького «На дне»

1

Аналитическая беседа, выборочный опрос Обсуждение вопросов домашнего задания. Слово учителя. Письменные характеристики

Таблица, ответы на вопросы

Составление письменных характеристик героев пьесы

Уметь: высказывать свою точку зрения на образ Луки, его жизненную позицию;

выявлять позицию героев и авторскую позицию

13.09

6.

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества И.А. Бунина.

«Вечер», «Одиночество», «Последний шмель».

1

Лекция учителя. Конспектирование. Выразительное чтение фрагментов рассказов, анализ эпизода

Конспектирование, беседа

Знать: биографию писателя. Уметь: выявлять характерные особенности произведения, роль и место героев в системе образов, авторскую оценку

15.09

7-8.

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан – Франциско».

1

Беседа по рассказу, аналитическое чтение, размышление (устное высказывание)

Индивидуальный опрос

Знать: историю создания рассказа, их  философское содержание. Уметь: делить композиционно рассказы

18-20.09

9.

Рассказы Бунина о любви. Цикл «Темные аллеи». Рассказ «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

1

Слово учителя, выступления учащихся, беседа по вопросам,  анализ эпизодов

Анализ рассказов. Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся.

Уметь: видеть новизну в изображении психологического состояния человека. Знать: отличительные особенности бунинской прозы

22.09

10.

А.И.Куприн. Этапы жизни и творчества.Художественный мир писателя. Испытание любовью. Рассказ «Гранатовый браслет».

1

Лекция, конспектирование,

работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа.

Доклады учеников,

Индивидуальный опрос.

Знать: основные этапы жизни и творчества А.И. Куприна; историю создания рассказа, сюжет, нравственные и социальные проблемы, поставленные автором, их решение, смысл названия повести

25.09

11-12

Р. речи. Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся». Анализ эпизодов.

1

Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа.

Анализ рассказа.  Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся.

Уметь: видеть новизну в изображении психологического состояния человека. Знать: отличительные особенности прозы Куприна

27-29.09

13-14

Сочинение по произведениям Чехова, Бунина,Куприна (по выбору учащихся)

2

Самостоятельная работа учащихся.

сочинение

Уметь: письменно высказываться по теме сочинения

2-4.10

                                                                Серебряный век - своеобразный "русский ренессанс" (8 часов)

15.

Серебряный век русской поэзии. Философский смысл поэзии И.Ф.Анненского. В. Хлебникова, В Ходасевича.

1

Изучение нового материала, презентация, сообщения учащихся, поисковая, исследовательская деятельность.

Презентация, конспект, составление таблицы

Знать: биографические сведения о поэтах, особенности использования в стихотворении различных выразительных средств.

6.10

16-17

Р.речи. Символизм и поэты-символисты.

В.Брюсов. К.Бальмонт. Анализ стихотворений. Брюсов «Юному поэту» «Творчество», «Отрады»;

Бальмонт «Я не знаю мудрости, годной для других…», «Я вольный ветер, я вечно вею…», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…», «Альбатрос», «Безглагольность»

2

Изучение нового материала. Лекция учителя. Сообщение учащихся. Выразительное чтение стихотворений

Презентации, анализ стихотворений

Знать: биографические сведения о поэтах. Уметь: анализировать лирическое произведение, определять средства художественной выразительности, составлять конспект, презентация

9-11.10

18-19

А.А. Блок. Личность и творчество А.А. Блока. Романтический мир раннего Блока. Стихотворения А.А.Блока «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Стихи о Прекрасной Даме»

2

Работа по учебнику, выразительное чтение, беседа по вопросам

Доклад ученика, анализ стихотворения

Знать: биографию писателя. Уметь: определять звукопись. Находить художественные средства выразительности;

особенности использования в стихотворении различных выразительных средств. Уметь: анализировать «Стихи о прекрасной даме»

13-16..10

20.

