Проектирование как форма учебного процесса в общеобразовательной школе
статья по литературе (9, 10 класс) на тему

Демкина Марина Владимировна

 Обоснование  педагогической  эффективности  и  целесообразности  применения метода проектов  в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование как форма учебного процесса в общеобразовательной школе.

Что такое проект?

     «Проект»      от   лат.    «projectus»,   что   означает        «выброшенный    вперед»,

«выступающий». Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве»

Сущность метода проектов.

       Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

     Метод  включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и  творческих форм деятельности. Он  ориентирован на самостоятельную, индивидуальную,  групповую деятельность человека и предполагает решение проблемы, требующей интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки и искусства. В рамках образовательного учреждения чаще всего мы сталкиваемся с понятием «учебный проект»(1).

История применения  метода проекта в практике школы.

       Метод проектов оформился в США к 1919 году .Параллельно с американскими педагогами и философами Дж.Дьюи, В.Х. Килпатриком и Торндайком в  России

в 1905 г.С.Т. Шацкий с группой ученых начал  внедрять этот метод в школьную практику. В 1931 году метод проектов был осужден и до последних десятилетий в России не использовался(1).

      В  последние годы в отечественном образовании наблюдается вновь возросший интерес к этому методу, ориентированному на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческой деятельности учащихся, знакомство с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

        За последнее десятилетие подготовлены сотни печатных статей, монографий, посвященных проблеме использования метода проектов  в учебном процессе школьников, студентов и  дошкольников

        Изучая опыт коллег по применению метода, я узнала, что учителя Самары, Вятки, Москвы, Санкт - Петербурга  и других городов регулярно представляют свой опыт по реализации проектов в сети Интернета.

             Анализ конкурсных работ позволяет рассматривать проект как самостоятельную работу учащихся,  осуществляемую с помощью педагога-руководителя .

                 Проектную деятельность авторы статей рассматривают как:

−  метод обучения, который может применяться на уроках и во внеклассной работе, формировать большой спектр умений и навыков и давать школьникам необходимый опыт деятельности;

−  форму    организации      учебного   процесса, как самостоятельную практико-ориентированную работу интегративного  характера, в которой учащийся решает не только конкретные учебные, но и исследовательские, культурные, социальные или прикладные задачи, наполненные конкретным      образовательным   содержанием    и   практическим   смыслом   для учащегося.

Многими авторами разработаны  классификация учебных проектов

«Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимися на протяжении длительного периода. Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность  реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями и  личными проблемами, — примерно 20% учащихся 8–9-х классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы: «Как решать конфликты с родителями», «Как преодолеть барьеры в общении», «Эмоциональное благополучие».

            Организаторы проектов большую роль отводят исследовательским и творческим проектам. Я считаю, что их выбор определяется следующим:

           Учебный исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным  или  межпредметным. Проект может выполняться в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Проект может быть итоговым, оценивающим освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на проектную деятельность выносится  лишь часть содержания материала курса (1).

          Учебный творческий проект позволяет объединить в себе и повторение пройденного материала, и закрепление,  практическое и творческое  его применение. Применение знаний выполняет в учебном процессе несколько функций: способствует их активному осмыслению и более глубокому пониманию взаимосвязи теории и практики, пониманию межтемных и межпредметных связей, прочному запоминанию. Оно   способствует    формированию     эмоционально-ценностного отношения к знаниям, развивает творческое мышление и воображение ученика, его любознательность, что особенно ценно для дальнейшей учебной деятельности и формирования позитивного личного опыта

            Анализ тематики и типологии  перечисленных проектов позволяет сделать вывод о том, что выбор темы  педагоги прежде всего осуществляют в соответствии с содержанием и логикой предмета, смежных дисциплин, уровнем развития и  личными интересами школьников. Это отвечает стремлению практиков интегрировать знания и  осуществить личностно- ориентированный подход в обучении, способствовать формированию адекватной информационной среды. Большое значение придается и социализации обучения – в проектные группы входит широкий круг участников в возрасте от 10 до 17 лет.

          Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что в последнее десятилетие сформировалась новая форма учебного процесса - учебный проект, являющийся организационной формой работы, которая  ориентирована на изучение законченной учебной темы или  раздела и составляет часть стандартного учебного курса. Это совместная  учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата

         Какие же преимущества учебного проекта как формы обучения отмечают исследователи? Для учащегося  это, несомненно, возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, а результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы –  имеет  важное   прикладное значение, интересен и значим для самих открывателей.

На проектную деятельность педагогами возлагаются обширные задачи.

Педагоги  школы сегодня наблюдают, что проектная деятельность может научить детей умениям:

  • увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
  • планировать работу; поставить стратегическую цель и разбить ее на тактические шаги;
  •  оценить имеющиеся ресурсы (собственные силы и время) распределить их;
  • добывать информацию, оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации;
  •  оценить  результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  •  увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем

Кроме того, проектная деятельность способствует:

  • развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
  • развитию коммуникативной и информационной компетентностей;
  • решению профориентационных задач;
  • развитию  у учащихся абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления;
  • формированию интеллектуальных умений: аналитических, критических, коммуникативных;
  • приобретению практических навыков работы  в группе: брать ответственность за выбор, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
  • применению различных технологий, самообразования и самоорганизации.

     Таким образом, использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической

Для учителя проект – это интегративное  дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у  обучающихся, учить многим нужным и важным компетенциям:

     − проблематизации       (рассмотрению   проблемного     поля    и   выделению

подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих

из этой проблемы);

− целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

     − самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения

проблемы проекта);

     − представлению результатов своей деятельности и хода работы;

     − презентации в различных формах, с использованием   специально подготовленного     продукта     проектирования      (макета,   плаката,    компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

     − поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

     − практическому  применению школьных знаний в нетиповых ситуациях;

     − выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления

продукта проектирования(1).

              Исследователями отмечается  и психологическая целесообразность применения метода проекта, особенно в подростковом возрасте, т.к. проектирование позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности. Отмечается, что если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в необъективности взрослых. Таким образом, проектная деятельность удовлетворяет  потребности подростка  в равноправии, уважении и самостоятельности. Она также  удовлетворяет его склонность  к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным  замыслом; удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных

           Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт

        По мнению психологов, участие в проектной деятельности формирует адекватную самооценку, снижает   тревожность, повышает уровень психологической устойчивости.

       Обучение учащихся     в   условиях      проектной       деятельности    способствует     становлению познавательной      сферы      и    развивает    творческие    (творческое    воображение, невербальная  креативность)  и  образные  (пространственное  мышление    и  воображение, образное мышление и память) характеристики познавательных  процессов.

Проектирование - один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

В литературе, касающейся применения метода проекта в практике школы, отмечено, что большое внимание в последние годы отводится информатизации исследовательской работы учащихся.

В процессе применения в проектной деятельности средств ИКТ формируется человек, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, строить модели. Также происходит подготовка учащихся к   комфортной жизни в условиях информационного общества.

      Использование ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;
  • обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей.

Применение метода проектов с использованием ИКТ на уроках имеет большие преимущества:

  • способствует формированию компьютерной грамотности ученика и его информационной культуры;
  • развивает творческие способности учащихся;
  • позволяет осуществить системную интеграцию знаний из различных областей человеческой деятельности;
  • способствует успешной социализации учеников с помощью создания адекватной информационной среды;
  • предоставляет возможность углубленного изучения предмета информатики      В  связи с широким применением информационных технологий (ИТ), проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. В своей педагогической деятельности я имела возможность убедиться, что применение ИТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать  новые   способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии ), формировать основы информационной культуры. При апробировании учебного исследовательского проекта «Пушкинская эпоха в литературе первой половины19 века» мною было замечено, что  в результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению таких сложных предметов, как литература, история, МХК. В процессе  использования информационных технологий  в проектной            работе у них  формировалось отношение к компьютеру  как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях(5).

 Все вышесказанное свидетельствует о том, что проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно - и практико-ориентированной, что соответствует и современной Концепции профильного образования.

      Выводы:

По мнению исследователей, педагогическая эффективность и

целесообразность метода проектов заключается в следующем :

    Во-первых, он основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения.

    Во-вторых, реализует деятельностный подход в обучении.

    В-третьих, построен на принципах проблемного обучения.   

    В-четвертых, способствует развитию внутренней мотивации к учению и социализации знаний

    В-пятых, способствует развитию конструктивного критического мышления школьников.

    В-шестых, обеспечивает формирование основных компетенций учащихся:

    проблематизации;    целеполагания;    планирования деятельности;     самоанализа и рефлексии;    сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;    самостоятельного    поиска,   хранения   и      практического   применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей);    презентации хода самостоятельной деятельности и её результатов; коммуникативности и толерантности

         Таким образом, метод проектов – это новый подход к организации школьного обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной учителем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на фестивале педагогических идей. Школьный семинар - это форма учебного процесса.

Школьный семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися определённой темы, учебной проблемы под руководством учителя. В современной школе общеприня...

Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

   В статье предложены  пути   и методы  сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы

В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...

Проектирование социально-профилактических программ, реализуемых в общеобразовательной школе

Цель исследования: изучить и раскрыть особенности проектирования программ социальной профилактики  девиантного поведения подростков, разработать и реализовать проект, направленный на профилактику...

«Сетевая и электронная формы обучения в сельской общеобразовательной школе»

Практико-ориентированный проект «Сетевая и электронная формы обучения в сельской общеобразовательной школе»...