Некоторые приемы сингапурской методики на уроках литературы.
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Куянова Анетта Захариевна

Некоторые приемы сингапурской методики на уроках литературы.

Авторы:

Рубцова Лариса Владимировна

Миночкина Ирина Анатольевна

Куянова Анетта Захариевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprobatsiya_singapurskoy_metodiki.pptx831.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Некоторые приемы сингапурской методики на уроках литературы Авторы: Рубцова Лариса Владимировна Миночкина Ирина Анатольевна Куянова Анетта Захариевна

Слайд 2

Роман И. А. Гончарова «Обломов»

Слайд 3

В изучении романа большую роль играет образ Петербурга: «В Гороховой улице , в одном из больших домов, население которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов» , - так начинается самый знаменитый роман И.А.Гончарова «Обломов». География Петербурга описана в романе схематично, но топонимические объекты определяют историю жизни главного героя Прием КОНЭРС ( Corners)

Слайд 4

Подумайте и выберите одно наименование петербургского объекта с точки зрения героя романа, Обломова Ильи Ильича : Гороховая улица Выборгская сторона Летний сад Площадь Островского, Александринский театр Прием КОНЭРС ( Corners)

Слайд 5

Перейдите в «угол» класса, согласно выбранному объекту. Обсудите командой в течение 2 минут, почему вы, Обломов Илья Ильич, выбрали это место? Как воспринимает герой это место? Что оно для него значит? С кем он встречается в этом месте? Ответчика назначает учитель. Прием КОНЭРС ( Corners)

Слайд 6

Подчеркнув несоответствие аристократической улицы запущенности обстановки комнаты, автор показывает, что Обломов всё же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа, что в нём есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. По времени жизнь его длится здесь всего один день, однако день стереотипный, сконцентрировавший в себе последние годы Ильи Ильича, когда его уже «почти ничто не влекло из дома». Отличительной особенностью обломовского хронотопа в данной части стали полная изоляция героя от окружающего петербургского и всего огромного мира и суточный жизненный цикл, определенный бесплодностью «внутренней борьбы» Обломова со своей апатией и инертностью. Гороховая улица

Слайд 7

Летний сад , любимое место прогулок самого И, А. Гончарова, становится свидетелем разыгравшейся драмы . « В саду почти никого нет... Листья облетели, видно все насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно. Впрочем, ясно, день хорош... В эти минуты лицо ее дышало такою детскою доверчивостью к судьбе, к счастью, к нему... Ах, как здесь хорошо: листья все упали... А там вон солнце, Нева... Пойдем к Неве... Что ты? Бог с тобой! Этакий холод... ...Она бежала, тащила и его. Он упирался и ворчал . -Как весело, как хорошо! - Какая это церковь? Летний сад

Слайд 8

«Нечего делать, он ехал в театр, зевал, как будто хотел вдруг проглотить сцену, чесал затылок и перекладывал ногу на ногу». Ольга «с упреком слегка оттолкнула его от себя: «Ты не здоров? Что с тобой?» – приставала она. «Нет, я здоров и счастлив», – поспешил он сказать, чтоб только дело не доходило до добыванья тайн у него из души». Александринский театр

Слайд 9

Мучением для Обломова постепенно становится сама любовь к Ольге: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились? Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, всё волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» Герой мечтает беззаботно спать «подле гордо-стыдливой покойной супруги», Ольга подчас выражает усталость и нетерпенье, смотрит строго, делает необдуманные шаги, встречаясь с ним наедине, обманывая тетку, плачет весь вечер и не спит ночь, если нет Обломова. Ее поведение становится подобно поведению пылкой любовницы. «Это болезнь, – говорил Обломов, – горячка, скаканье с порогами, с прорывами плотин, с наводнениями». На фоне холодного, спокойного осеннего Петербурга бушуют страсти в душах героев.