«Это все о России». Тема Родины в творчестве А.А.Блока

1

Работа по учебнику, выразительное чтение, беседа по вопросам

Доклад ученика, анализ стихотворения

Знать: значение образа России в творчестве поэта. Уметь: анализировать стихотворения, понимать приемы изображения Родины в русской лирике 20 в.

18.10

21-22.

Поэма А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать». Символика поэмы «Двенадцать». Проблема финала.

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Объяснительно-иллюстративный метод.

Аналитическая беседа, сообщения учащихся

 Презентация, индивидуальный опрос, сообщения учащихся

Знать: об отношении Блока к революции, о художественных особенностях поэмы;

Совершенствование знаний и умений учащихся, рассказ учителя с элементами беседы

20-23.10

Литературные направления в 20-40-е годы XX  века  (37 часов)

23

Литература о революции и Гражданской войне. И.Э. Бабель. «Конармия» Изображение Гражданской войны в романе «Конармия». Бесчеловечность и гуманизм революционного времени в книге.

1

Слово учителя, выразительное чтение, анализ эпизодов

Изучение нового материала. Метод литературного поиска.

Презентация, сообщения учащихся

Знать: биографические сведения о писателе. Уметь: анализировать произведение- сюжет, проблематика, подбор аргументов к сочинениям из произведения(герой, эпизод)

25.10

24.

Возрождение традиций Л.Н. Толстого в романе А.Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик.

1

Изучение нового материала. Анализ эпизода. Характеристика героев.

Индивидуальный опрос

Уметь: прослеживать сюжетную линию в романе, определять композиционную роль образов

27.10

25.

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром».

1

Изучение нового материала. Анализ эпизода. Характеристика героев.

Индивидуальные сообщения, письменные характеристики героев

Уметь: выявлять нравственные вопросы, поставленные автором

8.11

26.

М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь. События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон».

1

Изучение нового материала. Сообщение учителя.  Доклад ученика. Анализ эпизодов.

Презентации, сообщения учащихся

Знать историю создания романа- эпопеи, его содержание, композицию, систему образов

10.11

27.

Гуманизм М.Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора.

1

Лекция учителя, аналитическая беседа, художественный пересказ, работа с текстом, выводы в тетрадь

Письменные ответы на вопросы, работа в тетради, конспектирование

Знать содержание романа. Уметь раскрыть антивоенную направленность повествования

13.11

28

Чудовищная нелепица войны в изображении Шолохова. «В мире расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова

1

Слово учителя, работа по таблице, работа с текстом, анализ эпизодов

Индивидуальный опрос, беседа по тексту романа, анализ эпизодов

Урок совершенствования ЗУН, составление характеристики героя.

15.11

29

Григорий Мелехов и его путь исканий. Герои романа Шолохова.

1

Лекция учителя, аналитическая беседа, художественный пересказ, работа с текстом

Письменные ответы на вопросы, работа в тетради, конспектирование

Урок совершенствования ЗУН, составление характеристики героя.

17.11

30.

Григорий и Аксинья. Женские образы в романе

1

Лекция учителя, аналитическая беседа, художественный пересказ, работа с текстом

Письменные ответы на вопросы, работа в тетради, конспектирование

Уметь видеть, как изображены в романе вечные ценности человеческой жизни: дом, труд, любовь

20.11

31-32

Р.речи. Сочинение по роману «Тихий Дон» М.Шолохова.

2

Урок обобщения и контроля. Написание творческой работы.

Сочинение

Уметь: применять полученные знания, письменно высказываться по теме сочинения

22-24.11

33

Б.Л. Пастернак. Судьба. Начало творческого пути. Лирика Пастернака.

1

Слово учителя, составление хронологической таблицы

Таблица, анализ стихов

Знать биографию Б.Л. Пастернака. Иметь представление о раннем творчестве писателя

27.11

34

Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героев.

