Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в новелле О.Генри "Дары волхвов"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Ноздреватых Екатерина Валентиновна

Тип урока:изучение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon genri.doc60.5 КБ
Office presentation icon Презентация.2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Нравственные проблемы в новелле  О.Генри «Дары волхвов».  

Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя О.Генри, с понятием «новелла», с содержанием новеллы “Дары волхвов”; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья.

Планируемые результаты: Предметные : знать содержание новеллы «Дары волхвов»;сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей; выяснить, как автор относится к своим героям; Метапредметные : создать условия для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков;Личностные :создать атмосферу открытости, доброжелательности, включить эмоциональную сферу ребенка, обращаясь к его чувствам; способствовать развитию самостоятельной аналитической и оценочной работы;

 Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и материалы:презентация, карточки с заданиями, доклады учащихся

Ход урока

Деятельность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент.

Актуализация имеющихся знаний.

Начать нашу сегодняшнюю беседу я хочу с необычного вопроса:

- Как вы считаете, кому люди ставят памятники?

- За что люди удостаиваются такой чести?

- А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге? Какой бы книге вы поставили памятник?

-И именно этой чести было удостоено творчество писателя О. Генри. В городе Гринсборо в США стоит каменная книга высотой 2 метра. Эта книга раскрыта на новелле О.Генри «Дары волхвов».

И сегодня нам предстоит знакомство с личностью писателя и попытаться понять, что же необычного таит в себе рассказ «Дары волхвов» и почему этой книге поставили памятник.

Активизация мыслеречевой деятельности учащихся. Фронтальный опрос

II. Слово учителя.

Демонстрация презентации 

О.Генри – это псевдоним Уильяма Сидни Портера, американского писателя, книги которого любимы во всём мире. Он родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача. Он рано приохотился к чтению, любил романы Ч.Диккенса, У.Коллинза, В.Скотта, А.Дюма.

      Будущему писателю рано пришлось  начать зарабатывать деньги. В пятнадцать лет он становится дипломированным фармацевтом, в двадцать лет отправляется в Техас. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна.

      Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах , главное в которых – неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений определил так: «Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре миллионов».

Любимый жанр О.Генри – новелла. Новелла – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка. В новелле кульминация повествования раскрывается в финале. Именно это создает эффект неожиданности

Слушают учителя, делают необходимые

 записи

Запись определения в тетрадь

III. Вопросы по первичному восприятию.

- Дома вы прочитали новеллу О.Генри «Дары волхвов».

- Понравился ли вам рассказ? Что вам понравилось?

Любите вы сами получать подарки, а дарить?

А приходилось ли вам жертвовать чем-то, чтобы сделать приятное человеку? Могли бы пожертвовать?

- Понравились ли вам герои?

Ответы учащихся

IV. Постановка учебной задачи.

Тема нашего урока звучит так: «Мудрые уроки новеллы О. Генри «Дары волхвов». Запишите в тетрадь. Попробуйте определить цели урока.

Записывают тему в тетрадь, формулируют цели урока

V. Первичное осмысление материала и его анализ.

Работа с ассоциациями. Обратимся к названию рассказа «Дары волхвов».

На прошлом уроке вам было дано задание – подобрать ассоциации к словосочетанию «дары волхвов». Озвучьте их.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дар»?

Откроем доску со словарным определением и попросим учеников прочитать словарное определение и внести дополнения в их ассоциации: дар – пожертвование, способность, талант. (

«Дар есть благословение дающему».Ф. Герберт .  Какую характеристику слова «дар» можно взять из этого высказывания?

- Кто такие волхвы? Слово «волхвы» нам уже встречалось в этом году. При изучении какого произведения?

С каким праздником связана библейская история о волхвах? Какие дары принесли волхвы? Простые ли были дары волхвов?

Обращение к иллюстрациям. Вглядитесь в лица мудрецов на представленных здесь репродукциях, обратите внимание на цветовую гамму полотен, что вы можете сказать? Какие чувства испытывают волхвы, увидев Святого младенца? Как краски, используемые художниками, передают настроения и волхвов, и Девы Марии?

(дар – добро, любовь, радость, праздник,

мама).

(дар – благословение).

 ( «Песнь о вещем Олеге» Пушкина –

«Волхвы не боятся могучих

владык…», в значении «кудесник»)

Сообщение ученика (слайд –

 картина «Поклонение волхвов») (см. Приложение)

VI. Самостоятельная работа

Микроисследования  в группах. Сейчас вы займетесь поисковой литературоведческой работой, т.е. проследите, каким образом писатель выражает основную мысль. (карточки с заданием – см. Приложение)

Работа в группах

Выступления учащихся

 с результатами групповой работы

VII. Проработка содержания темы.  Мозговой штурм.

- Как вы воспринимаете их поступок?

- На что надеялись герои, выбирая друг другу подарки?

- Что думала Делла, когда выбирала цепочку?  Найдите в тексте

- Что бы подчеркнули гребни, которые Джим подарил Делле?

- А что получили герои с такими, на первый взгляд, бесполезными для них подарками?

Давайте снова вернемся к заголовку и посмотрим, как соотносится название и содержание новеллы. Для этого обратимся к последнему абзацу и выразительно прочитаем его. Затем ответьте на вопрос: почему «из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им»?

- Кого называет волхвами автор?

- Более того он ставит их даже выше волхвов, называя их мудрейшими из дарителей. Почему?

Объясните, почему рассказ называется «Дары волхвов».

- Положив начало обычаю дарить подарки, древние мудрецы дали людям возможность проявить себя в выборе дара, и в отношении к тем, кому готовится дар.

Джим теперь сможет любоваться своими

часами в любом обществе, окружающие люди также смогут увидеть эти часы и

 позавидовать.

Они поняли, что самое важное у них

в жизни все – таки осталось.

Это понимание того, что они

любят друг друга так, что готовы

друг для друга пожертвовать  

самым дорогим. (героев рассказа Джима

 и Деллу) 

(так как за их подарками

 стоит подлинная любовь,

подвиг самоотречения)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте снова вернемся к памятнику книге.    (слайд 1). Ответьте письменно на вопрос: «Почему именно этой книге поставили памятник».

- Над чем заставляет задуматься эта новелла? Какие мудрые уроки вы сегодня усвоили?

Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените».

Индивидуальная творческая работа.

Предполагаемые ответы учащихся:

 - Искренность, любовь, гораздо

 важнее, чем деньги.

- Самопожертвование способно

изменить жизнь, и серая проза

 жизни уступит место «поэзии».

IX. Домашнее задание

Ребята, давайте подумаем, что бы мы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег. Ведь не дороговизна в прямом значении этого слова определяет ценность подарка. Сочинение на тему: «Я подарю тебе…»

Запись ДЗ в дневники, составить 5 вопросов  

к новелле.

Сообщение ученика. Волхвы – Это цари, жрецы, маги, в восточно-христианских преданиях – мудрецы-звездочеты. Ведомые рождественской звездой, которая загорелась на небе, (как только Христос появился на свет) они идут поклониться Божественному младенцу и везут ему чудесные дары. В разных источниках указывается разное число мудрецов – от 3 до 12. Чаще называют трех волхвов – Каспар, Балтазар, Мельхиор, которые принесли Иисусу золото (как знак земного владычества), ладан (как знак божественного происхождения и небесной власти), мирру (смолу, которой умащали умерших, как намек на будущее распятие). В те времена благовония стоили так же дорого, как и золото. Именно от волхвов пошел прекрасный обычай дарить подарки в Рождество. А рождественская звезда стала украшением ёлки.

Задания

1 группа

I. Какова роль интерьера? Найдите описание квартирки Джима и Деллы.

- Почему так подробно описывается жилище Джима и Деллы?

- Как вы понимаете выражение "красноречиво молчащая бедность"?

II. О сокровищах.

 - Какими сокровищами обладают герои? Найдите их описания.  Сокровища ли это?- Как подчеркивается их красота?

III. - Почему, несмотря на бедность, они хотят сделать друг другу дорогие подарки?

IV. Художественные особенности новеллы. Проследите, как меняется цвет в новелле, как меняется настроение Деллы.

  1. группа
  1. Подсчитайте денежные доходы молодой семьи. Сколько раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы в рассказе? Какая сумма повторяется чаще других?
  2. Почему упоминается Царь Соломон* и царица Савская*? Кто это такие?
  3. Какие подарки, по вашему мнению, более ценны?
  4. Определите авторское отношение к героям в начале и в конце рассказа. Как он их называет? Почему?