Слайд 10

Выборгская сторона — район Петербурга, в своём роде уникальный тем, что хотя и относится к историческому центру города, но при этом расположен по правому берегу Невы. Переехать на Выборгскую сторону для Обломова означает оказаться на обочине жизни . Это полное поражение. «Вечером в тот же день, в двухэтажном доме, выходившем одной стороной в улицу, где жил Обломов, а другой на набережную, в одной из комнат верхнего этажа сидели Иван Матвеевич и Тарантьев . Это было так называемое «заведение» для господ Выборгской стороны». Выборгская сторона

Слайд 11

«Обломов, — сообщает повествователь, — отправился на Выборгскую сторону, на новую свою квартиру. Долго он ездил между длинными заборами по переулкам. Наконец отыскали будочника; тот сказал, что это в другом квартале… — и он показал еще улицу без домов, с заборами , с травой и засохшими колеями из грязи. Опять поехал Обломов, любуясь на крапиву у заборов и на выглядывающую из-за заборов рябину. Наконец будочник указал на старый домик на дворе, прибавив: „Вот этот самый“… . Двор был величиной с комнату… Обломов сидел в коляске наравне с окнами и затруднялся выйти». Выборгская сторона

Слайд 12

Переезд с дачи на Выборгскую сторону приближает героя к Обломовке, к его потерянному раю. В. И. Даль пишет о том, что словом «облом» крестьяне называли домового. Обломов действительно будет напоминать доброго домового, который приносит в дом счастье и радость: он занимается уроками с детьми Агафьи Матвеевны, играет с ними, покупает гостинцы всем обитателям дома. С Обломовым в доме на Выборгской стороне поселяется солнце . После смерти Обломова домик на Выборгской стороне погружается во тьму: «Пустая улица, ведущая к дому Пшеницыной, обстроилась дачами, между которыми возвышалось длинное, каменное казенное здание, мешавшее солнечным лучам весело бить в стекла мирного приюта лени и спокойствия». Хозяйка явится для героя «добрым» «Божьим даром» (так прочитывается ее имя). В ее доме горит огонь очага, а сама она исполняет при нем роль хранительницы очага, его хозяйки. Служение огню и служение Обломову для нее сливаются в одно. Выборгская сторона

Слайд 13

«Мечта о счастье » в понимании героев романа

Слайд 14

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР ( FRAYER MODEL)

Слайд 15

Мечта – это нечто, созданное воображением, мысленно представляемое, предмет желаний, стремлений, то, к чему мы идём или стараемся идти всю жизнь или в течение конкретного отрезка времени. Определение

Слайд 16

Мечта – 1. то, что отличает нас от животных, 2. то, чем живёт человек, 3. то, что даёт полноценную(состоящую и из радостей, и из огорчений) жизнь, 4. то, что позволяет самосовершенствоваться, 5. то, что отмечено ЛЮБОВЬЮ, 6. то, что сбывается или не сбывается, 7. б ывает заветной. Для Ильи Ильича Обломова не сопряжена с деятельностью, с переживаниями, с напряжением, с преодолением, т.к. всё вышеперечисленное лишено искренней теплоты. Характеристика

Слайд 17

Илья Ильич Обломов мечтал о путешествиях вместе с другом, А ндреем Штольцом , о совершенствовании, о возможности менять мир, мечтал о семейном счастье с Ольгой И льинской, мечтал вернуться в Обломовку(с разными новыми экономическими, полицейскими и другими изменениями), мечтал о домашнем уюте и ПОКОЕ, о привычном укладе жизни, о семейном счастье(жена-мать, жена-хозяйка, «страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе»), о детях, о ТЁПЛОМ времяпрепровождении в кругу семьи и любящих друзей, о беседах про искусство и события в мире. Пример

Слайд 18

Андрей Штольц : «Моя ЦЕЛЬ – деятельность…» Ольга И льинская: «Она мечтала, как “ПРИКАЖЕТ ему прочесть книги”, которые оставил Штольц , потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему ЦЕЛЬ, ЗАСТАВИТ полюбить опять все, что он разлюбил ». Агафья Матвеевна Пшеницына: «ЛЮБОВЬ преобразила Агафью Матвеевну. Ее повседневный ТРУД приобрел «новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом ОБЯЗАННОСТЬ, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно». Цель не мечта. Потребность не мечта. Обязанность не мечта. ПРИКАЗ не мечта. Иллюзия не мечта. Мираж не мечта. Самообман не мечта. Химера не мечта. Утопия не мечта . Противоположный пример

Слайд 19

ОБЛОМОВЩИНА

Слайд 20

«Обломовщина» – одно из основных понятий, рассматриваемых в романе. Слово «ОБЛОМОВЩИНА» появляется, когда Обломов рисует Штольцу свой идеал жизни. - Это не жизнь!... Упрямо повторил Штольц … Это…( Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь.) Какая-то обломовщина, - сказал он наконец. …………….. Петербургская обломовщина!.. Деревенская обломовщина!

Слайд 21

Каждый член команды берёт 4 листочка бумаги Участники придумывают одно слово/словосочетание, обозначающее понятие «ЖИЗНЬ» Проговаривают это слово/словосочетание громко для членов своей команды Записывают слово/словосочетание на одном листочке бумаги Кладут листочек на центр стола лицевой стороной вверх, не закрывая листочки остальных членов команды Повторяют шаги, пока не используют все листочки Прием ДЖОТ ТОТС ( Jot Thoughts) (« мысли на столе», «запишите мысли»)

Слайд 22

Визит Волкова Визит Судьбинского Визит Пенкина Визит Алексеева Визит Тарантьева Эпизоды для анализа

Слайд 23

Каждый член команды берёт 4 листочка бумаги Участники придумывают одно слово/словосочетание, характеризующее жизнь персонажа анализируемого ими эпизода Проговаривают это слово/словосочетание громко для членов своей команды Записывают слово/словосочетание на одном листочке бумаги Кладут листочек на центр стола лицевой стороной вверх, не закрывая листочки остальных членов команды Повторяют шаги, пока не используют все листочки Прием ДЖОТ ТОТС ( Jot Thoughts) (« мысли на столе», «запишите мысли»)

Слайд 24

Жизнь Обломова в Петербурге Разговор Обломова со Штольцем после выезда в свет Мечты об идеальной жизни Обломова Эпизоды для анализа

Слайд 25

Каждый член команды берёт 4 листочка бумаги Участники придумывают одно слово/словосочетание, характеризующее понятие «обломовщина» Проговаривают это слово/словосочетание громко для членов своей команды Записывают слово/словосочетание на одном листочке бумаги Кладут листочек на центр стола лицевой стороной вверх, не закрывая листочки остальных членов команды Повторяют шаги, пока не используют все листочки Прием ДЖОТ ТОТС ( Jot Thoughts) (« мысли на столе», «запишите мысли»)

Слайд 26

Как можно раскрыть понятие «обломовщина»? Только ли жизнь Обломова можно назвать «обломовщиной»? Чего нет в жизни-обломовщине? Выводы

Слайд 27

Обломовщина – это не только лень, апатия души. Это бесполезное и пустое существование человека, однообразное « переползание » из одного дня в другой, жизнь без развития, косность души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физике для 7 класса с использованием мыслительных приемов Сингапурской методики

Тип занятия: урок обобщения знаний.Образовательная цель:  обеспечение качества обучения путем использования эффективных методик и образовательных технологий, представить в игровой форме понятия, ...

Использование некоторых структур сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы

Приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества  обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования наиболее эффект...

Использование сингапурской методики на уроках английского языка

В данном материале представлены некоторые элементы использования сингапурской методики на уроках иностранного языка...

"Некоторые приемы смыслового чтения на уроках биологии"

Проблема чтения в настоящее время является особо актуальной и смысловое чтение является одним из приоритетных направлений в обучении. Представляю вашему вниманию приемы работы с текстом, которые ...

Сингапурская методика на уроках английского языка

Современный урок по «Сингапурской» методике – урок, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.Поиск эффективных технологий, путей и метод...

Сингапурские методики на уроках английского языка

Сингапурские методики на уроках английского языка...