1

Слово учителя, составление хронологической таблицы

Таблица, анализ эпизодов романа, составление характеристики героя

Уметь понимать значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака

29.11

35

Юрий Живаго. «Гамлетизм» главного героя и жертвенность.

1

Слово учителя, комментированное чтение, беседа

Таблица, анализ эпизодов романа, составление характеристики героя

Знать содержание романа. Уметь раскрыть антивоенную направленность повествования

1.12

36

Р.речи. Устное сочинение (подбор аргументов по заданной теме). «Человек в эпоху Гражданской войны и революции»

1

Урок обобщения и контроля. Устная творческой работы

Устное сочинение

Уметь: применять полученные знания, письменно  и устно высказываться по теме сочинения

4.12

37

С.А. Есенин –поющее сердце России.  Жизнь и творчество национального поэта. Исповедальность лирики.

1

Слово учителя, доклад ученика,конспектирование

Письменные ответы на вопросы, работа в тетради

Знать важнейшие биографические сведения о писателе

6.12

38

«Чувство Родины в моем творчестве» С. А. Есенин. Исторические сюжеты и фольклорные мотивы в лирике поэта

1

Аналитическое чтение, чтение и анализ стихотворений, сообщения учащихся, презентации

Чтение наизусть, анализ, выборочный опрос

Уметь: видеть изображения Родины в русской лирике 20 века

8.12

39

Природа в произведениях поэта. Лирический герой поэзии Есенина. Романсово – песенная стихи поэзии Есенина

1

Уметь: анализировать лирическое произведение

11.12

40

В.В. Маяковский. Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского

1

Беседа, составление хронологической таблицы, чтение и анализ стихотворений

Письменный анализ стихов

Знать: основные этапы биографии и творчества писателя. Уметь: анализировать лирическое произведение

13.12

41

Р. речи. В. Маяковский «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Авы могли бы?», «Мама и убитый немцами вечер», «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся»

1

Беседа по вопросам, комментированное чтение, выразительное чтение стихотворений, сообщения учащихся презентации

Анализ стихов

Знать: биографию писателя. Уметь: определять звукопись. Находить художественные средства выразительности;

особенности использования в стихотворении различных выразительных средств. Уметь: анализировать стихотворение

15.12

42

М.И. Цветаева. Судьба и творчество. Трагедийная тональность творчества М.И. Цветаевой

1

Лекция, конспектирование, беседа, составление таблицы, выразительное чтение

Конспект, Индивидуальные сообщения, презентация

Знать: жизнь и творчество Марины Цветаевой.

18.12

43

 Необычность образа лирического героя Цветаевой. Урок –экскурсия. Цикл «Стихи о Москве2

1

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Чтение наизусть

Уметь: видеть особенности лирики Цветаевой

20.12

44

А. А. Ахматова. Этапы биографии и творчества. Ранняя лирика А.А. Ахматовой

1

Выразительное чтение, комментированное чтение

Анализ стихов, доклады учащихся

Знать: важнейшие биографические сведения о поэтессе. Знать мотивы настроения ранней лирики

22.12

45

А.А. Ахматова. Голос своего поколения.

1

Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ стихотворения

Фронтальный опрос, чтение наизусть

Знать: творчество Ахматовой после акмеизма

25.12

46

 Тема родины в лирике А.А.Ахматовой

1

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Письменный ответ на вопросы

Уметь: анализировать лирическое произведение

27.12

47

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием»

1

Слово учителя, работа с материалом учебника, анализ основных тем и мотивов поэмы

Выборочный опрос

Уметь: находить в поэме мотивы скорби, средства художественной выразительности в поэме, сопоставлять исторический и жизненный контекст

29.12

48

О.Э. Мандельштам. Этапы биографии и творчества. Основные мотивы лирики

1

Сообщения учащихся, составление хронологической таблицы. Выразительное чтение стихотворений, анализ стихов

Анализ стихов

Знать: биографию поэта и основные мотивы его лирики

12.01

49

Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы»

1

Изучение нового материала. Анализ эпизодов, сообщения учащихся.

