ФГОС.Практическая работа. Предметные планируемые результаты по литературе. 5 класс.
проект по литературе (5 класс) по теме

Макарова Ольга Николаевна

ФГОС. Практическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практическая работа42.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Практическая работа.

Макарова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы                                                                                                                                                                          МБОУ Михайловская СОШ Муслюмовского муниципального района

1.2.3. Личностные результаты освоения ООП 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются
следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.                                                                                                                                                                                                1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» являются:

  1. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью,прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватнопонимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2)в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3)в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4)в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

междисциплинарные учебные программы:

- Формирование универсальных учебных действий;

- Формирование ИКТ-компетентности обучающихся;

- Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Предметные планируемые результаты (литература), 5 класс. Содержание учебного предмета. Предметные результаты

Разделы

Содержание

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

  Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;

• работать с книгой как источником информации;

.создавать изображения в различных видах искусства на основе русских образов;

раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

•владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения;

•различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах литературы и других видах искусства;

 

Устное народное творчество

  Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Малые жанры фольклора.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

.

 • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;  сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

•  видеть черты русского национального характера в героях русских сказок.

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

 • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);                                             • учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,

• сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии.

Из древнерусской литературы

  Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять  с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;

• работать с книгой как источником информации.

 •   понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;

• работать с книгой как источником информации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

Из литературы XVIII века

  Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

 •  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять  с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

 

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос;                                              • создавать собственную иллюстрацию изученного текста;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;

• представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).

Из литературы XIX века

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» , «Волк на псарне».

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен

Василий Андреевич Жуковский.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Александр Сергеевич Пушкин.

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри.. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка Антоний Погорельский.«Черная курица, или Подземные жители».

Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок».

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps».

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).

Николай Васильевич Гоголь.

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Ночь перед Рождеством».

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Стихотворение «Крестьянские дети».

Иван Сергеевич Тургенев.

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой.

«Кавказский пленник».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев«Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев«Весна» (отрывок)И. С. Никитин«Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков«Зима» (отрывок)А. В. Кольцов«В степи».

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

• определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения                             • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;    • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с книгой и другими источниками информации                                              • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).                                                   . • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин.

«Косцы».

Владимир Галактионович Короленко.

«В дурном обществе».

Сергей Александрович Есенин.

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Павел Петрович Бажов.

«Медной горы Хозяйка».

Константин Георгиевич Паустовский.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак.

Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов.

«Никита».

Виктор Петрович Астафьев.

«Васюткино озеро».

 «Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне.

К. М. Симонов«Майор привез мальчишку на лафете...»А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин«Помню долгий зимний вечер...»; Прокофьев.«Аленушка»; Д. Кедрин«Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо«Города и годы».

Писатели улыбаются

Саша Черный«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос;

.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

• создавать собственную иллюстрацию изученного текста;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с книгой и другими источниками информации

• представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).                                                  анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон.

«Вересковый мед».

Даниель Дефо.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен«Снежная королева».

Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и Др.)- Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд«О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых ^ приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка; вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; понимать художественный текст и давать его смысловой анализ самостоятельно или по составленному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• определять  для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с книгой и другими источниками информации.

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).                       • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

• создавать собственную иллюстрацию изученного текста;

• представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).

Литература для учителя:

  1. Беляева Н. В. Литература.  Проверочные работы. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010г. – 79 с.
  2. .Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 класс. Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — Волгоград: Учитель, 2010. — 237 с.
  4. . Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Выпуск 3. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением (комплект: книга + CD). – М.: Планета, 2015. - 176 с.
  5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...Дидактические материалы по литературе. 5 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 239
  7. ЛяшенкоЕ. Л. Тесты по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 кл.». ФГОС (к новому учебнику). - М.: Издательство «Экзамен», 2015 г.                                                                                                                                                                                                                       

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии с планируемыми результатами. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника (34 ч.)

Календарно-тематическое планирование с планируемыми результатами по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

Календарно-тематическое планирование по биологии с планируемыми результатами. 6 класс. К учебнику В.В. Пасечника (34 ч.)

Календарно-тематическое планирование по биологии, 6 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения" (34 ч.)...

Календарно-тематическое планирование по биологии с планируемыми результатами. 7 класс. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные" (34 ч.)

Календарно-тематическое  планирование по биологии с планируемыми результатами, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные" (34 ч.)...

Итоговая работа достижения планируемых результатов обучения по алгебре при изучении темы: «Неравенства с одной переменной и их системы»

Итоговая работадостижения планируемых результатов обучения по алгебре  при изучении темы:«Неравенства с одной переменной и их системы»...

Лист достижения школьниками планируемых результатов в предметной области «Математика», 6 класс

Лист достижения школьниками планируемых результатов в предметной области «Математика», 6 класс...

Разработка проверочных работ под планируемые предметные и метапредметные результаты

Данная презентация может использоваться для выступления на МО учителей...

Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной...