Стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
методическая разработка по литературе (7 класс)

 раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayakovskiy.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Образовательные цели:

  1. раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;
  2. познакомить с изобразительно-выразительным средством - звукопись;
  3. расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях.

Развивающие цели:

  1. совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;
  2. развивать творческие способности учащихся.  

Воспитательные цели:

  1. подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
  2. формировать у ребят данные качества характера;
  3. воспитывать уважение к чувствам другого.

Оборудование: портрет В.Маяковского, иллюстрации к стихотворению, записи на доске (тема,  словарь непонятных слов), мультимедийный проектор

Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство)

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-проект

Методы:

  1.  словесный (слово учителя);
  2. исследовательский (творческие работы, создание образа улицы);
  3. практический (чтение стихотворения);
  4. частично – поисковый (нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте);
  5. личностно-ориентированный (восприятие, жизненный опыт)

Технологии:

  1. технология преподавания литературы как предмета, формирующего личность;
  2. технология сотрудничества;
  3. инновационно - коммуникационные технологии.

На доске словарь:

  1. Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
  2. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
  3. Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
  4. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
  5. Клёшить – от слова «клёш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
  6. Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
  1. ХОД УРОКА.

Орг.момент. –.

- Видеоролик о лошадях на песню «Я подозвал коня…».

-Вы наверно уже догадались, о чём или о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (Да, о лошади).

- Ребята, расскажите о пользе лошади в жизни человека? Какую роль она играет?

- Вы знаете,

…..видеть во сне белую  лошадь или скачете вы на ней - это очень хороший знак, он предвещает  встречу с хорошими людьми.

……

- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о пользе лошади, ну а я расскажу вам  одну историю. Она тоже ….

Чтение стихотворения наизусть В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» .

-Вы наверное узнали автора этого стихотворения. Да, это В.В. Маяковский .Вы с ним уже знакомы ещё с 6 класса.Но  я хочу всего лишь дополнить ваши знания о том, что в январе 1974 г. в Москве был открыт Государственный музей имени В.В. Маяковского. А это стихотворение, которое я вам сейчас рассказала называется «Хорошее отношение к лошадям».Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. В одном из своих писем Маяковский признавался: «Хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь». И 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь»  было напечатано стихотворение  «Хорошее отношение к лошадям». Откройте страницу учебника 2…

- Проведём словарную работу.

•        Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

•        Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

•        Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.

•        Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

•        Клёшить – от слова «клёш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

•        Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

Чтение стихотворения самим учащимся.

- Скажите, какие слова вам ещё непонятны?

Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади.

Переход ……..

Анализ стихотворения.

Давайте подумаем над темой  и идеей стихотворения.

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на скользкой  мостовой. А  как вы думаете, почему она грохнулась?(очевидно, от усталости)  Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».

Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтичном», слове.

-Какова главная проблема стихотворения?

В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта, гуманизм…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…

Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)

– Найдите, в каких строках  заключается главный смысл стихотворения?

Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте –

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

– Почему? (Слова поддержки и сочувствия могут помочь подняться и выдержать трудности.)

Обратимся к началу стихотворения:

Били копыта.

Пели будто:

– Гриб.

Грабь

Гроб.

Груб.

– Что необычного? (Форма.) Для чего лесенка? (Выделить каждое слово.)  Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.)   Такой приём называется  звукоподражания или звукопись.)

- Найдите выразительные средства языка.

1. Гипербола: 

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...

2. Эпитеты:

звериная тоска, пришла веселая

3. Метафоры:

Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.

Ветром опита» - ветром подсушена; влага, сырость «выпиты» ветром. «Льдом обута» -, передающая восприятие лошади: улица обута льдом, улица скользит, а не лошадь.
Концовка стихотворения. Как заканчивается стихотворение.

…и стоило жить,

И работать стоило.

- Как вы  думаете о чём это стихотворение?  ( о лошади). Ещё раз подумайте …..О человеке, о самого поэта.

Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.

Работа с учебником. И так в вашем учебнике есть отрывки из разных произведений. Послушаем их. Прочитают их…..

- Знаете  ли вы произведения тувинской литературы, в котором говорилось бы о негуманном отношении  к лошади?

В 6 классе вы прочитали произведение СалимаСурун-оола «Аът биле оор». «Лошадь и вор». Чтение стихотворения на тувинском языке.

Вывод;  

В этих произведениях упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет и пойдёт дальше.Многие смеются над упавшим, поскользнувшимся. Причем чем сильнее ушибся упавший, тем смешнее.  Попробуйте представить себя на месте упавшего – вам будет не до смеха, но в том-то и дело, что упал не ты, ты избежал этой неприятности и смеешься над неудачником. И только герой произведения не смеялся, а вглядывался в глаза лошадиные, наполненные слезами. Эти вполне осмысленные, полные боли и унижения глаза лошади, заставили человека обратиться к ней, как к человеку, попытаться успокоить, приободрить.

…и стоило жить,

И работать стоило.

Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества.

Творческая работа.

-Нарисуйте, что и кто есть на улице. Проявите своё творчество.

В иносказательном плане глупого человека называют ослом,

мудрого – совой,

хитрого – лисой,

неуклюжего – медведем,

а какого человека называют лошадью?  Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление.

Итог:        

     Для получения обратной связи можно использовать прием незаконченных предложений:

                       Получил удовольствие от того, как …

                         Испытываю радость от того, что …

                       Мне интересно было узнать, что …

                        Лично мне это нужно, так как я …

                      После урока я хочу разобраться в …

               Дома я хочу попробовать свои силы в …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

Презентация к уроку Идейно-художественное своеобразие стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Данная презентация позволит учителю сделать урок более интересным и выразительным....

Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....

Конспект урока-исследования по стихотворению В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Данный материал занимает 2 урока. Путь от метапредметных знаний к литературоведческому анализу, погружению в текст стихотворения. Задействованы различные каналы восприятия: зрительный, тактильный, слу...