Таблица, анализ эпизодов романа, составление характеристики героя

Знать историю создания романа, его содержание, композицию, систему образов

15.01

50

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы»).

1

Лекция учителя, аналитическая беседа, художественный пересказ, работа с текстом

 Презентация, индивидуальный опрос, сообщения учащихся

Знать: биографические сведения о писателе. Уметь: анализировать произведение- сюжет, проблематика, подбор аргументов к сочинениям из произведения(герой, эпизод)

17.01

51-52

Р.речи. Романы-антиутопии: «1984» Дж. Оруэлла  и «Мы» Е. Замятина. Сочинение-рассуждение «Человек и государство».

2

Лекция учителя, аналитическая беседа, художественный пересказ, работа с текстом

Устные ответы, подбор аргументов по заданной теме, примеры из прочитанных произведений

Знать: биографические сведения о писателе. Уметь: анализировать произведение- сюжет, проблематика, подбор аргументов к сочинениям из произведения(герой, эпизод)

19-22.01

53

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество

1

Лекция с элементами беседы, составление беседы

Конспект

Знать: биографию писателя и его сложные отношения с властью

24.01

54

Роман «Мастер и Маргарита» - писательский опыт М.Булгакова

1

Комментированное чтение и анализ отдельных глав

Анализ романа

Уметь: выявлять нравственные вопросы, поставленные автором

26.01

55

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1

Обсуждение прочитанного, художественный пересказ эпизодов романа

Художественный пересказ

Уметь: раскрыть приемы создания писателем комических ситуаций и  сатирических портретов

29.01

56

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».

1

Обсуждение прочитанного, художественный пересказ эпизодов романа

Анализ  эпизодов романа

Уметь: прослеживать сюжетную линию в романе, определять композиционную роль образов, подбирать аргументы, составлять устное и письменное высказывание

31.01

57 - 58

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».

Добро и зло в романе

2

Работа с текстом романа, художественный пересказ, беседа по вопросам

Устные ответы, подбор аргументов по заданной теме, примеры из прочитанных произведений

Уметь: прослеживать сюжетную линию в романе, определять композиционную роль образов, подбирать аргументы, составлять устное и письменное высказывание

2.02-5.02

59

Р. речи. Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

Урок обобщения и контроля. Написание творческой работы.

Сочинение

Уметь: применять полученные знания, письменно высказываться по теме сочинения

7.02

Литература периода Великой Отечественной войны (12 часов)

60.

Литература периода Великой Отечественной войны

1

Составление хронологической таблицы. Слово учителя

Опрос учащихся, конспектирование, индивидуальные сообщения

Знать: особенности развития литературного процесса рубежа веков. Уметь: подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

9.02

61

А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Лирика А.Т. Твардовского.

1

Слово учителя, сообщения учащихся, план, работа с материалом учебника

Анализ

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь: определять жанровые особенности и идейное содержание поэмы

12.02

62

Тема героизма простого солдата в поэме «Василий Теркин». Поэма «По праву памяти». Нравственно-философский смысл произведения.

1

Слово учителя. Беседа, выразительное чтение и анализ

стихотворений Твардовского

Тест, чтение наизусть, индивидуальный опрос

Знать особенности лирического героя Твардовского, уметь анализировать лирическое произведение

14.02

63-64

В.Быков. Очерк жизни и творчества. «Сотников» или «Обелиск»

2

Слово учителя, сообщения учащихся, анализ эпизодов повести, беседа по вопросам

составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе, особенности лейтенантской прозы. Уметь анализировать прозаический текст

16.02-19.02

65

Лейтенантская проза.

1

Лекция, выборочное чтение, конспектирование

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника

Знать: особенности развития литературного процесса рубежа веков. Уметь: подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

21.02

66-67

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда». К. Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи», «Крик».

2

Слово учителя, сообщения учащихся, анализ эпизодов повести, беседа по вопросам

 составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе, особенности лейтенантской прозы. Уметь анализировать прозаический текст

26.02-28.02

68.

Обзор произведений с военной тематикой. В. Богомолов, Е. Ржевская, К.Колесов «Самоходка № 120», М. Симашко «Гу-га», В. Закруткин «Матерь человеческая»

1

Слово учителя, сообщения учащихся, анализ эпизодов повести, беседа по вопросам

 составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов, составление тезисного плана

Уметь видеть публицистичность произведений, обращенность его к читателю, анализировать прозаический текст

2.03

69

Романы о Великой Отечественной войне. В. Гроссман «Жизнь и судьба» и Г. Владимов «Генерал и его армия»

1

Аналитическое чтение, беседа, индивидуальные сообщения учащихся

 составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов, составление тезисного плана

Уметь: выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на жизненный опыт.

5.03

70-71

Р.речи. Сочинение. «Человек в годы Великой Отечественной войны»

2

Урок обобщения и контроля. Написание творческой работы.

Сочинение с подбором аргументов по предложенным проблемам текста

Уметь: применять полученные знания, письменно высказываться по теме сочинения

7.03-9.03

Литература 50-90-х годов (20 часов)

72

Литературный процесс конца 50-90-х 20 века. Проза деревенская, городская, лагерная, эстрадная лирика, поэзия диссидентов, ироничная проза.

1

лекция

Конспектирование, презентация, работа с материалами учебника.

Знать литературный процесс 50-90-х годов

12.03

73

Лагерная проза. А.И. Солженицын. Судьба и творчество

1

Слово учителя, сообщения учащихся, составление плана, презентация, работа с материалом учебника

Конспектирование, презентация, работа с материалами учебника, индивидуальный опрос, сообщения учащихся

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе

14.03

74

 Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

1

Комментированное чтение рассказа, беседа по вопросам

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Уметь видеть публицистичность рассказа, обращенность его к читателю

16.03

75-76

А.И.Солженицын «Архипелаг Гулаг», «Матренин двор», «В круге первом»

2

Знать значение ГУЛАГА в жизни писателя и истории нашей страны. Уметь видеть значение портрета и интерьера в  тексте

26.03-28.03

77

В.Шаламов. Художественный мир писателя. Анализ «Колымских рассказов»

1

Слово учителя, сообщения учащихся, работа в группах, анализ рассказа, беседа по вопросам

Таблица, анализ эпизодов рассказов, составление характеристики героя

Знать биографию писателя, особенности «лагерной» прозы, натуралистичность описаний, образы зеков, испытание человеческих характеров. Уметь анализировать прозаическое произведение

30.03

78.

Обзор произведений Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Г.Н. Владимова «Верный Руслан»

1

Слово учителя, сообщения учащихся, работа в группах, анализ рассказа, беседа по вопросам

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Знать биографию писателя, особенности «лагерной» прозы, натуралистичность описаний, образы зеков, испытание человеческих характеров. Уметь анализировать прозаическое произведение

2.04

79.

Литературный процесс 1970-1980-х гг.

1

Лекция, презентация

конспектирование

Знать особенности литературы данного периода

4.04

80

Деревенская проза. Ф.А. Абрамов. Повесть «Алька», «Поездка в прошлое». Проза В. И. Белова.

1

Выборочное чтение, беседа, анализ эпизодов

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь проводить сюжетные линии

6.04

81-82

Творчество В.Распутина. Повести «Прощание с Матерой», «Пожар», «Живи и помни». Понятие «экология души человеческой».

1

Слово учителя, сообщение учащихся, анализ рассказа, беседа по содержанию

Конспектирование, презентация, работа с материалами учебника, индивидуальный опрос, сообщения учащихся

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь: выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

9-11.04

83-84

В.П. Астафьев. Нравственность и экология в произведении Астафьева «Царь – рыба»

1

Слово учителя, сообщения учащихся, работа в группах

 составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов.

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь: выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды

13.04-16.04

85

Городская проза. Ю.В. Трифонов. Повесть «Долгое прощание», «Обмен», «Дом на Набережной» и др. произведения писателя

1

Выборочное чтение, беседа, анализ эпизодов

 Презентация, индивидуальный опрос, сообщения учащихся

Знать биографию писателя, уметь анализировать прозаические тексты

18.04

86-87

Р.речи. Сочинение по произведениям писателей деревенской, городской, лагерной прозы. 

2

Урок обобщения и контроля. Написание творческой работы.

Сочинение с подбором аргументов по предложенным проблемам текста

Уметь: применять полученные знания, письменно высказываться по теме сочинения

20.04-23.04

88

Литература русского зарубежья. И.А. Бродский. Очерк жизни и творчества. Лирика

1

Лекция, слово учителя, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа

Конспектирование, работа со статьей учебника, выразительное чтение

Знать особенности лирического героя Бродского. Уметь анализировать лирическое произведение

25.04

89

Тихая лирика. Н.М.Рубцов

1

Урок-концерт, выразительное чтение, анализ стихотворений, сообщения учащихся, составление презентаций

Чтение наизусть, работа с материалами учебника, сообщения учащихся

Знать биографию поэта, особенности лирики, уметь составлять презентацию, анализировать стихи

27.04

90-91

Эстрадная лирика Е.Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, В. Высоцкий

2

30.04-4.05

Обзор литературы последних десятилетий (5 часов)

92

Литература рубежа 20-21 веков. Литература ситуации эпохи «перестройки и гласности».

1

Лекция, беседа по материалу учебника, составление хронологической таблицы

Конспектирование, работа со статьей учебника, беседа по вопросам.

Знать: особенности развития литературного процесса рубежа веков. Уметь: подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

7.05

93

Произведения Б.Акунина. Обзор повести «Пелагея и белый бульдог»

1

Комментированное чтение, беседа, работа в группах

Анализ эпизодов

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь анализировать прозаический текст

11.05

94.

Чувство времени в прозе В. Пелевина. Повесть «Омон Ра», рассказ Жизнь насекомых».

1

Комментированное чтение, беседа, работа в группах, анализ проблематики, сюжетной линии произведения, подбор аргументов

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь анализировать прозаический текст

14.05

95

Современная проза: А.Битов, В.Маканин,

А.Ким, Е.Носов, В.Куприн, Л.Улицкая, Т.Толстая, Д.Рубина,

Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков, Е. Гришковец, Е. Водолазкин, З.Прилепин.

1

Проектная деятельность. Представление проекта по выбранному произведению, презентация любимой книги, обсуждение сюжета, проблематики, героев произвведения.

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь анализировать прозаический текст, применять полученные за год знания, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, делать выводы из прочитанных произведений

16.05

96

Обобщающий урок за курс 11 класса.

1

Беседа по вопросам, обсуждение

Уметь применять полученные за год знания

18.05

97-102

Резервные часы (обобщение изученного, подготовка к ЕГЭ по русскому языку- аргументация)

6

Беседа, конспектирование, подбор аргументов из прочитанных произведений к текстам ЕГЭ по русскому языку, написание сочинений в формате ЕГЭ, подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе, индивидуальные задания)

Уметь применять полученные за год знания, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, делать выводы из прочитанных произведений

21.05-28.05

Итого: 102 часа (96 часов+ 6 часов резерв), сочинения - 7, развитие речи -16 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

рабочая программа по литературе, 5 класс, под редакцией Б.А. Ланина

          Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана-Граф, 20...

Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Ланина

Рабочая программа по литературе по учебнику Ланина : 6 класс...

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....