*Царица Савская – легендарная царица богатейшего Сабейского царства, которая решила испытать мудрость царя Соломона, слыла красавицей и очень богатой женщиной.

*Царь Соломон – третий царь Иудеи, прославился своей мудростью, был наделен несметными богатствами.

3 группа

  1. Для чего и как Делла копила деньги. Что угадывается за её желанием?
  2. -Что и почему подарили Иисусу волхвы, что и почему подарили друг другу в канун Рождества Делла и Джим.
  3. - Можно ли назвать финал рассказа счастливым? (ответ подтвердите текстом)
  4. - Что герои, действительно, подарили друг другу?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дары волхвов» О, Генри

Слайд 2

Одни говорят:- Это страсти: Карты, вино, увлеченья - Все острые ощущенья. Другие считают, что счастье - Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживания. Что же такое счастье?

Слайд 3

Любовь, умение жертвовать личными интересами , личным счастьем ради другого, других- и является темой нашего урока. Жертвы или Богачи Мудрецы Мудрейшие??? Тема урока Кто наши главные герои:

Слайд 4

Почему рассказ называется так загадочно- «Дары волхвов»? Как рассказ связан с библейской историей и волхвами? Почему дары , а не подарки? Почему все происходит под Рождество? В ситуации какого нравственного выбора оказались герои? Как бы мы поступили, оказавшись в подобной ситуации? Проблемы урока

Слайд 5

Волхвы - цари, маги, в восточно-христианских преданиях мудрецы-звездочеты. Ведомые Вифлеемской звездой, они идут поклониться Божественному Младенцу-мессии и везут ему дары. Волхвы: Каспар, Балтазар, Мельхиор

Слайд 6

Францеско Франциа. Дары волхвов. 1500

Слайд 7

Какие бы вы выделили ключевые слова этого абзаца? Почему героине приходилось выторговывать каждый цент? Ради чего она готова перенести презрительные неодобрения? О чем говорит подобная бережливость? « А завтра Рождество», Почему абзац заканчивается именно этой фразой? Что для героини являет собой Рождество ? Проблемные вопросы

Слайд 8

Почему рассказ начинается с такого тяжелого нравственного испытания? Нужда ставит под угрозу право человека на ПРАЗДНИК. «Единственное, что можно было бы сделать,- это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь. Делла так и поступила.». Сочувствует ли автор героине? Безысходная ли это ситуация?

Слайд 9

Расскажите , как живут молодые. Мешает ли эта бедность быть счастливыми? Докажите, что их дешевая квартирка-обитель любви. Чем озабочена главная героиня? Почему она так переживает о подарке любимому?(она хочет купить не что-нибудь, а драгоценное, достойное «великой чести»). Подумаем вместе…

Слайд 10

Что это за сокровища четы Юнгов? Почти у каждого человека есть что-то заветное

Слайд 11

Итак, безвыходных ситуаций не бывает. Выход найден. Какой? Героиня всплакнула, приняв решение. Почему? Что ищет в магазине Делла? Какой подарок выбирает она? Почему? Какие достоинства цепочки подчеркивает автор? ( СКРОМНОСТЬ и ДОСТОИНСТВО).Наконец-то подарок куплен. Как меняется настроение героини? О чем она переживает? Погружение

Слайд 12

Какой подарок приготовил Джим? Почему? Как Делла преподносит свой? Когда? Что больше : 8$ в неделю или миллион в год?- вопрос автора? Какую роль в рассказе играют волхвы? Что они принесли младенцу Иисусу? Чего в их дарах не было в сравнении с четой Юнгов?

Слайд 13

Над чем я задумал(а)ся, прочитав новеллу? Что меня поразило более всего? Как бы я поступил(а) в подобной ситуации? Согласен(а) ли я с авторской позицией? Достойны ли герои уважения? Пример ли они для подражания? Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Проблемы экологии"

     Данный урок связан с экологической тематикой, которая приобретает все большее значение в наши дни и имеет неоценимый воспитательный аспект. Чем раньше школьники познакомятся...

План-конспект урока «Стефан Цвейг. Отрывок из новеллы «Гувернантка».

Открытый урок немецкого языка.Тема: «Стефан Цвейг. Отрывок из новеллы «Гувернантка»....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока и презентация. Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Организация  урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, - сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр...